Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Химия в поэзии и прозе



2020-03-18 338 Обсуждений (0)
Химия в поэзии и прозе 0.00 из 5.00 0 оценок




ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

Глава 1. Химия в художественной литературе

Химия в поэзии и прозе

Химические ошибки в литературных произведениях

Художественные образы металлов в лирике Лермонтова

Глава 2. Родоначальники российской химии и литература

Глава 3. Исследование влияния художественных произведений на развитие познавательных интересов учащихся к химии

Организация экспериментального исследования

Сравнительный анализ результатов эксперимента

Выводы

Библиография

Приложения

познавательный интерес химия художественное произведение

 


 

Введение

 

«Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии, с картинами живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области…» (Академик А.Е. Арбузов)

Многие химики были не только великими учеными, но и одаренными поэтами, музыкантами. Достаточно вспомнить имена М.В. Ломоносова, А.П. Бородина, Н.А. Морозова, Л.П. Радина и др. Современники Д.И. Менделеева вспоминали о том, что великий химик высоко ценил У.Шекспира, И.Ф. Шиллера, И.В. Гете, В.М. Гюго, Д. Байрона, а также наших классиков, начиная с В.А. Жуковского и А.С. Пушкина, Менделеев очень любил Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. А в молодые годы сам писал стихи. Отдыхать Менделеев любил за чтением авторов приключенческого жанра: Ж. Верна, Ф. Купера, А. Дюма и др. И, безусловно, произведения этих и других авторов изобилуют химическими описаниями.

На занятиях по химии мы активно устанавливаем межпредметные связи. И вот мы решили узнать, как связаны химия и литература.

Цель работы: выявить родство двух наук - литературы и химии, проследить их связь друг с другом на примере художественных произведений, провести исследование по выявлению степени сформированности у учащихся познавательных интересов к изучению химии средствами художественной литературы

Объектом исследования данного проекта являются произведения русской и зарубежной литературы, в которых присутствуют описания химических веществ и их превращений, что делает стихи и прозу более яркими, образными, колоритными, позволяя читателю иметь полное представление о каких-либо событиях.

Предмет исследования: процесс формирования элементов познавательной активности в сознании учащихся 8 класса через преподавание школьного курса химии средствами художественной литературы. Актуальность работы определяется тем, что являясь ученицей, я осознала важность заинтересованности изучаемыми предметами. Такого интереса можно добиться разными путями. Один из них - на основе художественных произведений. Литература помогает нам по - новому раскрыть привычную для нас науку, показать ее в увлекательном, игровом ключе.

Гипотеза если целенаправленно использовать фрагменты художественных произведений на уроках химии, что может способствовать систематическому чтению дополнительной литературы по предмету, то можно сформировать устойчивый познавательный интерес, усилить познавательную потребность и на их основе развить познавательную активность учащихся.

В ходе исследования использовались следующие методы:

•теоретические методы: анализ и изучение литературных источников, проектирование, прогнозирование результатов;

•эмпирические: анкетирование, тестирование, наблюдение, эксперимент;

•математические: методы проверки результатов исследования»

Результатом работы будет рассмотрение некоторых литературных произведений с точки зрения химии и их сравнительная характеристика. Результаты работы будут представлены в печатном виде для придания прикладного характера изучаемому материалу. Работа может использоваться на внеклассном обучении, и направлена на то, чтобы помочь привлечь интерес к химии учеников младших классов.

Апробация результатов исследования осуществлялась в МБОУ СОШ №29 среди учащихся 8-х классов.

Структура работы : научно-исследовательская работа состоит из введения, 3 глав, выводов, библиографии (49 источников) и приложений. В работе 30 страниц.


 

Глава 1. Химия в художественной литературе

Химия в поэзии и прозе

 

Химизация поэзии началась с освоения химического языка, в который входили названия химических элементов и веществ, в первую очередь ─ металлов.

Связь химии и литературы - настоящая кладезь для реализации творческих замыслов учителя по развитию познавательного интереса учащихся и их мыслительных способностей. Если на уроках химии использовать художественную литературу, то это поможет пробудить и поддержать стойкий познавательный интерес к предмету.

В восьмом классе изучение темы «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева» можно начать стихотворениями С. Щипачева, Н. Глазкова, или В. Чивилихина, обратив внимание на величие данного открытия.

Пусть зимний день с метелями

Не навевает грусть -

Таблицу Менделеева

Я знаю наизусть.

Зачем ее я выучил?

Могу сказать зачем.

В ней стройность и величие

Любимейших поэм.

Без многословья книжного

В ней смысла торжество.

И элемента лишнего

В ней нет ни одного.

В ней пробужденье дерева

И вешних льдинок хруст.

Таблицу Менделеева

Я знаю наизусть.

Н. Глазков

Значение периодического закона заключено в словах А.Е. Ферсмана:

«Будут появляться, и умирать новые теории, блестящие сообщения будут сменять наши понятия, величайшие открытия будут сводить на нет прошлые и открывать невиданные по новизне и широте горизонты - все это будет приходить, и уходить, Периодический закон Д.И. Менделеева будет всегда жить, развиваться и совершенствоваться».

Тема: Вода. Свойства воды

1. Физические свойства

«Коммунисты - подпольщики занимались саботажем в организованных немцами мастерских. Отремонтированную немцами водокачку, оставили наполненной водой, а ночью ударили морозы, в результате чего трубы раздулись и полопались, вся система пришла в негодность, все нужно было начинать сначала» (А. Фадеев «Молодая гвардия»).

Можно зачитать отрывок А.С. Пушкина из романа «Евгений Онегин»:

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа,

Снег выпал только в январе.

На третье в ночь, проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Картины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок веселых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Все ярко, все бело кругом [32].

Это может служить иллюстрацией того, как вода переходит из одного агрегатного состояния в другое.

. Химические свойства воды.

Ты знаешь, газ мельчайший, водород,

В соединенье с кислородом - это

Июньский дождь от всех своих щедрот,

Сентябрьские туманы на рассветах.

3. Значение воды.

У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобою во всем существе разливается блаженство, которое не объяснить только нашими пятью чувствами. Ты нам возвращаешь силы и свойства, на которых мы уже поставили было крест. Твоим милосердием снова отворяются иссякшие родники сердца.

От значения воды необходимо перейти к вопросам экономного ее расходования и бережного отношения к ней, особо подчеркнув о загрязнении воды и возможных при этом последствиях.

Нам снится немая, как камень Земля.

И небо, нагое без птицы,

И море без рыб и без корабля,

Сухие, пустые глазницы.

«Предупреждение» А. Тарковский.

«Химической энциклопедией» можно назвать роман Ж. Верна «Таинственный остров». Для учителя открывается возможность построить урок по не любимым учащимися темам производства неорганических и органических веществ интересно и эмоционально. Выдержки из этого романа можно использовать при изучении тем:

. Получение железа и его сплавов. (чугун и сталь)

Обработка стали.

.Получение серной кислоты.

.Получение стекла.

.Получение глицерина и нитроглицерина.

.Получение мыла.

4. Агрегатное состояние воды

В кружево будто одеты

Деревья, кусты, провода,

И кажется сказкою это,

А, в сущности, только вода.

Безбрежная ширь океана

И тихая заводь пруда,

Каскад водопада и брызги фонтана

А все это - только вода.

В бирюзовой дали исчезая

Лебедями плывут облака.

Вот туча идет грозовая

А, в сущности - только вода.

Высокие гребни вздымая,

Бушует морская вода

И топит, как будто играя,

Большие морские суда.

Как пухом зимой одевает

Снег белый родные поля,

Но время придет - все растает

И будет простая вода [8].

5. В романе Ж.Верна вода рассматривается как эффективное топливо будущего « -Какое топливо заменит уголь?

-Вода, - ответил инженер.

Вода? Переспросил Пенкроф…

Да, но вода, разложенная на составные части, - пояснил Сайерс Смит. - Без сомнения, это будет делаться при помощи электричества, которое в руках человека станет могучей силой. Да, я уверен, что наступит день, и вода заменит топливо; водород и кислород, из которых оно состоит, будут применятся и раздельно; они окажутся неисчерпаемым и таким мощным источником тепла и света, что углю до них далеко! Наступит день, друзья мои, и в тюрьмы пароходов станут грузить не уголь, а баллоны с двумя этими сжатыми газами, и они будут сгорать с огромнейшей тепловой отдачей…Вода - это уголь грядущих веков» [4].

Писатель-фантаст Ж.Верн обладал великим даром предвидения. В его произведениях содержится более ста научных предсказаний, многие из которых уже получили технические решения.

Известна важностью своей на всей Земле вода.

Живет в воде для нас, людей, и радость, и беда.

Накопит силы - забурлит, размечет все подряд;

И без усилий растворит в себе и мед, и яд…

Лихую жажду утолит живительным глотком,

И все живое умертвит нещадныи кипятком…

Любой сосуд - то ей не труд - без щелочки займет,

А в лед замерзнет - свой сосуд на части разорвет…

Что охлажденье, что нагрев - закон не писан ей.

Любая жидкость, затвердев, становится плотней.

Любая, только не вода. В ней самый твердый лед,

Когда наступят холода, по верху поплывет...

И замерзает не со дна глубокий водоем,

И корка льда хранит всегда в мороз живое в нем.

И химия в чести везде живет уже века.

А вот аналога воде не знаем мы пока.

Н.К. Шабалина

Тема «Азот и его соединения»

Урок «Оксиды азота».

«Что за проклятый газ? У меня стоит шум в голове. Я, право, чувствую себя как после пяти дюжин кружек пива: заплетается язык и земля качается под ногами» (А.П. Казанцев «Пылающий остров») [14].

Особенно интересно подбирать выдержки литературных произведений, содержащие научную ошибку.

«Воздух состоит из азота и кислорода. Соединение этих двух газов, до сих пор проходивших с большим трудом, и есть горение воздуха». (А.П. Казанцев «Пылающий остров») [14].

Открыл его Лавуазье, он нужен всюду и везде.

В белках он - составная часть, и в воздухе его напасть.

Профессий у него не счесть, им можно красить, можно съесть.

А можно в лампах применить, и в холодильниках хранить,

А также сплавам жизнь продлить, и фрукт, и овощ подкормить.

О ком же речь идет? Кто незнакомец тот?

Весьма ленивый газ АЗОТ.

Тройные связи не дают ему свой темперамент проявить.

Но можно и его расшевелить; тепло, давление системе сообщить,

И уж тогда его остановить нам не придется:

Он то взорвется, то развеселит, то оживит, то попросту прольется.

О.В. Недогибченко[30]

Тема: Сера и ее соединения

Урок «Производство серной кислоты»

При изучении производства серной кислоты можно использовать отрывок из повести К.Паустовского «Бросок на Юг», иллюстрирующий окислительно-восстановительные реакции, происходящие с соединениями серы:

«На поворотах Келасура намывала маленькие песчаные косы. Они горели под солнцем, как золотой песок. В первый раз, попав на Келасури, я намыл из этого берегового песка горсть темно-золотых чешуек - веселых и невеселых. Но через час они почернели и стали похожи на железные опилки. В Сухуми мне объяснили, что это №не золото, а серный колчедан». (К.Паустовский «Бросок на юг»).

Урок «Соединения серы».

…Тогда услышал я, о, диво, запах скверный

Как будто тухлое разбилось яйцо

Иль карантинный страж курил жаровней серной.

Я, нос себе, сжав, отворотил лицо [32].

Рассказ - задача

Одно лишь слово

Корней Петрович пригласил Петю Верхоглядкина в кабинет химии.

Вот, что Петя, - сказал он, - завтра мы будем изучать сероводород. Тебя я назначаю своим ассистентом. Собери прибор для получения сероводорода и проверь его действие. Вот инструкция, вот реактивы. Через двадцать минут я вернусь. Будь осторожен: не отравись сероводородом, поглощай его раствором щелочи!

Ну что вы, корней Петрович! Имею опыт!...И Петя принялся за дело… Через двадцать минут он растерянно отчитывался:

Корней Петрович! Здесь какая-то ошибка. Прибор я собрал по рисунку. Вот, поглядите сами. В колбу положил сернистое железо, добавил понемногу серную кислоту. Хоть бы что! Даже не запахло сероводородом. Я уж нагревать стал. Колба покрылась изнутри налетом, но не только белым, но и желтым. А сероводород так и не выделился.

Прочти еще раз описание опыта.

Да я его слово в слово помню: на сернистое железо нужно действовать серной кислотой…

Значит слово в слово? - Корней Петрович оглядел замутневшуюся колбу, подержал в руках склянку с тяжелой маслянистой жидкостью, сомнений не было - серная кислота.

И все же одно слово, ты Петр, пропустил.

Как же вы думаете?

Свойства серы

Для иллюстрации такого свойства серы, как горючесть, можно привести отрывок из романа С. Вилар «Замок на скале» - разговор старого война и мальчика из благородной семьи: «Этот серый порошок, малыш, - говорил он маленькому лорду, - самая сатанинская вещь на свете. Маленькой искры достаточно, чтобы все вокруг превратилось в ад и полыхнуло огнем. У основания башни есть каморка, где твой батюшка хранит запас пороха, и она всегда под замком, дабы какой-нибудь бедолага не вздумал зайти туда с факелом» [6].

Сернистый газ, образуемый при горении серы:

«Собрав охапку сухой травы, Хуан Дарьен достал из кармана кремень, огниво, фитиль и серную палочку, высек огонь и сунул горящую серную палочку под собранную охапку. На миг взвилось и быстро погасло яркое пламя» [38].

Нахождение серы в природе:

Говоря о нахождении серы в природе, учитель отмечает, что она встречается в природе как в самородном виде, так и в виде соединений, о чем можно прочитать не только в учебнике, но и в художественной литературе. В фантастическом романе В.А. Обручева «Плутония», повествующем об экспедиции ученых в неведомый мир под земной поверхностью читаем: «За площадкой круто поднималась противоположная стена, густо покрытая белыми, желтыми и красными налетами и натеками. В желтых налетах нетрудно было узнать самородную. Серу в виде мелких и крупных кристаллов, сидевших в пустотах лавы или покрывавших ее поверхность нетолстым слоем»[39].

Среди природных соединений серы большое значение минерал пирит. Жюль Верн в «Таинственном острове» описал получение из пирита серной кислоты. Учитель обращает внимание на название материала: прослеживается связь с греческим «пирос» - огонь. Исходя из этого, пирит - огненный камень, и именно в этой роли он был известен еще на заре человечества. Затем он читает отрывок из книги Э.Штерха «Охотники на мамонтов» о жизни первобытного человека:

«Копчем увидел у нее на ладони блестящий камушек…вдруг несколько лучей снова упали на камень, и он весь заискрился…Насколько тверд этот блестящий камень? Кремень скользнул по камню…светящиеся искры разлетелись в стороны и исчезли в темноте…Появление светящихся искр в темной пещере тотчас заинтересовало охотников. Они повскакивали со своих мест, в восторге глядя на руки Копчема, которые так и мелькали, выбивая из огненного камня разлетающие искры.

Огненный камень! У него есть огненный камень! У нас будет огонь! Будет все! [4].

Кусок пирита выполнял функцию огнива. Этот достаточно распространенный материал стал для наших далеких предков ступенькой к цивилизации.

Следующий отрывок из «Золотой розы» К. Паустовского: «Есть очень насыщенные минеральные источники. Стоит положить в такой источник ветку или гвоздь, что угодно, как через короткое время они обрастут множеством белых кристаллов и превратятся в подлинные произведения искусства» [39].

Тема: Фосфор и его соединения

 «Крыша в хижине была худая, с потолка падали дождевые капли, но в очаге слабо мерцало голубое пламя…Концы хвороста тлели голубоватым огнем. О фосфоре, воспламеняющемся от воды, они не вспоминали, им было не до химии…» (Р.А. Штильмарк. «Наследники из Калькутты»).

 



2020-03-18 338 Обсуждений (0)
Химия в поэзии и прозе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Химия в поэзии и прозе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (338)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)