Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ответственность за половое сношение и иные действия сексуального



2020-03-19 196 Обсуждений (0)
Ответственность за половое сношение и иные действия сексуального 0.00 из 5.00 0 оценок




Незаконное половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим возраста 16 лет, является на сегодня одним из самых дискуссионных составов как в российском. так и в зарубежном праве. В отличие от насильственных преступлений против половой неприкосновенности, где главным образующим признаком является применение насилия и совершение посягательства на половую свободу или половую неприкосновенность против воли, в ненасильственных посягательствах на несовершеннолетних не подразумевается принуждения к совершению сексуальных действий, и главным фактором, образующим состав преступления, является недостижение половой зрелости потерпевшим лицом, которая выражается в определенной возрастной планке. установленной законодателем. Данная возрастная планка варьируется даже в пределах европейских стран, не говоря уже о законодательствах других стран мира, и порождает множество конфликтов при попытке привлечения к ответственности за совершение полового сношения с лицом возрастом немногим ниже возраста согласия. В такой ситуации бывает сложно отделить истинно противоправные деяния от деяний, хоть и подпадающих под уголовную ответственность, но, тем не менее, лишенных общественной опасности. В последних изменениях Уголовного Кодекса российский законодатель учел эту проблему, введя дифференцированную шкалу ответственности, зависящую от возраста потерпевшего лица, однако в целом законодательные изменения не только не решили проблемы, но, в некоторых случаях, еще больше усугубили ее [21, с.318].

Правовая природа ненасильственных преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, к которым относится данный состав, происходит из того, что лица, не достигшие определенного возраста, не обладают половой свободой в силу того, что по своим психофизическим качествам они еще не подготовлены к вступлению в половую жизнь без причинения вреда для своего здоровья, не понимают или недостаточно понимают характер подобных деяний [37, с. 203]. Поэтому лица, не достигшие половой зрелости, нуждаются в защите от сексуальных посягательств для обеспечения их нормального развития, физического, социального и нравственного. И посягательство на половую неприкосновенность личности в данном случае автоматически означает и посягательство на его половую свободу. При этом следует иметь в виду, как уже говорилось раньше, что посягательства на детей, не достигших определенного возраста признаются заведомо недобровольными, так как потерпевшее лицо не способно осознавать характер совершаемых с ним действий [16, с.56].

Основным непосредственным объектом данного преступления является половая неприкосновенность лица, не достигшего 16-летнего возраста. Кроме того, в качестве дополнительного объекта выступают интересы нормального психического и физического развития несовершеннолетних. Как отмечается, раннее начало половой жизни, особенно при значительной разнице в возрасте партнёров, может приводить к нарушению процесса формирования нравственных установок, касающихся сексуальных отношений, к возникновению у потерпевших циничного отношения к половым контактам. Жертвы таких преступлений чаще демонстрируют распущенность в половой жизни, легче вовлекаются в занятие проституцией. Вовлечение в сексуальные отношения в подростковом возрасте детерминирует совершение в будущем сексуальных преступлений жертвами такого вовлечения [20, с.35].

Факультативным объектом выступает здоровье лица, не достигшего 16-летнего возраста и половой зрелости, а также с лицом достигшим двенадцатилетнего возраста, но не достигшего четырнадцатилетнего возраста. Вред здоровью может причиняться как в связи с недостаточным развитием половых органов потерпевших, так и в связи с возможным наступлением беременности, которая у не полностью половозрелой девушки способна негативно сказаться на её состоянии. [9, с.26]

Объективная сторона состава, предусмотренного частью 1 ст.134 УК РФ, включает в себя такое действие, как совершение полового сношения, то есть совершение полового акта между мужчиной и женщиной [2]. В юридической литературе и судебной практике содержание понятия "половое сношение" обычно рассматривается при характеристике ст.131 УК РФ. В отличие от изнасилования, инициатором полового сношения может выступать как совершеннолетний мужчина, так и совершеннолетняя женщина [2, ст.131].

Объективная сторона состава, предусмотренного частью 2 ст.134 УК РФ, включает совершение мужеложства или лесбиянства [2]. Конкретные формы таких действий в законодательстве не конкретизированы, что вызывает споры в среде специалистов относительно их содержания. Данные вопросы обычно рассматриваются применительно к квалификации насильственных действий сексуального характера [13, с.405].

Следует отметить, что иные действия сексуального характера хотя и упомянуты в названии статьи, не включены в диспозицию данной уголовно-правовой нормы. Отмечается, что расширительное толкование диспозиции в данном случае недопустимо, и подобные действия не должны квалифицироваться по ст.134 УК РФ. Предлагается до устранения пробела в законодательстве квалифицировать такие действия как развратные действия [30, с.483]. Некоторые авторы предлагают также расширенно толковать понятие "половое сношение" применительно к ст.134, включая в него также анальный и оральный половой акт. Это даёт возможность квалифицировать такие действия по ст.134 УК РФ, однако имитация полового акта, в том числе с использованием различных предметов, всё же не может охватываться диспозицией данной статьи и должна рассматриваться как развратные действия.

Важным признаком объективной стороны преступления является использование способа, отличного от применения насилия, угрозы применением насилия в ближайшем будущем или использования беспомощного состояния потерпевшей. Использование подобных способов для принуждения к вступлению в половую связь требует квалификации деяния по ст.131 или 132 УК РФ как изнасилования или насильственных действий сексуального характера соответственно [8, с.376].

Квалификация по ст.134 УК РФ возможна, даже если используемый способ получения согласия на вступление в половую связь сопряжён с определённым пороком воли несовершеннолетнего лица [2]. Например, квалифицируется по ст.134 УК РФ фактическое вступление в половой контакт, если для получения согласия использовались такие способы понуждения как шантаж, угроза уничтожением, повреждением или изъятием имущества, использование материальной или иной зависимости, угроза насилием, обращённая в будущее, обман относительно истинных намерений совершеннолетнего лица и т.д. Не исключается также квалификация деяния по данной статье, если инициатором вступления в сексуальный контакт является несовершеннолетний партнёр [24, с.618].

Следует, однако, учитывать, что несовершеннолетний партнёр должен понимать характер и значение совершаемых с ним действий либо оказать сопротивление виновному лицу, поскольку в противном случае внешнее отсутствие признаков насилия или угрозы насилия не имеет значения, так как имеет место использование беспомощного состояния. Для установления данного обстоятельства может использоваться судебная психолого-психиатрическая экспертиза.

Состав формальный, для квалификации деяния по ст.134 УК РФ не требуется наступления каких-либо негативных последствий для несовершеннолетнего потерпевшего. Окончено деяние с момента физиологического начала полового сношения или иных действий сексуального характера [2].

Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 18-летнего возраста. Субъектом деяния, предусмотренного ч.1 ст.134 УК РФ, может являться только лицо, которое на момент совершения деяния не состояло в зарегистрированных брачных отношениях с потерпевшим [2].

В литературе указывается, что повышение возраста уголовной ответственности за данное преступление связано с тем, что лица младше 18 лет не могут сознавать общественной опасности добровольных сексуальных контактов с лицами младше 16 лет [35, 64].

Совершение преступления родителем или иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетних, педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанным осуществлять надзор за несовершеннолетними является отягчающим обстоятельством [2, ст.63, п. "п"], но не учитывается при квалификации данного преступления.

Субъективная сторона преступления до недавнего времени была выражена в форме прямого умысла, однако с исключением признака заведомости, которое, с нашей точки зрения, является очевидной правовой ошибкой, стало возможным привлечение к ответственности не только преступников, совершивших правонарушение с неосторожной формой вины, но в том числе и объективное вменение, что в корне противоречит основным принципам права.

Основным недостатком четко определенного возрастного критерия в субъективной стороне ненасильственных половых преступлений является то, что для наличия вины преступник должен заведомо знать о том, что он совершает противозаконные действия, так как половой акт с лицом, не достигшим возраста согласия, по текущему российскому законодательству, не является преступлением, и даже поощряется государственной социальной политикой по повышению рождаемости [10, с.52].

Таким образом, если имел место ситуативный половой акт с лицом, которое по своим физическим и социальным признакам выглядит как достигшее возраста сексуального согласия, то, во-первых, отсутствует общественная опасность преступления как таковая, и, во-вторых, отсутствует вина потерпевшего, так как он не осознавал общественную опасность своего деяния и не имел возможность предвидеть последствия его совершения [33, с.304]. Более того, признак заведомости предусмотрен во многих аналогичных составах зарубежных уголовных кодексов, за исключением крайне сомнительных случаев, когда любое половое сношение с лицом ниже возраста согласия трактуется законодателем как "statutory rape" [27, с.483].

Таким образом, объективное вменение вины в ситуациях с явным добросовестным заблуждением лица не может ни при каких обстоятельствах служить основанием для привлечения к уголовной ответственности, и мы считаем, что принятие данной нормы было опрометчивым шагом законодателя и нуждается в отмене. Кроме того, в спорных случаях, когда невозможно сказать с полной определенностью, мог ли виновный знать о недостижении потерпевшей определенного возраста, целесообразно назначение судебно-медицинской экспертизы, которая на основании имеющихся данных и с учетом обстоятельств дела решает этот вопрос [32, с.116].

В примечании к статье 134 предусмотрено, что виновный в совершении ненасильственных сексуальных действий по отношению к лицу 14-16 лет освобождается от уголовной ответственности в связи с вступлением в брак с потерпевшей [2]. Если рассматривать данное положение во взаимосвязи с Семейным Кодексом Российской Федерации, то следует помнить, что возрастом вступления в брак по общим основаниям является 18 лет, при наличии уважительных причин - 16 лет. Возраст ниже 16 лет может быть установлен законами субъектов при наличии с учетом особых обстоятельств. Таким образом, в Семейном Кодексе Российской Федерации нет однозначного указания на то, что вступление в брак с лицом в возрасте 14 лет может быть позволено в связи с угрозой уголовного преследования виновного, даже при наличии согласия потерпевшей стороны [4].

Поскольку деяние, предусмотренное ч.1 ст.134 УК РФ, относится к категории преступлений средней тяжести, возможно также освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием [2, ст.75] и примирением с потерпевшим [2, ст.76].

Так, постановлением Саянского районного суда Красноярского края от 24 марта 2008 года по итогам предварительного слушания судьей было принято решение о прекращении уголовного дела в отношении Е., 15 апреля 1985 года рождения, образование среднее, в браке не состоящего, неработающего, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст.134 УК РФ, на основании ст.25 УПК РФ. Несовершеннолетняя потерпевшая 1992 года рождения и ее законный представитель - мать обратились к суду с ходатайством о прекращении уголовного дела в отношении подсудимого Е., так как они его прощают и примирились, поскольку потерпевшая Б. и Е. совместно проживают и ожидают рождения ребёнка [43].

Мотивы совершения преступления не имеют значения для квалификации. В данном половом преступлении преобладает сексуальная мотивация, в том числе осложнённая расстройствами полового влечения (такими как педофилия). Однако влечение к лицам, не достигшим половой зрелости, может быть и следствием недостаточной уверенности в собственной сексуальной состоятельности. В таких случаях мотивом совершения преступления может служить стремление к самоутверждению.




2020-03-19 196 Обсуждений (0)
Ответственность за половое сношение и иные действия сексуального 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ответственность за половое сношение и иные действия сексуального

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)