Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретические основы банковского контроля



2020-03-18 165 Обсуждений (0)
Теоретические основы банковского контроля 0.00 из 5.00 0 оценок




Министерство образования Российской Федерации

 

Ульяновский Государственный Технический Университет

 

 

Дипломная работа

 

 

Тема: «Контроль Банка России за деятельностью кредитных организаций».

 

Студент                    Захарова Любовь Михайловна              _____________

                                                           (Ф.И.О.)                                                  (подпись)

 

 

Научный руководитель Филиппова Ирина Александровна        _____________                                                        

                                                         (Ф.И.О.)                                                  (подпись)

 

 

Рецензент                   Вечканова Надежда Ивановна_____    ______________

                                                                (Ф.И.О.)                                                 (подпись)

 

                                                                                                    Допустить к защите ГАК

                                                                                                     Зав. кафедрой

 

                                                                                                     __________________________

                                                                                                                                            (Ф.И.О.)

                                                                                                                       «___» _______________2003 г.

 

 

Ульяновск 2003 г.

Содержание

 

Введение                                                                                       3

 

Глава 1. Концептуальные основы банковского

            контроля и аудита                                                            7

 1.1      Теоретические основы банковского контроля               7 

1.2       Контроль в системе банковского надзора                    11

    

 

Глава 2. Территориальное учреждение и его роль в

            деятельности кредитных организаций                         16

2.1  Правовой статус территориального 

            учреждения и руководство за его деятельностью       16

2.2  Полномочия в области денежно-кредитного

регулирования и организации денежного

обращения и расчетов и полномочия в области

экономического анализа и статистики                            20

 

Глава 3.    Основные проблемы и пути совершенствования

                 контроля за деятельностью кредитных организаций 28

3.1   Регулирование, надзор и осуществление

             проверки деятельности кредитных организаций        28

          3.2    Регулирование и контроль за деятельностью

             кредитных организаций на рынке ценных бумаг

             и организация валютного контроля                             38     

          3.3   Организация банковского санирования и

 ликвидации кредитных организаций                           44

3.4  Проблемы совершенствования банковского

             контроля в Российской Федерации                              65

                            

Заключение                                                                                  70

 

Литература                                                                                   75

 

Приложения                                                                                 79

   

                

 

Введение

В последние годы деятельность кредитных организаций России проходила в условиях реструктуризации банковской системы, взвешенной денежно-кредитной политики Центрального банка Российской Федерации на фоне благоприятной для России внешнеэкономической конъюнктуры.

Итоги последних двух лет продемонстрировали рост производительности товаров и услуг, достаточно высокую инвестиционную активность, увеличение реальных доходов населения, позитивные тенденции в реальном секторе экономики, оздоровление бюджетной сферы и укрепление банковской системы.

Рост капитала и ресурсной базы кредитных организаций, а также повышения качества их кредитных портфелей способствовали постепенному улучшению показателей финансовой устойчивости банковской системы.

Однако наряду с некоторыми благоприятными тенденциями, которые ни в коем случае нельзя переоценивать, в развитии банковской системы России продолжает оставаться ряд нерешенных проблем. К числу таких проблем можно отнести неэффективность систем управления рисками и внутреннего контроля многих кредитных организаций, недостаточную в ряде случаев достоверность предоставляемой кредитными организациями информации о своем финансовом состоянии, невысокий уровень банковского контроля и аудита /34/.

Укрепление системы банковского надзора ежегодно провозглашается одной из основных целей экономической политики государственной власти. В период до 1998 г., который можно считать этапом становления системы банковского надзора, работа в указанном направлении сводилась к расширению полномочий Банка России в этой сфере и повышению интенсивности проведения инспекционных проверок.

После августовского кризиса 1998 г. стала очевидной необходимость качественного реформирования системы банковского надзора с целью обеспечения более тщательного контроля за рисками банковской деятельности. Однако вплоть до настоящего времени основные усилия государственной власти и Банка России приходилось направлять на устранение последствий кризиса в рамках программы реструктуризации  банковского сектора.

Однако созданные организационно-правовые основы регулирования банковской деятельности все еще не обеспечивают достаточный уровень контроля и не всегда в полной мере способствуют поддержанию стабильности банковской системы. До сих пор недостаточно проработаны теоретические и концептуальные основы банковского регулирования и надзора в целом. Остро стоят вопросы определения критериев эффективности банковского надзора и инспектирования, а также создания эффективной системы прогнозирования и раннего предупреждения банкротства кредитной организации /30/.

Будучи призванным способствовать развитию банковского бизнеса, контроль и аудит содействуют государственному регулированию развития рыночной экономики вообще и инфраструктуры банковского рынка в частности. Неотъемлемым элементом инфраструктуры банковского рынка являются аудиторские фирмы, которые наряду с надзорными органами Банка России способствуют своей деятельностью укреплению и повышению надежности банковской системы. Банковский аудит, являясь формой банковского контроля, все отличается от последнего.

    Следует отметить, что в настоящее время Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» обязанность формирования системы контроля в качестве аудита возложена на уполномоченный федеральный орган. Это позволяет надеяться на изменение ситуации в лучшую сторону.

    Таким образом, совершенствование механизмов регулирования и контроля в банковской системе требует системного подхода и создания комплексной методологической основы деятельности банковского надзора и аудиторских фирм.

    Как известно, основной целью банковского регулирования и надзора является поддержание стабильности банковской системы, защиты интересов вкладчиков и кредиторов. Но конкретные задачи, которые ставятся перед надзорными органами в каждый данный период, и средства их реализации определяются состоянием банковской сферы, а также политической и социально-экономической ситуацией в этот момент в стране.

На начальном этапе создания банковской системы в России к кредитным организациям предъявлялись относительно либеральные требования. Это объяснялось несовершенством самой системы банковского надзора на стадии ее формирования и задачей ускоренного развития коммерческого банковского сектора. В дальнейшем основной акцент в деятельности надзорных органов был перенесен на обеспечение надлежащего качества работы функционирующих кредитных организаций, их ликвидности и платежеспособности. 

Интеграция российских банков в международное финансовое сообщество, функционирование на территории страны иностранных банков и связанные с этим дополнительные риски обусловили необходимость приведения требований российского банковского надзора к стандартам, выработанным с учетом мирового опыта. В течение нескольких десятилетий международное банковское сообщество на основе координации усилий и обобщения опыта работы надзорных органов отдельных стран и регионов предпринимало шаги по созданию системы надежного и всеобъемлющего банковского надзора в международном масштабе /36/.

Проведенные формальные оценки показали, что российская система надзора соответствует сформулированным Базельским комитетом основополагающим принципам эффективного банковского надзора на 60-65%. Но степени соответствия этим принципам методологической и организационной составляющих надзора в России различны. В отношении методологии дело обстоит лучше, а организации – хуже. Иначе говоря, фундамент надзора создан, но задача состоит в том, чтобы, не прекращая совершенствовать методологию, одновременно существенно продвинуться в деле организации банковского надзора в центре и на местах /31/.

Банковский надзор представляет собой хотя и относительно самостоятельный, но все же один из инструментов системы регулирования экономики, поэтому эффективность его работы во многом определяется внешними условиями функционирования.

Сложный механизм поддержания стабильности на финансовых рынках, частью которого является банковский надзор, должен включать в себя:

- разумную и последовательную макроэкономическую политику;

- хорошо развитую инфраструктуру регулирования экономики, в том числе соответствующее хозяйственное законодательство, международно признанные нормы учета и отчетности, систему независимого аудита, эффективный надзор за деятельностью кредитных организаций;

- эффективное функционирование рынков;

- наличие процедур для эффективного разрешения возникающих у банков проблем;

      - механизмы защиты устойчивости банковской системы в целом, прежде всего в виде системы страхования вкладов населения /38/.

Правовое регулирование банковской деятельности в России осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», другими федеральными законами и нормативными актами Банка России.            Информационной базой работы являются нормативно-законодательные акты, Положения, указания и инструкции Банка России.

Цель настоящей работы - основные направления деятельности Банка России в области осуществления контроля за деятельностью кредитных организаций.

Согласно цели в работе поставлены следующие задачи:

- описать полномочия территориального учреждения Банка Росси;

- дать более обширную информацию о деятельности Банка России при проведении проверок кредитных организаций;

- раскрыть основные проблемы банковского контроля.

 

Глава 1. Концептуальные основы банковского контроля и аудита

Теоретические основы банковского контроля

    Банковская система России – важная сфера национальной экономики, где в последние годы происходят радикальные изменения. Меняются приоритеты развития системы, пересматриваются качественные ориентиры, придается большое значение развитию мелких и средних банков, а также формированию региональных банковских подсистем.

Августовский кризис 1998 г. обнажил недостатки сложившейся системы контроля за деятельностью кредитных организаций. Наглядное свидетельство недостаточной эффективности существующей системы контроля за деятельностью кредитных организаций – динамика уменьшения количества действующих кредитных организаций и их филиалов.

Стала очевидной необходимость создания действительно эффективной системы банковского регулирования и надзора.

С точки зрения системного подхода банковский контроль и аудит являются частью системы финансового контроля за деятельностью кредитных организаций.

В странах с развитой рыночной экономикой система финансового контроля включает следующие элементы:

   - государственные органы и специально уполномоченные организации, осуществляющие государственный финансовый контроль;

   - негосударственные организации, осуществляющие независимый финансовый контроль на коммерческой основе;

   - службы внутреннего контроля организаций, осуществляющие финансовый контроль максимизации прибыли и защиты интересов собственников.

В сфере банковской деятельности такими элементами являются:

    - центральный банк или иной специально созданный орган;

    - аудиторские фирмы;

    - службы внутреннего контроля кредитных организаций.

   Согласно теории управления контроль – одна из функций управления и необходимое условие осуществления функции регулирования. Применительно к характеристике банковского надзора и аудита как элементов системы регулирования банковской деятельности объектом управления и регулирования является банковская система

   Таким образом, система есть множество связанных между собой элементов той или иной природы, упорядоченное по отношениям и обладающее вполне определенными свойствами /37/.

   Банковская система представляет собой центральный банк страны, совокупность коммерческих банков (имеющих лицензии на осуществление отдельных банковских операций, исключая операции, которые вправе проводить только банки), объединенных деятельностью на едином финансовом рынке, общими функциями в экономике, подчиняющихся единому банковскому законодательству и единым правилам и обычаям, использующих единую банковскую инфраструктуру.          Развитая совокупность банков и иных кредитных организаций отвечает признакам органичной системы, все части которой необходимы и выполняют взаимосвязанные, взаимодополняющие функции. Поскольку содержание функции контроля в значительной мере определяется функцией организации (регулирования), прежде чем перейти к рассмотрению понятия банковского контроля необходимо дать определение банковского регулирования /35/.

   В соответствии с теорией управления содержанием функции регулирования является обеспечение функционирования управляемых процессов в рамках заданных параметров. Банковское регулирование – одна из функций Банка России, тесно связанная с банковским надзором. Банковское регулирование предполагает активное упорядочивающее воздействие на деятельность кредитных организаций с помощью различных методов и инструментов. Главной целью банковского регулирования в соответствии с законодательно установленными требованиями служит поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Указанная цель наиболее полно отражает сущность банковского регулирования.

  Банковское регулирование – это комплекс законов и система мер, посредством которых государство через уполномоченный орган осуществляет воздействие на второй уровень банковской системы (кредитные организации) с целью обеспечения его стабильного и устойчивого функционирования в рамках общей экономической системы, а также защиты интересов кредиторов и вкладчиков.

  Основу системы регулирования деятельности кредитных организаций должен составлять набор допустимых экономических и неэкономических (административных) мер. Принципиальное различие между экономическими и административными инструментами состоит в способе воздействия на деятельность кредитных организаций – через рыночные отношения и помимо них /30/.

  К экономическим мерам относятся мероприятия, использование которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает установления прямых запретов или ограничений. В данную категорию входят, например, резервные требования (отчисления в фонд обязательных резервов), установление нормативов ликвидности и достаточности капитала, ограничений на размеры рисков и другие требования, устанавливаемые Банком России и применяемые к различного рода банковским операциям.

  К административным мерам относятся прямые ограничения или запреты, устанавливаемые государственными органами и Центральным банком по отношению к кредитным организациям. В качестве административных мер

используются такие инструменты, как лимитированные доли участия в уставном капитале банка, ограничение на открытие филиалов, расширение деятельности, осуществление отдельных видов операций, установление лимитов (пределов) на выдачу различных категорий ссуд или привлечение средств и т.д.

  Таким образом, в основе банковского регулирования лежат процессы разработки и утверждения уполномоченными учреждениями конкретных правил или инструкций, базирующихся на действующем законодательстве и определяющих структуру и способы осуществления банковского дела. Результатом данного процесса является формирование таких рамок поведения банков, которые способствуют поддержанию надежности и эффективности всей банковской системы.

  Эффективное регулирование невозможно без осуществления контроля за деятельностью управляемого объекта /38/.

   Как и другие организации, банки являются объектами контроля со стороны полномочных органов (Приложение 1).

  Каждый из указанных органов и организаций преследует при проверке поставленные перед ними цели, которые могут существенно различаться и даже находиться в противоречии. Из всех перечисленных субъектов контроля только Банк России и аудиторские фирмы в ходе проверок кредитных организаций руководствуются целью обеспечения стабильности банковской системы, т.е. способствуют достижению одной из главных целей банковского регулирования.

  Вследствие этого возникает понятие банковского контроля как специфической функции управления вторым уровнем банковской системы.    

  В соответствии с теорией управления контроль означает процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.

   Исходя из рассмотренных целей банковского регулирования банковский контроль– это процедура оценки успешности выполнения целей, поставленных перед банковской системой, т.е. сопоставления реальных достижений с показателями, установленными регулирующими и управляющими органами (идея обратной связи). В результате выявляются отклонения с тем, чтобы либо исправить отрицательные результаты и устранить или предотвратить негативные тенденции, либо усилить действие отдельных факторов, если результаты позитивные /32/.

   Таким образом, задача банковского контроля – определить совпадения или отклонения (недостатки) в системе регулирования банковской системы, способствовать устранению выявленных отклонений и выработке эффективных решений. Организация банковского контроля зависит от проводимых проверок, инспекций на местах (Приложение П).

    Банковский контроль осуществляется как за функционированием системы в целом, так и за деятельностью конкретных банков в частности /37/.

 



2020-03-18 165 Обсуждений (0)
Теоретические основы банковского контроля 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретические основы банковского контроля

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)