Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Стратегия как экономическая категория



2020-03-19 145 Обсуждений (0)
Стратегия как экономическая категория 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

 

Успех работы предприятия обеспечивают его хозяйственная деятельность, стратегическое планирование, менеджмент организации. Поэтому современная теория стратегического планирования и управления предприятием большое внимание уделяет функциональной сфере управленческой деятельности, которая связана с управлением экономикой предприятия. В условиях современной рыночной экономики многие руководители недооценивают роль организации рационального управления предприятием в целом и повышения производительности труда.

Решение вопросов организации экономического управления, оптимального использования финансовых ресурсов предприятия играет огромную роль в эффективном управлении.

Финансовые ресурсы являются основой системы предпринимательства. Они представляют собой вид ресурсов, который непосредственно влияет на финансовый результат, и является необходимым для нормального процесса производства. В условиях рыночной экономики эффективное управление ресурсами менеджмент - является приоритетным для организации и обеспечивает во многом ее экономическую стабильность и эффективность. Управление является средством коммуникации, доносящим до заинтересованных сторон сегодняшнее видение целей и путей их достижения. Таким образом, в рамках корпоративного управления должен быть получен ответ на вопрос «как руководство компании намеревается реализовывать стратегические цели собственников компании при помощи имеющихся ресурсов» [19, С.78].

Наибольшего успеха добились компании, которые в стратегическом экономическом планировании используют правильно выстроенные приоритеты и цели, а также грамотные рациональные методы управления. Все эти аспекты обусловили актуальность темы дипломной работы. Не является открытием утверждение, что эффективная организация - это контролируемая, прозрачная структура с четкими перспективами в будущем. Одним из ключевых инструментов управления этими перспективами является управление экономикой предприятия.

Объектом исследования является экономическая стратегия фирмы. Выбор данной темы связан с тем, что в настоящее время управление является актуальной темой в экономике, так как именно оно определяет результат деятельности предприятия. Управление имеющимися экономическими ресурсами предприятия является инструментом управления предприятием в целом, а эффективное управление всегда важно для бизнеса. Таким образом, актуальность данной темы состоит в необходимости этих знаний в современной экономике.

Предмет исследования - экономические отношения, возникающие в процессе формирования стратегии развития фирмы

Цель работы - разработка основных направлений формирования стратегии фирмы.

Основными задачами являются:

) раскрыть структуру системы экономического менеджмента цель её функционирования, а также функции и задачи входящих элементов;

) рассмотреть понятие экономического менеджмента;

) рассмотреть организацию менеджмента в компаниях.

В работе использованы различные методы, а именно такие, как общенаучные, так и описательные и аналитические методы.

В процессе написания дипломной работы использовались нормативные источники и разнообразные литературные источники, на основании которых строится анализ, и делаются выводы.

Стремительное развитие рыночных отношений в экономике происходит на фоне изменения технологий, широкого внедрения компьютерной техники, возрастания роли науки и научно-технического прогресса. Одновременно происходит усиление социальной ориентации производственной деятельности, развитие предпринимательства, в том числе среднего и малого бизнеса.

Еще большее значение работа приобретает в период финансового кризиса, когда финансовое состояние многих предприятий ухудшается и необходимо изучать опыт успешных японских компаний, переживших успехи и падения.

Значение данной работы состоит в том, что изученный опыт экономического менеджмента компаний, работы А.О. Недосекина, посвященные стратегии и методам финансового менеджмента, а также работы И. Ансофф, В.Н. Котенкова и Б.В. Сазыкина, А. Чандлера.

Изученный опыт может быть применен в российских условиях с учетом специфики ведения бизнеса в России.


ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ФИРМЫ

Стратегия как экономическая категория

 

Современное состояние бизнес-среды, взаимоотношений покупателей, поставщиков, прочих дебиторов и кредиторов, постоянно меняющаяся экономическая ситуация свидетельствуют о необходимости прогнозирования нескольких направлений развития бизнеса. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит формированию правильной стратегии.

"Нам нужен результат" - такую фразу все чаще можно слышать от руководящих должностных лиц в самых различных сферах деятельности.

Однако достижение нужного результата неуправляемым способом вряд ли уместно. Вообще неуправляемость опасна в любом деле. Чтобы не подвергать жизнедеятельность локальных и более крупных социумов опасностям, необходимо обеспечивать управляемое достижение результатов. Это главное, что приходится учитывать в процессе совершенствования теории и практики социального управления. Важнейшей методологической основой при этом выступает движение от простого к сложному с учетом причинно-следственных связей.

Уходит в прошлое традиционный экономический менеджмент, под которым принято понимать стратегическое управление по задачам. Такому управлению сегодня приклеивают много ярлыков: несистемное управление; стадийное управление; управление по потребностям; управление по возможностям; затратное управление и др. В противовес всему этому теперь на передний план выходит инновационный менеджмент в виде управления по целям и результатам, под которым подразумевается по-новому организованная процессная организация системной, интегрированной управленческой деятельности.

Теория и практика экономического управления в течение достаточно длительного периода времени исходили и продолжают исходить из прямо противоположных представлений, связывающих повышение качества управленческой деятельности с упрощением организационной структуры, механическим сокращением управленческого аппарата, упразднением ряда функций, управленческих компетенций, насаждением единообразия, стереотипов, шаблонов в управленческих действиях и т.д.

Управление деятельностью - это:

определение стратегии развития;

прогнозирование,

планирование;

бюджетирование;

организация деятельности;

выработка, принятие и исполнение решений;

нормативно-правовое регулирование деятельности;

ресурсное обеспечение;

создание благоприятного климата и т.д.

 

Таблица 1- Различные определения стратегии

ФИО экономиста определение стратегии
А. Чандлера Стратегия - это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий, распределение ресурсов, необходимых для достижения этих целей
И. Ансофф Стратегия- набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности
Голубков Е.П. Стратегия - это совокупность взаимосвязанных действий, нацеленных на обеспечение роста стоимости компании и достижение устойчивого конкурентного преимущества на целевых рынках
Г. Минцберг Стратегия - это план, руководство, ориентир или направление развития из настоящего в будущее
экономический словарь Стратегия- это искусство руководства, общий план ведения работы исходя из сложившейся деятельности на данном этапе развития

Подведем итоги рассмотрения различных определений стратегии. Стратегия - это направление развития организации по достижению главных целей с учетом:

возможных изменений и неопределенности внешней среды;

имеющихся внутренних ресурсов экономической системы;

правил ведения бизнеса.

Если подойти к вопросу более детально, то общую стратегию можно разбить на следующие функциональные составляющие части:

) финансовую стратегию, направленную на рост рыночной стоимости;

) маркетинговую стратегию, направленную на прирост клиентской базы и т.п.;

) стратегию управления персоналом, направленную на построение системы мотивации и оценки персонала, обучение кадров;

) информационную стратегию, которая может быть ориентирована на создание единой базы данных, содержащей информацию обо всех областях деятельности.

Классификация стратегий приведена в Приложении А. Особенность стратегического планирования состоит в рассмотрении решаемых задач в контексте внутренних и внешних факторов, влияющих на нее, и большом горизонте планирования. Отсюда следует необходимость последовательных принципов при разработке системы стратегического планирования.

При выработке финансовой стратегии необходимо исходить из того, что во время кризиса предприятие должно решить проблему падения стоимости чистых активов. Этого можно добиться, только сформировав такую структуру активов, которая будет наименее зависима от кризисных явлений. Желательно увеличить долю оборотных активов и снизить долю внеоборотных, поскольку в период нестабильности именно внеоборотные активы как наименее ликвидные подвержены обесценению.

Рассмотрим перечень основных принципов формирования системы стратегического управления и их краткую характеристику, необходимых для обеспечения стратегического планирования японских компаний.

. Правильная оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности в рамках всей хозяйственной системы и отдельных ее составляющих (оценка организационной структуры бизнес - сфер и отдельных центров ответственности на основе используемых финансовых и нефинансовых индикаторов деятельности).

. Выбор стратегического направления развития бизнеса:

лидерство по наименьшим затратам (оценивание показателей функционирования конкурентов, мониторинг конкурентной позиции, оценивание расходов конкурентов);

дифференциация (оценка сферы деятельности, расчет себестоимости различных характеристик продукции (анализ атрибутов продукции), анализ по потребителям);

фокусирование (сосредоточение внимания на отдельном виде деятельности - анализ по видам деятельности).

. Стратегический анализ затрат (оценка затрат и доходов на основе методов дисконтирования).

. Использование ценных систем управления и учета (учет и оценка затрат на разных стадиях жизненного цикла продукта).

. Выбор технологии управления затратами (современные системы управления затратами: таргет-костинг, кайдзен-костинг, менеджмент функциональных групп).

. Управленческий учет инноваций (составление стратегических калькуляций, определение прогнозных прибылей на основе стратегических отчетов).

. Стратегическое ценообразование (стратегия премиального ценообразования, нейтральное ценообразование, стратегия ценового прорыва, стратегия, ориентированная на категорию потребителя).

. Использование инструментов бухгалтерского инжиниринга (составление производных балансовых отчетов на основе ситуационного, бухгалтерского, когнитивного моделирования).

Рассмотрим более подробно основные принципы формирования системы стратегического управленческого учета. Правильная оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности в рамках всей хозяйственной системы и отдельных ее составляющих. Если рассматривать отдельную организацию, то следует оценить результативность деятельности отдельных центров ответственности. Для определения прибыли можно использовать трансфертные цены. Учитывая, что избыточная продукция (услуга) подразделения может быть реализована на сторону и имеются рыночные цены на нее, то рекомендуется использовать трансфертные цены на основе рыночных цен. При необходимости состав оценочных показателей может быть расширен. Проведенный анализ позволит определить наиболее рентабельные подразделения и реально оценить финансовые возможности, что приведет к правильному выбору стратегического направления развития организации в целом.

Таким образом, мы представили концепцию современного стратегического управления и кратко охарактеризовали сущность ее основных инструментов.

Одновременно с этим осуществляется оценка организационной структуры и всех бизнес - сфер, характеризующих выполняемые функции, что позволит принять решение о реинжиниринге бизнес-процессов. Выбор стратегического направления развития бизнеса включает: лидерство по наименьшим затратам; дифференциацию; фокусирование.

Для каждого из выбранных направлений развития осуществляется сбор определенной информации.

Лидерство по наименьшим затратам предполагает снижение затрат и получение за счет этого дополнительной прибыли. Для этого направления основным критерием деятельности является показатель рентабельности и акцентируется внимание на самую высокую рентабельность в отрасли. Для ее претворения в жизнь необходимо постоянно вести научно-инновационную деятельность. По данному направлению рекомендуется использовать следующие приемы:

оценивание показателей функционирования конкурентов;

мониторинг конкурентной позиции;

оценивание расходов конкурентов.

Фокусирование предполагает получение основной прибыли в том виде деятельности, в котором у организации имеются конкурентные преимущества. Для проведения анализа по видам деятельности необходима исходная информация, которая может собираться в системе учета, на основе которого составляется конъюнктурный производный балансовый отчет.

Основными направлениями стратегического учета конкурентов являются:

уровень себестоимости продукции (высокая себестоимость, средняя себестоимость, низкая себестоимость);

качество и особые свойства (по приоритетным критериям оценки);

ценовая политика (внутрифирменная политика: максимизации цены, минимизации цены, поддержания цены на определенном уровне);

возможности появления новых конкурентов (производственная сегментация);

ведение научно-исследовательской работы сотрудниками.

В дальнейшем проводится анализ продаж по географическим сегментам, категориям покупателей. Он является важнейшей составляющей бюджета продаж и контроля за текущим исполнением бюджета. Отсутствие на большинстве отечественных предприятий аналитического учета продаж по сегментам затрудняет работу отдела маркетинга. Оценка деятельности предприятий показала, что отдельные организации, сохраняя свою специализацию, сосредоточивают внимание на улучшении качественных характеристик продукции.

Отличительной чертой стратегического анализа затрат является ранняя экономическая оценка затрат на производство и сбыт продукта с учетом возможных технических решений и возможностей изменения сырьевой базы.

Необходимо отметить, что в рамках осуществления стратегического управленческого учета необходимо спланировать а затем вести учет затрат на протяжении всего жизненного цикла продукции (см. табл. 2).

 

Таблица 2- Характеристика направлений роста затрат на разных стадиях жизненного цикла продукта

Стадия жизненного цикла Направление роста затрат Риск Отраслевая особенность
Стадия разработки Высокие затраты на создание (разработку) продукта Затраты не окупятся, так как продукт будет не востребован Разрабатываются новые технологии, но они применяются только после комплексных исследований, затраты на них практически всегда окупаются; могут разрабатываться новые продукты, затраты на которые могут не окупиться
Стадия выхода на рынок Дополнительные затраты на создание благоприятных условий для продажи продукции Маленький объем продаж из-за низкого спроса и высокой цены Отраслевые особенности отсутствуют. Высокие затраты на производство, дополнительные затраты на рекламу и маркетинговую политику
Стадия производства Возможны непредсказуемые затраты Высокая конкуренция Необходимость расширения собственной сети розничных продаж для поддержания имиджа
Стадия спада продаж Увеличение затрат на хранение Снижение объема продаж Дополнительные затраты на разработку специальных мер из-за возникновения дисбаланса
Стадия ухода с рынка Затраты на модернизацию (утилизацию) оборудования Непродажа остатка товаров или продажи по заниженной цене Затраты на утилизацию (переработку) не реализованной своевременно продукции

 

В рамках стратегического анализа осуществляется оценка инвестиционных проектов, сущность которой состоит в ответе на вопрос: оправдают ли будущие выгоды сегодняшние затраты. Особенность долгосрочных инвестиционных проектов состоит в том, что затраты на капитальные вложения производятся в одном периоде, а доходы от их реализации получают в другом. Система стратегического планирования должна быть нацелена не только на прогнозирование с учетом обеспечения процесса необходимой информацией, но и реализации поставленных стратегических задач. Для этого рассматриваемая система должна быть саморазвивающейся, дополняемой и отражающей меняющиеся взаимосвязи внутри предприятия.

Итак, стратегия предприятия - это указание о том, как перевести компанию оттуда, где она находится сейчас, туда, где она хочет находиться, т.е. это вектор и средство, достижения желаемых результатов.

Все больше крупных компаний во всем мире осознают актуальность разработки эффективной стратегии развития предприятия. Руководители прилагают большие усилия для включения экономических аспектов в стратегию развития бизнеса, осознавая, что является конкурентным преимуществом, которое позволяет компании повысить эффективность работы и завоевать дополнительную долю рынка. В современных условиях предприятиям приходится самостоятельно планировать эффективные стратегии развития и управления, необходимые для устойчивого развития в условиях нестабильной экономической конъюнктуры, повышения требований потребителей к производимым продуктам, недостаточного экономического потенциала.

Д. Исаев, рассматривая эволюцию стратегического управления, отмечает, что на ранних этапах развития предпринимательства, в период преобладания семейного бизнеса, функции управления оставались за собственником предприятия, который нередко выполнял также и роль непосредственного исполнителя. Конфликт интересов был просто невозможен, поскольку все функции были сосредоточены в одних руках. Такая ситуация характерна и для многих современных предприятий малого бизнеса. Проблема агентских отношений между собственниками и менеджерами впервые стала приобретать актуальность на рубеже XIX - XX вв. по мере появления крупных предприятий, управление которыми требовало привлечения наемных менеджеров. Начался процесс отделения прав собственности от функций управления этой собственностью. Если раньше владельцы бизнеса сами обеспечивали управление предприятиями и контроль за их деятельностью, то теперь функции текущего управления перешли в руки наемных менеджеров, хотя решение стратегических задач все еще оставалось прерогативой собственников.

Позже, в 1930-е гг. по мере дальнейшего расширения бизнеса и укрупнения компаний наемные менеджеры все чаще стали получать право принятия решений не только по текущим, но и по стратегическим вопросам. Таким образом, контроль над предприятиями практически в полной мере перешел в руки директоров. При этом все чаще стала проявляться проблема агентских отношений, обусловленная различиями интересов собственников (акционеров) и менеджеров (директоров). Если акционеры были заинтересованы в росте капитализации компании, выплате дивидендов и усилении рыночных позиций.

Стратегия - способ использования средств и ресурсов, направленный на достижение цели операции. Стратегия определяет правила принятия дальнейших решений на основе, получаемой на каждом этапе информации о ходе процесса и изменениях среды. Сегодня ожесточенная конкурентная борьба и постоянные изменения условий деятельности организаций ставят их перед необходимостью вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволяла бы не только адаптироваться к изменяющимся условиям, но и извлекать для себя выгоду.

Можно сделать заключение, что стратегия управления ресурсами - набор основных способов, принципов, правил и целей работы с ресурсами, уточненный с учетом стратегии организации, факторов внешней и внутренней среды и направленный на формирование конкурентоспособного предприятия.

Методам формирования стратегии компании в настоящее время уделяют особое внимание, т.к. он является инструментом, объединяющим воедино все функции управления, придающим процессу управления организацией целостный характер. Процесс стратегического планирования и управления компаний помогает в принятии перспективных и текущих управленческих решений. Его задача - обеспечить необходимые и своевременные нововведения и изменения в организации.



2020-03-19 145 Обсуждений (0)
Стратегия как экономическая категория 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Стратегия как экономическая категория

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (145)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)