Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности развития эмоциональной сферы детей



2020-03-18 177 Обсуждений (0)
Особенности развития эмоциональной сферы детей 0.00 из 5.00 0 оценок




 дошкольного возраста

 

Дошкольный возраст является сензитивным для формирования эмоциональной сферы. Ведущее влияние на становление чувств оказывают условия жизни и воспитания ребёнка.

Выделяются основные направления в развитии эмоциональной сферы дошкольника. Прежде всего усложняется её содержание, импрессивная сторона эмоций и чувств, формируется общий эмоциональный фон психической жизни ребёнка.

Ребёнок будет успешно развиваться только тогда, когда у него будет создано бодрое, жизнерадостное настроение. Ласка и внимание – вот главные источники, питающие, поддерживающие детскую радость. Заботливое отношение к ребёнку помогает развитию у него оптимизма, уверенность в своих силах, активности.

В период дошкольного детства у ребёнка формируются многие высшие чувства. Уже в первые три года жизни появляются такие чувства, как любовь и привязанность к близким, сопереживание, чувство любознательности, гордости, стыда. В дошкольном возрасте становятся более глубокими чувства гордости и самоуважения. Эти чувства являются одним из эмоциональных компонентов самооценки ребёнка, становятся мотивами его поведения. Бывает, однако, и так, что эти чувства заслоняют от ребёнка другого человека. Тогда появляются себялюбие, эгоизм, т.е. стремление сохранять за собой право быть уважаемым всеми не имея при этом обязанностей по отношению к другим [18].

В 3,5-4 года чувства к близким и знакомым ребёнок переносит на персонажи сказок. Дети проявляют к ним активное сочувствие, а попавшему в беду герою сказки стремятся "оказать помощь". В условиях неудачи дети обращаются к взрослым, одобрение которых служит мотивацией интересов детей. У детей в этом возрасте чувство гордости вызывает уже качественные показатели достижений в разных видах деятельности "хорошо рисую", "быстро бегаю", "правильно считаю", "красиво танцую" и так далее.

В 5-6 лет завязываются дружеские отношения. Они ещё не способны выразить словами, что такое дружба, но придерживаются правил. Соответствующие дружеским взаимоотношениям. В этом возрасте дети начинают реагировать на поступление в школу: у одних это вызывает чувство тревоги, у других – радость [14].

При переходе от раннего к дошкольному возрасту по мере возникновения простейших видов продуктивной деятельности происходят изменения эмоциональных процессов, осуществляющих регуляцию такой деятельности. Во-первых, происходит изменение содержания аффектов, выражающееся, в первую очередь, в возникновении особых форм сопереживания, сочувствия к другим людям, ради которых производятся действия. Во-вторых, по мере усложнения деятельности меняется место эмоций во временной структуре деятельности, и они начинают предвосхищать ход выполнения решаемой задачи. Таким образом происходит так называемое эмоциональное предвосхищение. По мере того, как побудительная сила формирующихся у детей социальных мотивов возрастает, происходит переход от относительно примитивной, "запаздывающей", к более совершенной, "опережающей", эмоциональной коррекции действий.

Эта коррекция основывается на эмоциональном предвосхищении, предчувствии мыслимой, представляемой ситуации, которая может возникнуть в более или менее отдалённом будущем в результате предпринимаемых ребёнком действий и оценки значения их последствий для себя самого и окружающих людей. В результате этого уже дошкольник может резко активизировать свои действия в случае несомненной социальной полезности его деятельности, эмоционально представленной им в форме негативных или позитивных последствий [2].

На протяжении дошкольного возраста увеличивается устойчивость эмоций, они становятся более глубокими, осознанными и обобщёнными. В этом возрасте начинают развиваться высшие эмоции – моральные (в процессе игр, когда ребёнок приучается подчинять своё поведение требованиям коллектива, при слушании сказок и рассказов), эстетические (в процессе занятия музыкой, пением, рисованием, лепкой), интеллектуальные (в связи с развитием интеллектуальных интересов и элементарными формами учебной деятельности в старших группах детского сада). Чувства к концу дошкольного возраста становятся мотивом поведения ребёнка. Постепенно происходит интеллектуализация детских эмоций [9].

В дошкольном возрасте постепенно развивается умение определять эмоциональное состояние других людей. Важнейшее значение в эмоциональном развитии ребёнка дошкольного возраста имеет общение с окружающими людьми и игра, в процессе которых формируются социальные эмоции и развивается эмоциональная децентрация.

Формирующаяся у ребёнка под влиянием опыта общения и коллективной деятельности способность сочувствовать другим людям, переживать чужие радости и печали как свои собственные приводит к развитию аффективной децентрации, которая как бы предваряет возникновение децентрации интеллектуальной [5].

 

 



2020-03-18 177 Обсуждений (0)
Особенности развития эмоциональной сферы детей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности развития эмоциональной сферы детей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (177)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)