Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ



2020-03-18 183 Обсуждений (0)
ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема: Введение в курс химии

Нам дарит химия сегодня

Чудесных множество веществ,

Пластмассы, каучук, волокна

Всех их, конечно же, не счесть.

Для урожаев - удобрения,

Для техники - металл любой.

Строителям цемент и краски,

Врачам - лекарств огромный рой.

Нам химия подарит свет,

Уют, одежду, обед приличный.

Даст то, чего в природе нет

Лишь знать ее должны мы на “отлично”.

Методический прием использования: эмоциональное поэтическое подведение итогов урока.

Видите камень вон тот придорожный?

Камень как камень…обычный.

Возможно.

Как бы о нем поточнее узнать?...

Надо науку на помощь позвать.

Как пишется “камень”,

Научит Грамматика,

Размеры и форму найдет Математика,

Физика массу отыщет и вес,

Минералогия взглянет на срез.

Это кремень,- она скажет ребятам,-

И называют его силикатом.

А силикат расплавляют в печи

И получают стекло, кирпичи…

Археология скажет: - Находка!

Справа на камне видна обработка!

Жил в этой местности древний народ…-

Дальше история слово берет.

Был этот камень в почете и силе,

Древние люди им сучья рубили.

Им добывали одежду и пищу,

Жилой примотан он был к топорищу.

В каменном веке, во времени давнем,

Люди огонь высекали тем камнем…

Камень в овраге лежит придорожном…

Камень простой?

Или, может быть сложный?

О камне ты все ли узнал, Человек?

Наука поможет! Не каменный век [10].

Методический прием использования: увлекательное начало урока, отражающее взаимосвязь изучаемых в школе предметов.

История о том, как искали алхимики философский камень, который даже обычный свинец превращает в золото.

Алхимики считали,

Что ртуть в любом металле…

Алхимики мешали буру и купорос.

Мешали вместе с глиной

Толченый рог козлиный,

Пять перьев петушиных,

Один крысиный хвост.

Все в печке обжигали,

А после возгонял,

И снова очищали,

Добавив волчий ус.

И, выпарив искусно,

Рассматривали сгусток,

И падали без чувств,

Попробовав на вкус.

Надеялись случайно.

Раскрыть природы тайну…

Нашли мышьяк и фосфор

А это чем не клад?

За хитрые приборы,

Кислоты и растворы

Все химики алхимикам

Спасибо говорят!

(Е.Ефимовский)

Немецкий поэт Себастьян Брант в ХV в. писал в сатирической поэме «Корабль дураков»:

Алхимия примером служит

Тому, кто плутни с дурью дружат…

Сказал нам Аристотель вещий:

«Незаменяема суть вещи»,

Алхимик же в ученом бреде

Выводит золото из меди…

Англичанин Бен Джонс в пьесе «Алхимик» писал:

…Сегодня

Я должен приготовить талисман,

Наш перл творения - философский камень…

С детства, знакомясь с художественными произведениями средневековья, мы непременно встречались с фигурой старика-алхимика, уединившегося в лаборатории среди нагромождений колб, реторт, снадобий и порошков.

«Представьте себе какой-нибудь германский средневековый город, узенькие улицы, пёстрые готические дома и среди них - ветхий, считаемый необитаемым. Уже давно погасли огни в замке феодала, отслужена вечерняя месса, недремлющий сторож перегородил цепью улицы засыпающего города. И только в келье учёного-алхимика горит свет. Окна её глухо заколочены, по потрескавшимся стенам лепится мох, ползёт сырость. Ничто не говорит о присутствии в ней живущего. Но в гулкую от тишины ночь голубоватый дым, вылетая из трубы, свидетельствует о неусыпном бодрствовании старца, уже поседевшего в своих исканиях, но всё ещё неразлучного с надеждой. Его напрасно преследует инквизиция, проникая во все тайны мышления человека: оно вырывается и, объятое страхом, с ещё большим наслаждением предаётся своим занятиям.» Такими видел средневековых алхимиков из своего XIX века русский писатель Николай Васильевич Гоголь, сам известный своими мистическими фантазиями.

Чем же занят старик-алхимик? Быть может, он ищет формулу эликсира бессмертия? Нет, он исполнен желания получить философский камень, который позволяет обращать металлы в золото. Золото - вот его цель!

Николай Огарев так писал в своих стихах о получении алхимического золота:

В убогой келье в час ночной

Сидел один монах седой.

Свеча горела перед ним;

Он пальцем тощим и сухим

В фольанте лист уж пожелтелый

Ворочал тихо и несмело.

Потом реторту робко взял

И горн с усильем раздувал.

Кипела жидкость; смрад и дым

Носились в воздухе над ним.

Но труд, надеждою богатый,

Был тщетен вновь - не вышло злата.

Ещё бледнее стал старик

И головой на грудь поник.

Отверг любовь и наслажденье.

Жить для науки дал обет.

Я сердца сжал в себе движенья,

«Я целый век мой с юных лет

Да судит Бог! Я не искал,

Когда я злато добывал,

Ни денег, ни людских похвал.

И тайный ход всего творенья.

Я пульса каждое биенье

В природе лишь узнать желал.

Золото - один из красивейших металлов. Древние народы сравнивали его с утренней зарёй. В литературе с золотом отождествляют всё прекрасное, ценное, долговечное - золотые руки, золотая осень, золотое сердце.

Другой творческий гений, который не раз использовал в своих литературных произведениях медицину через призму химии не кто иной, как сам знаменитый Уильям Шекспир, живший в 16 веке, автор бессмертного произведения «Ромео и Джульетта». А вы знаете, что скудные сведения о его биографии породили множество легенд и вопросов, перешедших даже в проблему реальности его существования. Кто на самом деле писал эти гениальные произведения? Действительно Шекспир, простой пайщик театральной группы? Из-за масштабности творческого наследия, огромной осведомлённости во всех областях знания, в том числе и химии, на роль автора претендовали многие: и английский философ Бэкон, и драматург Марло, и даже английская королева Елизавета I. Вспомним произведения Шекспира, там есть и стихии, и атомы, и яды, как например в «Ромео и Джульетте».

А ещё химией активно занимался пионер русской революционной мысли Александр Николаевич Радищев, автор знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву». Его сын Павел свидетельствовал, что «химия была любимым упражнением отца и в доме его химическая печь всегда была в деле. У него гнали спирт, купоросное масло, всякого рода духи, воду земляничную и черёмушную.» Знания Радищева в химии были не поверхностными. Если бы он не был сослан в Сибирь Екатериной II за своё сочинение «Путешествие из Петербурга в Москву», возможно его имя вошло бы в историю славной русской химической науки.

Урок «Соли аммония».

Для особо увлеченных химией учеников можно использовать литературные произведения с более сложными заданиями. В повести Д. Свифта «Путешествие Гулливера» при описании Академии Лагадо есть такое место «в его распоряжении были две большие комнаты, наполненные удивительными диковинами, и пятьдесят помощников. Одни сгущали воздух в вещество сухое и осязаемое, извлекая из него селитру».

Вопрос:

Как из воздуха получить селитру? Записать уравнения реакций, используя дополнительно катализаторы, допускается нагревание.

Вопросы: существует ли в природе аммиачная кислота? Схему получения какого вещества, вероятнее всего, имел ввиду автор следующего отрывка?

«Современные модернисты создают свои шедевры, не отходя от холста. Потому что зачем трудиться, если все равно никто ничего не поймет…Можно даже перерисовать из школьного учебника схему получения аммиачной кислоты и выставить под названием «Зимний пейзаж» (В. Солоухин «Продолжение времени»).

Тема «Кислород. Воздух»

.Урок «Кислород. Свойства кислорода».

«Если, пусть на короткий срок каким-то чудом над древним городом Майя, был поврежден защитный слой атмосферы, предохраняющий Землю от смертоносных космических излучений, то все живое под брешью должно было погибнуть: животные, растения, люди…» [14].

Вопросы:

Как называется защитный слой Земли?

Какие вещества разрушают защитный слой?

2.Урок «Получение кислорода».

«И, наконец, искусное устройство для поглощения выдыхаемого углекислого газа, и регенерации кислорода». (А. Маклин)

А вот как предлагал получить кислород в лаборатории Жюль Верн в романе «Опыт доктора Окса». «Доктор, искусный химик, умел получать этот газ в больших количествах и дешево, не пользуясь марганцевокислым натрием, по методу Гессье дю- Мотэ, а просто разлагал слегка подкисленную воду с помощью изобретенной им батареи. Электрический ток проходил сквозь большие чаны, наполненные водой, и жидкая стихия разлагалась на составные части - кислород и водород» [15].

. Процесс горения играл важную роль в развитии человеческой культуры. Огонь - одно из первых химических явлений, с которым встретился человек и, которое научился использовать в своих интересах. Еще первобытные люди свыше 500 лет назад «приручили» огонь, взяв тлеющие головни от зажженного молнией дерева лесных пожаров. Огонь был помощником человека, его защитником. Но используя огонь, люди не умели объяснить процесс горения, боялись огня, обожествляли его.

«Взирая в древности,

Народы изумлены,

Что греет, топит, льет и

Светит огонь возожженный,

Иные божески ему давали честь».

(М.В. Ломономов, «Письма о пользе стекла»)

Для кислорода характерны реакции горения, при которых происходит окисление веществ с выделением теплоты и света.

). Горение углерода:

Уголек в кислороде не гаснет

Раскаляется он до бела.

Дым и пламя не выделяя

Углекислый газ сотворя.

). Горение серы:

Подмигнув лиловым глазом,

Сера быстро стала газом.

Ох, не радует он нас

Ядовит сернистый газ.

). Горение железа:

Взяли в ложечке железо

Заискрилось и оно.

Магний, цинк или рубидий

Всем сгорать им суждено

«Мистер Бэйли открыл шестую дверь, и я увидел изумительное зрелище. Перед нами был огромный подземный грот. Десятки ламп освещали большое озеро, вода которого отличалась необычайно красивым голубым цветом. Казалось, как будто в эту подземную пещеру упал кусок голубого неба.

Жидкий воздух, - сказал Бэйли

Я был поражен. До сих пор мне приводилось видеть жидкий воздух только в небольших сосудах нашей лаборатории» [7].

Герои научно-фантастического рассказа Жюля Верна «Опыт доктора Окса» решил изучить влияние кислорода на физиологию людей:

«Что же проделал этот таинственный доктор Окс? Всего лишь фантастический опыт.

Проложив трубы, он наполнил чистейшим кислородом, без единого атома водорода, сперва общественные знания, потом частные жилища, и, наконец, выпустил их на улицы Кикандона.

Этот газ совершенно бесцветный, лишенный запаха, вдыхаемый в большом количестве, вызывает ряд серьезных нарушений в организме. Человек, живущий в атмосфере, перенасыщенной кислородом, приходит в крайнее возбуждение и быстро сгорает…подобно тем безумцам, которые предаются всякого рода излишествам!» [7].

И снова мы вспоминаем роман Ж.. Верна, где описано воздействие чистого кислорода на живые организмы: «Едва посеянные семена мгновенно показывали свои зеленые головки и росли не по дням, а по часам. Кочаны капусты становились кустами, а грибы - зонтиками. Но, увы! Все эти растения быстро блекли и умирали, истощенные и обессиленные. То же происходило и с домашними животными, от дворового пса до свиньи в хлеву» [11].

А теперь мы можем доказать, что кислород всемогущ.

.Вышли дети погулять,

Кислородом подышать.

Вот подходят к новостройке,

Видят: сварщик! Стойте, стойте,

Близко вы не подходите

Он волшебник. Поглядите,

Взял железа он листы

И сварил! Смотри! Ух, ты!

«Кислород», - сказали им,

Расскажите и другим.

.На заводах в сильной печи

Пламя вспыхнуло навстречу

Целым тоннам чугуна

Что же это? Вот те на!

Побежал чугун ручьями,

Формы, формы заливает!

Кислород помог в печи

Превратить чугун в ручьи.

.Красотище! Красота!

Вдруг взлетает вверх гора.

И отличнейшей руды

На земле лежат пласты.

Кислород помог взорвать

И руду из недр достать.

Ввысь рванулася ракета,

В небесах пропала где-то.

Космос взят. А кислород

В двигателе живет.

.Кислород и в медицине

Очень нужен, очень ценен.

Вьется летчик в высоту,

А пожарник весь в дыму.

Задохнуться он не может,

Кислород ему поможет.

. Открытие кислорода является одним из важнейших событий в истории элементов, и связано с именами Д. Пристли, К. Шееле и А. Лавуазье:

Когда-то в древней Англии

Великий Пристли жил.

Все соблюдая правила

Оксид он разложил.

Под куполом сосуда

Бесцветный газ собрал.

Старательно исследуя

Его он описал.

Невидим и безвкусен.

Всех запахов лишен

В воде не растворяется

Свеча сгорает в нем.

Ученый в изумлении:

Ну что за чудеса?

Горят легко в нем многие

Простые вещества

Этот газ из колбы вышел

Никому он не знаком

Этим газом дышат мыши

Под стеклянным колпаком

Дрова лучистым пламенем

Сгорали в нем, понятно.

Сам пробовал дышать -

Легко дышать, приятно.

Тема: «Металлы. Металлургия»

1. Какое из веществ, названных в приведенном ниже стихотворении, не относится к металлам? Как понимать приведенные в этом стихотворении образные выражения: «сера - их отец» и «ртуть - родная мать»?

Семь металлов создал свет

По числу семи планет:

Медь, железо, серебро…

Дал нам космос на добро,

Злато, олово, свинец…

Сын мой, сера - их отец,

А еще ты должен знать:

Всем им ртуть - родная мать.

.

«Лемносский бог тебя сковал»

Мне приснилась иная печаль

Про седую дамасскую сталь

Я увидел, как сталь закалялась,

Как из юных рабов одного

Выбирали, кормили его,

Чтобы плоть его сил набиралась.

Выжидали положенный срок,

А потом раскаленный клинок

В мускулистую плоть погружади,

Вынимали готовый клинок.

Крепче стали не ведал Восток,

Крепче стали и горше печали.

Ю.Кузнецова «Стальной Егорий».

. Свойства металлов описаны в следующих стихах:

…кольцо изнутри, что долгое время на пальце носится,

Из году в год становится все тоньше и тоньше;

Нам, очевидно, что вещь от стиранья становится меньше,

Но отделение тел, из нее каждый миг уходящих,

Нашим глазам запретила увидеть природа ревниво…

(А. Чивилихин. Читая Менделеева)

. Интересно отображают поэты всем известное явление коррозии металлов:

…На рукомойнике моем

Позеленела медь.

Но так играет луч на нем,

Что весело глядеть…

(А. Ахматова. Из сб. «Вечер»)

Медь взаимодействует сначала с кислородом, а затем с углекислым газом и водой, постепенно превращаясь в основной карбонат меди - малахит:

2Сu + O2 = 2CuO

CuO + CO2 + H2O= (CuOH)2CO3

…От медленных лобзаний влаги

Нежнеет грубый свод гробниц,

Где зеленеют саркофаги

Святых монахов и девиц…

(А. Блок. Итальянские стихи)

. При изучении металлов можно цитировать М.В. Ломоносова, который так сказал о значении металлов: «Ни едино художество, ни едино ремесло простое употребления металлов миновать не может».

. На уроке по теме «Нахождение металлов, их значение для живых организмов» можно зачитать стихотворение Е. Ефимовского «Поэма о металле».

Металл - это точность

Металл - это прочность

Скорость, высота,

Блеск и красота.

Не сразу в дом пришел металл,

Не сразу ложкой, вилкой стал

И заводской игрушкой.

Был путь металла долог…

Он в проводах несет нам свет,

Металл - коньки, велосипед,

Метро, трамвай, будильник,

Утюг и холодильник..

. При изучении металлов можно спросить у учащихся: кто из знаменитых поэтов ХХ в. Написал следующие строки?

Век девятнадцатый, железный,

Воистину железный век,

Тобою в мрак ночной, беззвездный

Беспечный брошен человек

(А.А. Блок)

Я не знаю, что будет со мною,

Может, в новую жизнь не гожусь

Но и все же хочу я стальною

Видеть бедную, нищую Русь.

(С.А.Есенин)

. Рассказывая о чугуне и стали, можно прочитать строки А.С. Пушкина и Ю. Кузнецова:

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный…

(А.С. Пушкин. Медный всадник)

Щелочные металлы

Литий

Пурпурным светом в пламени вулканов

Из недр земли выходит он во мгле.

Чтобы затем трудиться неустанно

В крылатых сплавах и в оптическом стекле.

Он в чистом виде нежно серебристый

И мягок, даже режется легко.

Он плавает в воде, но энергично

При этом вытесняет водород

А в ядерных процессах - посмотрите

Он поглощает тепловой нейтрон,

И в результате превращаясь в тритий.

Выбрасывает гелия ядро.

Используется как теплоноситель

Он в ядерных реакторах, друзья.

У химика-органика спросите,

Он скажет вам: «без лития нельзя»!

Калий

Он - Соликамска уроженец.

И худо будет, если вдруг

Не достает его в растеньях.

Цветам, плодам он лучший друг.

Собьется с ритма сердце наше,

И наживешь себе врага.

Тогда придет на помощь каша.

Орех, укроп и курага.

Натрий

Легко он режется ножом,

Как мячик бегает в воде.

Из керосина лезет на рожон.

В природе нет его нигде.

В озерах соль его таит.

А электролиз, как театр,

Преображает в гидроксид

С названьем чудным: едкий натр.

Рубидий

Рубидий наш буквально недотрога,

Горит он в воздухе, взрывается в воде.

В земной коре его совсем немного,

Он в минеральных водах и слюде.

Рубидий обнаружен в свекле,

Он почвы и морской воды клиент,

Рубидий в виноградном соке.

Вот что такое этот элемент.[25]

Тема: Окислительно-восстановительные реакции

…Трясся Крым двадцать восьмого года,

И восстало море на дыбы.

Испуская к ужасу народа,

Огненные серные столбы.

Все прошло. Опять гуляет пена,

Но с тех пор все выше и плотней

Сумрачная серная геенна

Подступает к днищам кораблей…

(Ю.Кузнецов. Тайна Черного моря)

А вот еще один не менее интересный отрывок из повести К.Г. Паустовского «Бросок на Юг».

Задание: о чем говорится в этом отрывке?

«На поворотах Келаруса намывала маленькие песчаные косы… Я намыл из этого берегового песка горсть темно-золотых чешуек - веселых и невесомых. Но через час они потемнели и стали похожи на железные опилки. В Сухуми сказали, что это не золото, а серный колчедан».

Рассказ-задача об окислительно-восстановительных реакциях

Повелитель огня

В этой задаче речь пойдет о встрече французского ученого Бертолле с Антуаном Лавуазье.

-Ну, разве они не восхитительны? - воскликнул хозяин, любуясь, как ребенок, своими блестящими кристаллами.

Что же в них особенного? - возразил собеседник. - По виду - совсем обыкновенная соль.

ах, вот как! - шутливо рассердился хозяин. - По-вашему, это - обыкновенная соль? Так обыщите все моря и соляные озера, излазьте кратеры всех вулканов, продырявьте землю хоть до самого центра и попробуйте добыть хоть один, хоть самый маленький кристаллик этой «обыкновенной соли». Ручаюсь, что вам это не удастся. Нигде, только вот здесь, в этих четырех стенах.

Где же вы добыли свое сокровище, - рассмеялся гость, - не на луне ли?

Этой соли и там нет.

Так на солнце?

Тем более.

Может, вам ее прислал владыка ада с поручением произвести ее химический анализ?

Там для нее чересчур жарко, - так же пугливо возразил хозяин. - Заметьте себе, жары моя соль не выносит больше всего другого на свете.

Как же она называется?

Вот опять нелепый вопрос! Вы забыли, что до вчерашнего дня эта соль не существовала на свете. Как зовут ребенка, который только что появился на свет? Его еще никак не зовут.

Так, пожалуйста, и не заботьтесь об имени. Мы сами назовем эту соль вашим именем, если только она окажется достойной этого.

Между тем, хозяин, орудуя пестиком, растирал в ступке свои блестящие кристаллы в тонкий порошок.

Сейчас мы покажем себя, - приговаривал он. - Сейчас мы отучим всяких пустомелей от зубоскальства.

Он вытащил банку и аккуратно положил на бумагу кучку красного порошка и рядом с ней - кучку своей соли.

Тема: Основные законы химии

Закон сохранения массы веществ

С целью создания проблемной ситуации, можно зачитать отрывок из письма М.В. Ломоносова к Эйлеру: «Сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования».

Закон постоянства состава

«Соединение есть привелигерованный продукт, которому природа дала постоянный состав. Природа же, через посредство людей не производит соединения иначе, как с весами в руках - по мере и весу. От одного полюса к другому соединения имеют тождественный состав. Их внешний вид может отличаться, но их свойства никогда не бывают различными…» (Ж. Пруст).

Закон для газов, но не только.

И жаркое лето, и осень закончились вроде.

Зима. На термометре ноль.

И каждого газа объемы на равных в природе,

Когда их количества - равные(в моль).

Круговорот веществ в природе

Оригинальную иллюстрацию круговорота веществ мы находим в «Письме о пользе стекла» М.В. Ломоносова:

…Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Все - от песчинок малых до планет -

Из элементов состоит единых… [20].

Тема: электролитическая диссоциация

Жил один кристалл ионный,

Для ионов дом огромный,

Был красивый он и ровный,

Но случилась с ним беда.

Капля на него упала,

И кристалла вмиг не стало:

На ионы распластала

Его ловкая вода.

Все семейство удивилось:

«Что снаружи приключилось?»

Это рядом появилась

Вдруг молекул череда.

Подбежали шумным роем,

Окружили плотным строем;

Предложить хотим героям

Нашу дружбу навсегда…»

Водородом к анионам,

Гидроксилом к катионам,

Не уйти от них ионам

Ни туда и ни сюда.

Н.К. Шабалина

Тема: Важнейшие классы неорганических соединений

При изучении темы можно обратиться к роману Л. Буссенара «Похитители бриллиантов», в котором описывается взрыв рудничкового газа в пещере, в результате которого погибают бандиты: «Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу известняка. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представляет собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился…и получилось именно то, что называется негашеной известью. Оставалось только, чтобы на нее попало известное количество воды. Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашеной извести. Она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимающий ее уголь и выталкивать его по направлению к пропасти…Скалы, деревья, клад, мумии - все исчезло в мгновение ока вместе с презренными негодяями».

Тема: Соли:

Соль - хлорид натрия сыграла исключительную роль в развитии цивилизации. В представлениях древних греков, как и многих других народов, соль была не просто популярной пищевкусовой добавкой, но и священным даром, достойным всякого почитания:

Угли разгребши,

Пелид вертела над огнем простирает

И священною солью кропит,

на подпор подымая.

Илиада, IX , с.213-214

Неиспользование же соли отождествлялось с полной дикостью, которая может быть разве что на самом краю земли:

Странствовать чнова и странствуй,

покуда людей не увидишь,

Моря не знающих,

пищи своей никогда не солящих.

Одиссея, XI , с.123-124

Морской народ - греки - знали, хотя бы по вкусу, отличия между морской и поваренной солью:

Вынырнул он напоследок,

из уст извергая морскую

Горькую воду… Одиссея, V , с.322-323

Не осталась не замеченной ахейцами агрессивность и разрушающая способность соляных растворов:

Мало из мутносоленой пучины

на твердую землю

Их утомленных,

изъеденных острою влагой выходит.

Вряд ли возможно достоверно узнать, когда людям стали известны консервирующие свойства соли, но это открытие древних широко используется и поныне. Соль находила и находит широчайшее применение в еще одном важном открытии древних - в технологии выделки, или дублении, шкур и кож. В бронзовом веке дубление было настолько заурядной процедурой, что Гомер считал необходимым специально оговорить факт использования в быту невыделанной кожи:

Тут приготовил в сенях для себя

Одиссей богоравный

Ложе из кожи воловьей, еще не дубленой…

Одиссея, ХХ, с. 1-2


ПРИЛОЖЕНИЕ 2



2020-03-18 183 Обсуждений (0)
ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (183)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)