Глава 3. Необходимость введения и модель предпрофильной подготовки
В предыдущей главе мы определили, что ребенок не готов совершить самоопределение относительно профиля обучения при переходе в старшую школу, поскольку у него не сформирована психологическая готовность к выбору в силу отсутствия тех умений и качеств, которые для этого нужны, а также нет опыта ответственного выбора на практике. Поэтому важной задачей, которая должна решаться в период обучения в 7-9-м классах, становится предпрофильная подготовка, позволяющая учащемуся осознанно выбрать профиль обучения, то есть, по сути, совершить первичное профессиональное самоопределение. От этого выбора в немалой степени зависят и успешность обучения в старших классах, и подготовка учащихся к следующей ступени образования, а в целом и к будущей профессиональной деятельности. Чем точнее будет сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей ждет молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего профессионала. На сегодняшний день можно сказать, что предпрофильная подготовка - это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования). [2] Исходя из анализа действующих учебных планов и минимально необходимых объемов предпрофильной подготовки, базовый минимальный объем предпрофильной подготовки следует определить примерно в 100 часов (если считать в среднем по 3 учебных часа в неделю на 34 учебных недели в году). Из базовых 100 часов предпрофильной подготовки большую часть времени - примерно 2 часа в неделю - отводить на специально организованные краткосрочные курсы по выбору. Цель этих курсов - расширение знаний ученика по выбранному предмету, а также организация занятий, способствующих самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе. [2] Треть объема предпрофильной подготовки, суммарно примерно 30-35 часов за год, предполагается отводить на информационную работу (не менее половины этого времени - на знакомство с местными учреждениями возможного продолжения образования после 9-го класса, изучение особенностей их образовательных программ, условий приема, посещение дней открытых дверей и др.,), а также на мероприятия профориентационного характера и на психолого-педагогическую диагностику, анкетирование и консультирование девятиклассников. [38] Задачи предпрофильной подготовки можно пердставить в следующем виде: 1. Предоставление информации, расширяющей сведения по учебным предметам, о возможных путях продолжения образования, 2. Выявление интересов, склонностей, способностей школьников в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, 3. Развитие способностей и умений, необходимых подростку для построения дальнейшей образовательной траектории, в частности способности к осознанному выбору, 4. Оказание помощи подростку в осознании своих дефицитов и преимуществ, относительно избираемой деятельности, 5. Предоставление учащемуся возможности попробовать свои силы в различных социальных ролях, реализовать свой интерес к выбранному предмету, 6. Мотивирование учащегося на продолжение образования. Как мы уже констатировали, решение этих задач в полной мере невозможно в традиционных формах обучения. Традиционная система образования применительно к подростковому возрасту и решению задач выбора профиля, является неэффективной. Это связано, на наш взгляд, со следующими обстоятельствами: Во-первых, несоответствие содержания деятельности ребенка, организуемого школой, деятельности, в которой происходит его развитие; Во-вторых, оторванность содержания образования от подлинного содержания детской жизни в этом возрасте; В-третьих, отсутствие событийности в традиционном образовательном процессе, отсутствие тех конкретных "меток", по которым подросток может фиксировать свое взросление. Подготовка учащихся к выбору профиля обучения предусматривает этапы: [38, 29] пропедевтический (при завершении обучения в 8 классе или в начале 9 класса) - выявление образовательного запроса учащихся; основной (в период обучения в 9 классе) - обучения способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности, анализ возможных ограничителей свободы выбора профиля обучения, реализация "проб выбора профиля обучения"; заключительный (при окончании 9 класса) - оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе. Каждый этап профильной ориентации сопровождается соответствующими содержанием, формами и методами. На пропедевтическом этапе осуществляется: презентация "образовательной карты" территории; предварительная диагностика образовательного запроса школьников с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей. Пропедевтический этап позволяет дифференцировать массив учащихся, в соответствии с их потребностью в различных вариантах предпрофильной подготовки. На основном этапе предусматривается: обучение способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности; организация процедур психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем или иным направлениям образовательной деятельности в условиях профильного обучения; анализ образовательных ситуаций, в которых создаются условия для выявления основных ограничителей (затруднений, проблем) свободы выбора профиля обучения. На завершающем этапе: реализуются "пробы выбора профиля обучения", серии эвристически ориентированных заданий, прогнозирующих соответствие личностной заинтересованности школьника в обучении на данном профиле, а также возможностей школьника требованиям избираемого профиля; используются "матрицы" и "схемы" альтернативного выбора, позволяющие формулировать, ранжировать и наглядно, "количественно" соотносить аргументы "за и против" совершаемого выбора профиля. Таким образом, по завершению предпрофильной подготовки нам нужно определить ее эффективность, т.е. узнать, готов ли ребенок совершить выбор профиля или нет, поэтому в рамках эксперимента по профильному обучению и предпрофильной подготовки несколькими авторами были выделены компетентности и новообразования (умения, личностные качества, способности), наличие которых у учащихся и позволяет говорить нам об их готовности к переходу в старшую школу и выбору профиля обучения. Рассмотрим эти подходы: С позиции исследователей С.Н. Чистяковой и Н.Ф. Родичева, самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих базовых отношений, ключевых компетенций, овладение которыми позволяет действовать в меняющихся социальных, экономических и культурных условиях, принимать решения, адекватные своим ценностным смыслам. Выдвинутые ими ключевые компетенции проявляются в следующих состояниях готовности школьника: [39] 1. Испытывать потребность в образовательной и профессиональной самоидентификации, в самовыражении в образовательном и профессиональном сообществе, в продуктивном освоении образовательной среды; 2. Знакомиться с предлагаемыми вариантами профильного обучения и конструировать собственные версии образовательного и профессионального самопродвижения; 3. Ставить образовательную и профессиональную цели, и двигаться к их достижению; 4. Участвовать в создании личностно значимых образовательных продуктов, играющих роль профильных и профессиональных проб; 5. Владеть разнообразными способами деятельности, помогающими выбору продолжения образования и профессионального становления в условиях изменяющегося общества и формирования рынка труда. По мнению же А.К. Лукиной, зрелый, полный, развернутый выбор, готовность к переходу в старшую школу и выбору профильного обучения предполагает наличие следующих личностных качеств и способностей: 1. Способность к построению образа собственного будущего у ребенка; 2. Выраженность ценностных ориентаций, связанных с образом желаемого будущего, и соответствующими ему направлениями послешкольного образования; 3. Представление о тех компетентностях, которыми необходимо обладать для достижения этого будущего; 4. Знание того, через какие виды профессиональной, социальной и предметной деятельности это будущее может быть осуществлено; 5. Развитая субъектность как принятие собственной способности и готовности выступать причиной целесообразных изменений в своей жизни и окружающем мире; 6. Знание себя, своих ресурсов и возможностей, а также дефицитов и готовность к самоизменению; 7. Наличие опыта приложения усилий по освоению образовательного материала, освоению ключевых компетенций, востребованных в профильном обучении. 8. Представление об образовательных возможностях социума, других способах выработки у себя необходимых компетентностей и продолжения образования; 9. Умение делать осознанный ответственный выбор. Еще один исследователь в этой области П.С. Лернер считает, что успешность осознанного выбора и освоения будущей профессии определяется такими факторами, как: 1. Широта общего культурологического кругозора, эрудиция, полнота и глубина мировидения; 2. Уровень любознательности и стремления расширить собственное информационное поле; 3. Интегративность (целостность) знания, обеспечиваемая структурно-логическими и межпредметными связями традиционных учебных дисциплин с представлениями о сумме технологий и многообразии техники для различных видов будущей профессиональной деятельности; 4. Сформированность специализированных интересов к той или иной области знания и продуктивной области деятельности; 5. Адекватность представлений о своих личных психофизиологических особенностях, образе своего "Я. Таким образом, рассмотрев эти три подхода, мы можем выделить основные компетенции, умения, качества готовности перехода учащегося в старшую школу и способности совершения им осознанного выбора в следующем обобщенном виде: Таким образом, рассмотрев эти три подхода, мы можем выделить основные компетенции, умения, качества готовности перехода учащегося в старшую школу и способности совершения им осознанного выбора в следующем обобщенном виде: 1. Испытывать потребность в образовательной и профессиональной самоидентификации, способности к построению собственного будущего, 2. Знание того, через какие виды предметной, профессиональной и социальной деятельности это будущее может быть осуществлено; представление о тех компетентностях, которые нужны для освоения будущего, 3. Ставить образовательную и профессиональную цели и двигаться к их достижению, 4. Участвовать в создании личностно значимых образовательных продуктов, играющих роль профильных и профессиональных проб; 5. Владеть разнообразными способами деятельности, помогающими выбору продолжения образования, знание своих возможностей и дефицитов и т.д. Наличие этих новообразований личности и можно, по мнению исследователей, считать показателями психологической зрелости и готовности к переходу в старшую или профессиональную школу. Организация предпрофильной подготовки, описанная нами выше, говорит нам о том, что, несмотря на декларирование предпрофильной подготовки "как комплексной подготовки к жизненно важному выбору" подростков, в реальной модели организации этой подготовки мы видим лишь возможности для знакомства учащихся с существующем спектром профессий, а также приобретения еще большего объема знаний по предметам. Но целенаправленного формирования умений связанных с ответственным выбором мы здесь не наблюдаем, что не приводит к настоящей готовности школьников к выбору профиля. Предпрофильное обучение по сути своей сегодня представляет облегченную версию профильного обучения, в котором процедура пробы и выбора явно не представлена - и это главная проблема. Следовательно, необходимо понять как возможно настоящее самоопределение подростков, и за счет каких методов и средств мы можем достигнуть настоящих целей предпрофильной подготовки. Утверждение о том, что интерес ребенка к учению в значительной мере зависит от содержания образования, вряд ли подлежит сомнению и обсуждению. Однако, остается вопрос: почему для ребенка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную, малопривлекательную работу? Ответ довольно прост: необходимо учитывать "природу ребенка", природа сама ориентирована на познание окружающего. Правильно выстроенное обучение может и должно осуществляться без принуждения, без насилия над ребенком. Поэтому появляется необходимость построения образовательного пространства, в котором необходимо организовать проживание ребенком различных ситуаций, реализацию различных деятельностей, в которых бы и требовались и формировались нужные качества готовности перехода в старшую школу, выбора профиля. В нашей работе мы рассмотрим возможность проектной деятельности, как средства решения задач предпрофильной подготовки и как средства формирования умений, необходимых подростку для построения дальнейшей образовательной траектории, в частности формирования способности к осознанному выбору.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |