Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Контроль в системе банковского надзора



2020-03-18 158 Обсуждений (0)
Контроль в системе банковского надзора 0.00 из 5.00 0 оценок




Эффективная система банковского надзора должна представлять собой определенное сочетание дистанционного надзора и проверок на местах.

Степень эффективности надзора, его способность правильно оценить складывающуюся в кредитных организациях ситуацию, возможность оперативно принять необходимые меры в большей степени зависят от полноты и достоверности информации о банках, которой располагают надзорные органы. Источники ее могут быть самыми разными.

Главными общепринятыми источниками информации о финансовом состоянии кредитной организации в России являются: баланс, отчет о прибылях и убытках, общая финансовая отчетность (расшифровка просроченной задолженности, сведения о межбанковских кредитах и депозитах, котировка акций и т.д.). О нем свидетельствуют также: соблюдение экономических нормативов, выполнение обязательных резервных требований, материалы результатов аудиторских и прочих проверок, состояние корреспондентского счета, соблюдение расчетной дисциплины, факты задержки платежей, выполнение обязательств перед бюджетом. О ситуации в кредитной организации судят и на основании анализа информации о ее кадровом составе (руководство), истории создания, характеристик учредителей и специальной печати.

Органы банковского надзора должны поддерживать регулярные контакты с руководством кредитной организации и полностью понимать смысл проводимых ею операций. Они должны располагать средствами сбора, проверки и анализа финансовой и статистической отчетности банков на неконсолидированной и консолидированной основах и иметь возможность осуществлять независимые проверки представляемой для целей надзора информации либо в ходе инспекций на местах, либо прибегая к услугам внешних аудиторов /35/.

Организация банковского надзора в России проводится с учетом специфики отдельных правовых норм российского законодательства (Приложение Ш).

Пруденциальный банковский надзор представляет собой совокупность способов, методов и механизмов осуществления регулирования и контроля за деятельностью кредитных организаций в целях соблюдения ими действующих правовых норм и целевых установок.

Говоря о необходимости создания системы пруденциального банковского надзора, можно выделить несколько основных целей:

- защита интересов мелких вкладчиков от неэффективного управления и мошенничества;

- поддержание стабильности банковского сектора посредством предотвращения «системных рисков», заключающихся в том, что банкротство одного банка может привести к банкротству нескольких банков и утрате доверия ко всей системе. Следствием реализации указанных рисков могут быть следующие макроэкономические последствия: сокращение денежной массы, крах платежной системы, крупные и непредвиденные правительственные обязательства;

- защита страхового фонда (фонда страхования депозитов) или других фондов, созданных при участии государства, от потерь в тех странах, где созданы национальные системы страхования депозитов или осуществляются другие меры по защите банковских вкладов.

Для достижения указанных целей органы банковского надзора должны не допускать такой деятельности банков, которая противоречит надежной банковской практике, обеспечивать поддержание капитала банков на адекватном уровне, контролировать соблюдение законодательства и нормативных актов, предотвращать мошеннические действия и иные злоупотребления.

Банковский надзор должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить постоянную оценку адекватности банковской практики, что позволит наиболее оперативно выявлять проблемы или потенциальные проблемные ситуации, а также принимать необходимые меры по устранению выявленных в деятельности банков недостатков /32/.

Поддержание устойчивости, рентабельности и высокого качества управления банковскими операциями со стороны органов банковского надзора осуществляется не только в интересах банков и их акционеров, но и экономического развития страны в целом, в особенности, если речь идет о рынке банковских услуг. Надзор за деятельностью проблемных банков как таковой призван решать целый ряд конкретных задач:

- оперативное выявление проблемных ситуаций и проблемных банков;

- локализация причин, вызвавших появление тех или иных проблем. 

Особое внимание должно уделяться анализу ситуаций, породивших конкретные проблемы:

    - принятие решения о том, какие конкретные меры будут приниматься для исправления сложившейся ситуации;

- разработка документа или плана мероприятий по оздоровлению того или иного проблемного банка в соответствии с серьезностью выявленных проблем и конкретной ситуацией, в которой оказался банк;

- осуществление мер по надлежащему контролю за практической реализацией разработанного плана оздоровления проблемного банка;

- внесение в деятельность кредитной организации таких изменений, которые позволили бы предотвратить проблемный рецидив в будущем.

Таким образом, банковский надзор можно определить как комплекс мер, проводимых уполномоченным органом с целью:

- получения необходимой информации о состоянии как конкретного банка, так и всей банковской системы, а также с целью проверки соблюдения коммерческими банками законодательных и нормативных актов;

- принятия адекватных мер реагирования.

Опыт стран, в которых уже давно созданы органы банковского надзора и инспектирования, а теперь и опыт России показывают, что приобрести статус проблемного банк может по целому ряду причин:

- совет директоров плохо проинформирован или недостаточно внимателен к состоянию дел своего банка;

- чрезмерно агрессивная позиция совета директоров /30/.

Процесс надзора за деятельностью банков включает целый ряд методов, в том числе методы контроля, такие как инспектирование на местах и камеральные проверки (дистанционный надзор), являющиеся основными методами контроля.

Проведение инспекционных проверок на местах позволяют непосредственно сопоставить положения, нормы, закрепленные во внутренних нормативных актах кредитных организаций, и практическое их исполнение. Проверки также позволяют проводить анализ финансовой информации и достоверности отчетов.

Дистанционный надзор (по мету нахождения надзорного органа) в период между проведением проверок позволяет осуществлять анализ информации, представленной в Центральный банк. На основе этой информации Центральный банк Российской Федерации обнаруживает проблемы, создающие риск неплатежеспособности банка, еще на ранней стадии и наиболее оптимально определять объем инспекционной проверки на месте.

Политика Центрального банка РФ в сфере банковского регулирования и надзора определяется в настоящее время в основном статьями 3, 4, 6, 55, 58-61, 73-76 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Так, в статье 4 Закона приводится перечень выполняемых Банком России функций, в число которых входят функции, предусматривающие регулирование и контроль за состоянием банковской системы.

Право Банка России за издание нормативных актов, обязательных для исполнения кредитными организациями, закреплено статьей 6 указанного Закона /2/.

Проведение проверок в кредитных организациях определено статьей 74 Закона о Центральном банке, а также Указом Президента РФ от 10.06.1994 г. № 1184.

Надзор за деятельностью банков производится с целью обеспечения надежности и устойчивости отдельных банков и должен обеспечивать целостный и непрерывный контроль за осуществлением банками своей деятельности в соответствии с действующим законодательством и инструкциями, включая лицензирование банковской деятельности, проведение санации проблемных банков и контроль за процессом ликвидации кредитных организаций /38/.

В результате проведенного анализа (исследования) установлено, что при проведении оценки (рейтинга) банка важно использовать стандартизированную систему, чтобы банковские инспекторы могли рассматривать информацию с одной и той же точки зрения. При наличии четкой системы рейтинга любой представитель системы банковского надзора сможет разобраться в финансовом положении того или иного банка.

 



2020-03-18 158 Обсуждений (0)
Контроль в системе банковского надзора 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Контроль в системе банковского надзора

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (158)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)