Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основы развития финской инновационной модели экономики



2020-03-18 177 Обсуждений (0)
Основы развития финской инновационной модели экономики 0.00 из 5.00 0 оценок




Говоря об опыте данной страны в этом направлении, необходимо отметить, что развитие и становление инновационной составляющей экономики произошли на глазах одного поколения. В конце 70-х в Финляндии все было примерно так же, как сейчас в России: чиновные ученые полагали, что контакты с промышленностью унижают "высокую" науку, а бизнес считал ученых лишь нахлебниками государства. Когда политическая элита осознала, что единственный надежный ресурс для долгосрочного развития страны - это технологии, первое, что она сделала, - организовала диалог с бизнесом: в 1979 году был собран Национальный технологический комитет, в который вошли представители всех отраслей промышленности, имевшихся на тот момент в стране. Встреча носила вполне конкретный характер и требовала от бизнеса однозначного ответа на вопрос, какие технологии ему необходимы. Второй шаг государства - в 1983 году было создано национальное технологическое агентство TEKES. Как только эта организация появилась, случилось почти что невероятное: ученым стало выгодно делать то, что было востребовано бизнесом, а бизнесу - идти к ученым, чтобы в их лабораториях черпать ресурсы для своего развития.

За последние двадцать лет в Финляндии реализована комплексная программа перехода от полуиндустриальной к наукоемкой экономике. Этот переход стал возможным благодаря следующему[7] :

‑ созданию благоприятной инновационной среды;

‑ увеличению расходов на научные исследования, технологии и разработки;

‑ подготовке компетентного персонала;

‑ распространению наукоемких разработок в регионах.

Таким образом финская наука и финская промышленность стали расти вместе, подпитывая друг друга. Компании постепенно освоили способ "дешевого роста" за счет "домашних" технологий и поддержки государства, а у государства появились средства и возможности поддерживать и другие, пока еще слабо востребованные научные направления.

Финляндия стала первой страной, принявшей концепцию национальной инновационной системы как основного элемента политики в сфере науки и технологии. На практике это означало увеличение количества предприятий, в основе деятельности которых лежали инновации и ноу-хау, а также укрепление организаций, занимающихся исследовательской деятельностью.

Сегодня финская национальная модель производства и использования новых знаний признана одной из наиболее эффективных в мире. В формуле финского успеха три классических слагаемых: высокий уровень образования, конкурсный принцип распределения средств на науку и развитая инновационная инфраструктура.

На основе системного подхода в Финляндии была разработана концепция «национальной инновационной системы», в которой учтены действующие элементы, выполняемые функции и различные аспекты инноваций. Концепция «инновационной системы» оказывает влияние на научно-техническую политику регионального, национального и европейского уровней. Данная концепция трактует термин «система» как инструмент формирования среды для анализа действующих в ней элементов. Особенностью такой методики является то, что действующие элементы – компании, регионы, нации ‑ анализируются с точки зрения их составляющих, отношений между этими составляющими и их взаимодействия с внешней средой.

Для того, чтобы избежать концептуальной проблемы в определении границ инновационной системы, предлагается выделить следующие функции:

‑ создание знаний;

‑ получение знаний;

‑ распространение знаний;

‑ регулирование и стандартизация знаний;

‑ осуществление прикладных исследований;

‑ использование знаний.

Одна из основных целей социальной политики Финляндии – гарантия качественного и доступного для всех образования. По результатам Программы международной оценки образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment – PISA) финские школьники демонстрируют лучшие в странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) результаты по математике и естествознанию, имеют самые высокие показатели грамотности. Интерес к учёбе не ослабевает и у старшего поколения. Более половины работоспособного населения страны ежегодно участвует в программах обучения «для взрослых».

Далеко не последнюю роль играет доступность образования в Финляндии. Во многих странах университеты рассматривают иностранных студентов, прежде всего, как источник дополнительного дохода, а финские вузы финансируются государством и стремятся заработать не на обучении, а на эффективном применении выпускниками полученных знаний и на развитии международных исследовательских проектов.

Сегодня в систему высшего образования Финляндии входят 20 университетов и 28 политеков (высших профессиональных школ). Университеты ведут научные исследования, дают базовое и последипломное образование. Политеки представляют собой многоотраслевые региональные вузы и ориентируются в основном на прикладные исследования.

Качество финского образования и высокий уровень научных исследований - это две стороны одной медали. Финская высшая школа тесно связана с наукой: именно в университетах проводится львиная доля всех фундаментальных исследований и часть прикладных. Студенты и аспиранты имеют свободный доступ ко всем авторитетным мировым изданиям научного и научно-технического профиля; здесь же, в университетских лабораториях, в их распоряжении самое современное оборудование, самые "продвинутые" и дорогостоящие исследовательские установки. Прийти в лабораторию и ставить свои эксперименты можно в любое время дня и ночи: никаких допусков, пропусков, засовов и сторожей; достаточно вставить студенческую карточку в прорезь электронного замка и - делай науку. И когда мы в десятом часу вечера пришли в BioMag Laboratory в госпитале Хельсинкского университета, то встретили там аспиранта из России - он изучал реакцию мозга на визуальные и слуховые раздражители с помощью многоканального магнитного энцефаллографа, который стоит больше миллиона долларов. Эту уникальную установку создали в Хельсинкском технологическом университете, а производит ее компания Elekta NeuroMag, которая в свое время выделилась из научной лаборатории и которой Финляндия гордится не меньше, чем корпорацией Nokia[8] .

Университеты в Финляндии - не просто образовательные центры, но и производители новых знаний. Все научные исследования в Финляндии, все без исключения, финансируются только на конкурсной основе, поддержку от государства получают только те ученые, которые делают качественные, действительно перспективные исследования. Средства, которые государство выделяет на фундаментальные исследования, в Финляндии распределяет Академия. В саму систему производства и использования новых знаний заложены жесткие стимулы работать на мировом уровне, точнее, быть лучшими.

Никогда не будут профинансированы проекты на уровне «впервые в Финляндии» или неконкурентные, абстрактные исследования именитых и авторитетных деятелей по принципу их бывших заслуг. И вот что любопытно: куда направить финские деньги, предназначенные для финской науки, фактически решают иностранцы - для экспертизы всех заявок, которые поступают от ученых, Академия привлекает зарубежных специалистов. И как финская наука эти деньги использует - контролируют тоже иностранцы. Таким образом финское государство постоянно сверяет уровень национальных исследований с мировым.

В структуру Академии входят четыре исследовательских совета, членами которых являются сами ученые - университетские профессора, специалисты из исследовательских институтов, а также представители исследовательских подразделений промышленных компаний. Через эти советы Академия пропускает все требующие финансирования заявки, идеи и предложения, откуда бы они ни исходили - "снизу", от научного сообщества, или "сверху", от государства. Каждый совет подбирает в своей области знаний пул экспертов, которые пользуются авторитетом в мире, и отправляет им на рецензию все поступающие в Академию заявки. На основании отзывов экспертов эти советы принимают решения о финансировании проектов. В этом году бюджет Академии - 214,6 млн евро, что составляет 14% всех государственных отчислений на научно-технологическую сферу. Около четверти своего бюджета Академия направляет на финансирование научных проектов в рамках исследовательских программ, которые она запускает, чтобы активизировать исследования в тех научных областях, которые либо развиты слабо, либо являются новыми. Что явно отличает финскую систему финансирования науки от российской - там никто не накачивает бюджетными средствами институты или лаборатории лишь под предлогом "государственных приоритетов".

Рис 2. Расходы на исследования и развитие науки[9]



2020-03-18 177 Обсуждений (0)
Основы развития финской инновационной модели экономики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основы развития финской инновационной модели экономики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)