Результаты исследования и их анализ
В ходе исследования определялись особенности копинг-поведения девиантных и недевиантных подростков. Для этого использовалась методика Э. Хайма. При обработке результатов диагностики в исследуемых группах определялась частота выбора конкретного варианта копинг-поведения в данной группе (девиантов или недевиантов). Анализировались тип стратегии (когнитивные, эмоциональные и поведенческие) и степень адаптивности (адаптивные, неадаптивные, относительно адаптивные). Результаты проведенного анализа представлены в таблице 1.
Таблица 1 Особенности копинг-поведения девиантных и недевиантных подростков
Результаты исследования указывают на то, что 30% подростков из группы девиантных и 32% из группы недевиантных используют адаптивные когнитивные копинг-стратегии. В случае затруднений или напряженных ситуациях они используют такие стратегии как, «проблемный анализ», «установка собственной ценности», «сохранение самообладания» - формы поведения, направленные на анализ возникших трудностей и возможных путей выхода из них, повышение самооценки и самоконтроля, более глубокое осознание собственной ценности как личности, наличие веры в собственные ресурсы в преодолении трудных ситуаций. Девиантные подростки
Недевиантные подростки Рис.1. Распределение участников исследования, использующих различные адаптивные копинг-механизмы
% девиантных подростка и 38% недевиантных подростка из числа принимавших участие в иследовании используют эмоциональные адаптивные стратегии (рисунок 1). В трудной жизненной ситуации они используют такие рекации как «протест», «оптимизм» - эмоциональное состояние с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям и уверенностью в наличии выхода в любой, даже самой сложной, ситуации. % девиантных подростков и 28% недевиантных подростков, принимавших участие в исследовании, используют в сложных жизненных ситуациях адаптивные поведенческие копинг-стратегии (рисунок 1). Они склонны прибегать к «сотрудничеству», «обращению», «альтруизму» - под которыми понимается такое поведение личности, при котором она вступает в сотрудничество со значимыми людьми, ищет поддержки в ближайшем социальном окружении или сама предлагает ее близким в преодолении трудностей. Для того, чтобы определить значимость различий в частоте использования девиантными подростками адаптивных копинг-стратегий использовался статистический критерий φ - угловое преобразование Фишера. В таблице 2 представлены результаты математических расчетов, позволяющих установить уровень значимости различий в использовании адаптивных копинг-механизмов девиантными и недевиантными подростками.
Таблица 2 Значимость различий в использовании адаптивных копинг-стратегий девиантными и недевиантными подростками
Результаты исследования позволили обнаружить значимые различия в использовании адаптивных эмоциональных стратегий совладания со стрессовыми ситуациями у девиантных и недевиантных подростков. При этом оказалось, что среди недевиантных подростков чаще, чем среди недевинтных подростков встречаются те, кто использует эмоциональные копинг-стратегии. Анализ частоты встречаемости неадаптивных стратегий в исследуемых группах позволяют утверждать, что 46% подростков из группы девиантных и 34% из группы недевиантных используют неадаптивные когнитивные копинг-стратегии. В случае затруднений или напряженных ситуациях они используют такие стратегии как, «смирение», «растерянность», «диссимуляция», «игнорирование» - пассивные формы поведения с отказом от преодоления трудностей из-за неверия в свои силы и интеллектуальные ресурсы, с умышленной недооценкой неприятностей.
Девиантные подростки
Недевиантные подростки Рис.2. Распределение участников исследования, использующих различные неадаптивные копинг-механизмы 46% девиантных подростка и 34% недевиантных подростка из числа принимавших участие в иследовании используют эмоциональные неадаптивные стратегии (рисунок 2). В трудной жизненной ситуации они используют такие реакции как «подавление эмоций», «покорность», «самообвинение», «агрессивность» - варианты поведения, характеризующиеся подавленным эмоциональным состоянием, состоянием безнадежности, покорности и недопущение других чувств, переживанием злости и возложением вины на себя и других. % девиантных подростков и 36% недевиантных подростков, принимавших участие в исследовании, используют в сложных жизненных ситуациях неадаптивные поведенческие копинг-стратегии (рисунок 2). Они склонны прибегать к «активному избеганию», «отступлению» - поведение, предполагающее избегание мыслей о неприятностях, пассивность, уединение, покой, изоляция, стремление уйти от активных межличностных контактов, отказ от решения проблем. Для того, чтобы определить значимость различий в частоте использования девиантными подростками неадаптивных копинг-стратегий использовался статистический критерий φ - угловое преобразование Фишера. В таблице 3 представлены результаты математических расчетов, позволяющих установить уровень значимости различий в использовании адаптивных копинг-механизмов девиантными и недевиантными подростками. Результаты исследования не позволили обнаружить значимые различия в использовании неадаптивных стратегий совладания со стрессовыми ситуациями у девиантных и недевиантных подростков.
Таблица 3 Значимость различий в использовании неадаптивных копинг-стратегий девиантными и недевиантными подростками
Анализ частоты встречаемости относительно адаптивных стратегий в исследуемых группах позволяют утверждать, что 24% подростков из группы девиантных и 34% из группы недевиантных используют относительно адаптивные когнитивные копинг-стратегии. В случае затруднений или напряженных ситуациях они используют такие стратегии как, «относительность», «придача смысла», «религиозность» - формы поведения, направленные на оценку трудностей в сравнении с другими, придание особого смысла их преодолению, вера в Бога и стойкость в вере при столкновении со сложными проблемами.
Рис.3. Распределение участников исследования, использующих различные относительно адаптивные копинг-механизмы
32% девиантных подростка и 28% недевиантных подростка из числа принимавших участие в иследовании используют эмоциональные относительно адаптивные стратегии (рисунок 3). В трудной жизненной ситуации они используют такие реакции как «эмоциональная разрядка», «пассивная кооперация» - поведение, которое направлено либо на снятие напряжения, связанного с проблемами, эмоциональным отреагированием, либо на передачу ответственности по разрешению трудностей другим лицам. % девиантных подростков и 36% недевиантных подростков, принимавших участие в исследовании, используют в сложных жизненных ситуациях относительно адаптивные поведенческие копинг-стратегии (рисунок 3). Они склонны прибегать к «компенсации», «отвлечению», «конструктивной активности» - поведение, характеризующееся стремлением к временному отходу от решения проблем с помощью алкоголя, лекарственных средств, погружения в любимое дело, путешествия, исполнения своих заветных желаний. Для того, чтобы определить значимость различий в частоте использования девиантными подростками относительно адаптивных копинг-стратегий использовался статистический критерий φ - угловое преобразование Фишера. В таблице 4 представлены результаты математических расчетов, позволяющих установить уровень значимости различий в использовании адаптивных копинг-механизмов девиантными и недевиантными подростками.
Таблица 4 Значимость различий в использовании относительно адаптивных копинг-стратегий девиантными и недевиантными подростками
Результаты исследования не позволили обнаружить значимые различия в использовании относительно адаптивных стратегий совладания со стрессовыми ситуациями у девиантных и недевиантных подростков. В рамках проводимого исследования интерес представляет анализ преобладания неадаптивных стратегий над адаптивными у девиантных подростков. Для этого использовался статистический критерий φ - угловое преобразование Фишера. Результаты расчетов представлены в таблице 5.
Таблица 5 Значимость различий в использовании адаптивных и неадаптивных копинг-стратегий девиантными подростками
Согласно полученным данным девианты в целом чаще используют непродуктивные копинги, чем продуктивные. При этом они чаще прибегают к когнитивным и эмоциональным неадаптивным стратегиям, чем к когнитивным и эмоциональным адаптивным стратегиям. Таким образом, можно сделать вывод, что девиантные подростки используют непродуктивные копинг-стратегии. Они реже своих сверстников используют адаптивные эмоциональные стратегии совладания, а также в структуре их совладающего поведения когнитивные и эмоциональные неадаптивные стратегии преобладают над когнитивными и эмоциональными продуктивными стратегиями. Помимо копинг-стратегий у участников исследования выявлялись особенности личности. Для этого использовался 16-ти факторный опросник Кеттелла. По результатам диагностики были составлены усредненные профили личности у девиантных и недевиантных подростков. Наглядно в виде графиков личностные профили девиантов и недевиантов представлены на рисунке 4. Как показано на рисунке профили личности девиантных и недевиантных подростков в целом совпадают. Наиболее ярко у подростков из обеих исследуемых групп представлены коммуникативные свойства. Подростки отличаются такими особенностями личности как общительность и стремление к доминантности. Они ориентированы на других людей, легко вступают в контакт и с удовольствием общаются. При этом стремятся занять лидерские позиции.
Рис.4. Профили личности девиантных и недевиантных подростков Относительно менее выраженными согласно профилям личности, полученным в ходе исследования у подростков оказались интеллектуальные свойства. У них отмечаются несколько сниженные показатели фактора B, который отражает сообразительность и находчивость личности на фоне эмоциональной устойчивости и развитого воображения. Полученные данные согласуются с обнаруженными ранее разными авторами закономерностями относительного снижения интеллектуальных функций и возрастания уровня креативности в подростковом возрасте. Так, подростковый возраст даже относят к сензетивным периодам развития творческого мышления. Следует отметить, что эмоционально-волевые качества подростков достаточно развиты и в целом в профиле находятся ниже коммуникативных, но выше интеллектуальных свойств. Вместе с тем у недевиантных подростков в отличие от девиантных подростков более выражена уверенность в себе (фактор О). Девианты же согласно средним тенденциям по группе оказались более тревожны. В целом обнаруженные особенности отражают общие возрастные тенеденции подросткового возраста: стремление к общению, развитие рефлексии, снижение интеллектуальных функций и возрастание творческого потенциала личности. В ходе исследования выявлялись различия в выраженности отдельных качеств личности у девиантных подростков и недевиантных подростков. Для этого использовался Т-критерий Стьюдента. Расчеты производились в программе SPSS. Результаты математических расчетов представлены в таблице 6. Согласно полученным данным значимыми являются различия в уровне выраженности факторов F и О у подростков с девиантным поведением и нормальным поведением. При этом первый фактор более выражен у недевиантных подростков, а второй - у девиантных подростков. Полученные результаты указывают на то, что подростки с недевиантным поведением отличаются от девиантных подростков большей жизнерадостностью, импульсивностью, восторженностью, беспечностью, безрассудностью в выборе партнеров по общению.
Таблица 6 Различия в особенностях личности у девиантных подростков и недевиантных подростков
Для них более характерна эмоциональная значимость социальных контактов, экспрессивность, экспансивность, эмоциональная яркость в отношениях между людьми, динамичность общения, которая предполагает эмоциональное лидерство в группах. Девиантные подростки уступают своим сверстникам в эмоциональной окрашенности и динамичности в процессах общения. Для них характерен более высокий уровень тревожности. Они в большей степени, чем их сверстники склонны проявлять беспокойство, озабоченность, ранимость, ипохондричность, подверженность настроению, страх, неуверенность в себе, склонность к предчувствиям, самобичеванию, к депрессиям, чувствительность к одобрению окружающих, чувство вины и недовольство собой. Девиантные подростки в отличие от своих сверстников в большей степени чувствуют свою неустойчивость, напряженность в трудных жизненных ситуациях, легко теряют присутствие духа, полны сожалений и сострадания; для них характерна комбинация симптомов ипохондрии и неврастении с преобладанием страхов. Этот фактор шире, чем чувство вины в общепринятом смысле. В этом факторе важен и компонент устойчивости; люди с высокими показателями часто застенчивы, им трудно вступить в контакт с другими людьми. Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод, что девиантные подростки отличаются от своих сверстников уступают своим сверстникам в эмоциональной окрашенности и динамичности в процессах общения. Для них характерен более высокий уровень тревожности. В ходе исследования определялись акцентуации характера подростков, принимавших участие в исследовании. Для этого использовался Характерологический опросник (К. Леонгарда-Шмишека). По результатам диагностики были построены усредненные профили акцентуаций характера подростков с девиантным и нормальным поведением. Рис. 5.Профиль акцентуаций личности подростков, принимавших участие в исследовании
Согласно результатам исследования у подростков с девиантным поведением обнаруживается тенденция к циклотимическому типу акцентуаций. Эти подростки склонны к частой смене настроения, перемене манеры общения с окружающими людьми. У них периодически падает работоспособность, утрачивается интерес к работе и к окружающим людям. Более того, подростки циклотимического типа акцентуации характера, тяжело переживают неудачи, часто думают о собственных недостатках, ненужности, испытывают чувство одиночества, становятся замкнутыми. В остальном профили акцентуаций девиантных и недевиантных подростков схожи. Для выявления значимости различий в выраженности акцентуаций характера у девиантных и недевиантных подростков использовался Т-критерий Стьюдента. Расчеты производились в программе SPSS. Результаты математических расчетов представлены в таблице 7.
Таблица 7 Различия в особенностях характера у девиантных подростков и недевиантных подростков
Как следует из таблицы значимые различия наблюдаются между девиантами и недевиантами в выраженности таких типов акцентуаций как демонстративность, педантичность, дистимность и циклотимичность. Причем все эти типы акцентуаций более выражены у подростков с девиантным поведением, чем у подростков. Полученные результаты указывают на то, что девиантные подростки отличаются от своих сверстников тенденцией к демонстративному, театральному поведению, эгоцентризму, жажде постоянного внимания к своей особе; ригидности, инертности, долгому переживание травмирующих событий. Эти подростки отличаются также сниженным фоном настроения, фиксацией на мрачных сторонах жизни, идеомоторная заторможенность; периодической сменой гипертимических (повышенное настроение, активность) и дистимических (сниженное настроение, заторможенность) фаз.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |