Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предложения по совершенствованию государственной политики развития малого предпринимательства в Челябинской области



2020-03-19 212 Обсуждений (0)
Предложения по совершенствованию государственной политики развития малого предпринимательства в Челябинской области 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Таким образом, на основе проведенного анализа мы пришли к следующим выводам:

Значительная часть трудностей и препятствий на пути становления и развития российского малого предпринимательства лежит за рамками самой сферы малого предпринимательства. На основании имеющихся статистических и аналитических данных можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого предпринимательства:

-  несовершенство нормативно-правовой базы в сфере малого предпринимательства;

-  избыточные административные барьеры в системе государственных, в том числе контролирующих органов;

-  отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;

-  несовершенство системы налогообложения;

-  неразвитость системы инфраструктурной и информационной поддержки малых предприятий;

-  проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого предпринимательства.

Рассмотрим данные проблемы подробнее.

Несовершенство законодательства, имеющего отношение к регулированию системы государственной поддержки малого предпринимательства, является одним из главных факторов, препятствующих развитию данного сектора.

При внесении изменений в законодательство в ходе административной реформы, не были учтены интересы малого предпринимательства и особенности начинающей формироваться в России инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства.

Развитие законодательства о государственном контроле (надзоре) за финансово-хозяйственной деятельностью субъектов предпринимательства предполагает:

-  устранение дублирования контрольных функций государственных органов в сфере предпринимательской деятельности, например, дублирования органами милиции функций по проверке предпринимательской деятельности, осуществляемой специальными органами государственного контроля (надзора);

-  запрещение навязывания платных услуг при проведении государственного контроля (надзора), в том числе через использование аффилированных структур;

-  упорядочение процедуры проведения внеплановых мероприятий по контролю.

Важнейшим фактором, порождающим теневую экономическую активность в сфере малого бизнеса, является налоговая политика государства, при которой выплата всех налогов, существенно снижает рентабельность малого предприятия.

Несмотря на введение ряда изменений, благотворно влияющих на развитие малого бизнеса и способствующих его легализации, система налогообложения малого бизнеса нуждается в дальнейшем совершенствовании. Необходимо с учетом инфляционных процессов, происходящих в экономике, увеличить размеры показателей, при соблюдении которых малые предприятия имеют право пользоваться упрощенной системой налогообложения, а также увеличить размеры показателей, при которых субъект малого предпринимательства может воспользоваться режимом налогообложения вмененного дохода.

Одной из проблем развития предпринимательства является проблема снижения административных барьеров, что представляет собой не столько уменьшение числа материально-правовых требований к занятию предпринимательской деятельностью, сколько создание системы прозрачных взаимоотношений предпринимателя и соответствующего административного органа.

Вопросы устранения административных барьеров, препятствующих развитию предпринимательства, нашли свое отражение в ряде принятых в последние годы федеральных законов. Однако данные федеральные законы нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

Одним из основных показателей неблагополучного развития отдельного сектора рынка является участие предпринимателей в теневой, скрытой экономике. Нерегулируемый рост теневого сектора предпринимательства не только свидетельствует о глубоком кризисе современных экономических отношений, но и способствует своему дальнейшему распространению как «удачной» альтернативе легальному, но менее прибыльному бизнесу.

По разным экспертным оценкам, доля теневого сектора в малом предпринимательстве в среднем по России составляет от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства.

Под теневой экономикой применительно к сектору малого предпринимательства понимают обычно ту часть экономики, обороты или доходы которой скрыты от официального учета и налогообложения.

Для России вовлеченность малого предпринимательства в теневую экономику стала одной из форм ведения деятельности, возможной в условиях отсутствия эффективного правого и экономического регулирования. Функционирование в теневом секторе позволяет предпринимателям избегать так называемых административных барьеров, т.е. нерациональных форм госрегулирования и контроля.

Одна из основных функций государства является создание необходимых условий для устойчивого развития экономических отношений, в том числе общих правил деятельности основных участников этих отношений.

За последние годы был принят ряд нормативных актов, которые существенно изменяют налогообложение малого предпринимательства. Но, несмотря на предпринятые шаги в области реформирования налоговой системы, внешняя среда для предпринимательской деятельности в целом остается неблагоприятной.

Система налогообложения малого бизнеса нуждается в дальнейшем совершенствовании. Представляется, что законодательное изменение самого определения субъекта малого предпринимательства, то есть критериев отнесения предприятий к малым и разделение субъектов малого предпринимательства на различные уровни (например, микропредприятия и малые предприятия) позволит внедрить более эффективную схему налогообложения малых предприятий на основе дифференцированного подхода к предприятиям разного уровня.

С точки зрения эффективного налогообложения, налоговое регулирование предполагает стимулирование экономического роста и повышение благосостояния населения, благодаря которым увеличатся и налоговые доходы.

Одной из ключевых проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства в России является проблема доступа к источникам финансирования. Главную роль в финансово-кредитной поддержке развития малого предпринимательства должны играть небанковские институты - микрофинансовые организации, в том числе кредитные кооперативы, лизинговые компании, фонды.

Существующая финансово-кредитная система в России все еще плохо адаптирована к работе с малым предпринимательством. Несмотря на то, что спрос на микрокредиты в настоящее время довольно велик, банковский сектор, как правило, не находит для себя привлекательным этот сегмент рынка по нескольким причинам.

Во-первых, это фактор риска - мелкие заемщики, многие из которых не имеют постоянного места ведения бизнеса, не могут предоставить залог и не имеют надежных поручителей, действительно являются высоко рискованной группой и не подходят под законодательно утвержденные банковские требования.

Во-вторых, большинство банков ориентировано на выдачу крупных кредитов, а не микрокредитов, так как процедуры для оформления последних являются обременительными и дорогостоящими по сравнению с суммой финансирования, которая необходима малым предпринимателям.

Альтернативные банковским кредитам формы кредитования малого предпринимательства в настоящее время развиты в России очень слабо. В результате административной реформы большинство фондов поддержки предпринимательства испытывают трудности с финансированием своих программ, в том числе программ льготного кредитования.

Сложившаяся ситуация еще раз подтверждает, что положения Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» носят декларативный характер и для возрождения разрушающейся инфраструктуры поддержки малого предпринимательства необходимо вносить изменения в отдельные нормативные правовые акты.

Одним из новых источников доступа малого предпринимательства к финансовым средствам является постепенно развивающийся в России рынок микрофинансовых услуг, оказываемых так называемыми микрофинансовыми организациями, которые обеспечивают доступ к финансовым и другим услугам малым предпринимателям, не имеющим возможности получить банковский кредит.

Поддерживая предпринимательство, они способствуют созданию и поддержанию рабочих мест, созданию успешно работающих частных предприятий. Формальное определение микрофинансовой деятельности на законодательном уровне в России в настоящее время отсутствует.

Опыт развитых стран, в том числе стран Западной Европы и США, свидетельствует об устойчивом сосуществовании на кредитном рынке этих стран различных форм финансовых организаций.

Вместе с тем существующее законодательное регулирование деятельности микрофинансовых организаций требует дальнейшего комплексного совершенствования. В рамках развития организованных форм сбережений актуальной является задача расширения кредитной кооперации как особой формы финансового посредничества.

Важнейшей задачей государства, значимость которой особенно повышается в период перехода к рыночной экономике, является также обеспечение безопасности предпринимательской деятельности как на федеральном, так и на региональном уровне.

Экономическая безопасность - это состояние, в котором общество может суверенно определять пути и формы своего экономического развития.

Рассматривая ситуацию с развитием малого предпринимательства в современной России, следует четко представлять, что в данном случае функции государства по обеспечению экономической безопасности находят свое осуществление в двух сферах: внешней и внутренней.

Внешним аспектом обеспечения безопасности предпринимательской деятельности в России является созданный государством комплекс международных условий сосуществования с другими странами, доверенностей и структур, дающий возможность субъектам малого предпринимательства свободно избирать и осуществлять свою стратегию социального и экономического развития, не подвергаясь внешнему экономическому и политическому давлению.

Внутренние же угрозы безопасности предпринимательской деятельности связаны в первую очередь с противоправной деятельностью внутренних субъектов государства и общества: структур «теневой экономики», организованной преступности, отдельных физических и юридических лиц, посягающих на экономическую безопасность в различных сферах жизни общества. В этих условиях обеспечение экономической безопасности представляет собой систему мер, направленных на защиту интересов субъектов малого предпринимательства оказывающую, помимо прочего, регулятивное воздействие на всю сферу экономики государства и активное противодействие внешним и внутренним угрозам, откуда бы они не исходили.

Таким образом, малый бизнес в России хоть и существует давно, но развивается на рыночных принципах хозяйствования сравнительно недавно, в сложных социально-экономических и политических условиях. Вследствие чего эффективность направлений государственного регулирования предпринимательства не высока. В стране по-прежнему сохраняется в значительной мере государственно-монополистическая система экономики, ориентированная на поддержку крупных финансовых и промышленных структур. Малым предприятиям отводится второстепенная, подчиненная роль, а принятые меры по поддержке малого бизнеса не всегда достигают поставленных целей.

Для осуществления государственной политики в отношении малого бизнеса необходима продуктивная стратегия социально-экономического развития страны, важной составной частью которой должна стать государственная концепция обеспечения безопасности предпринимательской деятельности в России.

 

 


Заключение

 

Государственное регулирование малого предпринимательства представляет собой систему экономического, социального, организационного, правового и политического обеспечения среды для формирования и устойчивого развития современного предпринимательства.

На наш взгляд, малое предпринимательство является той сферой российской экономики, которая, нуждаясь в федеральной поддержке, все же должна развиваться прежде всего на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Именно здесь должны формироваться программы развития малого и среднего предпринимательства, аккумулироваться финансовые ресурсы для его поддержки, определяться формы, условия и порядок поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральная поддержка должна выражаться в обеспечении прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства, например в системе федеральных гарантий кредитования и страхования, а не в системе прямого государственного финансирования. Например, такие критерии отнесения субъектов к малым и средним предприятиям, как численность работников, выручка от реализации товаров (работ, услуг), балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год, в такой огромной стране, как Россия, должны определяться региональным законодателем, а не федеральным законом и Правительством РФ. Решение вопросов регистрации и лицензирования субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо передать торгово-промышленным палатам и саморегулируемым организациям.

Малое предпринимательство в течение 10 лет (до экономического кризиса начавшегося в 2008 году) развивалось с положительной динамикой, обеспечивая занятость населения Челябинской области, внося свою долю в формирование ВРП, консолидированного бюджета, наполняя рынок отечественными товарами, работами и услугами. Экономический кризис 2008 года сильно повлиял на динамику развития малого бизнеса в Челябинской области.

Доля малого бизнеса:

общая численность занятых: 2000 г. - 21,5%, 2007 г. - 32,8%, 2009 г. - 28%, 2010 г. - 30%;

в валовом региональном продукте 2000 г. - 11,5%, 2007 г. - 24,8%, 2009 г. - 16%, 2010 г. - 23%.

В 2007 году на территории Челябинской области действовало 26808 малое предприятие, что на 4,1% больше, чем наблюдалось в 2009 году.

Как и в целом по стране самым распространенным видом экономической деятельности у малых предприятий является «Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования», где сосредоточено 57% малых предприятий.

На основании имеющихся статистических и аналитических данных можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого предпринимательства:

-  несовершенство нормативно-правовой базы в сфере малого предпринимательства;

-  избыточные административные барьеры в системе государственных, в том числе контролирующих органов;

-  отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;

-  несовершенство системы налогообложения;

-  неразвитость системы инфраструктурной и информационной поддержки малых предприятий;

-  проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого предпринимательства.

Одним из основных показателей неблагополучного развития отдельного сектора рынка является участие предпринимателей в теневой, скрытой экономике. Нерегулируемый рост теневого сектора предпринимательства не только свидетельствует о глубоком кризисе современных экономических отношений, но и способствует своему дальнейшему распространению как «удачной» альтернативе легальному, но менее прибыльному бизнесу.

Система налогообложения малого бизнеса нуждается в дальнейшем совершенствовании. Представляется, что законодательное изменение самого определения субъекта малого предпринимательства, то есть критериев отнесения предприятий к малым и разделение субъектов малого предпринимательства на различные уровни (например, микропредприятия и малые предприятия) позволит внедрить более эффективную схему налогообложения малых предприятий на основе дифференцированного подхода к предприятиям разного уровня.

С точки зрения эффективного налогообложения, налоговое регулирование предполагает стимулирование экономического роста и повышение благосостояния населения, благодаря которым увеличатся и налоговые доходы.

Одной из ключевых проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства в России является проблема доступа к источникам финансирования. Главную роль в финансово-кредитной поддержке развития малого предпринимательства должны играть небанковские институты - микрофинансовые организации, в том числе кредитные кооперативы, лизинговые компании, фонды.

Важным направлением развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области является подготовка и переподготовка кадров.

Для реализации поставленной цели необходимо открыть региональную Академию подготовки (переподготовки) предпринимателей для нужд экономики Челябинской области.

В Академии должны читать лекции по всем направлениям бизнеса развивающегося в Челябинской области. Выпускникам академии, на особых условиях должны выдаваться региональные субсидии на развитие бизнеса.

Таким образом, малый бизнес в России хоть и существует давно, но развивается на рыночных принципах хозяйствования сравнительно недавно, в сложных социально-экономических и политических условиях. Вследствие чего эффективность направлений государственного регулирования предпринимательства не высока. В стране по-прежнему сохраняется в значительной мере государственно-монополистическая система экономики, ориентированная на поддержку крупных финансовых и промышленных структур. Малым предприятиям отводится второстепенная, подчиненная роль, а принятые меры по поддержке малого бизнеса не всегда достигают поставленных целей.

 

 


Список литературы

 

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

.  Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 27.07.2010) // Собрание законодательства РФ. 1994. №32. Ст. 3301.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 28.12.2010) // Собрание законодательства РФ. 1998. Ст. 3824.

.   Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 29.12.2010) // Собрание законодательства РФ. 2002. №1 (ч. 1). Ст. 3.

.   Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ (ред. от 29.12.2010) // Собрание законодательства РФ. 2001. №44. Ст. 4147.

.   Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 1999 года №184-ФЗ // Российская газета, №206, 19.10.1999 г.

.   О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ (ред. от 05.07.2010) // Собрание законодательства РФ. 2007. №31. Ст. 4006.

.   О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 21.11.1996 №129-ФЗ (ред. от 28.09.2010) // Собрание законодательства РФ. 1996. №48. Ст. 5369.

.   О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 №129-ФЗ (ред. от 23.12.2010) // Собрание законодательства РФ. 2001. №33 (часть I). Ст. 3431.

.   О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 08.08.2001 №128-ФЗ (ред. от 29.12.2010) // Собрание законодательства РФ. 2001. №33 (часть I). Ст. 3430.

.   О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства: Указ Президента РФ от 29 июня 1998 г. №730 // Собрание законодательства РФ. 1998. №27. Ст. 3148.

.   Закон Челябинской области «О Государственной поддержке малого предпринимательства в Челябинской области» от 27.11.2003 года, №1098.

.   Об областной целевой Программе развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2009-2011 годы: Постановление Правительства Челябинской области от 16.04.2009 №67-П (ред. от 27.10.2010) // Южноуральская панорама. №9. 2009 (спецвыпуск).

.   Об информации об исполнении в 2011 году Закона Челябинской области «О развитии малого и среднего предпринимательства в Челябинской области: Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.03.2011 №2287 // Южноуральская панорама. №122. 21 марта (спецвыпуск №34).

.   Об областной целевой Программе развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2009-2011 годы (вместе с «Областной целевой Программой развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2009-2011 годы»): Постановление Правительства Челябинской области от 16.04.2009 №67-П (ред. от 22.12.2010) // Южноуральская панорама. №9. 2009 13 мая (спецвыпуск).

.   О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 27.07.2010 г. №68-П: Постановление Правительства Челябинской области от 16.11.2010 №262-П // Южноуральская панорама. №291. 2010. 3 декабря (спецвыпуск №68).

.   Об общественном координационном совете по развитию малого и среднего предпринимательства в Челябинской области: Постановление Правительства Челябинской области от 21.02.2008 №27-П (ред. от 16.07.2009) // Южноуральская панорама. №38. 2008. 4 марта.

.   Каширина Ю.П. Некоторые вопросы государственного регулирования поддержки индивидуального предпринимательства в России // Современное право. - 2007. - №2. - С. 6-10.

.   Коммерческое право: в 2 ч.: учеб. / под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. М., 2009. Ч. 1. 457 с.

.   Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / Под ред. Е.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. М., 2006. 362 с.

.   Мамонова И.В. Анализ и оценка применения упрощенной системы налогообложения // Наука Кубани. 2008. №1. С. 56-78.

22. Михалёв Н.В. Предпринимательство в современной России. Автореферат диссерт. к.с.н. М., 2009. 29 с.

23. Ползиков С.Д. Пути развития современного предпринимательства. М., 2008. 382 с.

.   Половинкин П.Д., Савченко В.Е. Экономическая сущность и содержание предпринимательства. СПб., 2008. 569 с.

25. Предпринимательство / Под ред. М.Г. Лапусты. М., 2006. 434 с.

.  Региональная экономика / Под ред. А.И. Подшивалова. - М., 2008. 435 с.

.  Семенов А., Агеев Д. Социальные приоритеты поддержки малого предпринимательства // Экономист. - 2005. - №10. - С. 30-34.

28. Смирнов И.Е. Малому бизнесу - поддержку государства // Аудитор. - 2007. - №7. - С. 3-10.

.   Смольков В.Г. Малое предпринимательство в России как общественное явление // Социально-гуманитарные знания. 2007. №2. С. 146-162.

.   Столбов Г.Ф. Государство и предпринимательство: теория и опыт взаимодействия при переходе к рыночным отношениям. СПб., 2009. 536 с.

.   Супатаев М.А. Современные проблемы развития законодательства о малом предпринимательстве // Малый бизнес на этапе обновления законодательства о предпринимательстве / под ред. М.А. Супратаева, В.К. Андреева. М., 2008. 475 с.

.   Цурелин А. Государственная поддержка малого предпринимательства // Экономист. - 2009. - №12. - С. 89-90.

33. Экономика предпринимательства: Курс лекций. М., 2009. 678 с.

34. Экономическая энциклопедия. М., 2009. 947 с.

35. Экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. М., 2007. 790 с.

36. Юсунов И.А. Малое предпринимательство в контексте рыночной экономики и ее интеграции в мировую экономику // Аудит и финансовый анализ. - 2008. - №1. - С. 430-482.



2020-03-19 212 Обсуждений (0)
Предложения по совершенствованию государственной политики развития малого предпринимательства в Челябинской области 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предложения по совершенствованию государственной политики развития малого предпринимательства в Челябинской области

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (212)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)