Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Результаты исследования и их анализ



2020-03-17 225 Обсуждений (0)
Результаты исследования и их анализ 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В ходе исследования определялись особенности копинг-поведения девиантных и недевиантных подростков. Для этого использовалась методика Э. Хайма.

При обработке результатов диагностики в исследуемых группах определялась частота выбора конкретного варианта копинг-поведения в данной группе (девиантов или недевиантов). Анализировались тип стратегии (когнитивные, эмоциональные и поведенческие) и степень адаптивности (адаптивные, неадаптивные, относительно адаптивные). Результаты проведенного анализа представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Особенности копинг-поведения девиантных и недевиантных подростков

 

Адаптивные

Неадаптивные

Относительно адаптивные

  когнитивные эмоциональные поведенческие когнитивные эмоциональные поведенческие когнитивные эмоциональные поведенческие
девианты 30% 22% 30% 46% 46% 44% 24% 32% 26%
недевианты 32% 38% 28% 34% 34% 36% 34% 28% 36%

 

Результаты исследования указывают на то, что 30% подростков из группы девиантных и 32% из группы недевиантных используют адаптивные когнитивные копинг-стратегии. В случае затруднений или напряженных ситуациях они используют такие стратегии как, «проблемный анализ», «установка собственной ценности», «сохранение самообладания» - формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций.

Девиантные подростки

 

Недевиантные подростки

Рис.1. Распределение участников исследования, использующих различные адаптивные копинг-механизмы

 

% девиантных подростка и 38% недевиантных подростка из числа принимавших участие в иследовании используют эмоциональные адаптивные стратегии (рисунок 1). В трудной жизненной ситуации они используют такие рекации как «протест», «оптимизм» - эмоциональное состояние с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой сложной, ситуации.

% девиантных подростков и 28% недевиантных подростков, принимавших участие в исследовании, используют в сложных жизненных ситуациях адаптивные поведенческие копинг-стратегии (рисунок 1). Они склонны прибегать к «сотрудничеству», «обращению», «альтруизму» - под которыми понимается такое поведение личности, при котором она вступает в сотрудничество со значимыми людьми, ищет поддержки в ближайшем социальном окружении или сама предлагает ее близким в преодолении трудностей.

Для того, чтобы определить значимость различий в частоте использования девиантными подростками адаптивных копинг-стратегий использовался статистический критерий φ - угловое преобразование Фишера.

В таблице 2 представлены результаты математических расчетов, позволяющих установить уровень значимости различий в использовании адаптивных копинг-механизмов девиантными и недевиантными подростками.

 

Таблица 2

Значимость различий в использовании адаптивных копинг-стратегий девиантными и недевиантными подростками

Статус подростков когнитивные эмоциональные поведенческие
девианты 30% 22% 30%
недевианты 32% 38% 28%
Эмпирическое значение критерия φ 0,22 1,76 0,22
Критическое значение критерия φ при р≤0,05 1,64 1,64 1,64
Уровень значимости различий р>0,05 р<0,05 р>0,05

 

Результаты исследования позволили обнаружить значимые различия в использовании адаптивных эмоциональных стратегий совладания со стрессовыми ситуациями у девиантных и недевиантных подростков. При этом оказалось, что среди недевиантных подростков чаще, чем среди недевинтных подростков встречаются те, кто использует эмоциональные копинг-стратегии.

Анализ частоты встречаемости неадаптивных стратегий в исследуемых группах позволяют утверждать, что 46% подростков из группы девиантных и 34% из группы недевиантных используют неадаптивные когнитивные копинг-стратегии. В случае затруднений или напряженных ситуациях они используют такие стратегии как, «смирение», «растерянность», «диссимуляция», «игнорирование» - пассивные формы поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей.

 

Девиантные подростки

 

Недевиантные подростки

Рис.2. Распределение участников исследования, использующих различные неадаптивные копинг-механизмы


46% девиантных подростка и 34% недевиантных подростка из числа принимавших участие в иследовании используют эмоциональные неадаптивные стратегии (рисунок 2). В трудной жизненной ситуации они используют такие реакции как «подавление эмоций», «покорность», «самообвинение», «агрессивность» - варианты поведения, характеризующиеся подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, покорности и недопущение других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других.

% девиантных подростков и 36% недевиантных подростков, принимавших участие в исследовании, используют в сложных жизненных ситуациях неадаптивные поведенческие копинг-стратегии (рисунок 2). Они склонны прибегать к «активному избеганию», «отступлению» - поведение, предполагающее избегание мыслей о неприятностях, пассивность, уединение, покой, изоляция, стремление уйти от активных межличностных контактов, отказ от решения проблем.

Для того, чтобы определить значимость различий в частоте использования девиантными подростками неадаптивных копинг-стратегий использовался статистический критерий φ - угловое преобразование Фишера.

В таблице 3 представлены результаты математических расчетов, позволяющих установить уровень значимости различий в использовании адаптивных копинг-механизмов девиантными и недевиантными подростками.

Результаты исследования не позволили обнаружить значимые различия в использовании неадаптивных стратегий совладания со стрессовыми ситуациями у девиантных и недевиантных подростков.

 


Таблица 3

Значимость различий в использовании неадаптивных копинг-стратегий девиантными и недевиантными подростками

Статус подростков когнитивные эмоциональные поведенческие
девианты 46% 46% 44%
недевианты 34% 34% 36%
Эмпирическое значение критерия φ 1,22 1,22 1,02
Критическое значение критерия φ при р≤0,05 1,64 1,64 1,64
Уровень значимости различий р>0,05 р>0,05 р>0,05

 

Анализ частоты встречаемости относительно адаптивных стратегий в исследуемых группах позволяют утверждать, что 24% подростков из группы девиантных и 34% из группы недевиантных используют относительно адаптивные когнитивные копинг-стратегии. В случае затруднений или напряженных ситуациях они используют такие стратегии как, «относительность», «придача смысла», «религиозность» - формы поведения, направленные на оценку трудностей в сравнении с другими, придание особого смысла их преодолению, вера в Бога и стойкость в вере при столкновении со сложными проблемами.

 
Девиантные подростки Недевиантные подростки

Рис.3. Распределение участников исследования, использующих различные относительно адаптивные копинг-механизмы

 


32% девиантных подростка и 28% недевиантных подростка из числа принимавших участие в иследовании используют эмоциональные относительно адаптивные стратегии (рисунок 3). В трудной жизненной ситуации они используют такие реакции как «эмоциональная разрядка», «пассивная кооперация» - поведение, которое направлено либо на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием, либо на передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам.

% девиантных подростков и 36% недевиантных подростков, принимавших участие в исследовании, используют в сложных жизненных ситуациях относительно адаптивные поведенческие копинг-стратегии (рисунок 3). Они склонны прибегать к «компенсации», «отвлечению», «конструктивной активности» - поведение, характеризующееся стремлением к временному отходу от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств, погружения в любимое дело, путешествия, исполнения своих заветных желаний.

Для того, чтобы определить значимость различий в частоте использования девиантными подростками относительно адаптивных копинг-стратегий использовался статистический критерий φ - угловое преобразование Фишера.

В таблице 4 представлены результаты математических расчетов, позволяющих установить уровень значимости различий в использовании адаптивных копинг-механизмов девиантными и недевиантными подростками.

 

Таблица 4

Значимость различий в использовании относительно адаптивных копинг-стратегий девиантными и недевиантными подростками

Статус подростков когнитивные эмоциональные поведенческие
девианты 24% 32% 26%
недевианты 34% 28% 36%
Эмпирическое значение критерия φ 1,1 0,44 1,08
Критическое значение критерия φ при р≤0,05 1,64 1,64 1,64
Уровень значимости различий р>0,05 р>0,05 р>0,05

 

Результаты исследования не позволили обнаружить значимые различия в использовании относительно адаптивных стратегий совладания со стрессовыми ситуациями у девиантных и недевиантных подростков.

В рамках проводимого исследования интерес представляет анализ преобладания неадаптивных стратегий над адаптивными у девиантных подростков. Для этого использовался статистический критерий φ - угловое преобразование Фишера. Результаты расчетов представлены в таблице 5.

 

Таблица 5

Значимость различий в использовании адаптивных и неадаптивных копинг-стратегий девиантными подростками

Копинг-стратегии когнитивные эмоциональные поведенческие
Адаптивные 30% 22% 30%
Неадаптивные 46% 46% 44%
Эмпирическое значение критерия φ 1,66 2,57 1,45
Критическое значение критерия φ при р≤0,05 1,64 1,64 1,64
Уровень значимости различий р<0,05 р<0,05 р>0,05

 

Согласно полученным данным девианты в целом чаще используют непродуктивные копинги, чем продуктивные. При этом они чаще прибегают к когнитивным и эмоциональным неадаптивным стратегиям, чем к когнитивным и эмоциональным адаптивным стратегиям.

Таким образом, можно сделать вывод, что девиантные подростки используют непродуктивные копинг-стратегии. Они реже своих сверстников используют адаптивные эмоциональные стратегии совладания, а также в структуре их совладающего поведения когнитивные и эмоциональные неадаптивные стратегии преобладают над когнитивными и эмоциональными продуктивными стратегиями.

Помимо копинг-стратегий у участников исследования выявлялись особенности личности. Для этого использовался 16-ти факторный опросник Кеттелла. По результатам диагностики были составлены усредненные профили личности у девиантных и недевиантных подростков.

Наглядно в виде графиков личностные профили девиантов и недевиантов представлены на рисунке 4. Как показано на рисунке профили личности девиантных и недевиантных подростков в целом совпадают. Наиболее ярко у подростков из обеих исследуемых групп представлены коммуникативные свойства. Подростки отличаются такими особенностями личности как общительность и стремление к доминантности. Они ориентированы на других людей, легко вступают в контакт и с удовольствием общаются. При этом стремятся занять лидерские позиции.

 

Рис.4. Профили личности девиантных и недевиантных подростков


Относительно менее выраженными согласно профилям личности, полученным в ходе исследования у подростков оказались интеллектуальные свойства. У них отмечаются несколько сниженные показатели фактора B, который отражает сообразительность и находчивость личности на фоне эмоциональной устойчивости и развитого воображения. Полученные данные согласуются с обнаруженными ранее разными авторами закономерностями относительного снижения интеллектуальных функций и возрастания уровня креативности в подростковом возрасте. Так, подростковый возраст даже относят к сензетивным периодам развития творческого мышления.

Следует отметить, что эмоционально-волевые качества подростков достаточно развиты и в целом в профиле находятся ниже коммуникативных, но выше интеллектуальных свойств. Вместе с тем у недевиантных подростков в отличие от девиантных подростков более выражена уверенность в себе (фактор О). Девианты же согласно средним тенденциям по группе оказались более тревожны.

В целом обнаруженные особенности отражают общие возрастные тенеденции подросткового возраста: стремление к общению, развитие рефлексии, снижение интеллектуальных функций и возрастание творческого потенциала личности.

В ходе исследования выявлялись различия в выраженности отдельных качеств личности у девиантных подростков и недевиантных подростков. Для этого использовался Т-критерий Стьюдента. Расчеты производились в программе SPSS.

Результаты математических расчетов представлены в таблице 6.

Согласно полученным данным значимыми являются различия в уровне выраженности факторов F и О у подростков с девиантным поведением и нормальным поведением. При этом первый фактор более выражен у недевиантных подростков, а второй - у девиантных подростков.

Полученные результаты указывают на то, что подростки с недевиантным поведением отличаются от девиантных подростков большей жизнерадостностью, импульсивностью, восторженностью, беспечностью, безрассудностью в выборе партнеров по общению.

 

Таблица 6

Различия в особенностях личности у девиантных подростков и недевиантных подростков

Факторы Кеттелла

Сравниваемые группы Средние значения Стандартное отклонение Уровень значимости
Коммуникативные свойства личности а девианты 6,14 2,49 0,45
    недевианты 6,52 2,52  
  e девианты 5,92 2,22 0,31
    недевианты 6,36 2,11  
  f девианты 5,64 2,30 0,04*
    недевианты 6,6 2,42  
  h девианты 6,02 0,32 0,66
    недевианты 6 0,00  
  l девианты 5,74 1,83 0,96
    недевианты 5,72 1,90  
  Q2 девианты 5,84 2,58 0,46
    недевианты 6,22 2,57  
  n девианты 5,5 2,03 0,85
    недевианты 5,42 2,08  
Эмоционально-волевые качества i девианты 6 1,69 0,12
    недевианты 5,5 1,47  
  g девианты 5,76 1,86 0,83
    недевианты 5,84 1,79  
  o девианты 5,76 2,49 0,05*
    недевианты 4,9 1,89  
  Q3 девианты 5,7 1,68 0,21
    недевианты 6,08 1,32  
  Q4 девианты 5,74 1,78 0,23
    недевианты 5,36 1,32  
Интеллектуальные качества c девианты 5,94 1,88 0,64
    недевианты 6,12 1,99  
  b девианты 4,78 1,18 0,67
    недевианты 4,68 1,13  
  Q1 девианты 5,36 1,65 0,52
    недевианты 5,12 2,02  
  m девианты 5,74 1,44 0,54
    недевианты 5,92 1,51  

MD

девианты 6,98 1,99 0,49

 

недевианты 7,26 2,04  

 


Для них более характерна эмоциональная значимость социальных контактов, экспрессивность, экспансивность, эмоциональная яркость в отношениях между людьми, динамичность общения, которая предполагает эмоциональное лидерство в группах.

Девиантные подростки уступают своим сверстникам в эмоциональной окрашенности и динамичности в процессах общения. Для них характерен более высокий уровень тревожности. Они в большей степени, чем их сверстники склонны проявлять беспокойство, озабоченность, ранимость, ипохондричность, подверженность настроению, страх, неуверенность в себе, склонность к предчувствиям, самобичеванию, к депрессиям, чувствительность к одобрению окружающих, чувство вины и недовольство собой.

Девиантные подростки в отличие от своих сверстников в большей степени чувствуют свою неустойчивость, напряженность в трудных жизненных ситуациях, легко теряют присутствие духа, полны сожалений и сострадания; для них характерна комбинация симптомов ипохондрии и неврастении с преобладанием страхов. Этот фактор шире, чем чувство вины в общепринятом смысле. В этом факторе важен и компонент устойчивости; люди с высокими показателями часто застенчивы, им трудно вступить в контакт с другими людьми.

Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод, что девиантные подростки отличаются от своих сверстников уступают своим сверстникам в эмоциональной окрашенности и динамичности в процессах общения. Для них характерен более высокий уровень тревожности.

В ходе исследования определялись акцентуации характера подростков, принимавших участие в исследовании. Для этого использовался Характерологический опросник (К. Леонгарда-Шмишека). По результатам диагностики были построены усредненные профили акцентуаций характера подростков с девиантным и нормальным поведением.


Рис. 5.Профиль акцентуаций личности подростков, принимавших участие в исследовании

 

Согласно результатам исследования у подростков с девиантным поведением обнаруживается тенденция к циклотимическому типу акцентуаций. Эти подростки склонны к частой смене настроения, перемене манеры общения с окружающими людьми. У них периодически падает работоспособность, утрачивается интерес к работе и к окружающим людям. Более того, подростки циклотимического типа акцентуации характера, тяжело переживают неудачи, часто думают о собственных недостатках, ненужности, испытывают чувство одиночества, становятся замкнутыми.

В остальном профили акцентуаций девиантных и недевиантных подростков схожи.

Для выявления значимости различий в выраженности акцентуаций характера у девиантных и недевиантных подростков использовался Т-критерий Стьюдента. Расчеты производились в программе SPSS. Результаты математических расчетов представлены в таблице 7.

 

Таблица 7

Различия в особенностях характера у девиантных подростков и недевиантных подростков

Тип акцентуации сравниваемые группы средние значения стандартное отклонение уровень значимости
Демонстративность девианты 11,5 6,33 0,01
  недевианты 8,62 3,72  
Застревание девианты 9,48 4,63 0,53
  недевианты 8,94 3,89  
Педантичность девианты 10,6 5,21 0,02
  недевианты 8,42 4,00  
Возбудимость девианты 11,54 5,82 0,06
  недевианты 9,58 4,31  
Гипертимность девианты 11,52 5,55 0,07
  недевианты 9,68 4,37  
Дистимность девианты 11,54 5,61 0,01
  недевианты 8,92 4,26  
Тревожность девианты 10,98 5,43 0,12
  недевианты 9,42 4,35  
Экзальтированность девианты 10,64 6,34 0,07
  недевианты 8,64 4,60  
Эмотивность девианты 7,56 5,12 0,41
  недевианты 8,4 4,95  
Циклотимность девианты 13,76 5,00 0,0003
  недевианты 10,18 4,65  

 

Как следует из таблицы значимые различия наблюдаются между девиантами и недевиантами в выраженности таких типов акцентуаций как демонстративность, педантичность, дистимность и циклотимичность.

Причем все эти типы акцентуаций более выражены у подростков с девиантным поведением, чем у подростков. Полученные результаты указывают на то, что девиантные подростки отличаются от своих сверстников тенденцией к демонстративному, театральному поведению, эгоцентризму, жажде постоянного внимания к своей особе; ригидности, инертности, долгому переживание травмирующих событий. Эти подростки отличаются также сниженным фоном настроения, фиксацией на мрачных сторонах жизни, идеомоторная заторможенность; периодической сменой гипертимических (повышенное настроение, активность) и дистимических (сниженное настроение, заторможенность) фаз.

 



2020-03-17 225 Обсуждений (0)
Результаты исследования и их анализ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Результаты исследования и их анализ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)