Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности взаимосвязи личностных особенностей людей и их деятельности в экстремальных условиях (в том числе - в правоохранительных органах)



2020-03-19 210 Обсуждений (0)
Особенности взаимосвязи личностных особенностей людей и их деятельности в экстремальных условиях (в том числе - в правоохранительных органах) 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Исследование личностных качеств профессионалов, чья деятельность протекает в сложных и экстремальных условиях, а также сотрудников МВД посвящено множество исследований [6, 9,16,19,21,23,24,38,41]

А.В. Буданов [10] выделяет три группы факторов, ведущих к формированию профессиональных особенностей сотрудников правоохранительных органов: факторы, обусловленные спецификой деятельности милиции, факторы личностного свойства и факторы социально-психологического характера. К факторам, обусловленным спецификой деятельности в подразделениях правоохранительных органов, относятся:

ü Детальная правовая регламентация или «нормативный» характер деятельности в подразделениях милиции;

ü Властные полномочия, постоянная реализация которых может привести к чрезмерному и необоснованному их использованию;

ü Психические и физические перегрузки (например, нестабильный график работы, длительное лишение сна, резкие колебания активности день ото дня, продолжительные дежурства), снижающие продуктивность профессиональной деятельности.

ü Некоторые особенности организации служебной деятельности системы ОВД, которые могут способствовать формальному отношению к своим функциональным обязанностям;

ü Повышенная ответственность за характер и результаты своей деятельности, вызывающая у сотрудников милиции состояние напряжения и тревоги;

ü Фактор экстремальности (риск, постоянное ожидание опасности, непредсказуемость событий, высокая эмоциональная насыщенность служебной деятельности при дефиците позитивных впечатлений и др.), который приводит к огромной потере психологической энергии и физических сил и к эмоциональному истощению;

ü Фактор, определяемый объектом профессиональной деятельности. Он может привести к уподоблению преступной среде, например, к употреблению жаргонных выражений;

ü Корпоративность, которая обусловлена жесткой иерархичностью и авторитарностью внутри системы ОВД и выражается в отчуждении органов внутренних дел от общества и их изоляции.

Вторая группа факторов, связанная с личностными особенностями сотрудников правоохранительных органов, содержит:

ü Профессионально значимые качества личности. Например, решительность в сочетании с пониженными самоконтролем и самокритичностью может развиться в чрезмерную уверенность в безошибочности своих действий;

ü Неадекватно высокие личностные ожидания, способные вызвать повышенную агрессию;

ü Опережающее формирование трудовых навыков по отношению, к профессионально значимым качествам личности;

ü Недостаточную профессиональную подготовку;

ü Профессиональные установки. Например, установка сотрудников правоохранительных органов на восприятие происходящих событий как возможных нарушений закона в сочетании с некритичным мышлением и повышенной импульсивностью может способствовать образованию обвинительного уклона, являющегося проявлением профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов;

ü Профессиональный возраст (или профессиональный опыт) сотрудников правоохранительных органов. Данный фактор может способствовать возникновению шаблонности в мышлении и действиях;

ü Социально-психологическую дезадаптацию личности сотрудника правоохранительных органов, которая способна обусловливать хроническую склонность к насилию, неспособность нести ответственность за свое поведение;

ü Некоторые личностные изменения, связанные с процессом профессиональной адаптации сотрудников правоохранительных органов, например, разочарование в профессии, переоценку ее смысла и потерю заинтересованности к ней.

Третья группа факторов социально-психологического свойства включает:

ü Неадекватный стиль руководства;

ü Напряженные, конфликтные отношения между сотрудниками в подразделениях милиции;

ü Неблагоприятное влияние ближайшего социального окружения вне службы (например, семьи);

ü Низкую социальную оценку деятельности сотрудников милиции, вызывающую у них, в частности, ощущение профессионального бессилия и невозможности полноценного выполнения служебных задач [9].

Проявления профессиональных изменений личности сотрудников правоохранительных органов могут быть следующие:

. Жесткие, неадекватные профессиональные стереотипы и обнаруживающиеся в них установки:

а) «обвинительный уклон» по отношению к людям, с которыми приходится сталкиваться в процессе выполнения служебных обязанностей;

б) уверенность в собственной непогрешимости при решении профессиональных вопросов;

в) стереотип закрытости заключается в монополизации определенной информации, склонности к «самозасекречиванию» для придания себе

мнимой значительности и получения возможности для разного рода манипуляций. Данный стереотип отражает наличие у сотрудника правоохранительных органов сверхконтроля, зажатости и склонности к волнениям.

.Перенос своей служебной роли, профессиональных установок и стереотипов во внеслужебные взаимоотношения.

.»Правовой нигилизм», который представляет собой осознанное игнорирование требований закона, исключающее, однако, преступный замысел. Названное проявление профессиональной деформации имеет несколько форм:

а) пренебрежительное отношение к требованиям закона или непринятие необходимых по закону мер;

б) игнорирование требований закона в форме псевдоактивности;

в) произвольное толкование закона.

.Проявления деформации личности, к развитию которых приводит действие следующих неадаптивных защитных механизмов личности сотрудников правоохранительных органов:

а) рационализации как, например, объяснения незаконных решений интересами расследования;

б) вымещения как, в частности, использования физической силы к лицам, не совершившим никакого преступления, или как словесного оскорбления задержанных и содержания их под стражей без законных оснований;

в) изоляции, которая может выражаться, например, в сокращении общения с людьми других профессий, в сужении коммуникативных связей в целом и снижении коммуникативных способностей;

г) замещающей («ложно-компенсаторной») деятельности, когда ощущение собственной компетентности достигается за счет внешней атрибутики профессиональной деятельности.

.Такие качества личности, как чрезмерно выраженные педантичность и подозрительность сотрудников правоохранительных органов по отношению к окружающим людям [9].

Таким образом, характеристики профессиональной деформации, связанные с личностными особенностями сотрудника правоохранительных органов, выступают самостоятельным аспектом психологического исследования. Личностные особенности, которые еще не стали проявлениями профессиональной деформации, но при определенных условиях служебной деятельности способны развиться в эти проявления, могут быть названы личностными предпосылками рассматриваемого феномена [9].

С.Е. Борисовой [9] были выявлены личностные предпосылки к развитию профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов. Среди этих предпосылок выделены профессиональные стереотипы, неадекватная оценка наблюдаемого поведения и ролевой конфликт.

Стереотип «начальник должен быть жестким, твердым, настойчивым» выражается в том, что, по мнению сотрудников правоохранительных органов, успешность и эффективность поведения вышестоящего сотрудника милиции по отношению к нижестоящему обеспечивается проявлением жесткости, твердости, категоричности.

Стереотип «начальник всегда прав» заключается в том, что, по мнению исследованных, начальник должен требовать от подчиненных беспрекословного выполнения своих поручений и приказов и согласия со своей точкой зрения без ее обсуждения. Подчиненный обязан принимать видение проблемы начальником и выполнять его решения и приказы, какими бы тяжелыми они не были.

Стереотип догматического следования приказам может привести к возникновению внутреннего личностного конфликта. Последний выражается в том, что, с одной стороны, сотрудник убежден в необходимости выполнения приказа «во что бы то ни стало», с другой стороны, он может быть не готов к выполнению этого приказа, например, в силу своей неопытности. Подобный внутриличностный конфликт постоянно подавляется и, в результате, может привести к неадекватному поведению или к психосоматическим расстройствам, что повышает вероятность развития профессиональной деформации.

Стереотип «маленького человека» выражается в том, что попытки обоснования своей точки зрения нижестоящим сотрудником расцениваются участниками исследования отрицательно, как «слишком категоричные суждения», которые не должны иметь место на службе в ОВД.

Стереотип «оптимального» ролевого поведения, в отличие от предыдущего стереотипа, напротив, заключается в убежденности сотрудника правоохранительных органов в том, что наиболее эффективным способом решения проблемных ситуаций является проявление упорства и непоколебимости в отстаивании своей точки зрения или даже агрессивное и угрожающее поведение. Стереотип «оптимального» ролевого поведения выступает как приспособительный механизм, возникающий в результате адаптации сотрудника ОВД к определенным служебным ситуациям. Усвоение стереотипа «оптимального» ролевого поведения может привести к стремлению постоянно демонстрировать свое превосходство над другими, применению словесных оскорблений и грубой силы.

С рассмотренным стереотипом связано такое явление, как неадекватная оценка наблюдаемого поведения. Неадекватная оценка наблюдаемого поведения может привести к развитию проявлений профессиональной деформации, обусловливая неадекватность самооценки и собственного поведения.

Стереотип «нахождения виновного» и применения санкций наказания. выражается в том, что наиболее распространенными и действенными методами решения служебных проблем в подразделениях правоохранительных органов, считаются такие, в основе которых, как правило, доминирует стремление наказать сотрудника, например, «наложить дисциплинарное взыскание», «вынести выговор» или «поставить вопрос о неполном служебном соответствии». При этом отсутствует тенденция к устранению объективных трудностей и исправлению создавшегося положения. В дальнейшем данный стереотип способен привести к развитию такого проявления профессиональной деформации, как формальное отношение к выполнению служебных обязанностей.

Возникновение ролевого конфликта обусловлено несовпадением личностных ценностей (Я идеального) и требований выполняемой роли (Я реального). Ролевой конфликт способен вызвать напряженность, ощущение внутреннего дискомфорта, беспокойство и тревогу. Сотрудник, находящийся в таком состоянии, оказывается в наибольшей степени подверженным к развитию профессиональной деформации [9].

Таким образом, профессиональные изменения личности сотрудников правоохранительных органов развиваются в результате взаимного влияния особенностей служебной деятельности и личностных характеристик сотрудников правоохранительных органов. Доминирующую и наиболее определяющую роль в данном взаимном влиянии играют факторы, связанные со спецификой профессиональной деятельности и профессиональной роли, так как именно они задают определенные требования к личностным особенностям специалиста.

Особое значение в возникновении данных предпосылок играет период профессиональной адаптации, когда специалист только начинает овладевать своей профессиональной ролью и профессиональными функциями.

Важную роль для формирования деформаций личности сотрудников правоохранительных органов играет профессиональная деятельность в условиях повышенного риска.

Так, выполненное обследование сотрудников МВД РФ [38] после участия в боевых действиях показало, что у их основной части (у 56.7%) установлен низкий уровень функциональных возможностей ЦНС. Материалы сравнительного анализа ряда характеристик нервно-психического состояния приведены в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1. Характеристика показателей нервно-психического состояния и резервных возможностей обследуемых различных групп (по Рыбникову В.Ю. [38])

Показатель, методика, уровень, оценка

Группа обследуемых

  Здоровые лица n=78 Подводники после похода n=37 Сотрудники МВД РФ после участия в БД n=33
Уровень нервно-психической неустойчивости 12,54±1,24 23,4±2,63 27, 5±2,23
Выраженность астении -тест «Шкала астении» 54,8 ±2,2 92,4 ±3,2 102,5±3,2
Уровень реактивной тревожности (сокр. вариант) 7,1 ±0,93 18,3±1,47 194 ± 1,71

 

Одним из основных способов психологической профилактики профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов является комплексная профилактика этого явления, включающая меры психологического и непсихологического характера. К мерам непсихологическим относятся такие направления работы, как аналитическое, организационно-управленческое и воспитательное. Психологическая профилактика профессиональной деформации может осуществляться в рамках психологического консультирования сотрудников правоохранительных органов по итогам социально-психологических тренингов [9].

Проанализировав различные аспекты психологии личности и деятельности, а также психологические особенности деятельности сотрудников правоохранительных органов, можно сказать следующее:

Структура личности человека, это сложное и устойчивое психическое образование, определяющее положение и отношение человека к обществу; включает в себя: направленность (мотивы, потребности), темперамент, способности, эмоции и характер. При этом определяющими для успешности деятельности сотрудников правоохранительных органов является комплекс общих личностных качеств,

Особенности личностных качеств сотрудников правоохранительных органов развиваются в результате взаимного влияния особенностей служебной деятельности и уже имеющихся личностных характеристик сотрудников правоохранительных органов. Доминирующую и наиболее определяющую роль в данном взаимном влиянии играют факторы, связанные со спецификой профессиональной деятельности и профессиональной роли, так как именно они задают определенные требования к личностным особенностям специалиста.




2020-03-19 210 Обсуждений (0)
Особенности взаимосвязи личностных особенностей людей и их деятельности в экстремальных условиях (в том числе - в правоохранительных органах) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности взаимосвязи личностных особенностей людей и их деятельности в экстремальных условиях (в том числе - в правоохранительных органах)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)