Образование в области БЖД
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (конспект лекций) Введение Основы БЖД, основные понятия, термины и определения Лекция №1 Цели и задачи дисциплины БЖД, междисциплинарный характер Основные термины и определения науки БЖД Требования к уровню освоения дисциплины Образование в области БЖД, перспективы развития
Приступая к изучению основ безопасности жизнедеятельности человека в техносфере, следует определить, прежде всего, место БЖД в общем объеме знаний о взаимодействии живых существ между собой и окружающей средой, изучаемых в науке экология. В экологии – главным является изучение состояния среды обитания и процессов взаимодействия существ со средой обитания. Объектами экологии являются биосфера, экосистемы, сообщества (биоценоз), популяции организмов, биотоп. В 19 в. экологи изучали в основном закономерности биологического взаимодействия в биосфере, причем роль человека отводилась на второй план. В конце 19 нач. 20 в. ситуация изменилась, экологов все чаще стала беспокоить роль человека в изменении окружающего мира. В этот период произошли значительные изменения в окружающей человека среде обитания. Биосфера постепенно утрачивала свое господствующее значение и населенных людьми регионах, стала превращаться в техносферу. Возникли новые условия взаимодействия живой и неживой материи: взаимодействие человека с техносферой, взаимодействие техносферы с биосферой. В новых условиях все чаще биологическое взаимодействие стало заменяться на процессами химического и физического факторов. Воздействия нарастали, оказывая негативное влияние на человека и природу. В обществе возникла потребность в защите природы (охрана природы) и человека (БЖД) от негативного влияния техносферы. Безопасность жизнедеятельности – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой; научная дисциплина, изучающая опасности и защиту от них. Основная цель БЖД как науки – защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности. Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний, умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. Именно это и определяет место БЖД в общей области знаний. Цель и содержание БЖД состоит в поддержании комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла и обеспечении нормативно допустимых уровней воздействия негативных факторов на человека и среду обитания. БЖД – комплексная дисциплин, основывающаяся на законах физики, химии, биологии, медицины, различных технических наук. Здесь широко используются различные математические методы и в первую очередь – математическое моделирование. Основная задача БЖД - обеспечить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками необходимыми для: - создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека; - идентификация негативных воздействий среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения; - разработка и реализация мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий; - проектирование и эксплуатация техники, технических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями по безопасности и экологичности; - обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и ЧС; - принятие решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий, аварий, катастроф, стихийных бедствий и применении современных средств поражения. - А также принятия мер по ликвидации их последствий; прогнозирования развития негативных последствий и оценки последствий их действия. Основные термины и определения: Объекты исследования БЖД – человек, коллективы людей. Предмет исследований в науке БЖД – опасности, их совокупности, действующие в системах «человек-источник опасности», а также методы и средства защиты от опасностей. Жизнедеятельность – Среда обитания – окружающая среда человека, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство. Техносфера – регион биосферы, в прошлом преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям (техносфера – регион города, промышленной зоны, производственная и бытовая среда). Техносфера, созданная человеком с помощью технических средств, представляет собой территории, занятые городами, поселками, промышленными зонами, промышленными предприятиями. К техносферным условиям относятся также условия пребывания человека на объектах экономики, на транспорте, в быту. Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, к росту коммуникабельности, к обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Однако созданная руками и разумом человека техносфера, призванная максимально удовлетворять его потребности в комфорте и безопасности, не оправдала надежды людей. Появившаяся городская и производственная среды оказались далеки по уровню безопасности и экологичности от допустимых требований. Появление техносферы привело к тому, что биосфера во многих регионах нашей планеты стала активно замещаться техносферой и осталось очень мало территорий с ненарушенными экосистемами (в основном в северной Америке, Японии, в Европе). К новым техносферным условиям обитания относятся производственные, транспортные и бытовые условия жизнедеятельности. Практически все урбанизированное население (75%) проживает в техносфере, где условия обитания существенно отличаются от биосферных, прежде всего, повышенным влиянием на человека техногенных негативных факторов. Техносфера не саморазвивающаяся среда, она рукотворна и после создания может только деградировать. Рис.1. структурная схема взаимодействия человека современного индустриального общества с биосферой, техносферой и социальной средой. 1- воздействие человека на среду обитания; 2- воздействие человека на биосферу; 3- воздействие техносферы на человека; 4- воздействие социальной среды на человека. Социальная среда в данном случае – так как человек непрерывно взаимодействует не только с естественной средой и техносферой, но и с людьми, образующими так называемую социальную среду. Она используется человеком для обмена опытом, знаниями, для удовлетворения своих духовных потребностей накопления интеллектуальных ценностей.
Человек и ОС (природная, производственная, городская, бытовая) в процессе жизнедеятельности постоянно взаимодействуют друг с другом. При этом «жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации» (закон сохранения жизни Ю.Н. Куражковский). В жизненном цикле человек и окружающая среда его обитания образуют постоянно действующую систему «человек – среда обитания». Действуя в системе «человек-среда» человек решает как минимум две задачи: - обеспечение своих потребностей в пище, воде, воздухе; - создает и использует защиту от негативных воздействий как со стороны среды обитания, так и себе подобных. Человек и окр. среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в условиях, когда потоки энергии, вещества и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и природную среду. В естественных условиях такие воздействия наблюдаются при изменении климата и стихийных бедствий. В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены элементами техносферы и действиями человека. Изменяя величину любого потока от минимально значимой до максимально возможной, можно пройти ряд характерных состояний в системе человек – среда обитания. 1 комфортное, когда потоки соответствуют оптимальным условиям взаимодействия: создают оптимальные условия деятельности и отдыха; предпосылки для проявления наивысшей работоспособности; гарантируют сохранение здоровья человека и целостности компонент обитания. 2. допустимое, когда потоки воздействуя на человека и среду обитания не оказывают негативного влияния на здоровье, но приводят к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека. 3. опасное, когда потоки превышают допустимые уровни и оказывают негативное воздействие на здоровье человека, вызывая заболевания. Приводят к деградации окружающей среды; 4. чрезвычайно опасное. Потоки за короткий период времени могут нанести травму, привести человека к летальному исходу, вызвать разрушения в природной среде. Из четырех характерных состояний взаимодействия лишь первые два соответствуют позитивным условиям повседневной жизни, а два других – недопустимы для процессов жизнедеятельности, сохранения природной среды. Таким образом, взаимодействие человека со средой может быть позитивным или негативным, характер взаимодействия определяют потоки веществ, энергии и информаций. Аксиома о воздействии среды обитания на человека в виде:» Воздействие среды обитания на человека может быть позитивным или негативным, характер воздействия определяют параметры потоков веществ, энергий и информации». Аксиома об одновременном воздействии опасностей: Потоки вещества, энергии и информации, генерируемые их источниками, не обладают избирательностью по отношению к объектам защиты и одновременно воздействуют на человека, природную среду и техносферу, находящихся в зоне их влияния. Образование в области БЖД Основы образования в области БЖД в нашей стране были положены в 30-х годах 20 столетия, а подготовка специалистов в области БЖД началась недавно, лишь в 90-е годы. Первый общеобразовательный уровень, которым должен владеть каждый, обязан обеспечить подготовку на уровне знания и понимания проблем БЖД, он должен вооружить человека навыками и приемами личной и коллективной безопасности. Второй уровень – подготовка ИТР всех специальностей, т.к. эксплуатируемая техника является основным источником травмирующих и вредных факторов. С этой целью инженер должен при проектировании или перед эксплуатацией техники должен выявить все негативные факторы, установить их значимость, разработать и применить в конструкции машин средства снижения негативных факторов до допустимых значений, а также средства предупреждения аварий и катастроф. Поскольку повышение экологичности современных технических систем часто достигается применением экобиозащитной техники, ИТР обязан знать, уметь и применять средства защиты. Третий уровень образования необходим для подготовки инженеров по БЖД, специалистов профессионально работающих в области защиты человека и природной среды. К ним относятся специалисты по контролю безопасности техносферы и экологичности технических объектов, мониторингу ОС, эксперты по безопасности техносферы. Основной задачей деятельности таких специалистов должна быть комплексная оценка технических систем и производств с позиций БЖД.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (342)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |