Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ЗЕРКАЛА



2020-03-18 196 Обсуждений (0)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ЗЕРКАЛА 0.00 из 5.00 0 оценок




В жизни каждого человека зеркало играет важную роль: с него начинается утро - человек умывается, приводит себя в порядок, заглядывает на него и в течении дня…

Нашло зеркало отражение и в художественной литературе.

«Подняв фонарь высоко над головою, я наугад шагнул в боковую комнату. И вдруг навстречу мне из темноты поднялось какое-то чудище уродливого сложения, клубящееся и зыбкое, как призрак. «Дьявол!» - закричал я. Светильник чуть не раскололся об пол, а я, весь помертвев, забился в объятиях Вильгельма. Тот подхватил фонарь…Надо думать, он тоже увидел это существо, так как вздрогнул и отскочил. Затем вгляделся внимательнее, снова поднял фонарь и ступил вперед. И захохотал:»Да тут же зеркало!...Только что…ты с такой отвагой кинулся на живого врага! А тут увидел собственную тень - и чуть не умер. Кривое зеркало. Увеличивает и искажает фигуру»…Волнистая блестящая поверхность, теперь освещенная фонарем с близкой точки, отразила нас обоих в гротескно уродливом виде. Наши фигуры расплывались, кривлялись и то вырастали, то съеживались, стоило сделать хоть шаг» [37].

Если рукотворное кривое зеркало произвело такое потрясающее впечатление в темноте готических строений, то нерукотворное зеркало под землей и вовсе воспринимается как явление мистическое:»…гору руды набили, да еще зеркало вырыли. Цельное, без единой чатинки, и ободок узорчатый. Всякому, конечно, любопытно…Прибежали, видят - верно, над забоем зеркало наклонилось, и кругом из породы явственно рама обозначилась, как руками высечена. Зеркало не доской, а чашей…Кто поближе подойдет, так и шарахнется сперва, а потом засмеется. Зеркало то видишь, человека вовсе несообразно кажет. Нос с большой угор, волос на усах, как дрова разбросали. Даже глядеть страшно, и смешно тоже…Старики, понятно, оговаривают: не до смеху, дескать,тут дело вовсе сурьезное..Ераско…грамотку…барыне…написал. Так мол, и так…открыли в руднике диковенное зеркало. Не иначе самой Хозяйки горы» [4].

Свойство зеркал отражать окружающие их предметы поражало воображение человека, создавало благодатную почву для суеверий, сказок и преданий. Согласно одной из таких романтических историй волшебным зеркалом пользовались известные мистики, алхимики, астрологи и авантюристы XVI столетия, англичане Джон Ди и Эдвард Келли. Они прибыли в Польшу по приглашению короля Стефана Батория, «имея при себе «Хрустальное зеркало».

Под воздействием определенных магических манипуляций на хрустальном диске возникали видения»: «В монастыре норбертинок в Домброво 12 мая 1583 года по пути в неполомицкий замок заночевали Ласский, Ди и Келли. Где-то здесь, может возле одной из этих массивных стен, стояло, загадочно поблескивая, «хрустальное зеркало» и языком видений говорило о коварном злодеянии. Это здесь в середине июня, когда Ди и Келли возвращались в Прагу…безвозвратно исчезло их чудодейственное «хрустальное зеркало». Магистр Ди велел изготовить ему в Англии новое, которое и поныне можно видеть в Британском музее» [37].

В английских сказках волшебное зеркало - важная часть инструментария чародея: «На севере Англии жил некогда великий чародей…Ученик…прокрался в его покои…Он увидел диковинные предметы, какими пользовался чародей, когда превращал медь в золото и свинец в серебро. Было тут зеркало, которое отражало все, что делается на белом свете…» [37].

К услугам волшебного зеркала прибегали и Кощей Бессмертный, и злая мачеха, и еще очень многие персонажи как восточнославянского, так и западного фольклора. Волшебное зеркало пушкинской «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» к тому же еще и разговаривало:

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;войство зеркальце имело:

Говорить оно умело [37].

Кажется, что пространство не заканчивается, упершись в зеркальную поверхность. Более того, иногда возникает иллюзия, что именно из зеркала оно и выходит: «Желтый паркет выливался из наклонного зеркала в овальной раме…[37]. Почему так происходит, люди уже задумывались около двух тысяч лет назад:

«Ну, а теперь ты узнай,

почему нам за зеркалом виден

Образ; ведь кажется нам,

что он вглубь отодвинут далеко».

Тит Лукреций Кар. О природе вещей

Это наблюдение получило следующее физическое объяснение:

«Так же и образ:

когда отразится от зеркала, тотчас

К нашему взору идя,

пред собой он толкает и гонит

Воздух, который меж ним и глазами

у нас расположен,

Делая так, что его целиком ощущаем скорее,

Нежели зеркало, мы.

Но, лишь только мы зеркало видим,

Тотчас приходит от нас до него

доносящийся образ

И, отраженный, опять до наших глаз достигает,

И пред собою струю он нового воздуха гонит,

Делая так, что его мы до образа видим; и это

Видеть нам образ дает в расстоянье

от зеркала должном».

Тит Лукреций Кар. О природе вещей

Эта наивно-материалистическая трактовка не приобрела популярности, ведь намного интереснее, когда по другую сторону зеркала расположено чудесное Зазеркалье. «Ах, Китти, как бы мне хотелось попасть в Зазеркалье! Там должно быть, столько всяких чудес! Давай играть, будто мы туда можем пройти! Вдруг зеркало станет тонким как паутинка, и мы шагнем сквозь него!...Зеркало, и точно, стало таять, словно серебристый туман поутру. Через миг Алиса прошла сквозь зеркало и легко спрыгнула в Зазеркалье»[37].

Сменилось столетие, и в сказочной стране викторианской Алисе составили компанию советские пионерки Оля и Яло из сказки «Королевство кривых зеркал». Снятый в 1963 году А. Роу на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. М.Горького замечательный одноименный фильм - сказка за прошедшие годы не утратил актуальности. «-Кто это вздыхает?... - Это я, Зеркало…Я доброе волшебное зеркало…Ты так любишь смотреть в мое стекло!...Бабушка часто говорит, что хотела бы, чтобы ты увидела себя со стороны… - Но разве это возможно? - удивилась Оля. - Ну конечно…Только для этого тебе нужно побывать по ту сторону зеркала…По гладкому стеклу зеркала пробежали голубые волны… Оля быстро…переступила через маму и, столкнувшись с кем-то, полетела на пол. Перед ней, схватившись за ушибленный лоб, сидела девочка…-Как к Правильно! - воскликнула удивленная Оля. - Как ты узнала? - Это очень просто. Ведь я твое отражение. Значит, имя у меня такое же, как у тебя, только наоборот: у тебя родинка на правой щеке, а у меня на левой…Ты ведь попала в сказку, Оля»[37].

Эта установка сказки созвучна афоризмом Руми: «В зеркале, как известно, все наоборот. Но без него мы бы никогда не увидели самих себя».

И строками Ломоносова:

Наряды ваши бы достойны были смеху,

Когда б вы в зеркале не видели себя.

Вы вдвое пригожи, стекло употребя.

М.В.Ломоносов. Письмо о пользе стекла

С помощью зеркала осуществляется связь времен. Гари Поттер ХХ столелетия без волшебного зеркала тоже не обошелся. Одна из глав в первой книге о юном чародее называется «Зеркало Эризиды»: «Это было красивое зеркало, высотой до потолка, в изукрашенной орнаментом золотой раме…зеркало буквально притягивало…к себе…Гарри медленно направился к зеркалу…заглянул в зеркало. Женщина, стоявшая справа от отражения, улыбалась ему…Гарри…отвернулся и вытянул руку. Их отражения были совсем рядом, но его рука нащупала лишь воздух. А значит, она и все другие люди, обступившие его отражение, существовали только в зеркале…Поттеры…махали Гарри руками, а он жадно смотрел на них, прижавшись к стеклу…словно надеясь, что провалится сквозь него и окажется рядом с ним…»Зеркало Эризиды, - заметил Дамблдор. - Оно показывает нам…наши самые сокровенные…желания…Однако зеркало не дает нам ни знаний, ни правды» [37].

Зеркало-идол в человеческом сознании стало ассоциироваться с тайнами времени, бытия и небытия. Пожалуй, нет предмета, чаще зеркала фигурирующего в разного рода обычаях и суевериях. Согласно поверьям, вампиры и прочая нечисть не отражаются в зеркале: «В замке графа Дракулы во всех комнатах отсутствовали зеркала. Даже туалетного зеркала не было на моем столике, и мне пришлось вынуть маленькое зеркальце из несессера, чтобы побриться…Поставив зеркало…я начал бриться. Вдруг я почувствовал руку на своем плече и услышал голос графа: «С добрым утром»…Я замер, так как меня изумило, что я не вижу его в зеркале, хотя видел в зеркале всю комнату…Ответив на приветствие, я опять повернулся к зеркалу…На сей раз никакого сомнения не было: граф стоял почти вплотную ко мне, и я мог видеть его через плечо. Но его отражения в зеркале не было!..» [37].

Народные обычаи требуют занавешивать зеркала, если в доме покойник: «Скорбные ночи нехорошей тишины, когда зеркало занавешено и слабый свет восковой свечи - бледный и немощный - чуть-чуть высвечивает глубокую тайну смерти»[ 37]. Утверждение истинности зеркального отражения реальности составляет суть басни И.А.Крылова «Зеркало и обезьяна»:

Мартышка, в Зеркале увидев образ свой…

Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой!

Что это там за рожа?..

Я удивилась бы с тоски,

Когда бы на нее хоть чуть была похожа [19].

А.С.Пушкин называл зеркало за его правдивость верным стеклом:

Взгляни на милую, когда свое чело

Она пред зеркалом цветами окружает,

Играет локоном - и верное стекло

Улыбку, хитрый взор и гордость отражает.

«Красавица перед зеркалом» [30].

Впрочем, иногда он обвинял зеркало в необъективности:

Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит,

Оно гласит, что не унижу

Пристрастья важных Аонид [37].

Иногда искаженные отражения могут быть глобальными и составлять суть повествования: «Тролль, злющий - презлющий…смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все же плохое и безобразное, напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже. Прелестнейшие лужайки выглядели на нем вареным шпинатом, а лучшие из людей - уродами!... Случись же у кого веснушка или родинка, она расплывалась на все лицо…Если человеку приходила добрая…мысль, то она отражалась в зеркале невообразимой гримасой… Ученики тролля…рассказывали о зеркале, как о каком-то чуде. «Теперь только, - говорили она, - можно увидеть весь мир и людей в их настоящем свете!»… Они бегали с зеркалом повсюду; скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нем в искаженном виде» [37].

На лжи людей и искаженных зеркальных отражениях построен сюжет повести - сказки «Королевство кривых зеркал»:- У меня осталась только крошка хлеба… Видите? - Это, по-твоему, крошка? Ну-ка поднеси ее к зеркалу… Нушрок… подтолкнул мальчика к кривому зеркалу, одному из тех, которые повсюду стояли в… городе. - Подойди поближе к зеркалу! Что ты видишь в зеркале, мальчишка? Ну? Оля увидела в зеркале толстого мальчика с огромной булкой в руке… Гурд внезапно выпрямился.- Ваши зеркала врут! - Гневно проговорил он…подхватил с земли камень и с силой швырнул его в зеркало… - Хоть одним лживым зеркалом будет меньше на свете! Вы для того и расставили по всему городу эти…зеркала, чтобы обманывать народ! - выкрикивал Гурд в лицо Нушроку»

Кто такой этот зловредный Нушрок? Ответ на этот вопрос содержит много интересной информации о зеркалах, используемых при этом.

«Нушрок - хозяин всех зеркальных мастерских в нашем королевстве… Вот и этих мастерских. Мы делаем здесь наводку зеркал. Видишь, какие мы все худые?... Наши руки покрыты язвами. Это потому, что мы отравлены ртутью Скупой Нушрок не хочет заменить оловянно-ртутную амальгаму серебром. Серебро еме дороже людей!» [9].

Проанализируем эту информацию. Физический принцип работы зеркала состоит в отражении падающих на него лучей, т.е. когда объект падает на световой поток, часть его поглощается, а часть отражается. При этом отраженный поток света несет информацию об объекте, от которого отразился. Если же на пути отраженного светового потока поставить зеркало, то он отразится и наши глаза смогут воспринимать вторичный поток, подобный первично отраженному. Степень этого подобия и характеризует качество зеркала:

Призраки все, наконец,

что являются нам, отражаясь,

В зеркале, или в воде,

иль в поверхности всякой блестящей

Так как по виду они

настоящим предметам подобны

Должны из образов быть,

что исходят от этих предметов

Значит, у всяких вещей существуют

тончайшие формы

Или подобия их,

хоть никто не способен их видеть

Порознь, но все же путем

беспрерывных своих отражений

Видны бывают они,

отдаваясь от глади зеркальной.

И сохраняться нельзя,

очевидно, им иначе, чтобы

В точности отображать

всевозможных предметов фигуры.

Тит Лукреций Кар. О природе вещей.

Если же поверхность зеркала ориентирована по отношению к световому потоку по-разному, что свойственно кривым зеркалам, отражение искажается. Причем, чем больше кривизна зеркала, тем сильнее искажения при отражении. Второе условие - наиболее полное отражение лучей. Если стекло бесцветное и прозрачное, то значительную часть лучей пропускает, если оно темное и мутное - поглощает. В любом случае наблюдается слабое изображение, ведь число вторично отображенных лучей, гораздо меньше числа отраженных первоначально Если же поставить за стеклом ровную и хорошо отражающую свет поверхность, то интенсивность отраженного изображения возрастет. Так на рубеже старой и новой эр появились зеркала, состоящие из двух пластин: светопропускающей стеклянной и помещенной за ней светоотражающей металлической. В качестве светоотражающей подложки хорошо зарекомендовали себя оловянные пластины. Они белого цвета, блестящие и хорошо обрабатываются, что позволяет сделать их поверхность очень ровной.

Однако, как точно ни подгоняй друг к другу поверхности стеклянной и оловянной пластин, между ними все равно станутся пусть и небольшие, но зазоры, и отражение, соответственно, будет искажаться. К тому же, в полости между стеклом и оловом будут проникать влага и агрессивные газы, что приведет к потемнению поверхности олова. Качество изображения и срок службы зеркала возрастают, если сформировать слой олова непосредственно на поверхности стекла. Можно, нагревая «сэндвич» из стекла и оловянной фольги, расплавить олово и таким образом получить светоотражающий слой, но лучше для этого использовать оловянную амальгаму.

Ртуть образует со многими цветными металлами жидкие сплавы-растворы - амальгамы. Если нанести на поверхность стекла слой оловянной амальгамы и хорошо все прогреть, то часть ртути испарится, а на стекле сформируется и зафиксируется покрытие, состоящее из олова и его амалтгамы. Термическое разложение амальгамы позволяет получать на стекле не только оловянные покрытия, но и существенно более качественные - серебряные.

Поэтому неудивительно, что в средние века хорошее зеркало было предметом редкостным и ценным: «…золотая и серебряная посуда.

Между этими богатствами выдавался предмет драгоценный по своей редкости. Это было венецианское зеркало в раме черного дерева, в 33 см вышины и ширины, зеркало, в которое смотрелась Изабелла Баварская. Позднее оно оказывало ту же услугу Маргарите Анжуйской, супруге Карла VII. Хроника не упоминает, чтобы Агнесса Сорель…пользовалась им, но…Утверждает, что Людовиг XI часто смотрел в его зеркало… От короля к королю это зеркало дошло до Франциска I…Наконец, Екатерина Медичи, которой оно досталось, любила отражать в нем свои черты…» [44].

Впрочем, уже в те далекие времена стеклянное зеркало вошло в быт человека. Судя по приведенному отрывку из сказки В.Гауфа, «к концу XVIII - началу XIX в. Зеркало по-прежнему оставалось весьма ценным предметом, но даже обычный брадобрей мог себе позволить иметь зеркало больших размеров, чем у коронованных особ средневековья».

В набросках «Истории Петра I» Пушкин, наряду с описанием великих свершений самодержавца, упоминает, что «Петр заводит в Петербурге стеклянную и зеркальную фабрику». В историческом аспекте производство зеркал в известной мере можно рассматривать как показатель развития цивилизации - совокупность развития науки и технологии, эстетических запросов и их материального удовлетворения, коммерческого спроса и предложения. В середине XIX . благодаря развитию химии в производстве зеркал произошел резкий скачок. Знаменитый химик Ю.Либих в письме коллеге писал: «Я опять занимаюсь фабрикацией зеркал, благодаря некоторым улучшениям думаю, что можно приготовить правильные зеркала любых размеров» [44].

В основу метода Либиха была положена реакция восстановления серебра альдегидами, известная ныне как качественная реакция «серебряного зеркала». Добавляя к раствору нитрата серебра щелочь, Либих получил оксид серебра, который отфильтровал и растворял в избытке водного аммиака.

 

2AgNO3 + 2OH- = Ag2O +2NO3- + H2OO + 4NH3 + H2O = 2[Ag(NH3)2]OH

 

Если к образовавшемуся аммиакату серебра добавить формалин или другое вещество, содержащее альдегидную группу, например, глюкозу, и подогреть смесь, то произойдет восстановление металла и на стенках сосуда появится серебряное покрытие. Если же в реакционную смесь поместить тщательно отмытую и обезжиренную стеклянную пластину, то блестящий слой серебра образуется и на ней. Если стекло с одной стороны было чем-то защищено, то после удаления защитного слоя получается хорошее зеркало, которое, если изолировать серебряное покрытие от прямого контакта с окружающей средой, будет служить долгие годы.

Химическим путем можно получить не только серебряное, но и медное зеркало. Это более сложный в выполнении, но красивый и интересный опыт. К раствору медного купороса сначала добавляют глицерин и большой избыток формалина. Затем по каплям добавляют раствор гидроксида натрия и нагревают до 50-700 . Если стенки реакционного сосуда достаточно чисты, то на них вскоре может образоваться блестящее медное покрытие.

Химизм этого процесса примерно следующий: сульфат меди(II) взаимодействует с глицерином с образованием растворимого комплексного соединения, условно:

 

СuSO4 Cu2+ + SO42-

Cu2+ + nСН2(ОН)-СН(ОН)-СН-(ОН) [Cu . nСН2(ОН)-СН(ОН)-СН»(ОН)]2+

 

В щелочной среде первоначальный комплекс разрушается, а образовавшийся глицерат меди находится в равновесии с гидроксидом меди(II):

 

[Cu . nСН2(ОН)-СН(ОН)-СН»(ОН)]2+ 2 - СН - СН2 +

О -Сu- O OH

+ 2H+ + (n-1)CH2(OH) - CH(OH) - CH2(OH);Н2 - СН - СН2 + 2ОН- Cu(ОН)2 +СН2ОН = Cu + НСООН + Н2О

О -Сu- O OH

 

В результате реакции образуется кислота, поэтому, для ее нейтрализации по ходу процесса нужно добавлять щелочь, но избегать ее избытка.

При желании можно получить на стекле свинцовое покрытие, но в качестве зеркала оно будет абсолютно нефункциональным. Для изготовления такого зеркала, надо смешать в чистом стакане растворы окиси свинца и тиомочевины, добавить крепкий раствор щелочи и подогреть. Тиомочевина образует с солью свинца растворимое комплексное соединение, которое в щелочной среде разлагается с образованием сульфида свинца. Практического распространения этот метод не получил, поскольку в результате образуется покрытие черного цвета, не обеспечивающее цветопередачу на отражении. Однако, этот опыт красив и познавателен: демонстрирует, как много стадий процесса и разнообразных химических превращений может скрываться за краткой записью суммарного уравнения.

Как видим, зеркала бывают разные. В фантастических произведениях И.А. Ефремова фигурируют индиевые зеркала: «- Посмотрите на это странное зеркало. - Шатров взял металлический диск…С одной стороны поверхность диска была отполирована и очень тверда. Это был прозрачный как стекло слой, под которым виднелся чистый серебристо-белый металл… - Металл под пленкой - это индий, замечательный металл» [44].

Об использовании зеркал в борьбе с агрессорами рассказал и А.М. Волков: «Зеркальные щиты - не только превосходная защита от лучевого оружия…Если их расположить в виде кривого зеркала, то можно сфокусировать лучевую энергию и направить его по обратной дороге - против пришельцев» [35].

В историческом аспекте зеркала можно условно разделить на стеклянные и металлические, как например, в сказке А.И. Куприна «Синяя звезда»: «Необходимо, чтобы Эрна никогда не видела своего отражения в зеркале…Сегодня же я издам и оповещу через герольдов указ наш о повсеместном изъятии и уничтожении зеркал, как стеклянных, так и металлических, в нашем царстве» [37].

Металлические зеркала появились раньше стеклянных. Они были в ходу и в легендарные племена короля Артура: «…рука натолкнулась на металл. Я понял, что там шевелилось, - мое собственное отражение. На стене висел кусок металла, отполированной до матового блеска…Блестящая поверхность зеркала отражала…свет…Я видел себя, похожего на привидение. Отражение в зеркале попятилось, и моя рука бессильно упала с висевшего на поясе кинжала» [37].

Лишь во времена А.С.Пушкина наступила окончательная победа стеклянного зеркала. Даже понятия «стекло» и «зеркало» стали употреблять в известной мере как синонимы:

Вот зеркало мое - прими его, Киприда!..

Седого времени не страшна ей обида…

Но я, покорствуя судьбине,

Не в силах зреть себя в прозрачности стекла,

Ни той, которой я была… [37].

Первым зеркалом, которое использовал человек, безусловно, было водное. Им пользовались как первобытный человек, так и цивилизованный римский гражданин.

На водной глади при определенной освещенности могут отражаться сказочные зеркальные двойники: «Белое облачное небо, прибрежные деревья, камыши и лодки с людьми и с веслами отражались в воде, как в зеркале; под лодками, далеко в глубине, в бездонной пропасти тоже было небо и летали птицы» [37].

Некоторые литературные фрагменты позволяют извлечь и значимую химическую информацию о зеркалах: «Иллюзорной дверью служило большое зеркало, по своим размерам являвшееся шедевром венецианского мастерства. От времени оно приобрело изумительный, непередаваемый оттенок глубоких, как бы подземных вод, и все образы, в нем возникавшие, были окутаны сумеречным туманом, казались чем-то таинственным и далеким. Огни в нем отражались словно затуманенными. Все рисовалось в нем значительным и отдаленным, словно доходящим из глубины потустороннего»[37].

Потускнение зеркала упоминается и Буниным: «…когда…веселый отблеск стекла передавался в тусклое овальное зеркало, висевшее на стене против двери» [37]. Зеркало - тусклое, хотя стекло сохранило «веселый» блеск. Значит, потускнение связано не со стеклом, а с трансформациями, происходящими в металлическом светоотражающем слое.

Мутнеет зеркало потому, что со временем, особенно во влажной атмосфере, слой серебра настолько отходит от стекла, а возникшая при этом прослойка способствует рассеиванию отраженных лучей. В образовавшейся зазор попадают содержащиеся в атмосфере газы - кислород, сероводород. При этом протекает целый ряд химических реакций, приводящих в конечном счете к образованию черного сульфида серебра - к потускнению зеркала.

Впрочем, зеркало может испортиться не только по химическим причинам, но и по физическим. Стекло - материал хрупкий, и зеркало легко может разбиться. Судя по сказкам, от этого не застрахованы даже волшебные зеркала. Зеркало тролля из сказки Андерсена «вырвалось…из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги» [43]. Не избежало этой участи и говорящее зеркальце Пушкина:

Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала

И царевну повстречала [30].

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3



2020-03-18 196 Обсуждений (0)
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ЗЕРКАЛА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ЗЕРКАЛА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)