Методы и методика исследования
Цель: выявить взаимосвязи копинг-стратегий и индивидуальных психологических характеристик у девиантных подростков. Задачи исследования: . Выявить особенности копинг-поведения девиантных и недевиантных подростков . Выявить особенности личности девиантных и недевиантных подростков . Сопоставить особенности копинг-поведения и особенностей личностных характеристик у девиантных подростков Объект исследования: копинг-стратегии и индивидуальные психологические характеристики девиантных подростков Предмет исследования: взаимосвязи копинг-стратегий и индивидуальных психологических характеристик у девиантных подростков. Выборка: В исследовании приняли участие 100 подростков, от 15-17л. (м, ж) по 50 в группах девиантных подростках и в группе норма. . Характерологический опросник (опросник К. Леонгарда) Этот тест предназначен для выявления акцентуаций характера, т.е. определенного направления характера. Опросник включает в себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью, вторая шкала показывает возбудимую акцентуацию. Третья шкала говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая шкала показывает склонность к педантизму. Пятая шкала выявляет повышенную тревожность, шестая - склонность к перепадам настроения, седьмая шкала говорит о демонстративности поведения испытуемого, восьмая - о неуравновешенности поведения. Девятая шкала показывает степень утомляемости, десятая - силу и выраженность эмоционального реагирования. В ходе опроса участникам предлагается выразить согласие или несогласие с утверждениями опросника. Они характеризуются выделением ярких черт характера: . Демонстративный тип. . Педантичный тип. . Застревающий тип. . Возбудимый тип. . Гипертимический тип. . Дистимический тип. . Тревожно-боязливый тип. . Циклотимический тип. . Аффективно-экзальтированный тип. . Эмотивный тип. . 16-факторный тест-опросник Кеттелла. Тест универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. Опросник диагностирует следующие черты личности: фактор А- замкнутость- общительность; фактор В- интеллект; фактор С- эмоциональная неустойчивость- эмоциональная устойчивость; фактор Е - подчиненность -доминантность; фактор F- сдержанность- экспрессивность; фактор G- подверженность чувствам- высокая нормативность поведения; фактор Н- робость- смелость; фактор I- жесткость- чувствительность; фактор L- доверчивость - подозрительность; фактор М- практичность- развитое воображение; фактор N- прямолинейность - дипломатичность; фактор О - уверенность в себе - тревожность; фактор Q1 - консерватизм - радикализм; фактор Q2 -конформизм - нонконформизм; фактор Q3- низкий самоконтроль- высокий самоконтроль; фактор Q4 -расслабленность- напряженность; фактор MD - адекватность самооценки -чем выше оценка, тем в большей степени человеку свойственно завышать свой возможности и переоценивать себя. Результаты выражаются в шкале стенов с минимальным значением в 0 баллов, максимальным - 10 баллов и средним - 5.5 балла. Низким значениям соответствуют 1 - 3 стены, средним значениям соответствуют 4 - 7 стены, высоким значениям соответствуют 8 - 10 стены. Полученные результаты тестирования представлены в виде профиля личности. На основании качественного и количественного анализа содержания личностных факторов выделяются следующие блоки факторов: Интеллектуальные особенности: факторы B, M, Q1. Эмоционально-волевые особенности: факторы C, G, I, O, Q3, Q4. Коммуникативные особенности и особенности межличностного взаимодействия: факторы A, H, F, Q2, N, L. Шкала «мотивационного искажения» (MD) введена для выявления случаев, когда испытуемые пытаются создать слишком благоприятное представление о себе. Если оценка по шкале MD выше 9 баллов, возможно испытуемый сознательно манипулирует тестовыми результатами (например, при приеме на работу) или испытуемого очень беспокоит вопрос о том, как он выглядят в глазах окружающих. В этих случаях следует провести эмпирическую коррекцию результатов, чтобы исключить сознательные или неосознанные попытки обследуемых исказить оценки по личностным шкалам в позитивном направлении. . Методика «Варианты копинг-поведения» Э. Хайма Методика Э. Хайма позволяет исследовать 26 ситуационно-специфических вариантов копинга, распределенных в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности на когнитивный, эмоциональный и поведенческий копинг-механизмы. К когнитивным копинг-стратегиям относятся 10 вариантов. Это: · игнорирование · смирение · диссимуляция · сохранение самообладания · проблемный анализ · относительность · религиозность · растерянность · придача смысла · установка собственной ценности. Представлены 8 вариантов эмоциональных копинг-стратегий. Это: · протест · эмоциональная разрядка · подавление эмоций · оптимизм · пассивная кооперация · покорность · самообвинение · агрессивность. К поведенческим копинг- стратегиям относятся 8 вариантов. Это: · отвлечение · альтруизм · активное избегание · компенсация · конструктивная активность · отступление · сотрудничество · обращение. Виды копинг-поведения были распределены Е. Heim на три основные группы по степени их адаптивных возможностей: адаптивные, относительно адаптивные и неадаптивные. Адаптивные варианты копинг-поведения. Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся: «проблемный анализ», «установка собственной ценности», «сохранение самообладания» - формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций. Среди эмоциональных копинг-стратегий: «протест», «оптимизм» - эмоциональное состояние с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой сложной, ситуации. Среди поведенческих копинг-стратегий: «сотрудничество», «обращение», «альтруизм» - под которыми понимается такое поведение личности, при котором она вступает в сотрудничество со значимыми людьми, ищет поддержки в ближайшем социальном окружении или сама предлагает ее близким в преодолении трудностей. Неадаптивные варианты копинг-поведения. Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся: «смирение», «растерянность», «диссимуляция», «игнорирование» - пассивные формы поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей. Среди эмоциональных копинг-стратегий: «подавление эмоций», «покорность», «самообвинение», «агрессивность» - варианты поведения, характеризующиеся подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, покорности и недопущение других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других. Среди поведенческих копинг-стратегий: «активное избегание», «отступление» - поведение, предполагающее избегание мыслей о неприятностях, пассивность, уединение, покой, изоляция, стремление уйти от активных межличностных контактов, отказ от решения проблем. Относительно адаптивные варианты копинг-поведения, конструктивность которых зависит от значимости и выраженности ситуации преодоления. Среди когнитивных копинг-стратегий к ним относятся: «относительность», «придача смысла», «религиозность» - формы поведения, направленные на оценку трудностей в сравнении с другими, придание особого смысла их преодолению, вера в Бога и стойкость в вере при столкновении со сложными проблемами. Среди эмоциональных копинг-стратегий: «эмоциональная разрядка», «пассивная кооперация» - поведение, которое направлено либо на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием, либо на передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам. Среди поведенческих копинг-стратегий: «компенсация», «отвлечение», «конструктивная активность» - поведение, характеризующееся стремлением к временному отходу от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств, погружения в любимое дело, путешествия, исполнения своих заветных желаний. В инструкции к опроснику Э. Хайма исследуемым предлагается отметить в регистрационном бланке по одному из вариантов копинг-поведения, с помощью которых ими разрешаются трудности и стрессовые ситуации. Выбранные утверждения соответствуют определенным табличным названиям типов копинг-поведения. При обработке результатов в группах исследуемых определяется частота выбора конкретного варианта копинг-поведения в данной группе.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |