Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные подходы и методы оценки имущественного комплекса предприятия



2020-03-19 185 Обсуждений (0)
Основные подходы и методы оценки имущественного комплекса предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Существует несколько десятков методов оценки стоимости имущественного комплекса предприя­тий, обычно группируемых в три классических подхода к оценке: [12]

— затрат­ный (имущественный), основанный на учете издержек (метод чистых ак­тивов, метод ликвидационной стоимости);

— доходный, основанный на учете доходов (метод прямой капитализации, метод дисконтирования денежно­го потока);

— сравнительный (рыночный) подход, основанный на сопостав­лении объектов (метод рынка капитала (компании-аналога), метод отрас­левых коэффициентов, метод сделок).

Для получения корректного результата по оценке необходимо произ­вести расчет стоимости бизнеса с использованием всех трех классических подходов, известных в теории оценки. В случае если это требование не вы­полняется, то результаты оценки будут некорректными, а именно:

1) проведение процедуры оценки только способами в рамках затратного подхода позволяет оценить только эти затраты на создание предприятия (бизнеса). Однако нельзя игнорировать возможности приобретения будущих доходов от бизнеса, поэтому не учитывать будущие доходы от собственности (бизнеса) при ее продаже неправомерно;

2)проведение оценки бизнеса только способом оценки будущих доходов (в рамках доходного подхода) также может быть ошибочным, в связи с тем что когда инвестор производит финансовые вложения в предприятие, то при подведении финансового результата своих инвестиций инвестор, как правило, не учитывает те расходы, которые были произведены для достижения этого финансового результата;

3)оценка бизнеса на основании сравнительного подхода, без применения остальных подходов, также некорректна, поскольку необходим учет как затрат на создание бизнеса, так и будущих доходов от оцениваемого бизнеса.

Принимая во внимание все вышесказанное, следует считать правиль­ной при проведении работ по оценке предприятия (бизнеса) такую техно­логию оценочной деятельности, при которой используется весь арсенал способов оценки — и в плане учета затрат на создание предприятия (биз­неса), и на основе определения (прогнозирования) его будущей доходности, и по цене возможной продажи капитала с учетом данных по аналогич­ным предприятиям.

Каждый из подходов имеет свои положительные и отрицательные свойства и отражает стоимость предприятия с разных точек зрения. Вза­имосвязь существующих подходов представлена ниже.

Для выбора целесообразного для каждого конкретного случая оценки подхода на первом этапе необходимо:

1) определить цель, ради которой проводится оценка;

2) обосновать используемый стандарт стоимости, который зависит от целей оценки и, в конечном счете, определяет выбор методов оценки (например, инвестора интересует прежде всего инвестиционная стоимость, и он соответственно отдает предпочтение доходному подходу);

3) определить ту долю собственности, которая оценивается (например, одни методы оценки целесообразно использовать при оценке контрольных пакетов акций предприятия, а другие - при оценке неконтрольных пакетов);

4) определить объем доступной информации: если оценщик не имеет достаточного количества данных по сопоставимым компаниям, то он не сможет использовать рыночный подход, если же не имеет информации о денежных потоках, то, соответственно, нельзя использовать доходный подход.

На втором этапе выбора методов оценки важен анализ как отраслевых факторов, так и факторов на уровне компании. Отраслевые факторы ана­лизируются по следующим параметрам: перспективы развития отрасли, прошлая и ожидаемая доходность в отрасли, степень отраслевого риска. Факторы на уровне предприятия должны отражать темпы роста доходов оцениваемого предприятия, кинетику его финансовых показателей, зави­симость от покупателей и поставщиков. Следует отметить, что выбор ме­тодов оценки в большей степени зависит от характеристик оцениваемого предприятия, а не от отраслевых параметров.

На третьем этапе выбора методов оценки стоимости предприятия оцен­щику необходимо определить, какие использовать методы — основанные на анализе активов (метод стоимости чистых активов, метод ликвидационной стоимости) или основанные на анализе доходов (метод дисконтированных денежных потоков, метод капитализации доходов, метод избыточных при­былей или оценочные мультипликаторы: цена/прибыль, цена/денежный поток, цена/дивидендные выплаты). Первую группу методов целесообраз­но использовать, когда доходы предприятия не поддаются точному прогно­зу, когда предприятие обладает значительными материальными и финан­совыми активами (ликвидными ценными бумагами, инвестициями в недви­жимость) либо когда предприятие зависит от контрактов или отсутствует постоянная предсказуемая клиентура. Вторую группу методов целесооб­разно использовать, когда текущие и будущие доходы предприятия могут быть достоверно определены, либо когда активы предприятия преимущественно состоят из машин, оборудования, готовой продукции, либо когда предприятие имеет устойчивый спрос на свою продукцию.

На четвертом этапе оценщик определяет степень достаточности и ка­чество информации по сопоставимым предприятиям. Если оценщику до­ступна информация по необходимому числу сопоставимых компаний, то он рассчитывает мультипликаторы и использует их в методе рынка капи­тала и методе сделок. В противном случае оценщик проводит оценку, ис­пользуя методы, основанные на анализе доходов, а сравнительный подход не используется, оценка проводится методами капитализации доходов, избыточных прибылей или дисконтированных денежных потоков.

На пятом этапе выбора методов оценки оценщик должен определить кинетику будущих доходов и сравнить ее с текущими доходами. Если бу­дущие доходы предприятия будут существенно отличаться от текущих и, кроме этого, год от года, то целесообразно использовать метод дисконти­рованных денежных потоков.

На шестом этапе выбора методов оценки (если используются методы, основанные на анализе активов) оценщик должен определить, является предприятие действующим или же стоит вопрос о его ликвидации. В пер­вом случае следует использовать метод чистых активов, во втором - ме­тод ликвидационной стоимости.

Оценка бизнеса базируется на использовании трех основных подхо­дов - затратного, доходного и сравнительного. Каждый из подходов пред­полагает применение специфических методов и приемов, а также требует соблюдения своих условий, наличия достаточных факторов. Информация, используемая в том или ином подходе, отражает либо настоящее положе­ние фирмы (сравнительный, рыночный подход), либо ее прошлые дости­жения (затратный подход), либо ее будущие результаты, т.е. ожидаемые в будущем доходы (доходный подход). В связи с этим результат, получен­ный на основе обобщения всех трех подходов, является наиболее обосно­ванным и объективным.

В практике операций с оценкой предприятий встречаются самые раз­личные ситуации. При этом каждому классу ситуаций соответствуют свои, адекватные только ему подходы и методы. Для правильного выбора методов необходимо предварительно классифицировать ситуации оценки с использованием группировки объектов, типа сделки, момента, на кото­рый производится оценка, и т. д. При этом, если на рынке обращаются де­сятки или сотни однородных объектов, целесообразно применение срав­нительного метода. Для оценки сложных и уникальных объектов предпо­чтительнее затратный метод.

Доходные предприятия, как правило, оцениваются на основе их ком­мерческого потенциала (например, бензозаправочная станция, торговый центр или мотель). Объем продаж бензина, количество постояльцев в гос­тинице являются источниками дохода, который после сравнения со стои­мостью операционных расходов позволяет определить доходность данно­го предприятия. Такой подход к оценке называется доходным. Доходный метод основан на капитализации или дисконтировании прибыли, которая будет получена в случае сдачи недвижимости в аренду. Результат оценки по данному методу включает в себя и стоимость здания, и стоимость зе­мельного участка.

Если предприятие (бизнес) не продается и не покупается и не сущест­вует развитого рынка данного бизнеса, когда соображения извлечения до­хода не являются основой для инвестиций (больницы, правительственные здания), оценка может производиться на основе определения стоимости строительства с учетом амортизации и возмещения износа, т.е. затрат­ным подходом.

В том случае, когда существует рынок бизнеса, подобный оцениваемому, можно использовать для определения рыночной стоимости сравни­тельный, или рыночный, метод, базирующийся на выборе сопоставимых объектов, уже проданных на данном рынке.

На идеальном рынке все три подхода должны привести к одной и той же величине стоимости. Однако большинство рынков являются несовершенны­ми, потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы, производители могут быть неэффективны. По этим, а также по другим при­чинам данные подходы могут давать различные показатели стоимости.

Основные подходы и методы, используемые при оценке стоимости предприятий (бизнеса), представлены на рис. 3.

 

Рис 3. Основные подходы и методы, используемые при оценке стоимости предприятий (бизнеса)

 

Каждый из трех названных подходов предполагает использование присущих ему методов.

Доходный подход предусматривает использование метода капитали­зации и метода дисконтированных денежных потоков. Метод капита­лизации применяется к тем предприятиям, которые успели накопить ак­тивы в результате капитализации их в предыдущие периоды; иными сло­вами, этот метод наиболее адекватен оценке «зрелых» по своему возрасту предприятий. Метод дисконтированных денежных потоков ориентиро­ван на оценку предприятия как действующего, которое и дальше предпо­лагает функционировать. Он более применим для оценки молодых пред­приятий, не успевших заработать достаточно прибылей для капитализа­ции в дополнительные активы, но которые, тем не менее, имеют перспек­тивный продукт и обладают явными конкурентными преимуществами по сравнению с существующими и потенциальными конкурентами.

В затратном подходе используются:

- метод чистых активов. Метод применим для случая, когда инвестор намеревается закрыть предприятие либо существенно сократить объем его выпуска;

-   метод ликвидационной стоимости.

При сравнительном подходе используются:

-   метод рынка капитала. Метод ориентирован на оценку предприятия, как действующего, которое и дальше будет функционировать;

-   метод сделок. Метод применим для случая, когда инвестор намерева­ется закрыть предприятие либо существенно сократить объем его выпуска;

-   метод отраслевых коэффициентов. Метод ориентирован на оценку предприятия как действующего.

Методы рынка капитала, сделок и отраслевых коэффициентов пригод­ны при условии строгого выбора предприятия-аналога, которое должно относиться к тому же типу, что и оцениваемое предприятие.

Возможность, и даже во многих случаях необходимость (для получе­ния более достоверного результата), применить к оценке предприятия в конкретной инвестиционной ситуации разные методы оценки бизнеса приводит к весьма простой идее «взвешивания» оценок, рассчитываемых по разным методам, и суммирования таких «взвешенных» оценок. При этом весовые коэффициенты значимости оценок по разным, в принципе допустимым в данной ситуации, методам оценки понимаются как коэффи­циенты доверия к соответствующему методу. Эти коэффициенты имеют сугубо экспертный характер - определяются оценщиком самостоятельно либо на основе консультации с другими специалистами (экспертами).

Окончательно стоимость предприятия, обобщенная по резуль­татам оценки по всем трем подходам, может быть определена по формуле:

, (2.1)

где Cl - величины стоимости предприятия, определенные на ос­нове l-го подхода (все применяемые подходы к оценке нумеруются произ­вольно);

L - число использованных методов оценки в рамках классичес­ких оценочных подходов; wl - весовой коэффициент величины стоимости, определенной в рамках метода с номером l = 1, 2, 3.

Очевидно, что при этом разумные выбор и обоснование весовых коэф­фициентов wl являются одним из главных свидетельств достаточной ква­лифицированности и непредвзятости оценщика бизнеса.

Таким образом, существует большое разнообразие различных подходов и методов оценки имущественного комплекса предприятия и выбор одного из них зависит от непосредственной цели оценки и ситуации, в которой она проводится.

В следующей главе более подробно остановимся на анализе эффективности использования имущественного комплекса ООО «Центростиль».




2020-03-19 185 Обсуждений (0)
Основные подходы и методы оценки имущественного комплекса предприятия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные подходы и методы оценки имущественного комплекса предприятия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (185)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)