Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Культурные взаимоотношения России и Италии в области архитектуры в XV - начале XVI веков



2020-03-18 205 Обсуждений (0)
Культурные взаимоотношения России и Италии в области архитектуры в XV - начале XVI веков 0.00 из 5.00 0 оценок




 

История отношений Италии и России насчитывает пять веков. Первое документально подтвержденное посольство в Италию относится ко времени правления Василия II. Тогда, в 1461 году, посол из Московии Николай Ралли побывал у миланского герцога Францеско Сфорца. Через 8 лет - в 1469 году происходит обмен посланиями между Иваном III и папой Иннокентием VIII, и Папский Престол становится первым государством Запада, с которым Москва вступает в регулярные дипломатические отношения. В те времена из Италии приезжали мастера - архитекторы и художники, принимавшие участие в строительстве кремлевских стен и башен, соборов и церквей. В Москве работали Аристотель Фьораванти, Петрок Малый, Пьеро Антонио Солари, Алевиз Старый, Алевиз Новый, Марко Фрязин, Бон Фрязин. Увы, многие их творения не сохранились до наших дней.

Как уже говорилось выше, новый виток развития русской культуры начался в Москве, так как после падения Константинополя Москва стала оплотом православной веры или как ее еще стали называть «Третьим Римом». Став столицей русского государства, Москва стала развиваться не только в политическом отношении, но также происходил рост торговли, развитие культурных взаимоотношений с другими странами. Не была исключением и архитектура.

Архитектура Москвы, наследуя черты зодчества наиболее развитых феодальных княжеств, обретает и свой самобытный стиль, в котором переплетаются традиции зодчества домонгольской Руси, и градостроительные достижения Новгорода и Пскова, а также находят отражение идеи объединения и освобождения земель, централизации государства и образования единой нации. Архитектура Московского государства отличалась сравнительным постоянством основных типов строительства, характерных для феодального уклада. Это - жилые дома и хозяйственные постройки, церкви и звонницы, палаты и монастырские здания, крепостные сооружения, однако структура зданий и сооружений, их стилевой характер развивались вместе с изменением жизненных реалий, социальных и идеологических условий, оборонительных требований. Изменялись конструкции и строительные материалы, а вместе с ними - архитектоника зданий и сооружений. Наряду с каменными огромное значение имели деревянные постройки, которые на Руси всегда оставались основным видом массового строительств, оказывая влияние на развитие каменных зданий и сооружений.

Первые крупные здания были построены в новой столице еще в конце XIII века - Успенский и Архангельский соборы Московского Кремля, просуществовавшие сравнительно недолго; через полвека они были заменены новыми сооружениями. При Дмитрии Донском был построен белокаменный Кремль. Сегодня вряд ли можно достоверно реконструировать их облик. Очевидно одно: соборы были белокаменными. С XIV века восстанавливается каменное зодчество на Руси. Период расцвета и становления Московского княжества был временем усиленного каменного строительства. Подлинный всплеск каменного градостроительства в исконно деревянной Москве наблюдается при Иване Калите: во второй четверти XIV в. были возведены Успенский собор (1326-1327), церковь Спаса на Бору (1330), Архангельский собор (1333), церковь-колокольня Иоанна Лествичника (1329). Все храмы были выстроены из белого камня, что соответствовало традициям Владимиро-Суздальской архитектуры, на которую ориентировались московские зодчие. Соборы Успения на Городке в Звенигороде (около 1400), Спасо-Андроникова монастыря (1427), Троицкий Троице-Сергиевой лавры (1422) во многом перекликаются с владимирской архитектурой XII в. Используются такие характерные особенности, как кубические объемы, принцип деления стены на три части лопатками, обработка входов порталами. Но появляется и целый ряд новых черт, среди которых нужно отметить простоту наружного декора, отсутствие рельефов, замену аркатурно-колончатого пояса тройной лентой плоского резного орнамента. Верхняя часть собора имеет сложное композиционное решение, связанное с появлением под барабаном пьедестала, завершающегося поясом кокошников. Основным строительным материалом служит известняк.

Во второй половине XIV в. по велению Дмитрия Донского Московский Кремль укрепляется за счет увеличения длины, количества башен и расширения стен, возведенных из камня. Укрепляются и окрестные города, например, Коломна и Серпухов, которые были форпостами Москвы на пути к Золотой Орде. [38. 284]

Существенно укрепляли столицу близлежащие монастыри. Достаточно яркую и новую струю в эту архитектуру внесли зодчие Спасского собора Андроникова монастыря (ок. 20-х гг. XV в.). Они решительно изменили конструкцию храма. В основном четверике здания были опущены угловые части, поэтому центральные членения фасадов кажутся приподнятыми. Второй ярус состоит из трехлопастных арок с крупными кокошниками. В подножье барабана помещены кокошники поменьше. Венчает храм один стройный купол. В результате вся пышно декорированная композиция приобрела необычайно подвижный, динамичный облик, утратив тяжеловатость, столь характерную для некоторых крупных каменных сооружений прежних лет.

Огромный размах строительства, связанного с возведением крепостных стен, культовых и дворцовых зданий Московского Кремля конца XV- начала XVI в., способствовал совершенствованию техники кладки из кирпича, ставшего с этого времени основным строительным материалом. Образцом технического мастерства было строительство Успенского собора (1472). Русские мастера Кривцов и Мышкин начали строить Успенский собор, но секреты строительства подобных сооружений были забыты и недостроенный собор рухнул - фундамент не выдержал тяжести стен. В Москву был приглашен итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, прозванный так, - как говорится в летописи «ради хитрости его художества». [48. 182] Возведение Аристотелем Фиораванти московского Успенского собора - событие, значение которого для истории русской архитектуры трудно переоценить. Впервые русская строительная практика вступила в столь непосредственное соприкосновение с новейшей западноевропейской строительной культурой. Надо сказать, что современники отдавали себе отчет в исключительности происходившего, о чем свидетельствует необычайное внимание, уделявшееся составителями летописей ходу строительства, и их подчеркнуто восторженная характеристика самого здания. Вряд ли можно сомневаться, что успех деятельности Фиораванти во многом способствовал приглашению в Москву большого числа итальянских мастеров в последующие десятилетия. Таким образом, строительство Успенского собора оказало не только прямое, но и еще более значительное косвенное воздействие на дальнейшее развитие русского зодчества. Успенский собор представляет для исследователей интерес и еще в одном аспекте. Дело в том, что, несмотря на широкую известность Аристотеля Фиораванти в Италии XV в., а также большое количество собранных и опубликованных материалов о его жизни, [38. 284] московский собор остается единственной достоверной постройкой, характеризующей его архитектурное творчество. Неудивительно, что этому памятнику, его стилистическим особенностям уделено немалое внимание в научной литературе.

Он начал строить в Кремле Успенский собор по образцу древнерусских храмов. Фиораванти частью возродил в своей постройке владимиро-суздальские мотивы, частью ввел итальянские, под которыми, судя по контексту, он понимал ренессансные. Знаменательно в данном случае не только само приглашение именитого болонца, а поставленное ему условие - строить успенский собор по подобию Владимирского. Примечательно также и то, что Фиорованти был послан во Владимир для ознакомления с древнерусским зодчеством. В московском Успенском соборе много традиционных для русской архитектуры черт: пятиглавие, позакомарное покрытие, аркатурно-колончатый пояс. Величественный и спокойный по своей архитектуре, монументальный Успенский собор стал центром не только Соборной площади Кремля, но и всей Москвы. Из каждой части города были видны его золотые купола. В этот период возводятся также Успенский собор в Коломне и Звенигороде, Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре и другие.

Фиорованти оказался тонким художником, сумевшим осознать своеобразие архитектурно-художественного мышления русских зодчих. Построенный им вместе с русскими мастерами Успенский собор, с ярко выраженными национальными чертами - лучшее тому доказательство. Он сумел создать общерусское произведение, избежав повторения и подражания. В монументальных формах этого важного государственного здания органично слились утонченность и изысканность владимирских зодчих с лаконичной и суровой простотой новгородских мастеров. Но проникновение Фиорованти в область художественного видения русских каменодельцев не помешало ему остаться архитектором Возрождения.

Фиорованти создал собирательный образ, обладающий национальной выразительностью, отразившей тенденции развития общерусской архитектуры. Немалую роль в этом сыграло то, что зодчий работал все время вместе с русскими мастерами, которые тоже, несомненно, оказывали влияние на его замыслы. Значительна также роль Фиорованти в решении технических вопросов Так он ознакомил русских каменодельцев с более современной инженерно-строительной техникой Западной Европы, научил их делать и обжигать кирпичи большей прочности и новых размеров, применил глубокое заложение фундаментов, показал, как надо выкладывать тонкие кирпичные своды, подымать тяжести с помощью усовершенствованных рычагов и блоков. Летописец особо отмечает, что Фиорованти возводил здание по «правилам и кружалам» [ 48. 185], то есть по линейке и циркулю. Многие технические новшества усвоили московские каменных дел мастера. Так вместо деревянных начали применяться железные связи. Были построены государственные кирпичные заводы.

Этот период и можно назвать началом взаимодействия культур России и Италии в области архитектуры, именно тот факт, что русскими мастерами были забыты некоторые элементы архитектурного мастерства частично повлиял на желание царей привлечь на Русь иноземных архитекторов, ими преимущественно и стали итальянские архитекторы, которые оставили заметный след в истории русской архитектуры, причем трижды они буквально изменяли ход ее развития: на рубеже XV-XVI веков, в начале XVIII века и в его конце. Это был экспорт новых инженерных решений, экспорт новых вариантов разных стилей, но, прежде всего, прямой экспорт Прекрасного в архитектуре, самый выгодный для принимающей стороны вариант обмена.

В XVI столетии господствующим стилем в архитектуре стал шатровый - без столбов внутри здания, с шатровым покрытием, с украшением «ракушками» и узорочьем (церковь Вознесения в Коломенском). С 1475 г. белокаменное строительство заменяется кирпичным. В 1489 г. в Кремле возводится Благовещенский собор, который был создан псковскими архитекторами, славившимися своими строительными навыками. Он служил дворцовой церковью русских царей. Здесь соединились черты псковской и московской архитектуры. Завершил ансамбль центральной площади Кремля Архангельский собор, построенный как усыпальница князей и царей. Он был возведен в 1505-1509 годах уже другим итальянцем Алевизом Новым. Как и Успенский собор, он шестистолпный, пятикупольный, с пятью апсидами при трех нефах. Его стены украшены пышными деталями венецианской ордерной архитектуры, незнакомыми на Руси карнизами, коринфскими пилястрами. Каждая закомара собора украшена раковиной. Алевиз Новый более точно, чем Фиорованти, придерживается объемно-пространственной структуры крестово-купольного пятиглавого храма. Он расширяет подкупольное пространство, опирает подпружные арки на крестообразные столбы и пилястры, но, не смотря на это, его произведение обладает меньшим национальным своеобразием и одухотворенностью, чем Успенский Собор, ибо итальянский архитектор по своему истолковал особенности художественного русского мировоззрения.

В 1499 году послы Ивана III <http://mediateka.km.ru/bes_2002/Encyclop.asp?Topic=topic_iak64> Ралев и Карачаров во время пребывания в Италии пригласили Алоиза Ламберти да Монтаньяна на русскую службу. В следующем году вместе с посольством он направился в Москву, где объявился только в 1503. Три года он провел при дворе Крымского хана Менгли-Гирея, где всего за 15 месяцев построил для него знаменитый дворец в Бахчисарае (сохранился только резной каменный портал).

Наконец, спустя четыре года после отъезда из Италии архитектор прибывает в Москву. Прежде чем говорить о постройках Алевиза, получившего прозвище Новый, следует назвать сооруженный им гигантский ров шириной 34 и глубиной 10 м, облицованный плитами белого камня. Он проходил по Красной площади <http://mediateka.km.ru/bes_2002/Encyclop.asp?Topic=topic_kral64> и соединял реку Неглинку и Москву-реку, замыкая водное кольцо вокруг Московского Кремля <http://mediateka.km.ru/bes_2002/Encyclop.asp?Topic=topic_krem20>. Кремль в это время стал одной из самых мощных крепостей Европы. Засыпали ров только в начале XIX века.

Через год после приезда в Москву Алевиз Новый приступил к строительству второго по значимости кремлевского собора - Архангельского (1505 - 1509) - на месте, где прежде стояла небольшая белокаменная церковь Архангела Михаила, построенная еще при Иване Калите <http://mediateka.km.ru/bes_2002/Encyclop.asp?Topic=topic_iak62> и разобранная за ветхостью в 1505 году.

Алевиз, очевидно, как и другие итальянские архитекторы, строившие в этот период в России, побывал во Владимире и познакомился с его культовыми постройками - по схеме Архангельский собор близок к Успенским соборам Владимира и Московского Кремля. С самого начала собор был задуман как усыпальница великих князей и царей, поэтому его отделка требовала великолепия и пышности. Алевиз одел объемно-пространственную структуру русского собора в нарядные одежды итальянского Возрождения <http://mediateka.km.ru/bes_2002/Encyclop.asp?Topic=topic_voj53> XVI в. (капители пилястр, «раковины»). Архитектура Архангельского собора (шестистолпного, пятикупольного) эклектична и представляет собой сплав древней владимиро-суздальской традиции и итальянской, особенно проявившейся в ордерной декоративной обработке фасадов. Первоначально собор окружала открытая галерея, которая была разобрана в 1750 (сохранилась в обмерах Д. В. Ухтомского <http://mediateka.km.ru/bes_2002/Encyclop.asp?Topic=topic_usma146>).

Алевиз перестраивал также церковь Рождества Богородицы на сенях (ранее Лазаря, 1514, сохранилась частично), по свидетельству летописей, построил в Москве еще 11 церквей (не сохранились), возможно, участвовал в строительстве Теремного дворца. Вероятно, погиб во время взрыва на пороховом «Алевизовом дворе» в 1531 году. [11. 76]

В те же годы старые стены Кремля заменяются новыми, образованный ими треугольник хорошо вписывается в рельеф местности. Многочисленные кремлевские башни получили шатровый верх. Они имели фортификационное назначение, но, вместе с тем, выполняли роль триумфальных въездов. На Спасской башне устанавливаются первые часы - вокруг неподвижной стрелки вращался ярко расписанный циферблат. В постройке стен деятельное участие принимает мастер Ермолин, который нам известен как реставратор собора в Юрьеве-Польском. Позднее на его место приходят итальянцы - Марко Руффо и Пьетро Солари, которые в 1487 году приступили к возведению нового великокняжеского дворца. Он строился из кирпича, камня и дерева. Впоследствии этот дворец послужил основой для дальнейшего развития дворцового комплекса в XVI-XVII вв. Сейчас о нем можно судить лишь по одному сохранившемуся зданию - Грановитой палате (1487 - 1491). Предназначенная для торжественных церемоний и пиров, палата с внешней стороны была выполнена на итальянский манер (грани на фасаде и арочные прорези окон). В оформлении внутреннего интерьера отдали дань уже русской традиции: сводчатые потолки сходятся от углов к центру, к одной опоре - массивному круглому столпу. По всей видимости, русские и итальянские мотивы перекликались тогда по всему дворцу. Он состоял тогда из ряда палат и хором, соединяющихся множеством переходов, галерей и крылец.

В первой трети XVI века широкое каменное строительство развернулось на столичном посаде. Причем, строятся и перестраиваются не только церкви, но и гражданские здания. Дорогостоящий при добыче и обработке белый камень был заменен кирпичом. Чаще стали использовать при строительстве различные технические механизмы, например, подъемные блоки, что значительно облегчало и ускоряло возведение зданий. С 1514 по 1520 г. закладываются и освящаются церкви: Св. Варвары (на Варварке), Благовещенья в Воронцове, Благовещения за Неглинной, Св. Владимира в Садех (на Покровке), Леонтия Ростовского и Петра Чудотворца за Неглинной, Введения на Панском дворе (современный Панский переулок), Св. Ильи в начале Ильинской улицы, Усекновение главы Иоанна Предтечи «за Болотом», в Замоскворечье. На постройку одной церкви уходило от одного года до двух лет.

Огромную лепту внесли итальянские мастера и в строительство дошедших до нашего времени стен и башен Кремля началось в 1485. Руководили работами приглашенные из Северной Италии архитекторы и строители: Алевиз Новый, Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари и Антон Фрязин. Новые стены возводили, не разбирая старых и не изменяя их направления. Только в северо-восточной части стена была спрямлена, и тем самым увеличена территория крепости, которая составила 28 га. Первой, внизу на подоле, Антоном Фрязиным была заложена Тайницкая башня. Внутри башни был устроен колодец. С помощью тайного хода из Москвы-реки он наполнялся водой. От Тайницкой башни начали возведение стен наиболее опасной южной стороны Кремля. В 1487 заложили угловую Беклемишевскую башню, а в 1488, со стороны Москвы-реки - угловую Свиблову. К 1490 возвели Благовещенскую, Петровскую, первую и вторую Безымянные башни и стены между ними. Весь южный участок стены был выложен по линии, повторяющей изгибы Москва-реки. Изломы стены способствовали лучшему обзору местности, а также позволяли вести прицельный огонь по нападающим. Вершину каждого излома отмечала башня.

Строительство крепости приобрело новые масштабы, когда в 1490 в Москву приехал один из лучших итальянских архитекторов, Пьетро Антонио Солари. Под его руководством с западной стороны заложили проездную Боровицкую башню, снабженную удобными сходами к реке Неглинной. Затем итальянский архитектор надстроил угловую Беклемишевскую башню. Ей отводилась особая роль в обороне крепости. Она первая принимала на себя удары врагов, поскольку рядом находился удобный брод через Москву-реку. От этой башни вверх по склону были поставлены три проездные башни - Константино-Еленинская, Спасская и Никольская, а также две глухие - Набатная и Безымянная.

Спасская башня была парадной. Ее проездные ворота связывали Кремль с Красной площадью, и поэтому она получила наиболее импозантное оформление. В XVII веке на ней были установлены часы, замененные в XVIII веке ныне существующими курантами. Строительство могучей угловой шестнадцатигранной Собакиной башни, расположенной на вершине самого острого угла кремлевского треугольника, было последней работой Солари умершего в 1493 году. Башня строилась «по новой основе», т.е. за пределами Кремля времени Дмитрия Донского, на месте, где был обнаружен родник.

После смерти Солари строительство возглавил в 1495 Алевиз Новый. На его долю выпало проведение сложных работ по осушению болотистого берега реки Неглинной. В 1516 вдоль восточной стены крепости, где ныне находится Красная площадь, по его проекту был вырыт ров, выложенный белым камнем, края которого украсили невысокой стенкой с зубцами. Со стороны Москвы-реки также была сооружена дополнительная стенка, которая предохраняла фундаменты стен и башен от размыва водами реки. В центре западной стены поставили проездную Троицкую башню - самую высокую в Кремле. К Троицким воротам через Неглинку перебросили каменный мост на девяти арках. Кроме Троицкой на западной стороне были построены еще три глухие башни - Граненая, Колымажная и Конюшенная.

Всего по периметру Кремля было поставлено 18 башен. По конструкции они делились на проездные, глухие и угловые. Круглые башни благодаря своей форме хорошо противостояли разрушительной силе пушечных снарядов и служили для круговой обороны. Проездные башни (их 6) ставились там, где к Кремлю подходили стратегические дороги. Расстояние между башнями было рассчитано на расстояние выстрела. Каждая башня представляла собой самостоятельную крепость, в глубоких подвалах которой хранились боеприпасы. Наземная часть башен делилась на этажи. Верхняя часть имела бойницы навесного боя - машикули, а также бойницы для ведения подошвенного, среднего и верхнего боя. Проездные ворота закрывались мощными створами, а проезды в воротах - металлическими решетками - герсами. У каждой проездной башни был подъемный мост, поднимавшийся в случае опасности. Для возведения стен и башен Кремля применялся хорошо обожженный красный кирпич. Однако он использовался лишь для облицовки. Забутовка между лицевыми кирпичными сторонами делалась из белого камня. Высота кремлевских стен колеблется от 5 до 19 м, а толщина - от 3,5 до 6,5 м. Высота двурогих зубцов-мерлонов в форме ласточкина хвоста - 2-2,5 м. В толще стен шел сквозной коридор.

Кремлевская крепость без заметных переделок просуществовала до XVII века, когда башни получили новые шатровые завершения и были украшены причудливой белокаменной резьбой. Близ Спасской башни на стене построили небольшую беседку под шатром, получившую название Царской башенки. По всей видимости она предназначалась для размещения в ней набатного колокола. В 1772 все башни и стены между Беклемишевской и Благовещенской башнями были разобраны в связи с планировавшейся постройкой Большого Кремлевского дворца. Когда от проекта В.И.Баженова отказались, принялись за восстановление этого участка. Эту работу осуществил М.Ф.Казаков. Значительный урон стенам и башням был нанесен французскими войсками в 1812. По приказу Наполеона была взорвана угловая Водовзводная башня. В 1817 под наблюдением архитектора О.И.Бове (опять же архитектора итальянского происхождения) ее построили заново. Несмотря на то, что в ее декор внесли немало деталей в стиле классицизма, она прекрасно вписалась в ансамбль.

В память о битве за Казань, происшедшей в день Покрова 1 октября 1552 года, в Москве был построен Покровский собор, впоследствии названный храмом Василия Блаженного. Из текста летописи XVII в. известно, что его авторами были два архитектора - Посник и Барма. Этот храм, построенный на Красной площади, доминировал над кремлевскими соборами, расположение в центре Москвы определило его общенародное значение.в. был периодом расцвета крепостного зодчества. Строятся крепостные стены Нижнего Новгорода, Серпухова, Тулы, Коломны, Зарайска, Пскова, Смоленска, а также Соловецкий, Кирилло-Бе-лозерский, Троице-Сергиев монастыри. Возникают новые крепостные сооружения в самой Москве: Китай-город, Белый и Земляной города. К этому периоду относятся и отдельные дошедшие до наших дней деревянные церкви. Конструктивные приемы русских мастеров были просты и разумны. Уложенные один на другой венцы создавали клеть. Восьмигранные срубы обычно заканчивались шатром, который венчала маленькая луковичная главка. Шатровая церковь явилась самым совершенным созданием русской деревянной архитектуры.




2020-03-18 205 Обсуждений (0)
Культурные взаимоотношения России и Италии в области архитектуры в XV - начале XVI веков 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Культурные взаимоотношения России и Италии в области архитектуры в XV - начале XVI веков

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)