Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Финансовые механизмы экономического роста



2020-03-18 152 Обсуждений (0)
Финансовые механизмы экономического роста 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В условиях новых вызовов глобальной экономики возрастает актуальность выбора экономических механизмов и экономической политики, которые смогут обеспечить стране и ее национальному бизнесу - промышленности и банкам - прочную внутреннюю основу развития и достойное место в мире. Положение бизнеса в первую очередь определяется состоянием национальной экономики - насколько она сильна, настолько прочны будут и позиции отечественных компаний. В слабой кризисной экономике нельзя ожидать формирования мощного национального предпринимательского сектора и повышения уровня жизни населения. Поэтому для укрепления позиций российского бизнеса на внутреннем и мировом рынках необходимо прежде всего динамичное развитие экономики страны.

Важность экономического роста вряд ли может быть поставлена под сомнение. При этом его нельзя рассматривать как панацею от всех проблем страны или лишь как текущую конъюнктурную фазу ее развития. Более того, следует оценить, всякий ли экономический рост в принципе «хорош» и любые ли средства для его достижения оправданы. Существуют примеры, когда ТНК «выкачивали» ресурсы из развивающихся экономик, которые временно росли (качественно не развиваясь), после чего, лишившись ресурсной базы, прочно застревали на третьеразрядных ролях, не имея каких-либо перспектив улучшить свое положение. Эффективный экономический рост должен опираться на объективные устойчивые предпосылки и быть составной частью долгосрочной стратегии социально-экономического развития страны в целом. Одновременно необходимо проводить активную политику по его стимулированию в увязке с промышленной, бюджетно-налоговой, денежно-кредитной политикой в целях обеспечения национальных приоритетов развития экономики.

Механизмы экономической политики также должны быть направлены на достижение этих целей. Между тем в ходе обсуждения проблем поддержания экономического роста часто приводятся доводы о крайне важной роли мировых цен на нефть для исполнения государственного бюджета и финансирования экономического роста. Встречаются рассуждения и о том, каков должен быть «девальвационный потенциал» рубля и на какую величину в данной связи следует обесценить национальную валюту, чтобы стимулировать экспорт.

Постановка таких вопросов исходит из вполне конкретных, получивших распространение в настоящее время подходов, определяющих границы и устанавливающих рамочные условия, при которых возможно осуществление экономических «маневров» при решении текущих и стратегических задач. Очевидно, при таких подходах экономический рост в России будет полностью зависеть от мировой конъюнктуры и от желания (или нежелания) иностранных инвесторов финансировать экономические проекты в нашей стране.

Насколько это оправдано? Действительно ли (если не принимать во внимание перераспределение одних и тех же ресурсов внутри страны между участниками рынка) основной прирост ресурсов в экономике в целом возможен только на базе использования внешних источников? А значит, в стратегическом плане лишь внешние ресурсы могут обеспечить масштабный экономический рост? Но если они не поступят в страну, то и экономический рост не состоится? И насколько целесообразно делать ставку на экспорт как на один из главных каналов увеличения средств, необходимых для экономического роста? Рассмотрим некоторые важные механизмы поддержания экономического роста.

В условиях интеграции в мировую экономику внешняя сфера и те огромные ресурсы, которые находятся на финансовых рынках, открывают большие возможности для финансирования экономического роста. Их приток свидетельствует и о повышении доверия к экономике, что в целом положительно влияет на общеэкономический климат. В то же время эти ресурсы подвержены действию мировой конъюнктуры, а также политических факторов и могут в достаточно короткие сроки быть выведены из страны. В результате на валютном и финансовом рынках может возникнуть кризисная ситуация, что способна поставить под угрозу стабильность национальной экономики в целом и надолго остановить экономический рост.

Политика привлечения иностранных инвестиций (при всей их важности) в целом не может носить стихийного характера исходя из принципов: «любые инвестиции хороши» и «чем больше - тем лучше». Существенно, какова доля привлекаемых ресурсов в общем объеме денежной массы, как они соотносятся с ВВП. Если «короткие», ликвидные иностранные деньги будут доминировать в денежной массе, то любое их движение может привести к дестабилизации всей экономики (практически во всех «кризисных экономиках» Латинской Америки и ЮВА доля иностранных ресурсов в М2 и их отношение к ВВП в преддверии кризиса были очень высокими).

Следует принимать во внимание и факторы геоэкономического характера, вопросы экономической безопасности, возможности использования внутренних рычагов в формировании активной экономической политики и управления ресурсами в соответствии с национальными приоритетами. И здесь денежные власти страны и отечественный бизнес должны играть более значимую и активную роль. Это особенно актуально, учитывая что, согласно последним оценкам Всемирного банка, экономический рост в России «по-прежнему в большой степени зависит от цен на нефть и газ». [18, с. 45]. При этом, как и раньше, в материалах Банка России предусмотрено, что «основным» источником увеличения денежного предложения продолжает оставаться покупка Банком России иностранной валюты». Причем сам Центральный банк РФ признает несовершенство данного подхода: «Такая система управления не позволяет взять под полный контроль динамику денежно-кредитных показателей, так как в ней отсутствуют элементы «тонкой настройки». Причина этого кроется в том, что приток или отток ликвидности по линии интервенций Банка России на валютном рынке напрямую зависит от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры». Способствуют неустойчивости и фактор волатильности и подвижности международных финансовых ресурсов, а также внеэкономические причины, по которым средства иностранных инвесторов могут поступать в страну или выводиться из нее.

В числе проблем, тормозящих развитие инвестиционной деятельности в России, часто называют отсутствие «длинных» денег. Действительно, банки имеют в привлекаемых ресурсах (пассивах) преимущественно «короткие» средства, что затрудняет последующее их размещение на более длительные сроки. Очевидно, используя только внутрибанковские рычаги (процентные ставки, норму резервирования и т.д.) и внутренние возможности банковского сектора, нельзя полностью решить задачу формирования инвестиционных ресурсов, адекватных целям подъема экономики.

В России также нужно проводить более активную политику стимулирования экономического роста и инвестиций с учетом опыта других стран. Один из важнейших моментов здесь - последовательное использование денежными властями имеющихся у них механизмов, необходимых для формирования финансовых ресурсов и содействующих их дальнейшему направлению на инвестиции, что должно сопровождаться реализацией мер по стимулированию спроса в увязке с выработкой приоритетов экономической политики в целом. При этом надо учитывать, что процесс формирования «длинных» инвестиционных ресурсов не может идти быстро, и сам реальный сектор еще не всегда готов к приему средств.

В данной связи следует уделить особое внимание отладке механизмов, стимулирующих поступление ресурсов в реальную экономику, создающих условия для более длительных сроков размещения средств с одновременным предотвращением разбалансировки других сегментов рынка и уменьшением инфляционных рисков. Естественно, мы имеем в виду комплексный подход, обеспечивающий благоприятные предпосылки для этого процесса на всех этапах движения финансовых средств - от первоначального привлечения ресурсов до их конечного инвестирования.

Так, нужно разработать комплекс мер по удешевлению формируемой ресурсной базы. Стимулами и для вкладчиков, и для банков могут быть более низкие ставки налогообложения по начисляемым процентам в случае размещения средств на длительные сроки. Эти меры могут сочетаться, с более низкой нормой резервирования по «длинным» ресурсам, что позволит устанавливать по таким вкладам и более высокие проценты, повышая их привлекательность. Причем, если есть опасения (а они иногда высказываются), что участники рынка будут по-прежнему ограничиваться «коротким» размещением средств, возможно использование механизмов, предполагающих «заниженные» резервный и налоговый режимы только на величину средств, размещенных на длительные сроки.

Важную роль должен играть механизм гарантий, особенно актуальный в период, когда общеэкономическая среда еще довольно неустойчива и требуется первоначальный импульс, чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки. Например, Банк России (помимо Минфина) может предоставлять гарантии поддержания ликвидности коммерческих банков, направляющих средства на финансирование приоритетных (с точки зрения задач экономической политики) проектов. В случае задержек отдачи от них он мог бы временно пополнять ликвидность таких банков (подобные механизмы предлагались в начале 1990-х годов).

Большое значение имеет формирование механизмов, способствующих высвобождению и расширению возможностей использования уже имеющихся средств. В этой связи целесообразно рассмотреть меры по увеличению кредитного мультипликатора - уже упоминавшееся снижение нормы резервирования (в данном случае - с точки зрения мультипликационного роста ресурсов), уменьшение доли наличных денег в денежной массе, ограничение отвлечения ресурсов на депозиты ЦБ (за счет создания других эффективных возможностей) и т.д.

Важны здесь и меры по уменьшению долларизации отечественной экономики. Использование долларов во внутреннем обороте существенно сужает возможности мультипликационного расширения средств и в целом подрывает позиции рубля как национальной валюты. Помимо объективных причин, связанных с неясностью экономической политики, такая ситуация «подпитывается» и ожиданиями самих участников рынка относительно дальнейшего номинального обесценения рубля, поскольку они понимают, что подобная курсовая политика проводится в целях стимулирования экспорта (рост валютных резервов ЦБ фактически свидетельствует о том, что осуществляются интервенции в поддержку доллара, не допускающие снижения его курса). Укрепление экономики и национальной валюты будет для участников рынка серьезным стимулом для проведения операций в рублях и создаст дополнительную основу для инвестиционной деятельности.




2020-03-18 152 Обсуждений (0)
Финансовые механизмы экономического роста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Финансовые механизмы экономического роста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (152)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)