Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Возможен ли подлинный диалог после терактов в Париже



2020-03-19 192 Обсуждений (0)
Возможен ли подлинный диалог после терактов в Париже 0.00 из 5.00 0 оценок




О парижских событиях было сказано немало[95]. Никого не миновали смятение или страх. Многочисленные попытки проанализировать ситуацию натолкнули на интересные размышления о столь сложном явлении. С чем, однако, мы остались месяц спустя, когда на первый план вновь вышла повседневная жизнь? Что не позволит нам стремительно вычеркнуть из памяти ужасающие факты? Чтобы помнить, необходимо открыть подлинную природу вызова, брошенного парижскими терактами.

У нас, европейцев, есть то, о чем мечтали наши отцы, – Европа как пространство свободы, где каждый может быть тем, кем захочет. Старый Свет стал горнилом самых разнообразных культур, религий и мировоззрений.

Парижские события доказывают, что это пространство не сохраняется само собой: ему угрожают те, кто боится свободы и хочет насильственно утвердить собственный взгляд на вещи. Как ответить на такие угрозы? Необходимо защищать пространство свободы всеми доступными средствами закона и политики. Нужно, в первую очередь, начать диалог с арабскими странами, готовыми препятствовать катастрофе, которая нанесет ущерб и им, а также предоставить каждому человеку юридические гарантии подлинной религиозной свободы. Впрочем, по очевидной причине всего этого недостаточно. Исполнители парижской бойни не прибыли из-за границы, они иммигранты во втором поколении, родившиеся в Европе, воспитанные и получившие образование как европейские граждане, подобно многим другим людям, на протяжении долгого времени живущим в наших странах. Речь идет о феномене, который находится в постоянном развитии, обусловленном непрерывными миграционными потоками и демографическим ростом в среде тех, кто переселился в Европу из различных уголков мира по причине конфликтов и нищеты.

Вот почему проблема является прежде всего внутриевропейской и главное сражение разворачивается в нашем доме. Природа брошенного нам вызова носит культурный характер, и коренится этот вызов в повседневном существовании. Что видят люди, которые оставляют родную землю и приезжают к нам в поисках лучшей жизни, что видят их дети, которые рождаются и взрослеют на Западе? Находят ли они что-то, способное привлечь их человечность, бросить вызов их разуму и их свободе? Та же проблема встает в отношениях с нашими собственными детьми: можем ли мы предложить им нечто соразмерное возникающему у них вопросу о свершении жизни и о смысле? Во многих молодых людях, растущих в так называемом западном мире, господствует великое ничто, глубокая пустота, порождающая отчаяние – источник насилия. Достаточно вспомнить о европейцах, решивших сражаться в рядах террористов. Или подумать о потерянной и лишенной ориентиров жизни молодежи в наших городах. Отвечать необходимо на эту разъедающую пустоту, на это расширяющееся ничто.

Перед лицом парижских событий любое противодействие во имя некой идеи, пусть даже правильной, бесплодно. Долгий путь научил нас, что достичь истины можно исключительно через свободу. Поэтому мы решили отречься от насилия, обозначившего некоторые моменты истории. Сегодня никто из нас и не мечтает ответить на вызов другого человека утверждением истины, какой бы та ни была. Для нас Европа – пространство свободы, которое, однако, не равносильно пустому пространству, лишенному предложений жизни. Нельзя жить «ничем». Никто не устоит на ногах, не войдет в конструктивное отношение с реальностью без чего-то, ради чего стоит жить, без гипотезы о смысле.

Вот что действительно определит будущее Европы: ее способность или неспособность стать, наконец, местом подлинной встречи многочисленных и многообразных предложений смысла. Именно это на протяжении веков происходило в некоторых странах Ближнего Востока, где различные культуры и религии умели мирно уживаться друг с другом. Теперь же христиане вынуждены покидать свои земли, поскольку находиться там дальше невозможно. Проблема, однако, таким образом не решается, а лишь переносится на новое место.

Сейчас для Европы начинается проверка. Пространство свободы – это пространство, где можно высказываться по отдельности и вместе перед всеми, где каждый представляет всем остальным свою точку зрения и способ существования. Такое разделение жизни позволит нам встречаться на основании реального опыта каждого из нас и не отталкиваться от идеологических стереотипов, делающих диалог невозможным. Как сказал папа Франциск, «у истоков диалога лежит… встреча. Из нее рождается первое познание другого. Действительно, если исходить из предпосылки о нашей общей принадлежности человеческой природе, можно преодолеть предубеждения и ложные идеи и начать понимать другого в новой перспективе»[96].

Нынешняя историческая ситуация дает всем, в том числе и христианам, исключительный шанс. Европа может стать для нас великим пространством – пространством свидетельства об измененной жизни, исполненной смысла, способной обнимать другого и с помощью совершенно безвозмездных жестов пробуждать его человечность.

Призывая христиан подпитывать в себе желание быть свидетелями, папа Франциск подчеркнул, что «лишь так можно предлагать во всей ее силе, красоте, простоте освобождающую весть о Божией любви и о спасении, которое дарует нам Христос. Только это позволяет относиться к людям с уважением»[97]. Но по-прежнему ли мы, христиане, верим в способность полученной нами веры привлекать тех, кого мы встречаем, верим ли мы в побеждающую притягательность ее безоружной красоты?

 


[1] См. Иоанн Павел II. Энциклика Fides et Ratio, 83.

[2] L. Giussani. L’io rinasce in un incontro (1986–1987). Milano: BUR, 2010. P. 181.

[3] ***

[4] ***

[5] ***

 

[6] Ср. Франциск. Апостольское обращение Evangelii Gaudium, 7.

[7] L. Giussani. L’io rinasce in un incontro (1986–1987). P. 300.

[8] Ср. Бенедикт XVI. Апостольское послание Porta Fidei, 2.

[9] Иоанн Павел II. Fides et Ratio, 73.

[10] Франциск. Послание по случаю XXXV фестиваля «Митинг в Римини», 24–30 августа 2014 г.

[11] J. Zvěřina. Lettera ai cristiani d’Occidente // L’esperienza della Chiesa. Milano: Jaca Book, 1971. P. 177–178.

 

[12] Ср. Л. Джуссани. Религиозное чувство. М.: Христианская Россия, 2004. С. 105; Гай. Институции. Книга II, 12–17.

[13] J. Ratzinger. L’Europa di Benedetto e la crisi delle culture. Roma-Siena: LEV-Cantagalli, 2005. P. 61.

[14] Ibidem. P. 61–62.

[15] Ibidem. P. 42–43, 51–53.

[16] Ibidem. P. 58.

[17] Бенедикт XVI. Предрождественское обращение к членам Римской курии и прелатуры. 22 декабря 2005 г.

[18] Бенедикт XVI. Интервью в фильме «Колокола Европы». 15 октября 2012 г.

[19] L. Giussani. La religiosità autentica e il potere // Tracce – Litterae Communionis. N. 2. Febbraio. 2005. P. 27.

[20] Бенедикт XVI. Речь в Бундестаге. 22 сентября 2011 г.

[21] J. Ratzinger. L’Europa di Benedetto… P. 57–58.

[22] А. Скола. Слова, произнесенные после проповеди по случаю IX годовщины смерти отца Джуссани и XXXII годовщины признания Святым Престолом Братства «Общения и освобождения». 11 февраля 2014 г.

[23] Х. Арендт. Между прошлым и будущим. Восемь упражнений в политической мысли. М.: Изд-во Института Гайдара, 2014. С. ***.

[24] Бенедикт XVI. Энциклика Spe salvi, 24.

[25] Р. М. Рильке. Дуинские элегии. Элегия вторая. Пер. В. Б. Микушевича.

[26] M. Magatti, C. Giaccardi. Generativi di tutto il mondo, unitevi! Milano: Feltrinelli, 2014. P. 14.

[27] Дж. Леопарди. Ночная песнь пастуха, кочующего в Азии. Пер. А. Ахматовой.

[28] C. Pavese. Il mestiere di vivere. Torino: Einaudi, 1952. P. 190.

[29] Т. С. Элиот. Камень. М.: Христианская Россия, 1997. С. 135.

[30] Бенедикт XVI. Spe salvi, 24, 25.

[31] Л. Джуссани. Я, власть, дела. М.: Христианская Россия, 2004. С. 160.

[32] A. Savorana. Vita di don Giussani. Milano: BUR, 2014. P. 489.

[33] L. Giussani. L’io rinasce in un incontro... P. 253–254, 182.

[34] Ibidem. P. 182.

[35] J. Ratzinger. L’Europa di Benedetto… P. 63–64.

[36] См. Бенедикт XVI. Доклад, «не произнесенный» в университете «Ла Сапиенца». Рим, 17 января 2008 г. «Юрген Хабермас, по моему мнению, во многом соглашается с современной мыслью, когда говорит, что легитимность конституции как основы законности должна проистекать из двух источников: равноправного участия всех граждан в политике и разумного способа разрешения политических противоречий. Относительно этого „разумного способа“ он замечает, что тот не может сводиться исключительно к борьбе за арифметическое большинство, но должен носить характер „процесса аргументации, чуткого к истине“» (Cf. J. Habermas. I fondamenti morali prepolitici dello stato liberale // Humanitas. Anno LIX. N. 2. Brescia: Morcelliana, 2004. P. 239–250).

[37] Francesco. Lettera a chi non crede // La Repubblica. 11 settembre. 2013. P. 2.

[38] Франциск. Evangelii Gaudium,199.

[39] Ср. Бенедикт XVI. Spe salvi, 24.

[40] См. Р. Браг. Европа, римский путь // Вестник Европы. №10. 2003.

[41] Benedetto XVI. Accanto a Giovanni Paolo II. Milano: Ares, 2014. P. 18.

[42] J. Ratzinger. L ’ Europa di Benedetto... P. 62.

[43] Ср. Декларация Второго Ватиканского собора о религиозной свободе Dignitatis Humanae, 1.

[44] Там же, 2.

[45] Ср. Й. Ратцингер. Вера, истина, толерантность. М.: ББИ, 2007. С. 208–209.

[46] J. Ratzinger. L’Europa di Benedetto .. . P. 61.

[47] Ibidem . P. 61–62.

[48] Ср. Р. Гвардини. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990. № 4. С. ???

[49] Мк. 2:12.

[50] Л. Джуссани. У истоков христианского притязания. М: Христианская Россия, 2010. С. 112.

[51] Р. Гвардини. Конец нового времени. С. ???

[52] Там же. С. ???

[53] Cf. F. Cutri. Caso Eluana, parla l’atteo Jannacci: allucinante fermare le cure // Corriere della Sera. 6 febbraio 2009. Элуана Энгларо (1970–2009) в результате автокатастрофы впала в вегетативное состояние, в котором пребывала на протяжении семнадцати лет, после чего ее родственники запросили и получили от Верховного суда разрешение остановить ее принудительное питание. Случай Элуаны вызвал в Италии долгие споры о праве на прекращение жизни. Энцо Янначчи – итальянский кардиолог и музыкант, один из ярчайших итальянских исполнителей послевоенного времени.

[54] Бенедикт XVI. Речь в Бундестаге. 22 сентября 2011 г.

[55] Intervista a Papa Francesco / A cura di Antonio Spadaro // La Civiltà Cattolica. III. 19 settembre 2013. P. 464.

[56] J. Ratzinger. L’Europa di Benedetto ... P. 42.

[57] Й. Ратцингер. Вера, истина, толерантность. С. 326.

[58] Фм. 1:10–17.

[59] Послание к Диогниту. Пер. А. Десницкого.

[60] Подробнее см. G. Lombardi. Persecuzioni, laicità, libertà religiosa. Dall’Editto di Milano alla «Dignitatis Humanae». Roma: Studium, 1991; G. Del Pozo Abejόn. La Iglesia y la libertà religiosa. Madrid: BAC, 2007; A. Scola. Non dimentichiamoci di Dio. Libertà di fede, di culture e politica. Milano: Rizzoli, 2013.

[61] Sant’Agostino. Lettera 93, 5.17 // Le lettere. Vol. I. Roma: Città Nuova, 1969. P. 830–831.

[62] Раскольническое движение, противостоявшее Африканской церкви начиная с 4 в. В Гиппоне Августин столкнулся с донатистами, которых начал обличать в целом ряде своих произведений.

[63] «Ты, следовательно, понимаешь, если я не заблуждаюсь, что следует принимать во внимание не сам факт принуждения, а то, к добру оно или ко злу. Я не говорю, что можно быть добрым поневоле. Хочу лишь сказать, что из страха наказания тот, кто не желает ему подвергнуться, либо преодолевает враждебность, отдаляющую его от известной истины, либо должен познать истину до сих пор пренебрегаемую. То есть страх заставит его либо отвергнуть ложь, за которую он боролся, либо искать истину, которой он пренебрегал; и в конце концов он по собственной воле признает истиной то, чему прежде противился. Многословное повторение сей мысли могло бы показаться поверхностным, если бы не подкреплялось множеством примеров. Теперь уже не только отдельные люди, но и целые города стали кафолическими, чистосердечно отрекшись от раскольничества, на которое подстрекнул их дьявол, и горячо любят единство. Скажем так, страх кары, которую ты не одобряешь, пошел им на благо, и они стали кафолическими именно благодаря законам императоров». (Sant’Agostino. Lettera 93, 5.16 // Le lettere. Vol. I. P. 830).

[64] M. Borghesi. Critica della teologia politica. Da Agostino a Peterson: la fine dell’era costantiniana. Genova – Milano: Marietti, 2013. P. 43.

[65] Cf. A. Scola. Non dimentichiamoci di Dio. P. 43–44.

[66] Dignitatis Humanae, 2.

[67] N. Lobkowitz. Il faraone Amenhotep e la Dignitatis Humanae. // Oasis. N. 8. 1 dicembre. 2008.

[68] Бенедикт. XVI. Предрождественское обращение к членам Римской курии и прелатуры...

[69] Там же.

[70] Там же.

[71] J. Ratzinger. Chiesa, ecumenismo e politica. Cinisello Balsamo(MI): Edizioni Paoline, 1987. P. 216–217.

[72] J. Ratzinger. L’Europa di Benedetto … P. 57–59.

[73] Dignitatis Humanae, 12.

[74] Бенедикт XVI. Spe salvi, 24. Бенедикт XVI подчеркивает: «Конечно, новые поколения могут созидать общество на основе знаний и опыта своих предшественников, так же как могут пользоваться нравственной сокровищницей всего человечества. Но могут и отказаться от нее, поскольку она не обладает очевидностью материальных изобретений. Нравственное сокровище человечества существует иначе, чем орудия, которые можно использовать: оно есть призыв к свободе и возможность для нее». Далее по тексту мы находим и другие ценные для нас идеи: «Но это означает вот что. A. Правильное состояние человеческих дел, нравственное благополучие мира нельзя обеспечить лишь структурами, сколь бы действенными они ни были. Структуры не только важны, но и необходимы, однако не могут и не должны посягать на человеческую свободу. Даже лучшие структуры функционируют лишь при условии, что в обществе живы убеждения, способные мотивировать людей к добровольному соблюдению общественного порядка. Свобода нуждается в убежденности – в такой убежденности, которая существует не сама по себе, но должна каждый раз заново завоевываться всем сообществом. Б. Поскольку человек всегда остается свободным, а его свобода – уязвимой, окончательное установление царства добра в этом мире невозможно. Тот, кто обещает лучший мир, который якобы будет длиться вечно, лжет и игнорирует человеческую свободу. Свободу следует вновь и вновь завоевывать для добра. Добровольная приверженность к добру никогда не существует сама по себе. Если бы возникли структуры, которые установили бы бесповоротно определенные – благие – условия мира, то тем самым отрицалась бы свобода человека, и поэтому, в конечном счете, они вовсе не были бы благими структурами».

[75] N. Lobkowitz. Il faraone Amenhotep e la Dignitatis Humanae.

[76] Movimento, «regola» di libertà / A cura di O. Grassi // CL Litterae Communionis. N. 11. Novembre. 1978. P. 44.

[77] Cf. A. Savorana. Vita di don Giusani. P. 130, 145.

[78] Ср. Л. Джуссани. Рискованное дело воспитания. М.: Христианская Россия, 1997. С. 130.

[79] L. Giussani. L’io rinasce in un incontro... P. 181–182.

[80] Й. Ратцингер. Вера, истина, толерантность… С. 208–209.

[81] Ср. Г. К. Честертон. Ортодоксия. Гл. III. Пер. Л. Б. Сумм.

[82] L. Giussani. È sempre una grazia // È se opera. Suppl. 30 Giorni. Febbraio. 1994. P. 57–59.

[83] Ibidem. P. 59.

[84] Катехизис Католической Церкви , 1960.

[85] Commissione teologica internazionale. Alla ricerca di un’etica universale: nuovo sguardo sulla legge naturale. 2009. N. 52.

[86] A. Scola. Il no ai divorziati resta, ma non è un castigo e sugli omosessuali la Chiesa è stata lenta / A cura di Paolo Rodari // La Repubblica. 12 ottobre 2014. P. 19.

[87] L. Giussani. La lunga marcia della maturità. // Tracce – Litterae Communionis. №. 3. 2008. P. 63–64.

[88] Ibidem. P. 61.

[89] L. Giussani. Uomini senza patria. 1982–1983. Milano: BUR, 2008. P. 96–97.

[90] L. Giussani. L’io rinasce in un incontro... P. 182.

[91] A. Savorana. Vita di don Giussani. P. 489.

[92] Ср. Л. Джуссани. У истоков христианского притязания. С. 133–134.

[93] L. Giussani. La gioia, la letizia e l’audacia. Nessuno genera, se non è generato // Litterae Communionis – Tracce. №. 6. Giugno. 1997. P. IV.

[94] L. Giussani. Dall’utopia alla presenza. (1975–1978). Milano: BUR, 2006. P. 66.

[95] Седьмого января 2015 года двое вооруженных людей в масках с возгласом «Аллах акбар!» ворвались в редакцию сатирического еженедельника «Шарли Эбдо», расположенную в центре Парижа. Они намеревались «отомстить за Пророка», оскорбительные карикатуры на которого были опубликованы в издании. Террористы убили двенадцать человек: журналистов и иллюстраторов, а также двух полицейских.

[96] Франциск. Аудиенция для участников встречи, подготовленной Папским институтом арабских и исламских исследований. 24 января 2015 г.

[97] Франциск. Аудиенция для участников пленарного собрания Папского совета по делам мирян. 7 февраля 2015 г.



2020-03-19 192 Обсуждений (0)
Возможен ли подлинный диалог после терактов в Париже 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Возможен ли подлинный диалог после терактов в Париже

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (192)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)