Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Взаимодействие культур России и Италии в области архитектуры в XVI - XVII веках



2020-03-18 220 Обсуждений (0)
Взаимодействие культур России и Италии в области архитектуры в XVI - XVII веках 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В каменной архитектуре XVI в. искания нового национального стиля наиболее полно выразились в строительстве столпообразных шатровых храмов. Новаторской и самобытной конструкцией каменных храмов Московской Руси были шатровые покрытия, начало широкого применения которых - середина XVI в. Самым выдающимся памятником такого типа явилась церковь Вознесения в селе Коломенском. Построенная в 1532 году по повелению великого князя Василия III в память о рождении долгожданного наследника, будущего царя Ивана Грозного, она возвышается на высоком берегу Москвы-реки, как бы господствуя над окружающей природой. Архитектура коломенского храма воплотила в камне славу и мощь русского государства.

Общий подъем национальной культуры, вызванный укреплением русского национального государства, получил выражение и в развитии архитектуры. Ко второй половине XVII в. относится сооружение ряда замечательных памятников архитектуры: царского дворца в Коломенском, грандиозного и оригинального комплекса архитектурных сооружений так называемого Нового Иерусалима в подмосковном Воскресенском монастыре, церквей Грузинской Божьей Матери в Москве и Покрова в Филях, многих интереснейших произведений гражданской и церковной архитектуры в Звенигороде, Ярославле, Вологде и других городах. Характерными чертами, присущими различным по назначению и художественной форме произведениям архитектуры, являлись нарядная пышность, эффективная декоративность, красочность и богатство отделки, хорошо передающие общий жизнеутверждающий характер быстро развивавшегося русского национального искусства XVII в. И несомненно огромный вклад в развитие русской архитектуры внесли итальянские мастера и их русские ученики, которые постепенно приобретали необходимый опыт.

Свойственное русской архитектуре XVII в. стремление к пышности и нарядности получает яркое выражение в украшении монументальных кремлевских башен шатрами, имеющими чисто декоративное значение, а также в украшении белых стен Покровского собора на Красной площади (храм Василия Блаженного) пестрым и ярким орнаментальным узором. Архитекторами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым был построен в 1635-1636 годах Теремной дворец Московского Кремля. Его трехэтажный объем носит явно выявленный ступенчатый характер. Со всех сторон дворец окружает гульбище. Два пояса разноцветных поливных изразцов венчают верхний ярус здания. Первоначально стены дворца, интерьер которого особенно уютен, были расписаны.

Для второй половины века типичным становится небольшой храм - пятиглавый и бесстолпный, с трапезной, приделами, галереей, колокольней и крыльцами с шатрами. Таковы церкви Троицы в Никитниках и Рождества Богородицы в Путниках (Москва), соборы Ростовского кремля.

В эти годы в Ярославле, который особенно расцветает и богатеет, широко ведется храмовое строительство. Для храмов Иоанна Златоуста в Коровниках и Иоанна Предтечи в Толчкове характерно введение яркого узора из поливных изразцов. Разнообразные по форме изразцы составляют орнаменты, рельефом часто изображены фантастические животные или растения. В колорите преобладает сочетание желтого с зелеными и синими тонами. Яркие цветные изразцы придают зданиям подчеркнуто нарядный характер. Типичный памятник ярославского зодчества - церковь Ильи Пророка в Ярославле - представляет обширный, хорошо освещенный внутри четырехстопный храм, окруженный крытыми галереями. [43. 9 - 11]в. был периодом расцвета деревянной архитектуры. К наиболее значительным светским постройкам принадлежал несохранившийся дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Дворец состоял из семи хором и представлял собой сложное по композиции здание, сочетавшее большое количество срубов-клетей, примыкавших друг к другу и соединенных переходами.

Значение сделанного итальянскими мастерами в конце XV - первой трети XVI века было столь велико, что на протяжении XVI и даже начала XVII веков в постройках русских зодчих встречаются многочисленные «итальянизмы»: ордерные формы, декоративные детали и отточенные сводчатые конструкции. Приглашение итальянцев в Россию не привело к импорту Ренессанса, как в остальной Европе, но заложило основу позднесредневековой ордерности русской архитектуры и приблизило ее технически к европейским школам.

В заключении главы следует также отметить, что не без участия итальянских мастеров были достигнуты невиданные до того времени на Руси вершины архитектурного творчества. Благодаря совершенствованию строительной техники увеличиваются пролеты сводов, создаются оригинальные бесстолпные перекрытия и высотные композиции ярусных храмов, уменьшается толщина стен, а усилия распора погашаются за счет более рациональных конструкций сводов и металлических связей; улучшается освещение палат, врозрастают размеры оконных проемов, вместо арочных начинают устраиваться плоские железокирпичные перемычки.

Унификация архитектурно-строительных деталей, соблюдение одинаковых размеров балок, переплетов, декоративных резных деталей, выполнявшихся уже самими артелями, требовали единообразия архитектурных форм, согласованности их размеров. Этим тенденциям отвечала сложившаяся на протяжении многих веков и получившая повсеместное распространение в Европе ордерная система. Её принципы со временем начинают осваиваться и ордерные формы из декоративных элементов постепенно превращаются в структурные. Освоение достижений архитектурно-строительного дела носило творческий характер. Несмотря на декоративность архитектурных форм, в основе которых лежали европеизированные классические образцы, мастера XVII века сохранили присущую древнерусскому зодчеству тектоническую выразительность и принципы размещения декора отличающиеся от западноевропейского барокко.

Белокаменное узорочье, наложенное на поверхность кирпичной стены, многоцветность красочного изразцового узора, нарядность и живописность наружных росписей, несмотря на симметричность регулярность структуры здания и ордерные формы, придают произведениям «московского барокко» яркое национальное своеобразие. Оно проявляется в праздничном облике архитектурных сооружений, их органической связи с природой, в глубокой народности образов и использовании традиций деревянного зодчества.

Конец XVII века, это связующее звено между древнерусским зодчеством и архитектурой XVIII столетия, время, подготовившее почву для нового художественного мировоззрения, способствовавшего творческому восприятию ордерной тектонической системы и формированию мастеров архитектуры для перехода к регулярному гражданскому строительству.




2020-03-18 220 Обсуждений (0)
Взаимодействие культур России и Италии в области архитектуры в XVI - XVII веках 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Взаимодействие культур России и Италии в области архитектуры в XVI - XVII веках

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)