Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Проблема самоопределения подростков при выборе профиля обучения



2020-03-19 147 Обсуждений (0)
Глава 2. Проблема самоопределения подростков при выборе профиля обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Подростковый возраст является одним из самых важных в становлении личности, трудным периодом психологического взросления и полового созревания ребенка.

На сегодняшний день в отечественной психологии нет единственно точной теории, которая бы отражала всю специфику подростничества достаточно полно, учитывала бы все возрастные особенности. Поэтому интерес к пониманию объективных закономерностей развития детей в подростничестве растет. Таким образом, сложилось множество разнородных теорий, которые не противоречат друг другу, но и не связаны между собой из-за отсутствия общих оснований, или из-за несоответствия лежащих в основе подходов моделей развития, рассмотрим их:

По мнению одного из исследователей возрастного развития личности И.Ю. Кулагиной в самосознании подростка в этот период происходят значительные изменения: "У подростка складываются разнообразные образы Я, первоначально изменчивые, подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в единое целое, образуя на границе ранней юности Я - концепцию, которую можно считать центральным новообразованием всего периода…"

Д.Б. Эльконин центральным новообразованием этого возраста считает возникновение и формирование чувства взрослости - это отношение подростка к себе как ко взрослому, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Чувство взрослости проявляется в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как ко взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою взрослую позицию.

В концепции Д.Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода. В качестве ведущей деятельности Д.Б. Эльконин выделял интимно-личностное общение. Такая деятельность осуществляется в установлении дружеских взаимоотношений, в которых подростки осваивают нормы взаимоотношений, а также морально-этические взгляды на жизнь. [44]

А Б.Д. Эльконин охарактеризовал этот возраст таким образом: "память становится мыслящей, а восприятие думающим". [43]

В отечественной литературе существует еще несколько вариантов определения ведущей деятельности подростничества: Д.И. Фельдштейн выделял общественно-полезную деятельность, В.В. Давыдов - общественно-значимую деятельность. [9, 36]

Д.И. Фельдштейн считает, что в специально задаваемой общественно-полезной деятельности, которая отвечает мотивационно-потребностной сфере личности подростка, реализуется его потребность в самоопределении, в самовыражении, в признании взрослыми его активности. Именно участие в социально признаваемой деятельности позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в собственной значимости. Подросток постоянно пытается испробовать, что он может делать. Это как своеобразные упражнения в познании своих возможностей, где каждый случай победы или поражения становится капиталом его самосознания. Постоянным сравнением себя с другими, примериванием их особенностей и качеств на себя подросток создает свое "Я". [36]

В.В. Давыдов в общих чертах был согласен с Д.И. Фельдштейном относительно того, что личное общение подростков получает свое разностороннее выражение именно при выполнении ими разных видов общественно-полезной деятельности. Однако ученый акцентировал свое внимание не на том обстоятельстве, что именно полезность этой деятельности, именно ее направленность на благо другим людям - близким и дальним - является развивающим фактором в подростничестве, а на значимости собственного участия в выполнении различных видов деятельности, где подростки, вступая в новые взаимоотношения между собой, получают подлинную оценку результатов опять-таки в коллективе.

В.В. Давыдов в некотором смысле повторяет мысль Э. Эриксона, который говорит о необходимости организации условий для пробы подростком себя в различных видах деятельности и в различных социальных ролях ("время проб и ошибок") с целью обретения качественно нового уровня эго-идентичности, построения нового, объективного представления подростка о себе самом, о своих возможностях. [9]

Еще одной характеристикой подросткового возраста является стремление ребенка к общению с товарищами (И.С. Кон, [19], Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн). Для подростка самое важное - быть принятым своей группой, найти в ней свое место (либо принятие, либо социальная изоляция от группы). Если у него есть друзья, если его считают "своим", он чувствует себя полноценным человеком, он силен этим групповым "Мы".

Немецкий психолог Курт Левин полагал, что главная черта подростничества - то, что это период перехода. Основные составляющие этого перехода:

а) это изменение групповой принадлежности: от родительской семьи как главной социальной группы, в которую включен подросток - к группе сверстников, которую выбирает он сам;

б) переход от группы детей к группе взрослых;

в) появление новых тесных ощущений, переход в "другое" тело;

г) переход в новое нормативно-правовое пространство, появление свободы, новых областей деятельности;

д) это временной переход, изменение и углубление временной перспективы.

По мнению Ж. Пиаже, детям после 10-12 лет становятся доступными новые гипотетико-дедуктивные средства познания мира, делающие возможным исследование и практическую пробу отношений реального и возможного, отношений между "есть" и "может быть". Эти новые возможности резко раздвигают границы внутренней жизни подростка: его мир наполняется идеальными конструкциями, гипотезами о себе, окружающих, человечестве в целом. Эти гипотезы выходят далеко за границы наличных взаимоотношений и непосредственно наблюдаемых свойств людей (себя в том числе) и становятся основой экспериментального опробования собственных потенциальных возможностей. Однако школьное обучение стоит как бы в стороне от решения этих задач, так как образование школьников в традиционной школе направлено на овладение определенным объемом знаний по отдельным дисциплинам, никак не связанных ни друг с другом, ни с жизненными задачами подростка. Видимый мир, в котором ребенок живет - целостный, яркий, событийный; содержание предметного обучения - частично, разорвано, не имеет никакого отношения к реальной жизни. Знания, получаемые ребенком в предметном содержании, сами по себе зачастую отобраны достаточно случайно и устаревают до того, как ребенок закончит школу.

Во многом, системой образования и школой, как социальным институтом обучения и воспитания не принимается во внимание постепенное взросление ребенка, его развитие в соответствии с исторической природой детства, которую ни в коем случае нельзя игнорировать. Хотя на первый взгляд именно школа, в отличие от семьи, в большей степени должна учитывать возрастные особенности ученика, формулируя, согласно им, цели и задачи обучения, строя содержание обучения, используя методы и формы его организации, опирающиеся на возрастные особенности учеников, но в настоящее время в школе этого не происходит. Формы образования, система отношений в учебном процессе, содержание деятельности ученика в средней и старшей школе практически ничем не отличаются от форм и отношений в начальной. Содержание учебного материала практически не связано ни с интересами и реальными проблемами подростка, ни с теми знаниями и возможностями, которые предоставляют ему современные системы получения информации, ни с реальной жизнью. Принцип предметности приводит к тому, что ребенок, получая отрывочные знания по отдельным предметам школьной программы, не в состоянии как-то увязать их между собой, выстроить более или менее целостную картину мира и понять, куда в этой картине могут быть "встроены" получаемы в школе знания.

Из всего вышесказанного следует, что связи с активным интеллектуальным развитием в этом возрасте происходит формирование мировоззрения и картины мира, становление важнейших механизмов регуляции полноценной жизнедеятельности человека, становление самосознания, самооценки, интериоризация нравственных норм и ценностей, идет активный поиск смысла жизни - самоидентификация, формируются новообразования, обеспечивающие психологическую готовность к самоопределению.

К проблеме самоопределения в подростковом возрасте обращались многие отечественные и зарубежные учёные (М.Р. Гинзбург, Дж. Голланд, Е.И. Головаха [6, 7], А.Е. Голомшток, Е.А. Климов, А.А. Кроник [7], Н.С. Пряжников, Э. Эриксон).

М.Ю. Гинзбург, на основе анализа работ Л.И. Божович, А.В. Петровского показал, что на границе старшего подросткового и младшего юношеского возраста возникает личностное самоопределение как психологическое новообразование личности. Основные характеристики личностного самоопределения заключаются в следующем: оно ориентировано на будущее, оно заключается в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и о мире, и, наконец, оно связано с выбором профессии, но не сводится к нему. [4, 5.]

Именно желание приблизить будущее является главным мотиватором всей жизнедеятельности ребенка в период перехода от подросткового к юношескому возрасту. Еще Я.А. Коменский писал "Всесторонняя культура духа требует, чтобы все люди имели знание о будущей жизни, воодушевлялись мечтой о ней и прямыми путями были ведомы к ней". Роль будущего, перспективы жизни в воспитании подростка подчеркивал и А.С. Макаренко. [8]

По мнению американского психолога Э. Эриксона, в подростковом возрасте именно работа по поиску самоидентичности является ключевой. Именно в подростковом возрасте происходит начало сознательного, намеренного, творческого строительства себя и своих жизненных обстоятельств. "Конец детства я считаю третьим кризисом цельности, носящим наиболее политический характер, - писал он. Чтобы ощутить свою цельность, молодой человек должен чувствовать связь между тем, чем он стал за долгие годы детства, и тем, чем он предположительно может стать в будущем; между его собственным представлением о себе и тем, каким его видят, по его мнению, другие, чего они от него ждут".

Важным для нас является утверждение Э. Эриксона о неготовности подростка к совершению окончательного выбора и самоопределения. Он выносит требование о создании условий, в которых подросток мог бы опробовать себя в разных ролях, прежде чем совершить окончательные социальный и профессиональный выбор, условий, в которых он мог бы совершать как бы возврат назад, возможность пробы и исправления ошибок. [45].

Следовательно, очень четко и определенно выстраивается основная задача в сфере образования и обучения: приведение системы образования, её структуры и содержания в соответствие с процессами детского взросления. Введение профильного обучения как раз можно рассматривать как попытку выстраивания образования старших школьников сообразно возрасту, фиксацию возрастного перехода от подросткового к юношескому возрасту, построение деятельности, являющейся ведущей для этого возраста - учебно-профессиональной.

В условиях профильного обучения старшим подросткам (учащимся 9-х классов), предстоит сделать жизненно важный выбор, необходимость совершить первичное профессиональное самоопределение (быть готовым к выбору профиля обучения в 10-м классе, а также вида и уровня продолжения образования после окончания основной школы). Выбор профиля обучения предполагает профессиональный выбор учащихся. Но технология выбора профиля обучения в настоящее время отсутствует. Учащиеся совершают его часто интуитивно, под влиянием случайных факторов. Например "за компанию с товарищами", по совету взрослых (исследования, проводимые в г. Кемерово в 2003 г. по проблемам выбора профиля обучения выявило большую зависимость выбора подростков от мнения и советов их родителей), которые часто переоценивают или недооценивают способности и возможности детей. Нередко школьники попадают под влияние СМИ и общественных стереотипов, считая, что располагают достаточной информацией о той или иной профессии и именно этим объясняют свой выбор профиля дальнейшего обучения.

Ситуация перехода в старшую школу и выбора профиля обучения складывается из двух компонентов: объективные условия, в которых приходится совершать выбор, и те действия, которые необходимо произвести подростку для совершения этого выбора. В современных условиях профессиональное самоопределение школьников затруднено рядом новых обстоятельств: [27, 24]

Во-первых, в обществе отсутствует ясный образ социального будущего; продолжающаяся на протяжении уже почти 20 лет социально-экономическая и политическая нестабильность общества, неустойчивость нормативно-ценностной системы не позволяет ребенку делать сколько-нибудь точный прогноз будущего.

Во-вторых, из-за высокого динамизма социально-экономической жизни, не имеют этого образа будущего и взрослые, и поэтому они в этих условиях не могут выполнять функцию посредника между настоящим и будущим, что характерно для стабильных эпох. У родителей есть смутное представление о будущем ребенка (не всегда адекватное ситуации и способностям ребенка), но какими средствами это будущее может быть достигнуто - они часто не знают, поэтому также не имеют возможности влиять на осуществление будущего своего ребенка.

В-третьих, в этих условиях существенно изменился и сократился сам "набор" доступных, известных и реально существующих профессий, изменилась престижность различных профессий в обществе, изменилось содержание даже давно существующих профессий.

В-четвертых, исчезли многие из существовавших прежде источников информации о мире профессий - остановились фабрики и заводы, и некуда стало проводить экскурсии, исчезли передовики производства, и, соответственно, встречи с ними, родители у многих детей также сменили за последние годы свои профессии и не могут ничего о них рассказывать, перестали сниматься и фильмы и телепередачи на производственную тематику.

В-пятых, наблюдается потеря трудовой мотивации в обществе вообще, а на селе - в особенности. Труд перестал быть "делом чести, доблести и геройства", как это было при социализме, трудовая мораль заменяется на потребительскую. В настоящее время в селе безработным быть материально выгоднее, чем работать в сельском хозяйстве.

В-шестых, многими исследователями отмечается психологическая неготовность старшеклассников к профессиональному самоопределению ко времени окончания средней школы. Кроме того, в исследованиях обнаружена и удивительная неосведомленность старшеклассников о мире профессий вообще, о конкретном содержании даже известных им видов профессиональной деятельности.

И.С. Артюхова отмечает такие особенности современных подростков, негативно влияющих на их способность к выбору и переходу к реализации профильного обучения: [2]

1. Недостаточно развиты качества, необходимые для совершения выбора: способность к самопознанию и самоизменению, доверие к себе, готовность к выбору и т.д.

2. Отсутствуют знания, необходимые для выбора профиля: о мире профессий, о самом себе, о потребностях своего региона в различных специалистах;

3. Занижена потребность в профессиональном самоопределении;

4. Не учитываются интересы семьи и ближайших родственников, потребности региона в кадрах, нет говоря уже об интересах страны;

5. Не дифференцируются мотивы самореализации и самоутверждения, слабо выражено стремление зарабатывать на жизнь, быть богатым и влиятельным человеком в обществе.

Все это затрудняет процессы взросления ребенка в современном обществе, негативно влияет на его самоидентификацию и самоопределение, построение им своей жизненной перспективы, вызывает субъективную неготовность подростка к совершению ответственного выбора.

Поэтому разработчики системы профильного обучения обоснованно подчеркивают, что учащихся необходимо заранее готовить к осознанному выбору профиля обучения, сообразуясь с их возрастными особенностями. Особую актуальность такая подготовка приобретает в 9-х классах.

Но подготовку эту целесообразнее начинать намного раньше, с младшего подросткового возраста, и мы говорили об этом в предыдущей главе. Ведь за тот год, что официально дается на предпрофильную подготовку, основательно к выбору подготовится сложно.

Подросток, как правило, еще не обладает достаточной личностной зрелостью для совершения выбора, имеющего решающего значение для всей его дальнейшей судьбы: не сформированы важнейшие личностные качества, плохо осознаются мотивы выбора, нет гражданской и нравственной платформы для совершения самоопределения.

Таким образом, самоопределение личности является важнейшей задачей возраста. Становление способности подростка к самостоятельному выбору, в частности, выбору своего образовательного пути, образовательной траектории - самоопределению, зависит от форм и средств ее "выращивания". Именно поэтому необходимо проектировать и педагогически организовывать образовательную среду. [46]

Таким образом мы обнаруживаем серьезную трудность в реализации идеи профильного обучения, связанную с психологической неготовностью старшеклассников к осуществлению выбора. Способом разрешения этой трудности является введение системы предпрофильной подготовки.




2020-03-19 147 Обсуждений (0)
Глава 2. Проблема самоопределения подростков при выборе профиля обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Проблема самоопределения подростков при выборе профиля обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (147)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)