Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Экономическая эффективность и стратегии фирмы



2020-03-19 172 Обсуждений (0)
Экономическая эффективность и стратегии фирмы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Целью работы любого коммерческого предприятия является получение прибыли. Схема формирования прибыли предприятия приведена в Приложении Г.

Для экономических систем всех стран мира, основанных на рыночных механизмах, характерно циклическое развитие - после значительного экономического подъема всегда наступает экономический спад. Экономический спад характеризуется выявлением в экономической системе нестабильных явлений, которые сначала замедляют развитие всей системы, принуждая ее адаптироваться к новым условиям функционирования, а затем экономическая система начинает развиваться более быстрыми темпами, пока не накопит в своей структуре новые противоречия и нестабильные явления. Затем данный цикл опять повторяется. Однако, в экономической литературе широкое внимание уделяется именно стабильному состоянию экономических систем, равновесию и устойчивости. При этом упускается тот момент, что без нестабильности не может существовать стабильность и порядок. Эти два противоположных состояния являются одним целым одного процесса - развития экономической системы [3, С.45].

Достичь постоянного экономического роста стремятся правительства всех государств, региональные администрации, отдельные предпринимательские структуры, однако пока это не удавалось никому. Практические исследования подтверждают, что в любой экономической системе, основанной на рыночных механизмах, происходят колебательные процессы, волнообразные движения по причине несовершенства данных механизмов. При этом колебания рыночной активности в разных экономических системах достаточно сильно различаются по регулярности, длительности и причинам возникновения. С периодом в несколько лет экономический рост и подъем деловой активности сменяются снижением макро-, мезо- и микроэкономических показателей роста. Возникает экономический спад, спрос и предложение сокращаются, и предпринимательская деятельность затухает.

Экономический спад характеризуется выявлением в экономической системе нестабильных явлений, которые сначала замедляют развитие всей системы, принуждая ее адаптироваться к новым условиям функционирования, а затем экономическая система начинает развиваться более быстрыми темпами, пока не накопит в своей структуре новые противоречия и нестабильные явления. Затем данный цикл опять повторяется.

Если экономическая стабильность определяется как устойчивое состояние экономической системы, обеспечивающее оптимальное функционирование и развитие данной системы, сохранение ее основных характеристик в условиях воздействия внутренних и внешних изменений. Экономической нестабильностью экономической системы является такое ее состояние, когда идет снижение темпов и динамизма ее развития, появление застойных процессов и явлений, возникновение напряженности в предпринимательских кругах, характеризуемой спадом деловой активности и ростом недоверия предпринимательских структур друг к другу.

На сегодняшний день нет единства относительно определения экономической эффективности, экономической устойчивости и ее инструментария. Однако, именно экономический потенциал определяет возможности экономики предпринимательства или организации в целом. Экономический потенциал является обобщающей характеристикой работы предпринимательских структур и проявлением совокупного влияния следующих взаимосвязанных его сторон: производственного, имущественного, финансового, делового потенциалов. Предприятие движется во временном пространстве, поэтому необходимо в понятии устойчивости учитывать динамику системы.

Управление экономическим состоянием предпринимательских структур в том или ином виде проводились менеджерами на протяжении всей истории развития. Достичь экономического оптимума, а также равновесного состояния непросто, так как оно зависит от ряда факторов: гибкости цен, квалифицированности менеджмента, эффективности распределения финансов, продуманности стратегии.

Экономист С. Глазьева считает, что основа экономического роста должна исходить из "национальных конкурентных преимуществ". Сочетание указанных факторов с учетом конкурентных преимуществ есть необходимый процесс, направленный на обеспечение экономической устойчивости системы современного предпринимательства.

Таким образом, под экономической устойчивостью современного предпринимательства следует понимать способность движущейся во временном пространстве его экономической системы не отклоняться от своего движения при каких-либо внутренних и внешних воздействиях. Полная или частичная экономическая устойчивость может быть обеспечена достижением полной или частичной ценовой, управленческой, финансовой и деловой устойчивости. Обеспечение экономической устойчивости это, прежде всего, выбор слабых мест в деятельности объекта и затем планирование стратегии по их улучшению, включая определение требуемых средств и ресурсов.

Планирование экономической эффективности следует рассматривать как процесс, с помощью которого возможности и ресурсы производственной или иной хозяйственной системы приспосабливаются к изменениям внешних и внутренних условий с целью достижения определенных экономических результатов. Управление экономической эффективностью современными предпринимательскими структурами в целях обеспечения экономической устойчивости является комплексным процессом, в котором требуется учитывать наибольшее количество параметров деятельности. Прежде всего, необходимо определить приоритетные факторы, которые отражают направление развития и функционирования современного предпринимательства, т.е. обеспечивают экономическую эффективность предприятия.

Экономическая эффективность современного предприятия - это результат умелого, обоснованного управления совокупностью внутренних факторов, определяющих результаты деятельности предприятия. Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий. Важным вопросом является процесс управления и обеспечения экономической эффективности предприятия, т.к., осуществляя функцию управления, можно добиться желаемого результата.

Совершенствование информационной базы, необходимой для принятия управленческих решений на современных предпринимательских структурах, должно осуществляться по следующим направлениям:

органичное сочетание учета с анализом и выход его непосредственно на управление компанией - для этого требуется устранить автономии информационной базы учета и предоставить возможность ее использования для анализа и принятия управленческих решений;

повышение активной роли учета в развитии самостоятельности предприятий, с разработкой для этого многоступенчатой системы учета, ориентированной на низовые уровни управления;

формирование учета как гибкой динамической системы, выступающей связующим звеном между объектом и субъектом управления, объективно отражающей хозяйственные процессы и влияния;

создание единой информационной базы данных и методологического обеспечения учетного процесса;

наполнение информационной базы системы учета фактическими данными, отражающими хозяйственные процессы;

построение системы обработки учетно-отчетной информации с учетом особенностей различных типов и структур организации [13, С.284].

На современном этапе развития рыночных отношений предприятию приходится заботиться о своей конкурентоспособности и качестве системы экономического управления. Алгоритм проведения экономического анализа приведен на рис 3.


┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Алгоритм проведения экономического анализа выглядит следующим образом│

└───────────────────────────────────┬──────────────────────────────────┘

┌───────────────┬───────────────┼──────────────┬──────────────┐

  \│/        \│/        \│/       \│/       \│/

┌──────────────┐┌──────────────┐┌─────────────┐┌─────────────┐┌─────────────┐

│ Определение ││ Разработка ││Аналитические││ Выявление ││ Определение │

│ сущности, ││ программы ││ расчеты ││положительных││ тактики │

│ значения и ││экономического││ показателей ││ и ││антикризисных│

│ методов ││ анализа ││ согласно ││отрицательных││ мер │

│экономического││ текущей ││ утвержденной││ тенденций ││        │

│ анализа ││ деятельности ││ программе ││ развития ││        │

│ экономических││ организации ││        ││ организации ││        │

│ показателей ││         ││        ││        ││        │

└──────────────┘└──────────────┘└─────────────┘└─────────────┘└─────────────┘

Рисунок 3 - Алгоритм проведения экономического анализа

 

Цель стратегического планирования экономической эффективности - оценка будущей рентабельности тех или иных направлений деятельности. На основе этой оценки принимаются решения по поводу прекращения того или иного вида предпринимательской деятельности фирмы, а именно закрытия или продажи отдельных предприятий, либо внедрения в новые сферы деловой активности.

Выбор технологии управления затратами, включающий современные подходы к стратегическому калькулированию себестоимости: таргет-костинг; кайдзен-костинг; менеджмент функциональных групп.

Таргет-костинг - система, ориентированная на потребителя, сущность которой заключается в определении себестоимости на основе возможной цены реализации продукта, для определенной категории покупателей исходя из фиксированной нормы прибыли. В случае невозможности получения заданного уровня себестоимости к выпуску продукта не приступают.

Необходимость использования этой системы во многих организациях объясняется высоким уровнем конкуренции. В современных экономических условиях все больше внимания уделяется качеству продукции, поэтому появляется необходимость организации учета на этой основе. Данная система актуальна при расчете консолидированной себестоимости отдельных видов конечной продукции.

Кайдзен-костинг - система, ориентированная на постоянное совершенствование процесса производства и сбыта для снижения затрат.

Стратегический менеджмент предполагает постоянное проведение анализа связей между хозяйственными процессами и улучшение наиболее значимых операций. Проведенный анализ в стратегическом менеджменте предприятий позволит определить наиболее рентабельные подразделения и реально оценить финансовые возможности, что приведет к правильному выбору стратегического направления развития организации в целом. Одновременно с этим осуществляется оценка организационной структуры и всех бизнес-сфер, характеризующих выполняемые функции бизнес-процессов.

Стратегическое экономическое планирование - это умение предвидеть цели и результаты действий субъекта экономики (предприятия) и определять ресурсы, необходимые для достижения определенных целей.

Смысл экономического планирования - в определении решений, которые требуется принять сегодня для обеспечения эффективной деятельности фирмы, ее роста в будущем. Смысл экономического планирования довольно точно сформулирован профессором Д. Сандерсом из Техасского университета: "Планировать - значит определять заранее будущий курс действий".

Современные теоретики экономического планирования на предприятии рассматривают два варианта к определению сущности понятия планирования.

Первый вариант. Планирование понимается как совокупность авторитарных решений, сознательных действий плановых специалистов и руководителей, которые заменяют действие рыночных законов купли-продажи внутри предприятия.

Второй подход заключается в понимании планирования как умения предвидеть результаты его деятельности предприятия, его цели в будущем и ресурсы, необходимые для их достижения.

С позиций современного уровня и объема научного познания экономическое планирование как научная категория представляет одну из форм координации взаимодействия различных видов деятельности, наличие которых обусловлено общественным разделением труда.

Такое понимание планирования возникло в результате обобщения практики, потребностей организации общественного производства. Если раньше лучшим показателем успешности бизнеса был избыток средств, то сегодня ведущими показателями бизнеса являются его управляемость и прозрачность. По данным экспертов, в области внешних инвестиций наибольшей привлекательностью обладают компании, которые: работают на рынке с высоким потенциалом; имеют прозрачную структуру собственности; имеют эффективную и современную систему менеджмента; соблюдают международные стандарты управленческого и финансового учета; дают возможность для инвестора выхода из инвестиций без значительных потерь. Как видим, две из пяти составляющих инвестиционной привлекательности лежат в области управления и учета - значит, необходимость улучшения качества управления и оперативности бизнеса обусловила историческую эволюцию управленческого учета, его задач, функций и технологий.

Можно констатировать, что с развитием организации меняется так называемая внешняя и внутренняя среда, позиция руководства относительно эффективности планирования, организации учетной системы, текущей регистрации фактов хозяйственной жизни, анализа исходящей информации и контроля. Исторические предпосылки развития систем экономического управления и их эффективности привели к формированию особых стандартов экономического управления.

Решающее значение для успешного функционирования компании, ориентированной на стратегию долгосрочной финансовой устойчивости, имеет интеграция контрольных систем стратегического и текущего управленческого учета, в результате которой создается новая модифицированная система управленческого учета - информационная основа современной модели управленческого контроля. Учетный процесс должен естественным образом встраиваться в неразрывную цепочку деятельности современной компании. Если эта взаимосвязь в любом звене нарушается, многие преимущества данной системы остаются нереализованными. Развитие системы экономического менеджмента предполагает:

создание инструментов ее интеграции с процессами управления прибыльностью и ликвидностью;

построение модели оценки совокупного риска системы управленческого учета;

мониторинг изменения факторов формирования стоимости организации для корректировки стратегии.

Все функциональные процессы актуального финансового менеджмента должны быть реализованы как на стратегическом уровне, так и на оперативном уровне управления. Кроме того, они должны быть интегрированы через единые методологические, организационные и информационные инструменты как отражено на схеме (Приложение Г).

Определим сущность и сделаем краткий обзор содержания данных инструментов интеграции экономического управления. Эти элементы и их логическая взаимосвязь представлены на рис. 4.


┌────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│                         Уровни управления                        │

├────────────────────┬───────────────────────┬───────────────────────────────┤

│ Концептуальный │ Стратегический │     Оперативный     │

└────────────────────┼───────────────────────┼───────────────────────────────┘

┌───────────────────┐├─────────────────────┬─┴──────────┐

│Политика управления││ Формирование плана │ Мониторинг │┌───────────────────┐

│ активами/пассивами│├─────────────────────┴─┬──────────┘│ Положение об │

├┬┬┬────────────────┘ ┌──────────────┐ ┌──┴─────────┐ │ управлении рисками│

││││            ││ Положение о │ │ Положение о│ └┬┬─┬───────────────┘

││││  Кредитная и │стратегическом│<-->│ бюджетном │ ││ │

│││└─> инвестиционная││ планировании │ │планировании│ ││ │ ┌──────────┐

│││  политики │         │ │ и контроле │ ││ └─>│ Кредитные│

│││ ┌───────────────┐│└────────┬─────┘ └──┬─────────┘ ││ │и фондовые│

│││ │ Политика │    \│/                    ││ └─────┬────┘

│││ │ управления ││┌────────────────┐ ┌───┴────────┐ ││    \│/

││└>│ эффективностью│ │ Финансовое │ │ Мониторинг │ ││ ┌───────────┐

││ │  и  │││ обоснование │ │ КПР │ ││ │Рейтинговые│

││ │рентабельностью│ │ маркетинговой │ └───┬────────┘ ││ │методологии│

││ └───────────────┘││ стратегии │             ││ └───────────┘

││ ┌───────────────┐ └────────────────┘ │       ││ ┌────────────┐

││ │ Политика ││┌───────────────────┐          │└───>│Операционные│

│└─>│ управления │ │- Прогноз внешних │┌─┴──────────┐ │ └────────────┘

│ │ ликвидностью │││параметров бюджета.││ Методология│ │ ┌────────────┐

│ └───────────────┘ │- Обоснование ││ мониторинга│ └────>│ Позиционные│

│ ┌───────────────┐││внутренних    │└─┬──────────┘  └────────────┘

│ │ Политика │ │параметров бюджета.│ ┌────────────┐ ┌───────────────┐

└──>│ управления │││- Бюджет.     │ ││Положение об├>│ Методология │

│ рисками │ │- Прогноз     │ │ управлении │ │прогнозирования│

└───────────────┘││ликвидности (ДДС). │ ││ликвидностью│ │ ДДС │

                │- Стратегические │ └────────────┘ └───────────────┘

               ││лимиты.       │ │

                │- КПР         │

               │└───────────────────┘ │

- - - - - - - - - ─┼──────────────┬┬──────┬┴ - - - ─┬───────────────────┬ -

Методология │Бюджетирования││Оценки│    │Прогнозирования ДДС│

 финансовых оценок │         ││рисков│    │

- - - - - - - - - ─┴──────────────┴┴──────┴ - - - - ┴───────────────────┴ -

┌───────────────────────┐┌────────────┐┌──────────────┐┌────────────────────┐

│Система управленческого││ Положение ││Методология УУ││ Профессиональные │

│    учета    ││о системе УУ││         ││ суждения │

└───────────────────────┘└────────────┘└──────────────┘└────────────────────┘

Рисунок 4 - Нормативная база процессов финансового управления

 

Все нормативные документы предусматривают использование единой методической базы финансового управления и универсальной системы управленческого учета, в которой накапливается вся необходимая для осуществления финансовых оценок и принятия финансовых решений информация.

На рис.5 представлена возможная структура информационной модели, которая будет достаточна для поддержки управленческих решений в системе стратегического финансового управления.

 


                         ┌─────────────────────────────────┐

                        │   Оперативные планы   │

                        └─────────────────────────────────┘

                                         / \

                                       / \

                                       /┐ ┌\

                    ┌──────────────────┘ └─────────────────┐

                    │ Целевые КПР и лимиты (риски, расходы) │

                    └────────────────────────────────────────┘

┌         ┌────────────────────────────────────────────────────────────┐

│    ┌───>│Финансовый план (расширенный бюджет): перспективный, текущие│

│    │┌──>└────────────────────────────────────────────────────────────┘

│    ││      / \          / \ /│\       / \

│    ││     /┐ ┌\        /┐ ┌\ │       /┐ ┌\

│    ││┌──────────┘ └────────┐┌─────┘ └────┐│┌────────────┘ └────────────┐

│    │││Требования к ресурсам││Ограничения/│││ Требования к ресурсам по │

│    │││ по обеспечению ││ риски │││ обеспечению деятельности │

│    │││ деятельности ││       │││                      │

│Стратегия││└─────────────────────┘└────────────┘│└───────────────────────────┘

< и бизнес-││┌────────┐┌───────────┐┌────────────┐│┌───────────┐┌──────────────┐

│ план │││ Планы ││ Проекты- ││ Проекты УАП│││ Проекты- ││ Проекты - НА │

│    │││развития││ инновации ││       │││ процессы ││         │

│    │││ текущей││      ││       │││      ││         │

│    │││ д-ти ││      ││       │││      ││         │

│    ││└────────┘└───────────┘└────────────┘│└───────────┘└──────────────┘

│    ││┌─────────────────────┐┌────────────┐│┌───────────┐┌──────────────┐

│    │││ Маркетинговая ││ Стратегия │││ Стратегия ││ Стратегия │

│    │││ стратегия ││ управления │││ развития ││ развития │

│    │││                ││ активами/ │││ процессов ││нематериальных│

│    │││                ││ пассивами │││      ││ активов │

│    ││└─────────────────────┘└────────────┘│└───────────┘└──────────────┘

└    │└─────┐                          └─────┐

┌──────────┴────┐┌┴────────┐┌────────────┐┌──────────┐┌─┴──────┐┌──────────────┐

│Макропоказатели││Состояние││Конкурентная││Финансовое││ Бизнес-││Нематериальные│

│          ││ рынков ││ группа ││ состояние││процессы││ активы │

└───────────────┘└─────────┘└────────────┘└──────────┘└────────┘└──────────────┘

└─────────────────── ───────────────────┘└──────────────── ──────────────────┘

               \/                                \/

           Внешний   Ситуационный анализ Внутренний

└─────────────────────────────────────── ─────────────────────────────────────┘

Рисунок 4 - Взаимосвязь процессов планирования

 

Интеграция процессов финансового управления необходима для обеспечения оптимизации и эффективности деятельности за счет согласования противоречивых целей данных процессов, сокращения связанных с ними издержек, унификации и быстрого распространения информации, используемой в процессах принятия решений, создания комплексной эффективной системы мотивации субъектов финансового управления [19, С.78].

Итак, основным интегрирующим процессом стратегического финансового менеджмента должна стать унифицированная система планирования, обеспечивающая соответствие стратегических и операционных управленческих решений. Основным свойством данных документов должна быть их согласованность. Обычно они разрабатываются независимо друг от друга разными структурными подразделениями кредитных организаций и носят достаточно формальный характер. В том числе отдельные функции планирования реализуются независимо друг от друга, а в регламентах функциональных подсистем финансового менеджмента вопросы реализации стратегии не рассматриваются.

В процессе оперативной деятельности оцениваются последствия каждого финансового решения. Повышение эффективности финансовых решений обусловлено:

радикальными изменениями в науках, создание высокотехнологичных производств;

глубокая интеграция, взаимодействие фундаментальных, прикладных исследований и разработок с производством;

необходимость учета закономерностей процессов, а также уровня, степени ответственности человека при разработке стратегии экономического развития.

Алгоритм достижения экономически устойчивого развития современного предприятия приведен в Приложении 5.

Итак, чтобы развиваться и получать большую прибыль, компании разрабатывают стратегический экономический план развития на ближайшие несколько лет и систему стратегического планирования и управления. Однако, недостаточно просто сформировать стратегию. Необходимо совместить ее с существующим финансовым планом фирмы. В противном случае она не будет согласована с работой всей компании. Причины неэффективного управления предприятием приведены в Приложении Е.

Меры по повышению эффективности управления предприятием приведены в Приложении З.

Таким образом, достигается эффективность экономического управления.

стратегия эффективность управленческий экономический




2020-03-19 172 Обсуждений (0)
Экономическая эффективность и стратегии фирмы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Экономическая эффективность и стратегии фирмы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)