Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Исторические корни костюма семейских Забайкалья



2020-03-17 308 Обсуждений (0)
Исторические корни костюма семейских Забайкалья 0.00 из 5.00 0 оценок




Костюм представляет собой концентрированное выражение тенденций развития культуры и общества. Это понятие, включающее в себя все, что искусственно изменяет облик человека: одежда, головной убор, обувь, прическа, украшения. Элементы костюма позволяют четко определить и понять эстетические, социальные нормы, поведенческие стереотипы, традиции, обычаи народа.

По сравнению с другими видами искусства костюм обладает важнейшим качеством - возможностью реагировать на события в жизни народа, на смену эстетических и идеологических течений в духовной сфере. В костюме раскрывается глубинная сущность народной жизни. Одежда человека представляет собой непосредственный символ их индивидуального существования, существования определенной группы. В этническом многообразии Забайкалья среди русского населения выделяется этнокультурная группа, которую принято называть «семейские». Особый интерес для этно-регионального изучения на занятиях с учащимися по ДПИ представляет костюм семейских, как интеграционная в своих основах задача: его исследуют этнографы, искусствоведы, культурологи. Знания о костюме в культурологическом аспекте - мощный импульс к аналитической, исследовательской, творческой деятельности учащихся на уроках ДПИ.

Если исторический костюм - это правдивое зеркало прошлого, то неотъемлемым дополнением к нему служит современная одежда многих ныне живущих народов, раскрывающая нам в своем многообразии особенности их психологии. Народные и национальные костюмы представляют собой «стабильную» одежду, и претерпели лишь незначительные изменения. Костюм «семейских» Забайкалья в отличие от современного связан с религиозными представлениями, многовековой обрядовой традицией, включен в жесткую семантику установлений эпохи (возрастную, сословную, конфессиональную).

Вышесказанное определяет логику изучения костюма: от существенного в самих основах бытия (вечного) к значимому во времени (историческому). В этом контексте как «вечное» может быть рассмотрено, например, такое явление культуры, как рубаха. Она содержит в себе символы земледельческой культуры, брачного и родильного обрядов. Внешний вид и символическое значение этой одежды помогают проследить процесс ее трансформации (от Древней Руси).

Слово «костюм» пришло в русский язык из французского, в котором соответствует понятию «обычай» (costume). Таким образом, «костюм» - это не только элемент одежды, но и то, что, собственно, и создает облик человека конкретной эпохи: традиция использования определенных видов ткани, отделки, орнаментов. К костюму относится и манера манипулирования вещью. Так проявляется отношение человека к себе, к общественному устройству, миру.

В быту воспитывались основные эстетические идеалы староверов: представление о красоте и гармонии в природе, любовь к иконе, опрятности народного костюма, любовь к фольклору - все это способствовало созданию костюма семейских.

Следует отметить, что первоначальный состав старообрядческих групп до переселения в Сибирь, как показали исследования, этнографически неоднородный, что объясняет некоторые различия в одежде между забайкальскими, алтайскими старообрядцами, семейскими, проживающими на территории Бурятии, костюм которых отличается от костюма семейских более северных районов.

Обязательными атрибутами костюма семейской женщины были рубаха, сарафан прямой и косоклинный, фартук (запон) традиционного кроя из ярких и контрастных по цвету тканей. Костюм дополнялся длинным тканым поясом с узором. Семейские женщины шили рубахи и сарафаны из привозных китайских (даба, далема, бурс, чесуча, камка), русских и европейских (плис, кашемир, ситец, бумазея) тканей.

Консерватизм быта старообрядцев, их удаленность от центральных районов явились в значительной степени причинами, объясняющими длительность сохранения старинной одежды у этой группы, но это не означало, что она оставалась изолированной от внешних влияний и не изменялась, как и художественные традиции и вся их культура.

Между семейскими и окружающим населением устанавливались взаимополезные связи в хозяйственной жизни, кустарных промыслах (резьба, роспись, производстве ювелирных изделий). На формирование костюма сказалось влияние народов Восточной Сибири - бурят (в многоцветной вышивке шелками, строчке, тамбуре и причины использования элементов одежды семейских, а также гендерные, знаковые особенности костюма. Костюм семейских Забайкалья тесно связан с историей и эстетическими воззрениями его создателей. В связи с суровыми климатическими условиями в комплекс одежды семейских входили: штаны, шубы, платки, теплые вязаные носки и т.д. Для изготовления одежды использовались материалы: шкуры животных (кожа), меха (шерсть).

Обязательным атрибутом как женского, так и мужского костюма семейских является рубаха, которая имеет очень глубокий символический смысл, является символом единства, благополучия и гармонии, поэтому она непосредственно прилегала к телу.

Семейские Забайкалья обладали большим сельскохозяйственным опытом и трудолюбием. Для работы в поле необходима удобная одежда, поэтому мужчины и женщины подпоясывали рубахи, носили штаны с ластовицей (шкеры).

Женщины носили платки, убирая волосы, и сарафаны с широким подолом для сбора урожая.

Делая обобщения, можно сказать, что костюм семейских Забайкалья - один из стойких уникальных этнических индикаторов, важный элемент материальной культуры и подлинное явление большого искусства, синтезирующее различные виды декоративного творчества.

Мы видим межэтническую коммуникацию, этнические контакты, обмен между двумя и более этническими общностями материальной и духовной продукции их культурной деятельности, осуществляемой в различных формах.

Таким образом, многогранное искусство семейских имеет свои особенности, присущие ему, сложившиеся в XVII-XIX вв. в период неоднократных поселений.

В костюме семейских Забайкалья нашли применение китайские ткани (даба - далемба). «Темно-синий, черный, в магазине брали» - подтверждает одна из семейских женщин. Применяли шелка (бурс, кинфа, чесуча). У бурят были заимствованы: доха, меховая шапка (малахай). Костюм семейских включает не только северорусские особенности наряда (прямой сарафан в шесть полос и кичку), но и некоторые элементы польского, белорусского и украинских костюмов (гачи, шаровары, ношение «корольков», т.е. бус), а также способы повязывания платков. «Имеются в семейской одежде и южнорусские черты: бисерные украшения, девичий косник, налобная бисерная повязка, дутые бусы, яркие ткани, украшение цветами (живыми и искусственными) и птичьими перьями. Женский костюм включает в себя следующие элементы: рубаха, сарафан, нижняя юбка, пояска, запон и кичка, кокошник (для замужней женщины), медный крест, бусы, позатыльник, повязки и другие» - отмечала в своих трудах Г.С.Маслова.

В теоретической части занятий по ДПИ, возможно вовлечение учащихся через игру, драматизацию и другую актуальную для ребенка деятельность в диалоги о формах бытового устройства, человеке, его культуре, идеалах. Педагогическая задача заключается в том, чтобы, во-первых, не упустить возрастные возможности ребенка чувствовать, переживать, размышлять о жизни и человеческих судьбах, а во-вторых, поднять на новый, качественно более высокий уровень эту внутреннюю работу. Активизировать образное мышление ребенка через систему вопросов, которые требуют знания народных традиций, погружения в историю и мифологию.

На уроках ДПИ возникает необходимость преподавания культурологических знаний по региональной культуре для учащихся и вопросы по культуре семейских Забайкалья. «Как называется головной убор женщины в семейском костюме» предполагает односложный ответ: «кичка». «Как на Руси, по народным представлениям, головной убор женщины мог защитить ее дом от беды?» сложнее по смыслу. В ответе могут быть использованы такие понятия как «повойник», «кика», «орнамент», «цвет» и т.д.

В процессе диалога происходит осмысление слова «беда» (горе, увечье, бедность, позор, бездетность). Проблема, затронутая в вопросе, касается семейных отношений, и личных переживаний человека, и эстетического поведения женщины.

Это знание декоративных образов, и особого, сейчас в значительной степени утраченного, языка, полного многозначности, поэтических метафор и иносказаний.

Этот язык был связан с очеловеченным, мифологизированным миром природы. В силу специфики образного мышления семейских Забайкалья каждое изображение (в росписях, резьбе, вышивке) могло стать поводом для развития заложенного в произведении действия. Известную информацию о круге представлений крестьянина дают загадки. Хотя среди фольклористов нет однозначного мнения об историческом возрасте ряда загадок, некоторые их виды обнаруживают связь с поразительно глубокой древностью. Много народных загадок связано с природой и ее явлениями, в них окружающий мир рисуется знакомыми образами, в виде частей дома, предметов быта, предметов одежды.

С учащимися на уроках ДПИ можно рассмотреть загадки семейских Забайкалья.

«Синие потолочины золотыми гвоздями приколочены» (ночное небо и звезды).

«Из окошка в окошко - золото веретешко» (солнечный лучик).

«Стоит в кичке Орина выше овина, клонится, не переломится» (журавль у колодца).

Или «Лютая свекровь семью стережет, свекровь рассердится - семья разбежится» (матица).

Печь в избе могла быть «великаном в углу» или «Стоит Матрена здорова, ядрена, зенки (глаза) и пасть открыват, что дают - глотат». Очень древнее содержание прочитывается в этом образе, связанном с магией жизни. Рогатина для печи, это и рогатое женское существо - устойчивое антропоморфное изображение (рогов) в вышивке. Исследователи указывали на сходство кички - женского головного убора - с рогами коровы. Рога, в свою очередь, связывали с плодородием и благополучием. Тем самым печь с отходящими от нее воронцами, разграничивающими избу на углы, соединялась с важными культами в жизни семейских Забайкалья - культом плодородия и зажиточности.

Существовали обряды, целая система примет, оберегов, то есть чего не следовало делать, чтобы не навлечь гнева неведомых сил. Верили в воздействие на них колдовским словам, заговорам. По представлению семейских Забайкалья каждый дом находятся под покровительством духа, оберегавшего огонь в печи и скотину во дворе. Эта вера в духов-охранителей отражалась в устном творчестве и народном изобразительном искусстве, где прослеживаются две стороны магии - охранение от зла и пожелание добра.

И в устном, и в песенном творчестве семейских Забайкалья, особенно в песнях, отражены народные традиции. Учащимся на уроке ДПИ задается вопрос: «Почему в песнях семейских Забайкалья «Красный сарафан» такое важное место отведено образам сарафана и расплетенной косы?» Лучше задать детям после прослушивания этого музыкального произведения. В нем содержится смысловая ориентация и на элементы традиционного свадебного костюма, и на образ свадьбы как смерти и возрождения в новом качестве. Педагог иллюстрирует учащимся преемственность народных традиций как генетическую черту этого художественного направления; донести до сознания учащихся, что опыт ушедших поколений актуален и сегодня.

Сегодня о костюме говорят как о явлении, с одной стороны исключительно связанном с модой, социумом, а с другой - как области тотального самовыражения человека. В диалоге с учащимися ставится основной акцент на творческое осмысление проблем костюма. В диалог необходимо включить дискуссию о возможных в языческой культуре традиционных формах головных уборов и обоснование собственной концепции поиска наиболее острого, художественного воплощения аллегорической идеи (живописного, графического, пластического). Диалог следует закончить либо творчеством ребят, либо их поисковой работой с изобразительным материалом.

Формулировки вопроса могут быть проще и сложнее в зависимости от возраста детей и степени их готовности к диалогу. Главное в нем - поступательная динамика проникновения в культурологический материал: от знакомства с понятием или фактом - к его активному использованию, а затем к творческому осмыслению в контексте культурной преемственности. Педагогической задачей на занятиях с учащимися по предмету ДПИ - полученные знания, эмоции и опыт (практический) помогут формированию стиля их мышления и деятельности.

Костюм семейских Забайкалья прошел в своем развитии долгий путь, тесно связанный историей и эстетическими воззрениями его создателей, истоки которых уходят глубокими корнями к истории Древней Руси.

Задавшись целью рассмотреть древнерусский костюм, мы должны прежде всего определить, какие функции он выполнял во всей культурной системе своего времени.

Ответ, казалось бы, очевиден: одежда защищает от холода, украшает. Это - взгляд современного человека на нашу обычную одежду. Но когда мы углубляемся в изучение костюма исторического, перед нами предстает целая система знаков, складываемых в своеобразный язык - язык, который был хорошо знаком людям далекой эпохи. Одежда содержала множество смысловых уровней, соответствовавших основным видам жизнедеятельности человека.

Прежде всего, костюм выполнял религиозно-магическую функцию в трудовых и праздничных обрядах. Он через детали и орнаментацию связывал человека и его род путем этических обязательств с высшими силами мироздания. Отдельные детали костюма в представлении древнего славянина обладали магической силой, с помощью которой они оказывали воздействие на предметы и явления внешнего мира - способствовали исцелению от недуга, преумножению богатства. Не менее важная роль отводилась костюму в системе общественных отношений, то есть он выполнял социальную функцию. Древний славянин считал, что каждому от рождения богами и духами предопределено его земное предназначение. Духи рода берут человека под свое покровительство, и это обязательно должно отразиться в его облике через костюм. Собственное место в мире священно, и человек с честью и достоинством подчеркивал своим внешним видом то, как добывает он свой хлеб, какую общественную роль даровала ему судьба. Такое наглядное представление о занятии и статусе человека облегчало коммуникацию между людьми. Костюм регламентировал формы их взаимоотношений.

Отражая представления народа о красоте, костюм тем самым выполнял эстетическую функцию. В каждое конкретное историческое время в обществе при единстве эстетических представлений выделяются группы людей, обособленных принадлежностью к той или иной религии, определенному сословию, роду деятельности. Они составляют внутри культуры целого народа «малую» культуру (субкультуру). Взгляды на красоту у них могут быть различны. Поэтому-то древнерусские традиции несут в себе и красоту языческих обрядов, и строгую, чистую красоту монастыря, и мужественную красоту дружинного воинства, и торжественную красоту церемоний. Костюм выражал ту эстетику труда, обряда, веры, веселья, которую несла в себе жизнь, повседневный или праздничный наряд. Понимания красоты костюма древних славян отличались от современного. Ее определяли не яркость и богатство одежды, не фантазия в покрое, а соответствие религиозному и общественному идеалу.

Язык костюма древних славян был обращен и к традиции поминания предков. Эта, казалось бы, религиозная функция костюма порождала еще одну его роль в культуре. Почитания предка - следование его заповедям, жизненной и бытовой практике. Предок - тот, кто перед тобой, кто определяет своим опытом весь строй твоего поведения, духовного и хозяйственного уклада. Таким образом, задачей каждого человека становилась необходимость сохранять предначертания отцов и дедов. И в костюме (деталях и отделке) отражалась его мемориальная функция, способствовавшая осознанию индивидом своей принадлежности к семье, роду, племени, государству. Костюм определял также границы дозволенной интеграции с иноплеменниками и в то же время ставил запреты на проникновение их культуры.

Костюм выполнял утилитарную гендерную функцию. Костюм представлял собой и военные доспехи - защищал и реально, с помощью материалов и приспособлений, и символически, через символику кроя, орнамента, через обереги, магию меха, зубов животных.

Все это имело силу и в охотничьем деле, ведь каждый древний славянин являлся и добытчиком - охотником, рыболовом. В практике хозяйствования человек исследовал мир природы, учился брать с пользой ее дары, но и не забывал отдать ей долг в обряде, жертве, молитве.

В итоге названы те знаковые уровни символики костюма древних славян, которые имели значение и проходили через практику каждого человека далекой эпохи Киевской Руси. Функции костюма: религиозно-магическая, социальная, эстетическая, мемориальная, утилитарная, гендерная, важны для семантического понимания костюма любой эпохи, в частности для понимания костюмов семейских Забайкалья, где в сущности много общего. Костюм семейских Забайкалья тесно связан с историей, с эстетическими воззрениями древних славян. Костюм существует в культурном пространстве эпохи. Из бытия и быта черпаются знаки, составляющие смысловые уровни культуры (высокое - низкое, духовное - земное).

На формировании древне-русского костюма не могли не сказаться и ведущие способы хозяйствования. Именно они в первую очередь определяли характер одежды самой многочисленной группы населения - земледельцев. Аграрный тип культуры создал тот круг представлений о мире, человеке, который был отражен в костюме. Возделывание земли было долгом пахаря. Сама земля и ее плоды обожествлялись. Этот земледельческий культ находил яркое отражение в символах костюма через его детали, орнаменты, обереги, животную магию. перед древним славянином открывался мир, разделенный надвое: мир необузданных стихийных сил, враждебных - «черный свет»; мир ясности, подаренный богами - «белый свет». Эти понятия отражались в символике и магии цвета: черный - черный свет, белый - белый свет. Цветом человеческой жизни и обряда был красный. Характерно, что эта троичная система мировидения и цветовосприятия нашла широкое отражение в костюме: белый свет - полотно, хтонический (подземный) мир; черный свет - черная полоса; ритмы обряда, жизни человека, знаки мироздания - красный орнамент вышивки. В мотивах древних славян, дошедших до нас вышивок отражены следы архаичных верований в одушевленную природу (анимизм), священного зверя (тотемизм), магическую силу предметов (фетишизм). Для исследователей костюма эти сведения важны, потому что они дают представление об условиях жизни древних славян, в которых создавался «облик», «обычай», то есть в костюм как культурное и художественное целое.

«Культура эпохи создает многообразные социокультурные типы, которые раскрывают ее символику, демонстрируют традиции общественной и религиозной жизни, отражают идеалы, нравы, поведение людей своего времени, целостно выражая и представляя менталитет в культуре» - писала в научных трудах Л.И. Шерстова.

Крестьянская одежда была основой, формирующей все эстетические принципы, которые позволяют говорить о художественной образности и самобытности древних одежд и национального костюма. Важнейшие характеристики крестьянского костюма - значительная длина, определяемая этикой, просторность, шитье «с запасом». Пластически силуэт костюма вписывался в вытянутый прямоугольник или неширокую трапецию с большим основанием внизу. Динамику в костюм вносили яркие полосы узоров, получаемых вначале браным и закладным ткачеством. Жизнь древних славян определялась кругом норм, ритуалов, практических умений, которые человек должен был передать своим потомкам.

Традиции существовали в двух мирах бытия - мужском и женском. Эти миры пересекались в свадебных, родильных и земледельческих обрядах.

Костюм крестьянина в древности состоял из традиционного набора деталей. Основой была рубаха. Комплекс костюма включал нижнюю, грубую рубаху из поскони (домотканой материи из волокон конопли) и верхнюю, из ткани более тонкой и нарядной. Верхняя рубаха в повседневном быту не использовалась (и, как правило, свидетельствовала о достатке, либо о высоком положении владельца).

Белый цвет полотна имел сакральный смысл (мир духовный) и без орнаментов символизировал траур, обращение к предкам. Орнамент привносил в костюм импульс жизни. Знаки солнца, земли, огня, птицы, вытканные или вышитые на рубахе, определяли магию мужского мира. Орнаменты располагались по краю подола, рукавов, ворота, вдоль швов - как оберег, черта охраняющая тело человека и его возможности двигаться. Конструкция рубахи включала в себя ластовицы - небольшие полотнища ткани, вшитые под мышками в проймы рукавов. Пояс - оберег дополнял костюм, и по существу, являлся главнейшим элементом одежды, т.к. значение пояса в культуре столь высоко, что ему посвящены статьи и монографии Г.С. Масловой, Д.К.Зеленина. Это не случайно, так как пояс, по представлениям наших предков, определял место человека в освоенном богами и людьми мире, защищал от злого глаза, неведомых сил. Опояска - первое, что надевали на тельце новорожденного, чтобы включить его в родовой круг, связать с прародителями семьи. Пояса ткали с магическими узорами, делали длинными, чтобы можно было несколько раз охватить стан. В пояса прятали вещи, которыми особенно дорожили, к поясам подвешивали обереги.

И пояс, и рубаха сопутствовали человеку до самой его кончины. Сын встречался с жизнью в свадебной рубахе отца; она была его родильной пеленкой. Нарядная рубаха играла главную роль в свадебном обряде и погребальном.

Взрослому мужчине в быту нужны порты (одежда для ног), которые состояли из двух отдельных половин - гач, собранных на веревочном поясе - гашнике. Обувью славян традиционно считают комплект лаптей с опучами, но бытовала и кожаная обувь: поршни, постолы, вытяжные сапоги. Украшенные прорезями, вышивкой, они являлись декоративным элементом костюма. Возможно, семейские переняли этот обычай - «украшательство».

Все, что мы называем теперь «украшениями» в древности имело религиозный, магический смысл; да и сегодня утратило его не вполне. Украшения в древности надевалось не столько «для красоты», сколько в качестве амулета, священного талисмана - по-русски «оберега», от слова «беречь», «оберегать».

Древнеславянский женский наряд включал в себя (как, впрочем, и наряд современных женщин) гораздо больше украшений, нежели мужской.

Украшения, костюм женщины также вводит человека в особый мир - мир продолжения рода, сохранения заповедей предков, обычаев. Роль женщины в доме обожествлялась, а ее повседневные дела приравнивались к магическим действиям: затопить печь, замесить тесто, ткать, прясть - все эти работы были овеяны духом тайн и сакральным смыслом. Кстати, как раз женщина в первую очередь владела священным умением создавать ткань и одежду.

Костюм женщины также состоял из рубах, но более длинных, чем мужские. Смысл орнамента, вытканного или вышитого на них, соответствовал виду деятельности хозяйки (работа в поле, по дому и т.п.). Традиционно женские мотивы орнамента - знаки воды, луны, плодородия и изобилия, стилизованные олени, кони, кресты как носители солнечной силы. Центральное место в орнаменте (не только женском) занимает дерево - знак миропорядка, союза разных стихий мироздания.

Пояс не менее значим в женской одежде, чем в мужской. Его роль велика в обрядах инициации (посвящение во взрослую жизнь), в свадебной, родильной и погребальной магии. Через пояс переступали и жених, и невеста, входя в дом. Роженица также должна перешагнуть через красный тканый пояс для удачного разрешения от бремени. Девушки изготовляли пояса как приданное и как свадебные подарки - откупы духам дома, двора, источника, леса. Эти обычаи сохранились и у семейских Забайкалья.

В комплекс женского костюма входила - понева (род юбки, но распашной). Сохранилась в южных областях России до ХХ века. Огромную роль в костюме женщины играл головной убор. Он был символом репродуктивной силы женщины, ее связи со стихиями земли и воды. Головные уборы несли и животную магию: украшались пухом и перьями, они как бы переносили на женщину свойства биологически сильных, плодовитых птиц и зверей. От этого обычая получил позднее женский убор название «кокошник», ведь «кокош» - древнее название куриной пары - петуха и курицы.

«Солнечная» символика хорошо прослеживается в орнаменте костюма семейских, а у славян в круглых привесках-оберегах, также входивших к женский убор. Слово «бусь» в современном значении начало употребляться в русском языке с XVII века, до тех пор, по всей видимости, славяне называли эту разновидность украшения «ожерельем», то есть «тем, что носят вокруг горла». В древности бусы являлись любимым украшением женщин из северных славянских племен. Одежда славян оказала определенное влияние на русский костюм, а особенно на костюм семейских Забайкалья; под ее воздействием к середине или концу XIV века появилось то, что мы называем теперь «сарафаном». Только именовали его по-другому - «саян», «шушун» и т.д.

Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что костюм семейских Забайкалья прошел в своем развитии долгий путь, связанный с эстетическими воззрениями его создателей - древних славян и раскрыть исторические корни костюма семейских Забайкалья как целостную систему.

 




2020-03-17 308 Обсуждений (0)
Исторические корни костюма семейских Забайкалья 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Исторические корни костюма семейских Забайкалья

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (308)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)