Понятие тайны, охраняемой законом
Конституция Российской Федерации в ст. 23, 24, 29 закрепила право граждан, организаций, государства на охрану тайны, а также право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом [1]. Причем эти права могут быть ограничены только федеральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В настоящее время в российском законодательстве отсутствует общеправовое понятие тайны. При определении отдельных видов тайн имеются различные спорные, порой противоречивые, точки зрения. В ряде определений отсутствуют четкие признаки тайны, что, безусловно, затрудняет осуществление правильной правовой оценки и квалификации в случае посягательства на охраняемые законом тайны. Наиболее полное правовое содержание имеет понятие тайны, сформулированное И.В. Смольковой в диссертационной работе, которая на основе анализа нормативного материала, научно-правовых источников выделяет следующие признаки тайны. К ним относятся: тайна есть, прежде всего, сведения, информация; сведения должны быть известны или доверены узкому кругу лиц; сведения могут быть известны или доверены определенным субъектам в силу их профессиональной или служебной деятельности, осуществления определенных поручений; сведения не подлежат разглашению (огласке); разглашение сведений (информации) может повлечь наступление негативных последствий (материальный и моральный ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю или иному лицу); на лицах, которым доверена информация, не подлежащая оглашению, лежит правовая обязанность ее хранить; за разглашение этих сведений устанавливается законом юридическая ответственность [29]. Эти критерии позволили сформулировать понятие тайны следующим образом: «…с содержательной стороны тайна может быть определена как особым образом охраняемый законом блок секретной или конфиденциальной информации (сведений) известной или доверенной узкому кругу субъектов в силу исполнения служебных, профессиональных и иных обязанностей или отдельных поручений, разглашение которых может повлечь юридическую ответственность» [29]. Блок сведений, которые рассматриваются в качестве тайны, относится к общественным или государственным интересам. Здесь, в первую очередь, рассматривается вопрос о профессиональной, коммерческой, служебной и государственной тайне. В современном российском законодательстве не дано четкого определения профессиональной тайны. Так, в пункте 5 части 3 статьи 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. №63-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» говорится о том, что адвокат не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без согласия доверителя [11]; в соответствии со ст. 946 Гражданского кодекса РФ страховщик не вправе разглашать полученные им в результате своей профессиональной деятельности сведения о страхователе [3], а в ст. 155 УК РФ предусмотрена ответственность за разглашение тайны усыновления, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления как профессиональную тайну [7]; так же, в ст. 857 ГК РФ и в статье 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», речь идет об ответственности за разглашение сведений о счетах, вкладах и операциях по ним, а также о клиентах и корреспондентах [17]. В приведенных нормативно-правовых положениях просматриваются некоторые элементы содержания и признаки профессиональной тайны. В содержание входят, прежде всего, сведения, доверенные конкретному лицу или ставшие известными ему в связи с осуществлением своих профессиональных обязанностей. Указанное лицо обязывается сохранять полученные сведения в тайне. В случае их разглашения предусматривается ответственность в соответствии с действующим законодательством. Касаемо защиты коммерческой тайны в России действует значительное количество законодательных и иных нормативно-правовых актов. Прежде всего, к ним относится статья 34 Конституции РФ [1]; статья 139 Гражданского Кодекса РФ [2]; статья 183 Уголовного Кодекса РФ [7]; статьи 8, 10,21 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» [12]; статьи 4, 20, 40, 41, 58 Федерального закона «О средствах массовой информации» [19]. Говоря о служебной тайне, в действующем законодательстве данное понятие не определено однозначно. Вместе с тем, на основе анализа нормативных актов можно выделить содержание и основные признаки отнесения информации к служебной тайне. Термин «служебная информация» находит свое отражение в законодательных актах - служебная информация государственного служащего в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации», статья 10 и 11 [13]; служебная информация Правительства РФ в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации», статья 11 и 27 [10]; служебная информация сотрудника таможенного органа в Федеральном законе «О службе в таможенных органах», статьи 7 и 17 и ряде других нормативно-правовых актов [11]. Содержание государственной тайны находит свое закрепление в статье 2 Закона РФ «О государственной тайне»: «Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации» [18]. Правовое определение государственной тайны, данное в указанном Законе, нашло свое отражение и в научно-правовой литературе, учебных пособиях, юридических энциклопедиях. Вместе с тем, имеет место и несколько иное, более узкое по содержанию толкование данного определения. Так, М. Тихомиров к государственной тайне относит сведения военного, экономического и политического характера, имеющие важное государственное значение и специально охраняемые государством. Приведенное определение не раскрывает в полной мере содержания государственной тайны, так как в нем не учтены основополагающие положения ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне», иных нормативных актов, раскрывающих данное понятие. Руководствуясь анализом нормативных, научно-правовых источников, раскрывающих содержание и признаки отдельных, охраняемых законодательством видов тайн и приведенной классификации, можно сформулировать не претендующее на исключительность и бесспорность общеправовое понятие тайны, такое как: «Тайна - это охраняемые законом конфиденциальные и секретные сведения в области частной жизни граждан, предпринимательской, финансовой, политической, экономической, военной и иных сферах, известные или доверенные определенному кругу лиц в силу их профессиональных, служебных и иных обязанностей, незаконное получение, использование, разглашение которых причиняет вред или создает угрозу причинения вреда правам и законным интересам граждан, общества, государства и влечет за собой ответственность виновных лиц в соответствии с действующим законодательством».
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (158)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |