Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Прялки семейских Забайкалья



2020-03-17 356 Обсуждений (0)
Прялки семейских Забайкалья 0.00 из 5.00 0 оценок




Изготовление прялок у семейских Забайкалья не было промыслом, скорее мелким ремеслом, обслуживающим небольшую округу. Основная коллекция прялок хранится в фондах Читинского краеведческого музея им. Кузнецова и Гладких, в коллекции входят прялки, собранные научно-исследовательскими экспедициями и переданными от частных лиц.

Основанием для выделения прялок семейских Забайкалья послужило своеобразие их формы и декоративного убранства. Эти прялки относятся к корневым «саморослым». Для них характерна широкая, сильно вытянутая лопаска. Плоскость лопаски спускается почти до основания прялки, ее ножка короткая, прочная.

Наблюдается и смешанный характер декоративной обработки - резьба и раскрас (редко роспись). Раскраска обычно ослабляет декоративность выемчато-трехгранной резьбы. Геометрические мотивы трехгранно-выемчатой резьбы покрывают лопасть и ножку прялки. В центре лопаски располагается обычно сложная композиция из крупной розетки и обрамляющих ее мелких розеток, полурозеток, дуг. Верхняя и нижняя части лопаски покрыты горизонтальными и диагональными рядами орнаментальных полос, каждая из которых построена на повторе какого-либо элемента-квадрата, ромба, треугольника, веерообразных и звездообразных форм. В прялках семейских Забайкалья ощущается глубокая традиция трехгранно-выемчатой резьбы Русского Севера и по своим выразительным средствам близка к местным видам «глухой» и строчечной вышивки, бранного ткачества. Лаконизм геометрических мотивов, обобщенность декоративной композиции позволили Б.А.Рыбакову рассматривать композицию декора семейских «как разновидность композиций космогонического типа, связанную с языческой культурой. Весь облик прялок - высоких, массивных, простых в очертаниях, выполненных из тесаных топором досок - напоминает о древних монументальных формах искусства».

Таким образом, можно сделать вывод, что роль прялки отвечала у семейских Забайкалья многим социально-психологическим потребностям сельского быта. Прялка была знаком всего бытия семейской женщины, в особенности высшего этапа ее жизни - девичества, где роль прялки - символ девичьих посиделок. Прялка сопровождала последующую жизнь женщины, будучи одновременно знаком связей между членами семьи - отец делал прялку для дочери, муж - для жены, мать передавала ее дочери по наследству, жених дарил невесте. Прялка по существу не была предметом быта, скорее, символом бытия. Ее выраженная художественная функция определила то совершенно особое место, которое прялка семейских Забайкалья занимает в народном искусстве XIX-XX вв. Прялка семейских Забайкалья - один из стойких этнических индикаторов, важный элемент материальной культуры и подлинное явление декоративно-прикладного искусства.


Заключение

Декоративно-прикладное искусство - важный элемент духовной и материальной культуры семейских Забайкалья. Многообразие видов, форм народного творчества, яркая декоративность художественного решения, самобытность орнаментации и техник ее использования - характерные особенности искусства семейских Забайкалья.

Большое значение для понимания сущности народного искусства имеет работа В.М.Василенко «О содержании в русском народном искусстве Сибири».

Обобщая труды исследователей, занимавшихся вопросами семантики сюжетов и конкретных тем (А.К.Чекалов, В.М.Василенко, О.В.Круглова, Б.А.Рыбаков), он приходит к выводу о своеобразной основе жизненности древних образов: «В сюжетах и темах народного искусства, в его содержании существуют как бы два аспекта: один - сохранение древних образов, их жизнь в наглядных изделиях (росписях, резьбе, костюме), и второй - их новое понимание, новое истолкование, не только зрительное, но и фактическое; большинство древних образов не дошло до нас такими, какими они родились в незапамятные века».

Из научных трудов В.П.Даркевича следует, что «…Народ оживил, одухотворил и одежду, и предметы творчества и саму избу, назвав ее части: очельем, причелинами». Эта одухотворенность, уподобление человеку, перенесение его отдельных качеств на явления и предметы порождали зачастую в крестьянском сознании известную сопричастность к происходящему в окружающем его мире.

Жизненность отдельных орнаментально-декоративных образов (роспись, резьба, вышивка) для крестьянина заключалась в том, что они не только украшают предметы, но и «живут, являясь добрыми слугами, дают радость, привлекают счастье, обещают защиту, помогают в жизни». Вера в магические действия, в помощь магических изображений на предметах быта, утвари, в элементах одежды, архитектуре жилища в ходе развития крестьянского сознания, в соответствии с его особым, можно сказать, персонально активным отношением к жизни в рамках ее традиционного круговорота, не исчезает, уступая место стихии орнаментального узорочья, древние мотивы преображаются, превращаются в добрую магию, сказку. Содержательность и жизненность своего искусства народный мастер раскрывает, подчеркивая обращенность вещи к социально определенному зрителю, подготовленному к ее восприятию всей своей жизнью.

Оберег, защита - таковы весьма важные причины долгого существования в народном искусстве мотивов, являющихся древними охранительными символами.

Элементы плоской резьбы, распространенной в XIX-XX вв. в крестьянских постройках, тоже связаны с древними верованиями. Широко известные круг, розетка, звезда, крестообразные знаки, ромбы и квадраты были символами солнца и огня, играли роль оберегов (двери, ставни, голбец), выполняли охранительную функцию. В них легко угадываются соперные знаки (розетка, венок). В отношении растительных мотивов резьбы и росписи исследователи замечали, что «они не просто украшали, но были полны различных значений, многие из которых восходят к любимым в народе образам древа жизни».

У семейских Забайкалья был обычай: во время закладки дома в гнездовье первой пары бревен клали кусочки хлеба, камешки и монеты, а в будущий передний угол ставили маленький с корнями кедр, приговаривая: «Вот тебе, мать-суседка, теплый дом и мохнатый кедр». «Кедринка пристраивается в переднем углу подполья, где ее можно было встретить в доме семейских. Суседку и встречали обычно около кедрового деревца».

Как считает исследователь традиций Сибирского крестьянства М.М.Громыко, представление о деревце как обиталище духа-покровителя дома проливает свет на этап дохристианских верований, связывающий культ растений с маленькими домашними божествами.

Кедр, также как и елка на русском Севере, сменил березку, занимающую большое место в системе символов средней полосы России. «…Обращает на себя внимание совпадение времени строительства и украшения дома с весенними и летними праздниками календаря семейских Забайкалья…» - пишет Ф.Ф. Болонев.

Магическое значение круга и растений в народных образах объясняет в какой-то мере скрытое содержание геометрической и растительной орнаментики (резьба, роспись, вышивка). Например, можно усмотреть связь важного элемента праздника семика-троицы-венка, который девушки завивали на березе, «заламывали», украшали цветами и надевали на голову, с венком или кругом в росписи потолка или пола. Магические действия были настолько связаны с реальной жизнью семейских Забайкалья, что не могли существовать обособленно, они стали неотъемлемой частью содержания его творчества - в резьбе, росписях, в элементах костюма.

Рассматривая элементы вышивки, сюжетные мотивы в росписях, резьбе можно составить представления о ценностях, ментальности данной этно-группы семейских Забайкалья. Элементы росписей, резьбы, вышивки выступают как семиотическая система, с определенной знаковостью, что позволяют исследованию, развитию богатейших традиций семейских Забайкалья, открывает возможность изучения и использования в декоративно-прикладном искусстве на уроках в УЭВД «Орешках».

На основании проведенного исследования можно сделать вывод о значительности и своеобразии художественной культуры семейских Забайкалья.

Изучение особенностей семейских является актуальным в плане обогащения знаний учащихся на уроках ДПИ, и как изучением регионального компонента культуры семейских Забайкалья через аспекты культурологических знаний, которые раскрывают его глубину и жизненность, позволяя приступить к комплексу работ по изучению и возрождению некоторых видов забытых ремесел семейских Забайкалья (росписей, резьбы, вышивке, ткачеству).

 


Список использованной литературы

1. Амброз А.К. Раннеземледельческий культовый символ (ромб с крючками). - М.: Наука, 1965.

2. Болонев Ф.Ф. Духовная культура и быт русских крестьян-старожилов Юго-Восточной Сибири XVIII - г.ХХ вв. - Н.: Наука, 2006.

.   БИ ЦЗИНЬЭ. Религиозная картина мира и ее отражение во фразеологии национального языка. - Чита, ЧитГУ, 2004.

.   Барадулин В.А. Росписи по дереву и бересте на предприятиях Сибири, Забайкалья и перспективы развития местных художественных традиций. - М., 1985. / Сб. трудов НИИХП. Вып.1. - с.1-52.

.   Барадулин В.А. Народная живопись Сибири, Урала по дереву, бересте. - М., 1980.

.   Болдырев-Казарин Д.А. Народное искусство в Сибири. - Иркутск, 1889.

.   Василенко В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву. М., 2009.

.   Василенко В.М. Народное искусство. - М., 1974. / Избранные труды НИИХП.

.   Громыко М.М. Народное искусство Сибири и Урала. М., 2008.

.   Гончарова Л.И. Экспедиция музея народного искусства НИИХП в Забайкалье. - М., 1975 / Избранные труды НИИХП.

.   Даркевич В.П. Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси. Вып. 4. // Советская археология. - М., 1960.

.   Динцес Л.А. Древние черты в русском народном искусстве. История культуры древней Руси. М., 1951.

.   Зеленин Д.К. Женские головные уборы восточных (русских) славян. // «Slavia». - М., 1927.

.   Ильина-Охрименко Г.И. Народные росписи Восточной Сибири. Роспись по дереву. - М.: Наука, 1982.

.   Ильина-Охрименко Г.И. Народные росписи Восточной Сибири, Забайкалья - Иркутск, 2008.

.   Ильина-Охрименко Г.И. Народное искусство «семейских» Забайкалья XIX-XX вв. Резьба и роспись. - Улан-Удэ, 1979.

.   Ильина-Охрименко Г.И. Русская домовая роспись Забайкалья: Этнографический сб. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1979. - Вып.3.

.   Иванов С.В. Орнамент как исторический источник. - М.: Наука, 1975.

.   Константинов А.В., Константинова Н.Н. История Забайкалья (с древнейших времен до 1917 г.). - Чита: АНО «ИНОП», изд-во ЗабГПУ, 2009.

.   Кафка Л.В. Искусство обработки металла. - М., 1925.

.   Круглова О.В. Русские прялки. - М.: Просвещение, 1971.

.   Лотман Ю.М. История художественного труда в XIX-XX вв. Символы в орнаменте Древней Руси. - М.: кн. изд-во «Весь мир», 2009.

.   Леви-Стросс К. Почему люди носят украшения? - М.: Современник, 1990.

.   Маслова Г.С. Русский народный костюм Восточной Сибири: Этнографический сб. - М.: Наука, 1962.

.   Маслова Г.С. Одежда в обычаях и обрядах, связанных с сельским хозяйством. - М.: Наука, 1981.

.   Быт и искусство русского населения Восточной Сибири, Забайкалья. / Отв. ред. Маковецкий И.В. - Новосибирск: Наука, 1975.

.   Мамонтова Н.И. Художественные ремесла Восточной Сибири в системе русской культурной традиции. - М.: Наука, 1974.

.   Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М.: Просвещение, 1980.

.   Селищев А.М. Забайкальские старообрядцы. - Иркутск, 1920.

.   Тарусская М.Г. Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. - Новосибирск: Наука, 1975.

.   Уолтер М. Царство культур. - М., 2009.

.   Филиппова Н.П. Этническая региональная культура. Учебно-методическое пособие. / Чита, ЧитГУ, 2005.

.   Чекалов А.К. Народное искусство русского Севера. М.: Наука, 1974.

.   Чита: Город во времени / Сост. и ред. И.Г. Куренная. - Чита: Издательская мастерская «Стиль», 2008.

 


Приложение

1. Образовательная программа по дисциплине «Композиция декоративно-прикладная» 2 год обучения.

. Пояснительная записка.

. Тематический план.

. Методические рекомендации по предмету ДПИ.

. Авторская разработка по теме: Росписи семейских Забайкалья». региональный компонент.

. Фотоматериал по тематике.

Знакомство с этнокультурой начинается с народного искусства, которое в силу целостности и родовых качеств остается фундаментальной структурой в культуре, как бы кристаллизует отношение народа к действительности, переживаемой в истории. Народное искусство как феномен современности, функционирует и развивается в контексте культуры. В этом его огромная общественная ценность, значение как исторической памяти: оно отражает народное мировоззрение, народное понимание красоты, народную мудрость и нравственность, выковываемые всей историей народа, шире - человечества. Феномен народного искусства - его системность. И эта система входит в более широкую систему национальной культуры и в систему мировой культуры как структура, которая на всех уровнях регулируется законом коллективности и традиции. Культурный смысл народного творчества, который определяет ему место в современной культуре - отношение к сущности, к прошлому через его память. Системность народной культуры состоит и в том, что средствами изобразительно-пластического и музыкально-поэтического языка в произведениях разных видов искусства выражено народное понимание сущностных связей, определяющих смысл жизни каждой отдельной личности и целого народа».

На уроках ДПИ с учащимися ставятся цели - через этнографический, исторический материал дать необходимые знания о формировании духовных основ нации и их влиянии на материальную культуру. Содержание программы по ДПИ в ЦЭВД «Орешках» должно в дальнейшем послужить основой для создания творческих работ в области ДПИ, а также для будущей педагогической деятельности. Экспедиционный материал входит в мультимедийные программы, которые сопровождают теоретические и практические занятия.

Конечной целью работы на уроках по ДПИ является:

знать обычаи, традиции народов региона;

владеть самостоятельной художественно-творческой деятельностью в области декоративно-прикладного искусства. Через систему культурологических знаний, обеспечивающих передачу (трансляцию) культуры от поколения к поколению.

В обучении по предмету ДПИ используются методы эмоционального стимулирования:

) демонстрация приемов изготовления изделий носителями народной культуры (записи выполнения изделий народными умельцами), что вызывает у учащихся удивление и интерес;

) на занятия приглашаются народные мастера, фольклорные исполнители (песенно-танцевальное отделение ЦЭВД «Орешки»);

) методы познавательных игр: игровые ситуации, имитации обрядов, ролевые игры.

 


Тематический план по предмету декоративно-прикладная композиция (региональный компонент). 2 год обучения

Название основной темы Количество часов
1. Введение. Беседа о декоративно-прикладном искусстве. Культура и история народов Забайкалья. (Просмотр иллюстративного материала - репродукций, фотографий, видео) 1
2. Особенности национальной культуры народов Забайкалья. Искусство бурят, эвенков, славян (русского населения Забайкалья). Фольклор. Народный календарь, обычаи, обряды, этикет. 4
3. Искусство семейских Забайкалья. Орнаменты и изделия народного быта. Костюм. Резьба. Роспись. Ткачество. Вышивка. Архитектура. 20
4. Бурятское искусство. Орнаменты и изделия народного быта. Костюм. Резьба. Роспись. Архитектура. 20
5. Эвенкийское искусство. Орнаменты, изделия из кожи и меха (аппликация). Костюм. Архитектура. 12
6. Современные изделия и народные традиции Забайкалья (сувениры из дерева, глины, соломки, плетение) 17
7. Заключительный обобщающий урок. Подведение итогов. Выявление полученных знаний 2

 

Итого: по предмету декоративно-прикладное искусство (композиция). 2 года обучения, отводится 76 часов.

год обучения

Занятие №1. Введение. Беседа о декоративно-прикладном искусстве. Культура и история народов Забайкалья. Культура как предмет исследования, результат человеческой деятельности. Формирование культуры на территории Забайкалья. Роль археологии и этнографии в истории декоративно-прикладного искусства. Археологические памятники, характеризующие особенности развития культуры народов Забайкалья. Просмотр иллюстративного материала, репродукций, фотографий, видео.

Занятие №2. Особенности национальной культуры народов Забайкалья. Искусство бурят, эвенков, славян (русского населения Забайкалья). Поселение различных этнических групп в Забайкалье. Фольклор народов Забайкалья. Народный календарь, праздники, обычаи, обряды, этикет, песенная поэзия (сказки, былины, песни). Особенности фольклора.

Занятие №3. Искусство семейских Забайкалья. Орнаменты и изделия народного быта. Феномен культуры. Материальная и духовная культура семейских. Особенности. Костюм семейских Забайкалья (женский и мужской комплексы костюмов). Головные уборы, украшения. Декорирование одежды. (Вышивка). Ткачество.

Практическое задание №1 (по костюму семейских Забайкалья).

Зарисовка семейских костюмов. Изготовление куклы в семейском костюме.

Практическое задание №2 (росписи по дереву):

Выполнение эскиза росписи. Выполнение росписи предметов быта (прялки, доски, шкатулки, яйца).

Практическое задание №3 (резьба по дереву):

Эскиз орнамента (трехгранно-выемчатого). Выполнение геометрического орнамента по древесине (резьба).

Занятие №4. Бурятское искусство.

Орнаменты и изделия народного быта. Костюм. Резьба. Роспись. Архитектура. Декоративно-прикладное искусство бурят, изделия и их технологические особенности. Плотничные работы (шаманские ящики, сундуки, абдрэ), кузнечные работы, шитые работы (унты, дохи, ковры). Костюм (женский и мужской). Головные уборы. Украшения. Обувь. Изготовление посуды из дерева, бересты, кожи, шкур.

Практическое задание №4:

Эскиз национального бурятского костюма (женского и мужского). Изготовление куклы в национальном бурятском костюме (папье-маше).

Практическое задание №5:

Эскиз юрты, орнаменты. Композиция на тему: «Бурятский праздник». (Тема по выбору).

Занятие №5. Эвенкийское искусство. Орнаменты, изделия из кожи и меха (аппликация). Костюм. Архитектура. Декоративно-прикладное искусство эвенков.

Практическое задание №6:

Эскиз орнамента (в полосе, квадрате). Выполнение аппликации из кожи или меха, вышивка бисером.

Занятие №6. Современные изделия и народные традиции Забайкалья (сувениры из дерева, глины, соломки, плетение).

Практическое задание №7:

Эскиз сувенира. Выполнение сувенира (керамика, роспись по дереву, резьба - материал по выбору учащегося).

Занятие №7. Заключительный обобщающий урок. Подведение итогов. Доклады учащихся (темы по выбору).

Пояснительная записка

Целью программы декоративно-прикладной композиции является развитие воображения, фантазии, эмоциональной выразительности, творческого мышления учащегося. Применение полученных знаний и навыков в творческих работах. Актуальность программы тесно связана с поставленными в ней задачами: умение применять теоретические знания, полученные в школе, с практическими навыками, с умением и желанием экспериментировать с формой, цветом в различных техниках, создавать самостоятельные образцы, в умении трансформировать предполагаемые образы и научить учащегося максимально использовать культурологические знания в региональном компоненте.

Значение декоративно-прикладного искусства через формирование у учащихся культурологических знаний определяется прежде всего тем, что оно необычайно массово. Изучение данного предмета через систему культурологических знаний в региональном компоненте помогает детям активно осмыслить окружающий мир, творчески воплощая его в формах декоративно-прикладного искусства. Здесь налицо поиск наиболее лаконичного и максимально выразительного образа, гармоничного сплава функциональности и красоты предмета, его формы и декора, стремление выявить богатые выразительные возможности даже самого скромного материала.

Основная задача данного предмета - показать детям богатство выразительных средств художественного творчества, дать им возможность своими руками создать красивую вещь, превращая природный материал в произведение искусства. Особое внимание при изучении декоративно-прикладного искусства уделяется народным ремеслам, промыслам, которые складываются веками и ставшими неотъемлемой частью нашей современной многонациональной культуры, основанной на народных традициях.

В результате реализации данной программы учащиеся смогут:

·   На основе собственных творческих вариантов создавать эскиз и добиваться результата в различных техниках как аппликация, роспись и резьба по дереву, батик и т.д.

·   Передавать свое отношение к изображаемому образу.

·   Иметь представление о художественной культуре, как носительнице определенного духовного содержания - того образного представления, той картины миры и места в ней человека, которая складывалась на каждом этапе исторического развития общества у разных наций. В программе по ДПИ возникла необходимость отражения целостного представления о культуре региона. Региональная культура несет в себе импульсы, оставленные прошлым, и в настоящем творит будущее.

Актуальностью учебной программы по ДПИ ставится задача - раскрыть учащимся эту связь.

Программа способствует формированию отзывчивости на добро, эмоциональной чуткости.

В реализации данной программы учащиеся получают:

представления о различных материалах, о способах обработки, декорировании;

знания основ культурологии: семантика, функциональность, символизм, гендерность, знаковость (значение) и основ композиции и цветовидения;

умения способность учащихся создавать самостоятельные образы, раскрепостив творческую фантазию, начиная с эскизов до окончательного результата в работе.

Теоретические и культурологические знания чередуются с практическими заданиями на основе материалов, фотографий, видео, возникает необходимость также внесения в работу собственных образов, что развивает творческий процесс с учащимися.

Уроки в конце года и полугодия по сути являются новой ступенью обобщения, подведения итогов, обсуждения выполненных работ, выбор лучших, проведение отчетных выставок.

Программа рассчитана на детей от 7 до 15 лет, независимо от способностей и уровня подготовки. Занятия групповые. При формировании групп учитываются возрастные особенности детей, количественный состав группы 10-15 человек.

Курс предполагает самостоятельные зачетные работы учащихся в конце полугодия и учебного года. Проведение отчетной выставки лучших работ учащихся в конце второго полугодия, а также предполагает гибкую систему оценки учебных и творческих работ учащихся, учитывая их возрастные особенности, индивидуальный подход к учащемуся, так как возрастные границы учащихся 1-4 годов обучения 7-15 лет. Контроль за результатом работы ребенка должен быть на каждом уроке в устной форме.

Несмотря на то, что принцип организации проведения занятий групповой, преподавателю предлагается индивидуальный подход к каждому учащемуся в зависимости от его возрастных и психологических особенностей уровня подготовки и природных творческих способностей.



2020-03-17 356 Обсуждений (0)
Прялки семейских Забайкалья 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Прялки семейских Забайкалья

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (356)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)