Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сравнительный анализ результатов эксперимента



2020-03-18 191 Обсуждений (0)
Сравнительный анализ результатов эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Эксперимент, в отличие от наблюдения, позволяет учителю активно влиять на интересующее явление, изменять условия его протекания, ориентировать их изменение в желаемом направлении.

С целью изучения осознанности познавательного интереса можно провести следующий эксперимент. Учащимся предлагается на выбор несколько заданий различной степени сложности:

1-е задание требует механического повторения уже выполнявшихся неоднократно упражнений;

2-е задание - усложненный вариант, требующий применения полученных знаний в несколько изменившихся условиях;

3-е задание творческого характера.

По тому, какое задание выбрал ученик, можно сделать вывод о том, является его интерес осознанным (такой ученик выбирает задание творческого характера) или нет. эксперимент следует повторить несколько раз, факты зафиксировать с целью подтверждения выводов от степени осознанности интереса.

Выявляя наличие у учащихся интереса к познанию, определяется индекс их уверенности в таком наличии.

Учащимся предлагается 5 уровней самооценки, для каждого из которых определен "описательный ориентир" (критерий):
1 уровень "обладаю" - испытываю интерес к учебной деятельности, моральное удовлетворение от самого процесса получения знаний;
2 уровень "скорее обладаю, чем не обладаю" - испытываю интерес к учебной деятельности, но зачастую не испытываю эмоционального удовлетворения от процесса получения знаний;

уровень "скорее не обладаю, чем обладаю" - не всегда испытываю интерес к процессу получения знаний, чаще привлекает конечный результат - получение хорошей отметки;

уровень "не обладаю" - плохо представляю, есть ли у меня интерес к познанию, т.к. редко выполняю умственную работу с удовольствием;
5 уровень "затрудняюсь ответить" - у меня нет интереса к познанию, я учусь, потому что заставляют родители (боюсь отрицательного отношения к себе учителей и родителей, нет другого выхода и т.п.).

Формула вычисления общего индекса уверенности в наличии познавательного интереса:

 

 

n1 - количество ответов "обладаю"- количество ответов "скорее обладаю, чем не обладаю" - количество ответов "скорее не обладаю, чем обладаю" - количество ответов "не обладаю" n5 - количество ответов "затрудняюсь ответить" Еn - общее количество ответов

Различной степени уверенности придаются условные числовые значения: +1(n1) - максимум уверенности, +0.5(n2) - уверенность, 0(n5) - неопределенное и безразличное отношение, -0.5(n3) - неуверенность, -1(n4) - максимум неуверенности. Такая методика выявляет индекс уверенности учащихся в наличии у них познавательного интереса, но не несет информации относительно его уровня. Оценку уровня ПИ можно проводить по методикам, перечисленным выше. Результаты исследования обработаны и представлены в таблице 1:

Таблица 1 Результаты самооценки познавательных интересов (ПИ) учащимися

Группы/ число учащихся

Начало эксперимента

Конец эксперимента

Уровень самооценки(n) Индекс уверенности в наличии П.И. Уровень самооценки(n) Индекс уверенности в наличии П.И.
К (21) n1=1 n2=4 n3=2 n4=3 n5=11 -0,047 n1=4 n2=7 n3=4 n4=1 n5=5 0,23
Э (23) n1=4 n2=3 n3=5 n4=4 n5=7 -0,043 n1= 7 n2=10 n3=3 n4=3 n5=0 0,32

 

Результаты самооценки познавательных интересов учащихся до и после проведения педагогического эксперимента, отражены в диаграммах (рис.1)

Рис.1 Диаграммы самооценки познавательных интересов учащихся в контрольном классе до и после эксперимента

 

 

Рис 2. Диаграмма самооценки познавательных интересов учащихся в контрольном классе до и после эксперимента


 

Таким образом, можно сделать вывод, что в контрольном классе 14,28% учащихся плохо представляют, есть ли у них интерес к познанию, 9,52% учащихся не всегда испытывают интерес к процессу получения знаний, их чаще привлекает конечный результат - получение хорошей отметки, 19,04% учащихся испытывают интерес к учебной деятельности, но зачастую не испытывают эмоционального удовлетворения от процесса получения знаний, лишь 4,7% испытывают интерес к учебной деятельности, 52,3% - затрудняются ответить, у них нет интереса к познанию. В экспериментальном классе 17,3% - не обладают интересом, 21,7% - не всегда испытывают интерес к учению, 13,04% - скорее обладают, чем не обладают,17,3%- обладают и 30,4% не испытывают интереса к учению.

По окончании эксперимента видно, что в контрольных классах 19,04% испытывают интерес к учению, 23,8% испытывают интерес к учебной деятельности, 19,04% не всегда испытывают интерес, 4,76% не обладают познавательным интересом, 23,8% затрудняются ответить.

В экспериментальных классах после эксперимента стали испытывать интерес к учению 30,43% учащихся, 43,47% испытывают интерес к учебной деятельности,13,04% не всегда испытывают интерес к учебе, 13,04% не обладают познавательным интересом.

Таблица 2 Выявление и оценка познавательных интересов (ПИ) учащихся к химии

 группы

Уровни интересов

Х-качественный показатель интереса Y-относительный прирост интереса
 Высокий В  Средний С  Низкий Н  Отсутств. О  Высокий+ средний

Число учащихся

Э До эксперимента 3/13% 5/22% 9/39% 6/26% 8/35% 0,35 2,2
До эксперимента 8/35% 11/48% 3/13% 1/4% 18/78% 0,78
К До эксперимента 4/19% 4/19% 7/33% 6/29% 8/38% 0,38 1,2
До эксперимента 5/24% 5/24% 8/38% 3/14% 10/48% 0,48

 

Результаты педагогического эксперимента показали, что в экспериментальных классах относительный прирост познавательного интереса учащихся составил 2,2, что значительно выше, чем в контрольных классах - 1,2.

Результаты выявления и оценки познавательных интересов учащихся к химии, представлены на сравнительной гистограмме (рис.3)

 

Рис.3 Сравнительная гистограмма выявления качественного показателя интереса у учащихся.

 


 

Выводы

 

Проведенное теоретическое и экспериментальное исследование позволяет сделать следующие выводы:

.Осуществлен анализ состояния учебно-познавательной деятельности учащихся в общеобразовательной школе на уроках химии.

.Разработан дидактический комплект, который дает возможность использования фрагментов художественных произведений на уроках и во внеклассных мероприятиях по химии.

.Определены наиболее целесообразные методические подходы обсуждения фрагментов художественных произведений на уроках химии.

.Результаты экспериментально-методического исследования подтверждают эффективность использования художественных произведений на уроках химии и положительную их роль в развитии познавательных интересов учащихся к химии.

 


 

Библиография

 

1.Беляев А. «Продавец воздуха». М.: «Эксмо», 2008. 25-26 с.

. Бидерманн Г. Энциклопедия символов. 1999. 86 с.

. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2006. Серебро

4. Бунин И.А. Темные аллеи//Библиотека в кармане - 9 (интерактивная библиотека). - Навигатор, www.cdboom.com <http://www.cdboom.com>

. Верн Ж. Собрание сочинений. М.: Азбука - классика, 2004. 321 с.

. Верн Ж. Опыт Доктора Окса/Пер. с фр. Алма - Ата: МГП, 1993. С. 238

. Вилар С. «Замок на скале». М.: «Эксмо»,1994.54 с.10.

.Высоцкий В.С. Песня Кэррола//Соч.: В 2-х т.Т.2. Екатеринбург: Посулторг, 1994.

. Горский Н.Н. Вода - чудо природы. Научно-популярная серия. М.: АН СССР 1962г. 224 с.

.Губарев В.Г. Королевство кривых зеркал// Повести сказки. М.: Металлургия, 1970. 542 с.

. Ефимовский Е. «Ракета и травинка». Истории в стихах. «Детская литература», 1989.

. Есенин С.А. Собр.соч.: В 3-х т. Т.2. М.: Правда, 1970. 115 с.

. Занимательно об азоте и фосфоре: Методическая разработка для студентов-практикантов. / Под. Ред. В.И. Толкунова, Л.К. Гиренковой. Куйбышев, 1978. 19 с.

. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов пед. Институтов. М.: «Просвещение», 1984.67 с.

. Казанцев А.П. «Пылающий остров». М.: Молодая гвардия, 1983.С. 45-48

. Карпова А.А. Химия и литература// Химия в школе. 2003. №1. С.23-26.

. Коротаев Е.В. Уровни познавательной активности // Народное образование, 1995, № 10. 46 с.

. Крицман В.А. Книга для чтения по неорганической химии. М.: «Просвещение», 1983. 367 с.

. Крылов И.А. Зеркало и обезьяна//Соч.:В 2-х т. Т.1. М.: Правда, 1969. С. 142-143.

. Кусаинова К.М. Художественная литература о предмете химия// Химия в школе. 2004. №6. С.60-61.

. Кусаинова К.М. Художественный образ стекла// Химия в школе. 2004. №7. С.50-61.

. Корнева Н.В. Интегрированные уроки химии и литературы. 2006. http:// festival. 1 september.ru/articles/211159.

23. Леднев О.Б. Как химический язык попал в литературу// Химия в школе.2001. №6. 63.с

. Лупаков В.Э. Использование литературных произведений на уроках химии: учебное пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования. Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2006, 147 с.

. Лермонтовская энциклопедия. М.: Просвещение, 1981, 112 с.

. Лермонтов М.Ю. Сочинения. Т.1, М.: Правда, 1989.

. Ломоносов М.В. Письмо о пользе стекла // Сочинения. М.: Современник, 1987. С. 134-144.

. Лукьянов Б.Г. В мире эстетики. М.: Просвещение, 1983, С. 67-71.

. Половняк В.К. Виват химия. Стихи Казань 2011г Из-во КГТУ

30. Пушкин А.С. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях // Собр. Соч.: в 10 - и т. Т.3. М.: Художественная литература, 1960. 57 с.

. Пушкин А.С. Собр. Соч.: в 10 - и т. Т.6. М.: Художественная литература, 1962. 34 с.

. Пушкин А.С. Евгений Онегин // Собр.соч.: В 10-и т. Т.1. М.: Художественная литература, 1960. 78 с.

. Пушкин А.С.История Петра 1 // Собр.соч.: В 10-и т. Т.1. М.: Художественная литература, 1962. С. 87.

. Развитие познавательного интереса учащихся на уроках химии в 8 классе: Методическая разработка для студентов-практикантов. Куйбышев, 1983.

. Родыгина И.В., Родыгин М.Ю. Отражение первоначальных естественнонаучных представлений в «Одиссее» и «Илиаде» Гомера // Химия в школе. 2003. №8. С.50-56.

. Родыгина И.В., Родыгин М.Ю. Химия в знакомых предметах: Свеча// Химия в школе. 2004. №10. С.47-55.

. Родыгина И.В., Родыгин М.Ю. Химия в знакомых предметах: Зеркало // Химия в школе. 2004. №4. С.39-47.

. Родыгина И.В., Родыгин М.Ю. Использование художественной литературы при изучении серы // Хмия в школе. 2001. №8. С. 27-29.

. Роллинг Дж.К. Гарри Поттер и философский камень. М.: ООО «Росмэн - Издат», 2000. С. 258-268.

. Солоухин В. «Продолжение времени», М.: Правда, 1970.145 с.

. Смолеговский А.М. Химия. Энциклопедия химических элементов. М.: Просвещение. 2000. 335 с.

. Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учебное пособие к спецкурсу. Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1989.

. Ученик чародея // Сказки народов мира. Английские сказки. К.: Синопсис», 1992. 156 с.

. Фадеев А. «Молодая гвардия», М.: Художественная литература, 1962. С.

. Чехов А.П. Именины // Собр.соч.: В 8-и т. Т4. М.: Правда, 1970.45 с.

. Хачатрян И.Н. Неисчерпаемое море солей // Химия в школе. 2001. №1. С.20-25.

. Ходаков Ю.В. Рассказ-задача по химии. М.: Изд.Академии педагогических наук, 1949.

. Химия и искусство: элективный курс для учащихся 10-11 классов. // Сост. Издательство СамГПУ, 2007. 80 с.

. Шнякина Т.К., Половняк В.К. Уроки горящей свечи // Химия в школе. 2001. №9.С. 445.


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1



2020-03-18 191 Обсуждений (0)
Сравнительный анализ результатов эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сравнительный анализ результатов эксперимента

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)