Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава IV . Рассвет культурного обмена между Россией и Италией в области архитектуры в XVIII веке



2020-03-18 199 Обсуждений (0)
Глава IV . Рассвет культурного обмена между Россией и Италией в области архитектуры в XVIII веке 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В XVIII веке основным строительным центром становится Санкт-Петербург, который создавался на почти необжитых берегах невской дельты. Государственные и культурно-бытовые преобразования Петра Великого вызвали к жизни новые типы промышленных и общественных зданий и сооружений - верфей, заводов, производственных и гостиных дворов, коллегий госпиталей учебных и музейных помещений, театров и прочее.

Несмотря на принудительные меры переселения в Петербург, строительство его до полтавской победы велось медленно. Важность быстрого возведения столицы олицетворяющей решительно порывающую с вековой отсталостью выдвинула перед архитектурой весьма ответственную задачу. Город надо было создавать исходя из передовых строительных принципов, обеспечивающих его престижно-представительный характер не только во внешнем архитектурно-художественном облике, но и по планировочной структуре. Однако квалифицированных архитекторов в стране снова не хватало.

Петр избрал два пути создания кадров: Первый - испытанный в Москве еще при Иване III, - приглашение опытных архитекторов из стран Западной Европы, что позволяло почти сразу вовлекать их в строительство города; второй - отбор талантливых молодых людей и командирование их в западноевропейские страны для обучения инженерному и архитектурному искусствам: это требовало некоторого времени для подготовки отечественных зодчих, которые должны были в дальнейшем заменить иностранцев. Обучению русских архитекторов способствовало проникновение в русскую архитектуру западных теоретических трактатов, в частности в 1709 году на русском языке был издан трактат итальянского архитектора Д. Б. Виньолы: «Правило пяти ордеров архитектуры», с комментариями составленными М. Д. Фонтана. [48. 308]

После временного затишья итальянцы появляются уже при Петре I, чьи преобразования ставили целью преодоление культурного барьера между Россией и Европой. В Москву прибывают итальянские архитекторы из швейцарского кантона Тессино (Тичино), который почти на полтора столетия стал поставщиком архитекторов для России.

Таким образом в новой столице работали зодчие разных школ, но творили они иначе чем у себя на родине, подчиняясь вкусам и требованиям заказчиков, а также приспосабливаясь к специфическим условиям строящегося города. В результате их деятельности архитектура той поры стала своеобразным сплавом исконно русских художественных традиций и формальных элементов, привнесенных из западноевропейских стран. Такой стиль получил определение русского барокко первой трети XVIII века или петровского барокко.

Целая группа архитекторов и резчиков продемонстрировала загадочный «полубарочный» стиль в таких сооружениях, как церковь Знамения в Дубровицах и Меншикова башня. Наиболее значительный мастер из этой группы Джованни Марио Фонтана внимательно и тщательно воспроизвел римское барокко в Лефортовском дворце в Москве и затем перешел к плоскостному «северному барокко» на голландско-немецкий манер в петербургском дворце Меншикова и его же загородной резиденции в Ораниенбауме.

Ту же «неитальянскую» манеру демонстрирует Николо Микетти, который построил для жены Петра I загородный дворец Екатериненталь под Ревелем, хотя в сооруженном им царском дворце в Стрельне римское барокко все же проглядывает на фасадах. Доменико Трезини, вызванный Петром из Дании и, видимо, уже получивший значительный опыт строительства в стиле «северного барокко», стал первым крупным архитектором Петербурга. И он, и его родственники-архитекторы, подвизавшиеся в северной столице России, строили здания, которые по стилю трудно отличить от сооружений работавших в то же время голландских и немецких мастеров.

Исключением был Гаэтано Киавери, который выстроил не так уж много, но в каждой постройке оставлял авторский след в виде вычурных выгнутых и вогнутых плоскостей, напоминающих о зрелом искусстве итальянского барокко: ему принадлежат причудливая башня Кунсткамеры в Петербурге и небольшая церковь в далеком царском селе Коростынь. Нет прямого влияния искусства Италии и в творчестве Франческо Бартоломео Растрелли, сына итальянского скульптора, работавшего в Париже и приглашенного Петром I, хотя его барочные композиции дворцов и храмов определили особенности русской архитектуры эпохи императрицы Елизаветы Петровны.

Совсем другим оказалось время Екатерины Великой, когда при дворе появляется несколько крупных итальянских архитекторов. Первым был Антонио Ринальди, который принес в Россию нежный и изысканный ранний классицизм, определивший развитие русской архитектуры в 1760-1770-е годы. Вскорости в Петербург прибыли Джакомо Кваренги и Джакомо Тромбара. Если второй архитектор не оставил значительного следа в русской архитектуре, то Кваренги, вполне сложившийся уже в Италии и принесший с собой ясный и отточенный итальянский вариант палладианской неоклассики, составил целую эпоху в стилистическом развитии Петербурга и Москвы. Вслед за Кваренги и Тромбара в Россию приезжают Антонио Порто, работавший в Петербурге в стиле зрелого классицизма, и строивший в Москве Иван Жилярди. Для Павла I Винченцо Бренна создает собственный фантастический полуклассический-полубарочный стиль, удивительно соответствующий духу царствования этого императора.

В начале XIX века в Россию продолжают приезжать итальянские архитекторы, но они все чаще вливаются в общую стихию петербургского или московского варианта стиля ампир. В Петербурге в это время работают целые семьи Адамини, Беретти, Лукини и Руска. В Москве пластичный и живой вариант ампира определяют приехавший из Лугано Доменико Жилярди и сын петербургского живописца Осип Иванович Бове. В русской провинции работают итальянцы Иоганн Манфрини (собор в Мышкине) и Яков Маричелли (колокольни в Шуе и Лежневе), на Украине - Карлони и Джорджио Торичелли.

Семнадцатым веком завершается семисотлетний период каменного древнерусского строительства, вписавшего не одну замечательную страницу в летопись мировой архитектуры. Ростки новых денежно-торговых отношений и рационального мировоззрения пробиваются сквозь закостенелые формы домостроевского быта и схоластические догмы богословия. Здравые взгляды служилого дворянства и экономически преуспевающее купечество сказываются на многих сторонах общественной жизни и ее материальной оболочке - архитектуре. Ширится торговля, особенно в конце XVII в., с Германией, Фландрией, Англией. Становятся более тесными культурные связи с Польшей и Голландией. Расширению кругозора и проникновению в искусство и зодчество элементов западноевропейской художественной культуры способствовала совместная творческая работа русских, украинских и белорусских умельцев. Жизнь настоятельно требовала строительства гостинных дворов, административных зданий, промышленных предприятий, ставила все новые практические задачи, обязывала зодчих искать технические и художественные решения. Централизация государственной власти сопровождалась регламентацией в области строительства. Нормализуется архитектурно-техническая документация. Совершенствуются проектные и отчетные материалы и осваиваются масштабные чертежи, унифицируются архитектурно-строительные детали.

Конец XVII века - это связующее звено между древнерусским зодчеством и архитектурой XVIIШ века, время, подготовившее почву для нового художественного мировоззрения, способствующего творческому восприятию ордерной тектонической системы и формированию мастеров архитектуры для перехода к регулярному гражданскому строительству.

В начале XVIII века основным строительным центром становится Петербург. В 1700 году Россия начала Северную войну против Швеции, чтобы освободить русские земли и возвратить Невские берега России. 1 мая 1703 года русские войска вошли в крепость Ниеншанц. Главная задача северной войны была решена взятием крепости. Выход в Балтийское море для России был открыт. Необходимо было только его обезопасить и закрепить. У разветвления Невы на три рукава, на небольшом Заячьем острове длиной и шириной примерно 750 на 350 метров, 27 мая 1703 года, по чертежу Петра I и военных инженеров заложили крепость нового бастионного типа -Петропавловскую крепость. Для прикрытия устья Невы с моря в 1703 году на острове Котлин было начато строительство военно-морской базы Кроншлот ( Кронштадт ). На южном берегу Невы, почти напротив Петропавловской крепости, в 1704 году по чертежу Петра I заложили судостроительную верфь-крепость - Адмиралтейство. Под защитой трех взаимодействующих крепостей началось возведение Петербурга, ставшего с 1712 года новой столицей России, провозглашенной в 1721 году империей.



2020-03-18 199 Обсуждений (0)
Глава IV . Рассвет культурного обмена между Россией и Италией в области архитектуры в XVIII веке 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава IV . Рассвет культурного обмена между Россией и Италией в области архитектуры в XVIII веке

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)