Структура инвестиций в основной капитал
Повышение конкурентоспособности ведущих секторов и всей национальной экономики в целом невозможно без повышения темпов роста производительности труда и эффективности всех факторов производства. Возможности роста производительности за счет повышения уровня загрузки существующих, в значительной мере устаревших производственных мощностей близки к исчерпанию. Даже там, где они еще велики (как в большинстве отраслей машиностроения и легкой промышленности), расширение рыночных позиций возможно только при значительном обновлении технологий и выпускаемой продукции. Это требует резкого увеличения капиталовложений и инновационной активности. Прогнозируемое повышение темпов роста промышленности и экономики в целом в 2008-2009 годах предполагает значительное улучшение показателей инновационного развития. Благодаря активизации инновационной деятельности бизнеса, модернизации государственного сектора науки и образования, запуска наукоемких федеральных целевых программ предложение новых прорывных технологий повысится на 40-50%, удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж промышленности вырастет с 6,5% в 2005 году до 10-12% в 2009 году. Затраты бизнеса и государства на исследования и разработки должны возрасти с 1,2% ВВП в 2005 году до 1,9% ВВП в 2009 году. [24, с. 74]. Вместе с тем масштабы высокотехнологичного наукоемкого сектора в 2009 году будут еще недостаточны для того, чтобы полностью компенсировать замедление роста нефтегазового и сырьевых секторов экономики. Повышение устойчивости экономического роста предполагает активизацию процесса диверсификацию производства и экспорта. В рамках второго варианта повышение конкурентоспособности бизнеса, а также предпринимаемые Правительством Российской Федерации меры будут способствовать значительному изменению структуры экономики в пользу обрабатывающих секторов при сокращении доли нефтегазового сектора. Прогнозируется существенное повышение удельного веса машиностроительного комплекса (с 4,4% в 2006 году до 7,0% в 2009 году), связи (с 1,6% до 3,0%), строительства, а также образования и здравоохранения. Изменение структуры производства добавленной стоимости определяется как реальным опережающим развитием машиностроительного комплекса, строительства и интеллектуалоемких общественных услуг, так и активным изменением относительных цен в пользу этих секторов. В 2007-2009 годах прогнозируется относительное повышение доли инвестиций в основной капитал с 16,6% ВВП в 2006 году до 18,5% ВВП в 2009 году, что свидетельствует об усилении инвестиционной направленности экономического роста.
Таблица 3 - Структура добавленной стоимости по основным секторам экономики % к итогу, в ценах конечного потребления
Опережающий рост инвестиций опирается, с одной стороны, на более полное использование валовых национальных сбережений на валовое накопление, с другой - на увеличение потребности ведущих секторов экономики в резком повышении инвестиций для развития и модернизации производственно-технологической базы и расширения ресурсных заделов. [14, с. 101]. В 2007-2009 годах в результате реализации инвестиционных программ РАО ЕЭС и других компаний энергетики, а также ускорения роста инвестиций в нефтяном комплексе прогнозируется некоторое увеличение удельного веса отраслей ТЭКа в общем объеме инвестиций в основной капитал. Удельный вес инвестиций в ТЭК повысится до 18,1% к 2009 году против 17,7% в 2005 году. При этом доля инвестиций в электроэнергетику в общем объеме инвестиции в 2009 возрастет до 7,0% (против 4,6% в 2005 году), в то время как доля инвестиций в топливную промышленность в общем объеме инвестиций сократится до 11,1% в 2009 году (13,1% в 2005 году).
Рисунок 3 - Динамика ВВП и инвестиций в основной капитал
Следует ожидать повышения доли инвестиций в машиностроение и металлообработку в суммарных инвестициях до 3,2% (в 2005 году- 2,7%).[14, с. 101]. Заметный вклад в рост инвестиций в машиностроение внесет реализация высокотехнологичных целевых программ в сфере ОПК, авиационной и космической промышленности, а также инвестиционных проектов в создаваемых промышленно-производственных ОЭЗ в Липецкой области и Елабуге. Кроме того, ожидаются финансовые вложения в автомобильную промышленность - новые совместные автосборочные заводы и модернизацию действующих предприятий, а также в сельскохозяйственное и транспортное машиностроение. Инвестиции в транспортную инфраструктуру возрастут с 13,5% от общих инвестиций в 2005 году до 15,1% в 2009 году. Это обусловлено расширением бюджетных ассигнований на дорожное строительство, реализацией широкомасштабных инвестиционных проектов по строительству магистральных трубопроводов, а также реализацией проектов государственно-частного партнерства, частично финансируемых из Инвестиционного фонда. (Таблица 4). [15, с. 44].
Таблица 4 - Структура источников финансирования инвестиций в основной капитал, %
инвестиция экономический рост капитал Структура источников финансирования инвестиций в основной капитал будет существенно меняться в пользу привлеченных средств. Доля собственных средств будет последовательно уменьшаться с 47% до 41,4% (второй вариант). С другой стороны, вклад кредитов банков в финансирование инвестиций возрастет с 6,5% в 2005 году до 12,0% в 2009 году, что свидетельствует о повышении роли банковской системы в накоплении капитала и повышении его мобильности.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (176)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |