Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность, принципы правовые основы малого и среднего предпринимательства



2020-03-19 209 Обсуждений (0)
Сущность, принципы правовые основы малого и среднего предпринимательства 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

В условиях России огромную значимость приобретают реформирующейся дальнейшей проблемы стабилизации экономики ее регионов, прогрессивное движение которых не может динамично осуществляться без привлечения всех имеющихся резервов социально-хозяйственного роста и развития. Важным компонентом такого развития является сектор малого предпринимательства. Мировой опыт подтверждает: малый бизнес основной элемент рыночной экономики, без которого она не может гармонично функционировать и развиваться, так как малое предпринимательство играет решающую роль в активизации процессов социально-экономического развития, являясь символом динамичности, открытости, гибкости, выравнивания возможностей всех социальных групп и слоев населения в борьбе за благополучие и процветание. При этом малый бизнес обладает неиспользуемым в полной мере потенциалом и должен стать одним из приоритетных направлений экономики на данном этапе.

Поддержка и развитие малого бизнеса в России, в том числе и Челябинской области, относится к числу актуальных вопросов, поскольку разработка экономической политики невозможна без учета роли и места малого предпринимательства, интеграция процессов развития малого предпринимательства и решения социально-экономических задач является в этом отношении ключевым звеном. Но при этом сектор малого предпринимательства до сих пор не оказывает необходимого влияния на социальное и экономическое развитие страны ни с точки зрения объемов производства товаров и услуг, ни с точки зрения занятости населения, как в иных странах. Недооценка роли малого предпринимательства, игнорирование его значительных технико-производственных и социально-экономических потенций приобретают в современных условиях характер крупномасштабного стратегического просчета. В этих условиях особенно важно осознание необходимости разработки эффективной государственной политики создания максимально охватывающей благоприятных все стороны как условий поддержки и малого развития бизнеса, малого формирования части предпринимательства интегральной народнохозяйственной структуры.

Ключевым звеном в этой политике должны стать регионы, через осмысление малого предпринимательства как наиболее реального и эффективного гаранта роста региональной экономики. Государственная поддержка должна исходить из системных представлений о роли малого бизнеса, а не исключительно из благоприятно сложившихся обстоятельств. В ряду актуальных направлений поддержки малого предпринимательства, как на федеральном, так и региональном уровнях должно стать более тесное взаимодействие малого бизнеса в контексте развития предпринимательских структур и, прежде всего, устойчивая хозяйственная кооперация малого, среднего и крупного бизнеса. Поэтому особую значимость с позиции приобретают стимулирования вопросы развития малого предпринимательства совершенствования интеграционной поддержки предпринимательства государством.

Цель курсовой работы заключается в анализе государственной политики поддержки малого предпринимательства в Челябинской области.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

охарактеризовать направления совершенствования государственной поддержки малого бизнеса.

изучить сущность и основные принципы государственного регулирования малого предпринимательства;

описать тенденции развития малого бизнеса в Челябинской области;

проанализировать проблемы государственной поддержки развития предпринимательства;

Предметом курсовой работы является государственная политика поддержки малого бизнеса.

Объектом курсовой работы является практика реализации государственной поддержки малого предпринимательства в Челябинской области.

В процессе решения поставленных задач применялись следующие методы: системный, абстрактный, картографический, статистический, сравнительный, математический, ранжирования, комплексной оценки и организационный.

поддержка предпринимательство государственный малый

 


Характеристика поддержки малого предпринимательства органами государственной власти в Российской Федерации

 

Сущность, принципы правовые основы малого и среднего предпринимательства

 

Гражданский кодекс РФ в ст. 2 определяет предпринимательскую деятельность как «самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг».

Из этого определения вытекают следующие ее существенные характеристики. Предпринимательская деятельность - это:

-  деятельность, которую могут осуществлять только зарегистрированные организации. Деятельность, осуществляемая в рамках программы или иного структурного подразделения юридического лица, признается осуществляемой от имени его самого;

-  такая деятельность ведется силами юридического лица, за счет использования его имущества, ответственность за осуществление предпринимательской деятельности несет само юридическое лицо;

-  основной целью такой деятельности должно быть извлечение прибыли, причем целью является систематическое, а не единичное, получение прибыли;

-  прибыль в результате такой деятельности должна быть получена от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Только в том случае, если деятельность организации удовлетворяет всем вышеперечисленным признакам, она признается предпринимательской деятельностью.

Существует целый ряд определений понятия «предпринимательство», отражающих взгляды представителей различных экономических школ. Например, С.Д. Ползиков характеризует предпринимательство как комплексный социокультурный феномен: «Предпринимательство - это особый вид человеческой деятельности, складывающийся воздействием целостной системы социокультурных факторов, который направлен на достижение общественно значимых целей, воплощение новых форм и способов хозяйствования, посредством творческой энергии и созидательных усилий индивидов, социальных субъектов».

В Экономической энциклопедии дается следующее определение: «Предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица…».

П.Д. Половинкин и В.Е. Савченко дают определение понятию предпринимательства как экономической категории: «Предпринимательство, как экономическая категория - это система хозяйствования, при которой главным субъектом является предприниматель, как движущая сила и посредник, который рационально соединяет ресурсы (вещественные и личные факторы производства), организует и управляет процессом воспроизводства на инновационной основе, хозяйственном риске, экономической ответственности за конечные результаты с целью получения предпринимательского дохода».

Таким образом, данные источники сходятся в том, что предпринимательство есть активная деятельность, движущая сила, которая направлена на развитие хозяйства страны. В тоже время они приводят в определениях наиболее важные, по их мнению, параметры осуществления этой деятельности. Для С.Д. Ползикова - это социокультурные факторы, в Экономической энциклопедии - риск и ответственность, для П.Д. Половинкина и В.Е. Савченко - преобразование ресурсов.

Понятия «предпринимательство» и «малое предпринимательство» содержат в себе схожие признаки. Однако при всей схожести они не являются синонимами. И если в научной литературе имеется довольно стройная экономическая теория предпринимательства, то феномен малого предпринимательства недостаточно изучен. Поэтому понятен возросший в последнее время интерес, проявляемый учеными и практиками к данной проблематике. Предпринимаются попытки осмысления малого предпринимательства, как важнейшего явления социально-экономической жизни общества.

Малое предпринимательство - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятие относится к субъектам малого предпринимательства, превышает 50. Наиболее часто применяемыми критериями являются следующие:

-  средняя численность занятых на предприятии работников,

-  ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год,

-  величина активов.

Почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих.

В России существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г., с момента принятия Закона «О Кооперации в СССР». К числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», под субъектами малого предпринимательства понимаются «хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям…».

К субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

¾ от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

¾ до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Более того, такой механизм стал одним из существенных признаков высокоразвитой рыночной экономики и демократического общества индустриально развитых стран. Свое практическое воплощение это взаимодействие находит в самых различных формах и направлениях:

-  в создании инфраструктуры предпринимательства;

-  обеспечении благоприятных условий для его эффективного функционирования;

-  деятельности полуправительственных экспортно-консультативных организаций с обязательным участием в них представителей малого бизнеса;

-  формировании и реализации промышленной и внешнеэкономической политики;

-  размещении государственных и муниципальных заказов;

-  узаконении лоббистской деятельности предпринимательских структур;

-  корпоративизме в регулировании социально-трудовых отношений и т.д.

Международный опыт свидетельствует о том, что нигде современное малое предпринимательство не может развиваться, тем более формироваться, без государственного регулирования и поддержки. В мире развитого современного предпринимательства считается признанным, что государственное регулирование в тех или иных формах, масштабах - закономерность социальной рыночной экономики.

Государственное регулирование малого предпринимательства представляет собой систему экономического, социального, организационного, правового и политического обеспечения среды для формирования и устойчивого развития современного предпринимательства.

Важнейшей функцией государственного регулирования является обеспечение социальной ориентации развивающегося предпринимательства. Выполнение этой функции требует ориентации предпринимательских структур на достижение не только экономического, но и социального эффекта, т.е. качества жизни населения.

Социальный эффект в этом случае обеспечивается тем, что предпринимательский тип воспроизводства является основой благосостояния всех членов общества. Правильное понимание роли предпринимательства ориентирует государственное регулирование на инновационное производство, инновационную стадию конкуренции, которые повышают уровень развития национальной экономики в целом, и динамичную устойчивость экономического развития. А это ведет к росту национального богатства и, следовательно, создает возможность повышения благосостояния для всех.

 



2020-03-19 209 Обсуждений (0)
Сущность, принципы правовые основы малого и среднего предпринимательства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность, принципы правовые основы малого и среднего предпринимательства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)