Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Языковая картина мира как способ объективации концептуальной картины мира



2020-03-19 296 Обсуждений (0)
Языковая картина мира как способ объективации концептуальной картины мира 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Появление термина языковая картина мира также связано с акцентированием «человеческого фактора». ЯКМ рассматривается в рамках различных наук, но естественно, что наибольшую значимость данный термин имеет для лингвистики.

У отраженного мира, преломленного в виде единой концептуальной системы со всеми ее образами, представлениями и понятиями существует мощная вербализованная часть, которая складывается в языковую картину мира (ЯКМ). Вербализованные концепты становятся частью семантического пространства языка, получая для своего выражения систему языковых знаков.

ЯКМ есть воплощение ККМ в речи, в словах, ее материализация. Присутствие материального момента необходимо для того, чтобы язык мог выполнять свои функции и, прежде всего, коммуникативную функцию. Коммуникативная функция языка выражает само существо его. Там, где есть язык, там и - коммуникация. Все остальные функции языка развиваются на основе коммуникации и являются лишь ее оттенками. И, говоря о материальном моменте в языке, мы имеем в виду, что один человек может сообщить что-либо другому лишь посредством того или иного материального процесса, воздействующего на органы чувств воспринимающего субъекта.

В ходе коммуникативной, познавательной деятельности субъекта происходят сложные процессы по динамическому освоению актуальных фрагментов объективного мира. Язык выполняет посредническую функцию между человеком и внеязыковой реальностью. То есть, ЯКМ является связующим звеном между реально существующим миром и ККМ. При этом язык несет на себе отпечаток человеческих способов освоения реальности, поскольку отражению подвергается не весь мир, а лишь те его составляющие, которые представляются говорящему наиболее полно характеризующими мир.

Элементы языка служат для наименования объектов и явлений реальной действительности, но, с другой стороны, язык способен к преобразованию фактов действительности, так как процесс отображения зависит исключительно от воли сознания и может проходить в разных плоскостях и под разными углами зрения. Применительно к данной мысли мы приводим слова Л. Ельмслева, который писал о языке: «Язык - инструмент, посредством которого человек формирует мысль и чувство, настроение, желание, волю и деятельность, инструмент, посредством которого человек влияет на других людей...» (Л. Ельмслев, 1999: 131).

Для обозначения одного и того же предмета или явления может быть использовано множество языковых вариантов. Таким образом, слово является знаком по отношению к объекту реальной действительности. Но между лексической единицей и объектом нет полного соответствия. Лексическая единица постоянно приобретает новые коннотации, при сохранении основного лексического значения. Этот процесс объясняется тесной взаимосвязью ККМ и ЯКМ, а ККМ, как мы знаем, вариативна и изменчива. Итак, в структуре языка отражаются отношения между предметами и явлениями материального мира, которые существуют независимо от сознания человека и независимо от его общественных потребностей.

Названные нами свойства ЯКМ, знаковость и отражательный характер, являются универсальными для всех языков, но это не исключает специфичность каждого из них. Языковое членение мира отличается у разных народов. Язык может репрезентировать всю информацию, полученную человеком, и накопленный опыт социума. В этом одна из функций языка. Язык - вербализованная сокровищница культуры нации, в нем можно найти все, но только нужно уметь расшифровывать смыслы, символы, образы. Именно в этих символах и образах отражается индивидуальный характер народа (Постовалова, 1988:11). Существует общеизвестное положение, согласно которому многочисленные языки мира - это различные пути, способы духовного освоения действительности, в основе которых лежат одинаковые принципы человеческого мышления, ведущие к адекватному достижению реальности. Но поскольку язык является одной из форм мышления, носители разных языков отличаются друг от друга и формами своего языкового мышления. ЯКМ в разных языках представляется в принципе разными способами, обусловленными особенностями языковой формы мышления.

Итак, языковая картина в каждом языке имеет свои особенности, но в общих функциональных, понятийных планах она в принципе типична для всех языков, в противном случае люди не имели бы возможности понимать друг друга. У каждого субъекта, носителя языка, языковая картина мира тоже имеет определенные индивидуальные особенности, поскольку им производится своеобразная переработка собственного речевого опыта. Поэтому каждый субъект языка в процессе речевой деятельности может производить, творить новое, собственное, но в соответствии с нормами и диалектикой развития коммуникативной и познавательной функций конкретного языка. Потому и эти индивидуальные особенности речевой деятельности, при которой отражается языковая картина мира, в своей абстрактной, обобщенной форме являются всеобщими, типичными для носителей других языков. Последней и обусловливается коммуникативная, познавательная функция знаковой системы языка как универсальной социальной сущности, в формах которой обеспечивается отражение, познание и преобразование (в пределах практической целесообразности) окружающей действительности.

В заключение данной главы приведем основные положения, относящиеся к ЯКМ, на которые мы будем опираться в дальнейшем:

) ЯКМ есть вербализованная часть ККМ, ее материализация, при этом между ними нет полного соответствия.

) ЯКМ есть опосредующее звено между объективной реальностью и ККМ человека.

) Язык можно рассматривать как один из способов освоения окружающей человека реальности.

) Человек вербализует только те фрагменты реального мира, которые представляются ему наиболее важными, т. о. налицо взаимосвязь индивида и языка.

) Язык также способен к преобразованию фактов действительности.

) Язык есть сокровищница культуры нации.

 

 Соотношение языковой картины мира и концептуальной картины мира

 

В данной главе мы рассмотрим соотношение между концептуальной и языковой картиной мира. Язык и мышление неразрывно связаны между собой. Слово выступает как средство и способ репрезентации когнитивных процессов в лингвистических структурах, но не способно представить концепт полностью (Вежбицкая, 1997: 77-79). Языковые средства выражения концепта своим значением передают только часть концептуальных признаков, релевантных для сообщения, передача которых является задачей говорящего. Весь концепт во всем богатстве своего содержания теоретически может быть выражен только совокупностью средств языка, каждое из которых раскрывает лишь его часть.

Процесс употребления языка обусловлен требованиями, которые предъявляет мышление к языку (Звегинцев, 1960: 77). Слово несет на себе груз субъективных представлений, различия которых находятся в определенных рамках, так как их носители являются членами одного и того же языкового коллектива, обладают определенным национальным характером и сознанием. На формирование системы понятий и системы ценностей оказывает влияние язык. Эти его функции, а также способы образования понятий с помощью языка, считаются общими для всех языков. В основе различий лежит своеобразие духовного облика народов - носителей языков, но главное несходство языков между собой состоит в форме самого языка, «в способах выражения мыслей и чувств» (Гумбольдт, 1984: 174).

Но ЯКМ имеет двоякую природу: она принадлежит системе сознания и системе языка. Являясь способом хранения языковых знаний и знаний о мире, ЯКМ не самостоятельна, она неотделима от ККМ. По мнению Г. В. Колшанского, «язык выступает формой овладения мира, но не формой особого мира. Вот почему нельзя говорить отдельно о языковом сознании, отдельно о языковом третьем мире и отдельно о языковой картине мира» (Колшанский, 1990: 16). По мнению Р. Павилениса, «естественный язык сам по себе не является концептуальной системой, он, образно говоря, «вплетен» в эту систему, он служит для дальнейшего строения и символического представления содержания определенной концептуальной системы». Таким образом, язык предстает одним из компонентов концепта. В концепции Р. И. Павилениса аспекты проблемы концептуальной системы и языка тесно связаны и не могут существовать один без другого. Нет однозначного соответствия между единицей концептуальной системы и единицей языка: форма словесной символики, соотносимой с осмысляющими их концептами, может варьироваться от слова до предложения или даже множества предложений. То, что выражается одним словом, может быть соотнесено с определенной структурой концептов и, наоборот. И, тем не менее, при всей индивидуальности содержания концептуальных систем люди понимают друг друга, и происходит это благодаря социализации концептуальной системы, которая осуществляется с помощью языка.

Отсюда можно заключить, что под ККМ понимается совокупность знаний, мнений, представлений о мире, которая отражается в человеческой деятельности. ЯКМ - составная часть ККМ и содержит, помимо знаний о языке, информацию, дополняющую содержание ККМ с помощью чисто языковых средств. Наряду со специфическими особенностями, которые выражаются в фонетической, лексической, грамматической и семантической структурах языка, ЯКМ характеризуется знаковостью и универсальным характером отражения действительности. Два данных понятия не в состоянии существовать друг без друга, т. к. очевидна их тесная взаимосвязь.

На основе вышесказанного мы сделали следующие выводы. Основными свойствами концепта являются - его нетождественность обозначаемому предмету, на становление концепта оказывает влияние национальное и индивидуальное самосознание, не смотря на наличие вариативных концептов, способных изменяться, существуют концепты-константы.

Что касается ЯКМ, то она обладает следующими характеристиками: ЯКМ есть вербализованная часть ККМ, при этом между ними нет полного соответствия; язык можно рассматривать как один из способов освоения окружающей человека реальности; человек вербализует только те фрагменты реального мира, которые представляются ему наиболее важными, т. о. налицо взаимосвязь индивида и языка; язык способен к преобразованию фактов действительности; язык есть сокровищница культуры нации. Понятия ККМ и ЯКМ не в состоянии существовать друг без друга, т. к. очевидна их тесная взаимосвязь.


Глава II. Концепт как элемент индивидуальной и коллективной картин мира

 

Как указывалось в предыдущей главе, существуют различные модели мира: ККМ и ЯКМ. Выделенная нами ККМ распадается на несколько составляющих, т. к. концепт имеет сложный характер структурной организации: во-первых, существует некий глобальный образ мира (общечеловеческое осмысление реальности) вне зависимости от языка и понятный для носителей различных культур. Такое осмысление реальности состоит из понятий (Болдырев, 2001: 36). Во-вторых, можно также говорить и о существовании коллективной КМ (коллектив может быть небольшим, а может и представлять целую нацию). И, наконец, очевидно, что каждый индивид обладает собственной КМ, которая вбирает в себя черты национальной КМ того народа, к которому принадлежит индивид, но, тем не менее, имеет присущие только ей черты.

 



2020-03-19 296 Обсуждений (0)
Языковая картина мира как способ объективации концептуальной картины мира 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Языковая картина мира как способ объективации концептуальной картины мира

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (296)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)