Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Развитие навыков общения дошкольников



2020-03-18 167 Обсуждений (0)
Развитие навыков общения дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Отделение ребёнка от взрослого к концу раннего возраста приводит к новым отношениям дошкольника с ним и к новой ситуации развития. Общение ребёнка со взрослыми усложняется и приобретает новые формы и новое содержание. Дошкольнику уже недостаточно внимания взрослых и совместной деятельности с ними. Благодаря речевому развитию значительно расширяются возможности общения с окружающими. Теперь ребёнок может общаться не только по поводу непосредственно воспринимаемых предметов, но и по поводу предметов только представляемых, мыслимых, отсутствующих в конкретной ситуации взаимодействия. Содержание общения становится внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации.

М. И. Лисина выделяет две внеситуативные формы общения, характерные для дошкольного возраста, – познавательную и личностную [10].

В первой половине дошкольного возраста (3-5лет) складывается внеситуативно-познавательная форма общения ребёнка со взрослым. В отличие от предыдущей (ситуативно-деловой), она вплетена не в практическое сотрудничество со взрослым, а в "теоретическое". Обострённая познавательная потребность ребёнка и расширение его познавательных интересов ведут к тому, что он начинает задавать взрослому многочисленные вопросы. Детей этого возраста иногда называют "почемучками".

Для внеситуативно-познавательной формы общения характерна потребность в уважении взрослых, которая проявляется в повышенной обидчивости детей. Для детей становится очень важной оценка взрослого.

Внеситуативно-познавательное общение позволяет детям значительно расширить рамки мира, доступного для их познания, и приоткрыть взаимосвязь явлений. Однако мир природных, физических явлений вскоре перестаёт исчерпывать интересы детей, их всё больше начинают привлекать события, происходящие среди людей [10].

К концу дошкольного возраста складывается новая и высшая для дошкольного возраста внеситуативно-личностная форма общения. В отличие от предыдущей, её содержанием является мир людей. Если в 4-5 лет в разговорах ребёнка со взрослым преобладают темы о животных, машинах, то старшие дошкольники предпочитают говорить о себе, своих родителях и пр. Ведущими мотивами становятся личностные.

Для старших дошкольников характерно стремление не просто к доброжелательному вниманию и уважению взрослого, но и к его взаимопониманию и сопереживанию. Эта потребность проявляется в желании поделиться со взрослым своим мнением, своим отношением к чему-либо. Для старших дошкольников становится особенно важным достичь общности взглядов и оценок со взрослым. Совпадение своей точки зрения с мнением старших служит критерием её правильности [12].

Начиная с 3-4 лет в жизни ребёнка появляется новый партнёр по общению, который с возрастом становится всё более значимым. Это сверстник. Общение со сверстниками качественно отличается от общения со взрослыми.

Наиболее важная черта общения между дошкольниками заключается в широком диапазоне коммуникативных действий и их разнообразии. В общении со сверстниками дошкольник совершает множество действий, которые практически не встречаются при его общении со взрослыми: со сверстниками ребёнок спорит, требует, успокаивает, жалеет, приказывает, навязывает свою волю и пр. В отношениях со сверстниками уже 3-4-летний ребёнок решает весьма широкий спектр коммуникативных задач: управляет действиями партнёра, контролирует их выполнение, оценивает конкретные поведенческие акты. В общение сверстников входит и совместная игра, и навязывание собственных образцов, и постоянное сравнение с собой. Такое разнообразие коммуникативных задач требует освоения широкого спектра коммуникативных действий [15].

Вторая отличительная особенность общения со сверстниками заключается в яркой эмоциональной насыщенности общения. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов между дошкльниками отличает их от взаимодействия со взрослыми.

Третьей специфической особенностью общения со сверстниками является нестандартность и нерегламентированность средств общения. Сверстники создают условия для индивидуальны, ненормированных, свободных проявлений ребёнка. Если при общении со взрослыми дошкольники придерживаются определённых форм поведения, то при взаимодействуя со сверстниками, дети используют самые неожиданные и оригинальные действия. В обществе сверстников дошкольник проявляет свою оригинальность, своё самобытное начало.

Преобладание инициативных действий над ответными – ещё одна отличительная особенность общения дошкольников со сверстниками. Для ребёнка на первый план выступает его собственное действие или высказывание, в большинстве случаев инициатива сверстника им не поддерживается [15].

 

 

Вывод по первой главе

 

Развитие моторики имеет большое значение в жизни ребёнка. Неразвитость крупной моторики делает его неуклюжим, недостаточное развитие мелкой моторики – затрудняет процесс овладения речью.

Отличительной особенностью познавательной позиции ребёнка-дошкольника является эгоцентризм. Особенности восприятия и мышления дошкольника объясняются не индивидуализмом ребёнка, а непосредственностью восприятия и суждения.

Умственное развитие дошкольника представляет собой тесную связь и взаимодействие трёх форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического. Наиболее эффективно связь наглядно-действенного и наглядно-образного мышления осуществляется в процессе детского экспериментирования.

В дошкольном детстве развиваются эмоции и чувства ребёнка. На протяжении дошкольного возраста увеличивается устойчивость эмоций, они становятся более глубокими, осознанными и обобщёнными.

В дошкольном возрасте общение со взрослым приобретает внеситуативный характер, а общение со сверстниками становится важной частью жизни ребёнка.

Развитие общения со сверстниками проходит ряд этапов. На первом этапе сверстник является партнёром, на втором возникает потребность в сотрудничестве со сверстниками, на третьем этапе общение со сверстником приобретает черты внеситуативности

 



2020-03-18 167 Обсуждений (0)
Развитие навыков общения дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Развитие навыков общения дошкольников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)