Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие концептуальной картины мира



2020-03-19 406 Обсуждений (0)
Понятие концептуальной картины мира 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Данная работа выполнена в русле исследований в области когнитивной лингвистики и лингвокультурологии и посвящена исследованию концепта «любовь» в индивидуально-авторском представлении и коллективном сознании носителей английского языка.

Актуальность данной работы определяется рядом факторов. Во-первых, она связана с тем, что на данном этапе развития лингвистической науки одной из центральных идей является идея антропоцентричности, т.е. анализируется человек в языке и язык в человеке, поскольку, по словам И. А. Бодуэна де Куртэне, «язык существует только в индивидуальных мозгах, только в душах, только в психике индивидов или особей, составляющих данное языковое общество» (цит. по Масловой, 2001: 8). Не ослабевает интерес и к изучению концептуальных языковых явлений, выявлению и систематизации средств языковой представленности концептов. Концепт выступает при этом как база для выделения совокупности языковых средств, служащих для его вербальной репрезентации. Во-вторых, анализ эмоциональных проявлений, отраженных и закрепленных в языковом знаке, является одним из важнейших источников культурологической информации об “обыденном сознании” носителей какого-либо естественного языка, об их наивной картине мира. А при сопоставительном анализе коллективного и индивидуального осмысления какого-либо фрагмента действительности мы имеем возможность дополнить содержание представления об этом концепте в общечеловеческом плане.

Целью данной работы является исследование языковых единиц, в которых люди попытались отразить сущность концепта «любовь».

В соответствии с целью исследования в данной работе ставятся следующие задачи:

) раскрыть сущность терминов «концептуальная картина мира» и «языковая картина мира», а также выявить их соотношение.

) рассмотреть концепт как элемент индивидуальной и коллективной картин мира

) рассмотреть репрезентацию концепта «любовь» в общечеловеческом понимании, коллективном представлении через пословичный фонд английского языка, а также в индивидуально-авторском творчестве английского писателя С. Моэма.

Материалом исследования послужили работы философов, психологов и других исследователей, попытавшихся определить сущность любви и ее место в жизни человека. Далее нас интересовали пословицы английского языка из следующих источников: «1340 английских пословиц и поговорок», «Толковый словарь английских пословиц» под ред. Райдаута и «A Book of English Proverbs and Sayings». А также мы исследовали понимание концепта «любовь» в произведении С. Моэма «The Painted Veil». Нами было отобрано порядка 200 пословичных единиц и более 150 выражений из выбранного произведения.

В ходе работы нами использовались следующие методы:

) при сборе материала - метод сплошной выборки языковых единиц, репрезентирующих концепт «любовь».

) при обработке отобранного материала мы использовали метод анализа, в ходе которого нами были выявлены существенные признаки концепта «любовь».

) далее использовался сравнительно-сопоставительный метод, при котором выявленные нами признаки были сравнены.

Значимость данной работы заключается в следующем:

) данное исследование способствует дальнейшему изучению различных элементов ККМ, представленных в ЯКМ, разрабатывая положения когнитивной лингвистики и расширяя представление об отдельных фрагментах ККМ. 2) материалы работы и результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы на практических и семинарских занятиях по МКК и лингвокультурологии.

Структура работы определяется ее целью и поставленными в ней задачами. Работа состоит из введения, трех глав (в конце каждой главы приведены выводы) и заключения. Прилагается библиография и список источников иллюстративного материала.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируется цель, задачи и методы исследования, определяется значимость работы, описывается ее структура.

Первая глава посвящена раскрытию сущности терминов «концепт», «концептуальная картина мира», «языковая картина мира», а также выявлению соотношению между двумя последними.

Во второй главе понятие «концепт» рассматривается как элемент коллективной и индивидуальной картин мира.

В третьей главе исследуются языковые единицы, репрезентирующие концепт «любовь».

В заключении формулируются основные теоретические и практические выводы, полученные в результате исследования.

 


Глава I. Концептуальная и языковая модели интерпретации действительности

Понятие концептуальной картины мира

 

Понятие "концептуальная картина мира" (далее ККМ) исследуется различными науками, каждая из которых рассматривает сущность данного понятия в рамках своих проблем и категорий. Лингвистика устанавливает связь КМ и языка, изучает способы фиксации мыслительного содержания средствами языка.

Познание окружающего мира человеком было бы затруднено, если бы не было способно к обобщению, не могло бы создавать особые типы предметов и явлений, различать и отождествлять их. Следовательно, необходимы определенные «строительные кирпичики» концептуальной системы. Такими «кирпичиками» являются концепты.

Современные исследователи понятия “концепт” дают ему различные определения. Е. С. Кубрякова считает, что концепты - это единицы сознания и информационной структуры, отражающей человеческий опыт (Кубрякова, 1996: 245). По А. П. Бабушкину, концепт «является ментальной репрезентацией, которая определяет, как вещи связаны между собой и как они категоризуются» (Бабушкин, 1996: 103). Большое внимание исследованию концепта уделяет Н. Н. Болдырев. Он считает, что в результате познавательной деятельности у человека формируются понятия, которые затем объединяются в систему знаний о мире. Эта система состоит из концептов разного уровня сложности и абстракции. Разнообразие форм познания определяет разные способы формирования концептов в сознании человека. Ученый выделяет следующие способы образования концепта: на основе чувственного опыта, предметно-практической деятельности человека, на основе мыслительной деятельности, вербального и невербального общения (Болдырев, 2000: 123).

Итак, знания людей об объективной действительности организованы в виде концептов, абстрактных ментальных структур, отражающих различные сферы деятельности человека. Человек мыслит концептами, комбинируя их, формируя новые концепты в ходе мышления. Поэтому концепт понимается как глобальная мыслительная единица, представляющая собой «квант структурированного знания» (Е.С. Кубрякова, 1996: 245). Концепт является единицей ментального и психического ресурсов нашего сознания, оперативной, содержательной единицей памяти. Он возникает в процессе построения информации об объектах и их свойствах, и в нем заключена информация о том, что человек знает, полагает, думает, воображает об объектах мира. Концепты - это идеальные сущности, которые формируются в сознании человека благодаря непосредственному чувственному опыту (органы чувств); предметной деятельности; из взаимодействия при помощи мыслительной деятельности с другими уже сформированными концептами; из языкового общения.

Таким образом, мы видим, что концептуальная картина является результатом переработки информации о мире. Однако следует помнить, что отражение предметов и явлений окружающего мира в голове человека не является зеркальным. Головной мозг превращает поступающую извне информацию в образ. Образ вещи - не сама вещь, а ее отражение. Он не совпадает непосредственно со своим предметом. Обобщение, абстрагирование от бесконечных свойств вещи и фиксирование только его наиболее устойчивых и постоянных черт превращает образ в некий идеальный объект, не существующий фактически в реальной действительности. Такой образ подобен отображаемому предмету, но не тождественен ему. Отсюда можно сделать вывод о том, что понятие, будучи отражением реально существующего класса предметов, в то же время содержит некоторые особенности, сближающие его со знаком, хотя оно не является знаком. Реальное содержание мира действительности всегда «шире» ККМ за счет существующих в действительности, но не поддающихся восприятию и осознанию данным человеком элементов, которые реально воздействуют на человека, но выпадают из сферы его познания.

Некоторые ученые одной из существенной характеристик концепта называют его универсальность в пределах одной национальности. Концепты, сформированные носителями языка и хранящиеся в памяти людей, образуют концептосферу языка. Изучать сферу концептов (или, иначе, концептосферу) национального языка необходимо в теснейшей связи с культурой народа. Д. С. Лихачев писал: «Концептосфера национального языка тем богаче, чем богаче вся культура нации - ее литература, фольклор, наука, изобразительное искусство (оно также имеет непосредственное отношение к языку и, следовательно, к национальной концептосфере), она соотносима со всем историческим опытом нации» (Лихачев, 1997: 284). Н. Д. Арутюнова также подчеркивает национальное своеобразие концепта, определяя концепт как опосредующее житейское понятие между философско-этическим и бытовым осознанием жизни, он является результатом взаимодействия национальных традиций, фольклора, религии, идеологии, жизненного опыта и образов искусства. То есть, национальное самосознание оказывает влияние на ККМ (Арутюнова, 1999: 139). С помощью концептов можно характеризовать культурное развитие любой нации, т. к. возможности концептов очень богаты.

Говоря о концептосфере какого-либо языка, мы должны учитывать также и то, что она носит упорядоченный характер. Т. е. концепты, образующие концептосферу, по отдельным своим признакам вступают в системные отношения сходства, различия и иерархии с другими концептами. Концепт не изолирован, связан с другими такими же концептами. Он интерпретируется всеми концептами системы, хотя и с разной степенью совместимости, что и обеспечивает его непрерывную связь со всеми другими концептами.

Многие исследователи указывают на то, что концепт является личностным коррелятом понятия. То есть, ККМ формируется в зависимости от индивида, получающего информацию извне. Влияние на ее становление оказывают такие факторы, как умственный, культурный, психический уровень развития индивида, то, какое воспитание он получил, его национальность, то, в какой стране он проживает и т. п. Здесь можно говорить о некой индивидуальной картине мира. Именно эта картина, принадлежащая сознанию субъекта, является основой его мировоззрения и важнейшей психологической предпосылкой деятельности. Более того, существенно то, что концепт переживается. По данному поводу Ю. С. Степанов отметил, что «концепты не только мыслятся, но и переживаются, они предмет эмоций, симпатий и антипатий, а иногда и столкновений» (Цит. О. И. Глазунова, 2000: 190). В ИКМ могут присутствовать фрагменты, которые могут восприниматься другими людьми как фантазийные, свидетельствующие об ошибках восприятия или патологии психики, в виду того, что неизвестны им. Концепты, по замечанию Д. С. Лихачева, возникают в сознании человека не только как намеки на возможные значения, но и как отклики на предшествующий языковой опыт человека в целом - поэтический, прозаический, научный, социальный, исторический и т. п. (Лихачев, 1997: 283).

Но, говоря об ИКМ, возникает вопрос, каким образом достигается взаимопонимание между индивидами. Так, Фреге Г. настаивает на том, что между словами, предложениями существует нечто, что их объединяет, а именно: смысл. Концепты понимаются не как некие индивидуальные представления или идеи, не как элементы в субъективном процессе мышления, но как некоторые абстрактные сущности сознания, как объективное содержание мыслительного процесса, которые могут передаваться от индивида к другому индивиду, как нечто общее для всех или почти всех носителей родного языка (цит. R. Pavilionis, 1986: 87).

Перечислим основные свойства ККМ, которые будут взяты за основу в данной работе: во-первых, концепт не тождественен обозначаемому им явлению или предмету, во-вторых, на становление ККМ оказывает влияние как национальное, так и индивидуальное самосознание, в-третьих, ККМ вариативна, но в ней существуют константы, благодаря которым обеспечивается понимание между индивидами, и, наконец, ККМ континуальна. Другими словами, ККМ - это система информации об объектах, актуально и потенциально представленная в деятельности индивида. Единицей информации такой системы является концепт, функция которого состоит в фиксации и актуализации понятийного, эмоционального, ассоциативного, вербального, культурологического и иного содержания объектов действительности, включенного в структуру ККМ.

 



2020-03-19 406 Обсуждений (0)
Понятие концептуальной картины мира 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие концептуальной картины мира

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (406)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)