Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ответственность за изнасилование несовершеннолетних



2020-03-19 188 Обсуждений (0)
Ответственность за изнасилование несовершеннолетних 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Первым составом, предусмотренным в законодательстве Российской Федерации, является изнасилование несовершеннолетней. Данное положение закреплено в пункте "а" части третьей статьи 131 УК РФ и пункте "б" части 4 статьи 131 УК [2].

Половые преступления относятся к числу наиболее тяжких посягательств на личность, причиняющих огромный моральный и физический вред потерпевшим. Применение психического и физического насилия, особая жестокость, причинение смерти потерпевшим и другие тяжкие последствия являются составляющей практически всех половых преступлений.

Изнасилованием по российскому праву признается половое сношение с применением насилия, либо угрозой его применения к потерпевшей или иным лицам, либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей. Под половым сношением, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 Уголовного Кодекса Российской Федерации" от 15.06.2004 г., подразумевается совершение полового акта между мужчиной и женщиной, поэтому все иные действия квалифицируются по статье 132 "Насильственные действия сексуального характера" [7].

При квалификации половых преступлений важное значение имеет возраст потерпевшего лица. Уголовная ответственность наступает за совершение изнасилования либо насильственные действия сексуального характера, которые имели место как в отношении несовершеннолетних, так и в отношении малолетних лиц.

Объектом преступления в данном случае является, в случае п. "а" ч.3. ст.131, половая свобода несовершеннолетней, а в случае п. "б" ч.4 ст.131, половая неприкосновенность лица, не достигшего 14 лет [2]. Такое разграничение основано на том, что лица, не достигшие установленного законом возраста согласия обладают половой неприкосновенностью. Однако, согласно нормам права, в п. "а" ч.3 статьи 131 включаются как лица от 14 до 16 лет, по настоящему закону подпадающие под понятие "половой неприкосновенности", так и лица от 16 до 18 лет, обладающие половой свободой [2]. Это кажется недоработкой законодательства, основанное на противоречиях установленного возраста согласия с фактической позицией законодателя по возрасту вступления лица в половую жизнь, который в свое время был установлен на уровне 14 лет. Кроме того, дополнительным объектом преступления в данном составе можно считать здоровье потерпевшей, так как при применении насилия, а также при малолетнем возрасте потерпевшей причиняется физический вред здоровью. В случаях, предусмотренных п. "а" ч.4. ст.131 объектом преступления также является смерть потерпевшей [2].

Изнасилование малолетней считается преступление с использованием ее беспомощного состояния. Потерпевшая из-за своего возраста не способна понимать характер и последствия совершаемых с ней действий.

До принятия УК РФ 1996 года способность потерпевшего понимать названные обстоятельства всякий раз проверялась судом, который при этом руководствовался возрастом потерпевшего, уровнем его развития, условиями воспитания и т.п. Уголовный кодекс 1996 года правильно подошел к решению данного вопроса, формализовав возрастной предел, разделивший две группы потерпевших - несовершеннолетних и малолетних. Благодаря такому подходу у суда отпала необходимость выяснять у потерпевших все подробности изнасилования для проверки, понимал ли потерпевший смысл, значение и характер совершаемых с ним действий [15, с.128].

половая неприкосновенность несовершеннолетний преступление

Сегодня уголовный закон отказался от использования термина "заведомость" в характеристике субъективного отношения виновного к несовершеннолетнему и малолетнему возрасту жертв изнасилования и насильственных действий сексуального характера.

Объективной стороной преступления является совершение деяния в виде полового сношения с лицом, не достигшем совершеннолетия, как уже было сказано выше. Причем в новых поправках предусмотрено, что по п. "б" ч.4. ст.131 также подлежат квалификации действия, предусмотренные статьями 134 и 135 в отношении лиц, не достигших возраста 12 лет [2].

Для признания деяний оконченными не требуется наступления вредных последствий.

Кроме совершения полового акта в объективную сторону изнасилования также входит физическое насилие, либо угроза его применения, а также использование беспомощного состояния потерпевшей [7]. Применение насилия, либо угроза его применения, является ключевым моментом в отграничении состава изнасилования от состава, предусмотренного статьей 134 УК - полового сношения с лицом, не достигшим возраста 16 лет [2]. Под физическим насилием понимается удержание, связывание, причинение побоев, вреда здоровью легкой или средней тяжести, а также неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью. под психическим насилием - применение угроз, запугивание потерпевшей. Не считается изнасилованием, в отличие от законодательства некоторых западных стран, склонение к вступлению в половую связь под влиянием обмана или злоупотребления доверием [9, с.51]. Согласно судебной практике, применение насилия охватывается составом ст.131 только если оно было совершено до начала полового акта с целью подавить сопротивление потерпевшей, либо предотвратить его. Если же насилие было применено после окончания полового акта, то это следует трактовать как совокупность преступлений [11, с.33]. Также некоторыми учеными, например, А. Кибальник и И. Соломенко, выказывается точка зрения о том, что в случаях, когда минимальное физическое насилие применялось в целью таким грубым и недопустимым способом склонить к добровольному половому сношению, или в отместку за отказ добровольно вступить в половую связь, то в таком случае состав изнасилования или покушения на изнасилование отсутствует, а лицо может быть привлечено к ответственности только за сам факт применения насилия [17, с.64].

Угроза, применяемая преступником, должна быть реальной, угрожающей жизни или здоровью потерпевшей или иных лиц, вне зависимости от того, имел ли преступник реальные намерения к ее осуществлению. Угроза также должна предшествовать половому сношению. Угроза не может считаться таковой, если обещание применения насилия относится к будущему, либо потерпевшей угрожают распространением порочащих сведений, либо повреждением или уничтожением имущества. Также угрозу следуют отличать от состава, предусмотренного статьей 133 УК - принуждения женщины к половому сношению, который также предусматривает применение психического давления [2].

Под беспомощным состоянием потерпевшей понимается нахождение потерпевшей в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, психическое расстройство, в результате которого потерпевшая не осознавала характер производимых с ней действий, физические недостатки, а также малолетний возраст. Для признания изнасилования малолетней по признаку использования беспомощного состояния потерпевшей теперь применяется принцип возраста потерпевшей, о чем нами было сказано выше. Основным критерием здесь выступает неспособность понимать фактическую сторону и социальную роль половых отношений, исходя из уровня развития и осведомленности о сексуальных отношениях [18, с.16].

По субъективной стороне изнасилование характеризуется наличием прямого умысла, так как изнасилование является преступлением с формальным составом.

В оценке субъективного отношения виновного к возрасту жертвы изнасилования сложилось несколько научных позиций, каждой из которых соответствует определенный этап в эволюции правоприменительной практики [19, с.34].

В умышленном преступлении, каковым является изнасилование, отношение виновного ко всем признакам состава должно быть исключительно умышленным. В связи с этим ситуация, при которой виновный не предвидел несовершеннолетия жертвы, хотя должен был и мог его предвидеть, не должна охватываться составом изнасилования несовершеннолетней. В итоге, в законодательстве значилось, что ответственность за изнасилование несовершеннолетней возможна лишь в тех случаях, когда виновный знал или допускал, что совершает насильственный половой акт с лицом, не достигшим 18 лет. [12, с.528]

Современная редакция УК РФ не требует признака заведомости возраста жертвы изнасилования и насильственных действий сексуального характера. В этой связи, в полном соответствии с принципом вины нужно констатировать, что ответственность за рассматриваемые преступления возможна как в тех случаях, когда виновный достоверно знал о возрасте жертвы, так и в тех случаях, когда такое знание носило предположительный, вероятностный характер. Изнасилование - умышленное преступление. Каждый признак объективной стороны, характеризующий его общественную опасность, должен виновным осознаваться. При этом формула умысла, закрепленная в ст.25 УК РФ, не проводит различий в видах самого умысла в зависимости от степени достоверности осознания этих признаков. [13, с.47] Осознание - это, скорее не знание, а понимание, основанное на восприятии ситуации. Виновный может воспринимать самую различную информацию, характеризующую жертву: документы о рождении, слова самой жертвы, высказывания ее подруг или родственников, образ поведения, род занятий, внешний облик и т.д. На основании этих объективных данных у него должно сформироваться понимание того, жертва не достигла 18 или 14 лет. Такого, даже в самой общей форме, понимания вполне достаточно для вменения соответствующего квалифицирующего признака. [15, с.128]

Преступления, предусмотренные составами ч.3 и ч.4 статьи 131 совершаются с двумя формами вины: основной состав - с умыслом, дополнительные - с неосторожностью [2]. В целом же они, согласно статье 27 УК, признаются умышленными преступлениями. [2]

Отдельным вопросом является наличие или отсутствие согласия потерпевшей в спорных ситуациях. В таких случаях, для правильного определения наличия согласия потерпевшей следует проводить комплексную сексолого-психологическую экспертизу, результаты которой необходимо оценивать с учетом всех обстоятельств дела. При разрешении вопроса о наличии согласия при использовании преступником контрацептивов можно обоснованно заявить, что само по себе, без учета других обстоятельств дела, это не может служить обоснованием согласия потерпевшей, так как контрацептивы могли быть использованы по инициативе самого преступника [20, с.21].

Значительные трудности вызывает на практике юридическая оценка "добровольного" полового сношения с малолетним. В ряде случаев суды относили такие сексуальные девиации (отклонения от половой морали) к изнасилованию. Однако сам по себе малолетний возраст не может служить основанием для квалификации полового акта при согласии потерпевшего на вступление в половую связь как изнасилование с использованием беспомощного состояния потерпевшего.

Так, И. осужден по п. "б" ч.4 ст.131 УК РФ к лишению свободы. Он признан виновным в изнасиловании 13-летней Н.

В кассационной жалобе И., не оспаривая совершения полового акта с потерпевшей, отрицал применение к ней насилия и просил переквалифицировать его действия на ст.134 УК РФ.

Адвокат осужденного в кассационной жалобе утверждал также, что заключение эксперта-психолога противоречит выводам суда.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ установила, что вывод суда о виновности И. в совершении преступления соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на доказательствах.

Как следует из показаний осужденного, во время распития спиртного ему стало известно, что Н.13 лет. Вечером они пошли на дискотеку. Оттуда он вместе с Н. направился домой. По пути И. завел ее на территорию детского сада, где и совершил с ней половой акт.

Свидетели - супруги Г. пояснили, что их племянница Н. пошла на дискотеку, но домой не вернулась. Ночные поиски Н. не дали результатов, а под утро она явилась сама. Одежда у нее была грязная, на брюках - пятна крови. В тот же день девочки были отправлены к родителям.

По заключению судебно-медицинского эксперта, у Н. имелись повреждения, характерные для полового акта, а согласно выводам эксперта-биолога обнаруженные следы биологического происхождения могли произойти от И.

Доводы жалоб о том, что в деле нет данных о совершении осужденным насильственного полового акта, тщательно проверялись в суде и обоснованно отвергнуты.

Согласно заключению судебно-медицинского эксперта на теле потерпевшей обнаружены множественные телесные повреждения в виде ссадин на коже спины, на наружной поверхности правого предплечья, кровоподтек на грудной клетке справа, царапины на коже лба, относящиеся к разряду легких, не повлекших расстройства здоровья.

По заключению экспертов, проводивших судебно-психологическую экспертизу, потерпевшая Н., как личность с повышенной внушаемостью и без волевого начала, не могла оказать сопротивления в ситуации воображаемого или реального насилия. Отсутствие привычки в употреблении алкоголя могло усугубить ее нерешительность и пассивность в ситуации насилия.

При таких данных, свидетельствующих о беспомощности состояния потерпевшей в силу сильного алкогольного опьянения и возраста, выводы суда о совершении осужденным изнасилования, а не добровольного полового акта, являются законными и обоснованными.

Заключение судебно-психологической экспертизы не имело никакого преимущества перед остальными доказательствами для выводов суда и было оценено в совокупности со всеми фактическими данными по делу.

Всесторонне, полно и объективно исследовав обстоятельства дела, дав им надлежащую оценку, суд пришел к обоснованному выводу о виновности И. в совершении преступления [41].

Как насильственный половой акт вопреки видимой "добровольности" следует рассматривать только такие случаи, когда ввиду своего малолетнего возраста, умственной отсталости и т.п. потерпевшая заведомо для виновного не могла понимать характера совершаемых с нею действий. В остальных случаях содеянное образует состав преступления, предусмотренный ст.134 УК РФ [2].

Квалификационная проблема относительно применения ст.131 на практике сводится к разграничению данных преступлений со смежными составами преступлений, например, - ст.132, 134 УК РФ [2].

Половое сношение и иные действия сексуального характера, совершенные в отношении малолетних, подпадают под действие ст.134 УК РФ лишь в том случае, если совершены добровольно, по согласию самого потерпевшего [2]. Однако весьма часто имеют место ситуации, когда согласие малолетнего потерпевшего на гомосексуальный контакт, иные подобные действия стало результатом физического насилия или угрозой его применения, а в некоторых случаях - просто обмана, введения в заблуждение.

Гомосексуальный контакт в этих случаях внешне выглядит добровольным. Но эти действия необходимо квалифицировать не по ст.134 УК РФ, а рассматривать как насильственные действия гомосексуального характера по признаку использования беспомощного состояния потерпевшего и квалифицировать по ст.132 УК РФ, так как согласие в этих случаях не может признаваться действительным [2].

Беспомощное состояние - это состояние потерпевшего, в силу которого он на момент посягательства лишен возможности принимать меры к самосохранению из-за того, что не осознает окружающую обстановку, либо не понимает характера и значения совершаемого в отношении его деяния, либо он не может оказать виновному сопротивления или иным путем избежать опасности и не способен по собственной воле выйти из этого состояния [40, с.220]. Эти признаки беспомощного состояния в своих сущностных характеристиках, безусловно, относятся ко многим ситуациям совершения сексуальных преступлений против детей.

Следует устанавливать, могла ли потерпевшая в силу своего возраста и развития понимать характер и значение совершаемых с нею действий. Если в силу малолетнего возраста, умственной отсталости и иных подобных обстоятельств потерпевшая была лишена этой способности, содеянное виновным следует рассматривать как изнасилование или насильственные действия сексуального характера с использованием беспомощного состояния потерпевшей и квалифицировать соответственно по ст.131 или ст.132 УК РФ [2].

При разграничении полового сношения с лицом, не достигшим 16-летнего возраста [2, ст.134], и изнасилования потерпевшей, не достигшей 14 лет [2, ст.131, ч.4, п. "б"] или несовершеннолетней, необходимо установить, могла ли потерпевшая в силу своего возраста и развития понимать характер и значение совершаемых с нею действий.

Если потерпевшая в силу малолетнего возраста или, например, умственной отсталости не могла понимать характера и значения совершаемых с нею действий, содеянное следует рассматривать как изнасилование, совершенное с использованием беспомощного состояния потерпевшей.

Основным мотивом преступления является сексуальное удовлетворение, мотивы могут быть и иными: месть, желание унизить жертву, неприязненные отношения с потерпевшей. При квалификации преступления цель и мотив не являются существенными факторами, однако могут быть приняты во внимание судом при назначении наказания [38, с.29].

Субъектом преступления является лицо мужского пола, достигшее 14 лет, причем квалификация преступления по п. "б" ч.3 ст.131 будет применяться даже к тем преступникам, которые сами еще являются несовершеннолетними [2]. Данное положение является интересным с правовой точки зрения: несмотря на то, что в составе статьи 134 подобные посягательства не являются преступными, в составе статьи 131 они трактуются как умышленное посягательство на половую неприкосновенность несовершеннолетней со стороны другого несовершеннолетнего, чья половая неприкосновенность также находится под охраной.

Такое посягательство было бы правильнее трактовать по ч.1 статьи 131 [2]. Что касается пола преступника, то, несмотря на то, что в качестве субъекта указано лицо мужского пола, женщина может быть привлечена к ответственности в качестве соучастницы группового изнасилования, так как групповым изнасилованием может считаться в том числе то деяние, в котором действия сексуального характера были совершены только одним из соучастников.

В новой редакции статьи 131 в п.5 предусмотрена также дополнительная ответственность за совершение изнасилования малолетней лицом, ранее совершившим изнасилование малолетней или несовершеннолетней [2]. Но данное нововведение является неоправданным, так как в Уголовном Кодексе уже предусмотрены усиленные меры ответственности за рецидивную преступность, и внесение дополнительных пунктов, устанавливающих наказание за нее, непосредственно в конкретных составах, способно привести к правовой путанице, и препятствует единообразному применению норм уголовного права [34, с.219].

Что касается уголовно-правовых санкций, установленных законодателем к качестве мер ответственности за изнасилование несовершеннолетней и изнасилование малолетней, то они кажутся разумными и соразмерными совершенному преступлению, так как данное посягательство действительно обладает высокой общественной опасностью и причиняет существенный вред здоровью и нормальному нравственно-физическому развитию ребенка.



2020-03-19 188 Обсуждений (0)
Ответственность за изнасилование несовершеннолетних 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ответственность за изнасилование несовершеннолетних

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)