ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель и задачи исследования
Цель исследования: выявление личностных особенностей сотрудников правоохранительных органов и их динамики. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1. Определить сущность понятия «личностные особенности»; 2. Выяснить особенности структуры личности сотрудников правоохранительных органов; 3. Выявить динамику личностных особенностей сотрудников правоохранительных органов в процессе службы. Методы, применяемые в исследовании и его организация
Методы исследования - Теоретический анализ и обобщение литературных данных, - Психологическое тестирование, - Методы математико-статистической обработки данных (сопоставление выборок по t-критерию Стьюдента и ранговый анализ).
Организация исследования Исследование проводилось на базе РУВД Василеостровского района г. С-Петербурга. Исследовалась группа сотрудников, мужчины возраста от 21 до 30 лет, которая была разделена на две группы по 10 человек в каждой - поступившие на службу и отслужившие один год и более. Также, для выявления отличий по некоторым из тестов - была исследована контрольная группа - гражданские лица - мужчины такого же возраста, также в количестве 10 человек. Исследование проводилось в два этапа в период сентябрь- декабрь 2006г. На первом этапе производился сбор и обобщение материала, были подобраны методики исследования структуры личности. На втором этапе все сотрудники, принимающие участие в исследовании, а также контрольная группа были протестированы, затем данные были обобщены и обработаны, по их результатам были сформулированы выводы и практические рекомендации.
Методики исследования Для изучения структуры личности использовались тесты [13, 35]: - Тест - опросник Р. Кэттелла, - Тест для изучения агрессии А. Баса-Дарки, - Тест для изучения агрессии А.Ассингера - Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко. - Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Тест Р. Кэтелла является общепринятым в практике исследования личности. Опросник содержит 102 вопроса, на основании ответов, на которые определяются следующие личностные особенности: 4. Самооценка 5. Аффектотимия (циклотимия или общительность, сердечность, доброта); 6. Абстрактное мышление, 7. Эмоциональная устойчивость (сила «Я»); 8. Лидерство (доминантность); 9. Безрассудство; 10.Нормативность (совестливость); 11.Смелость; 12.Чувствительность (мягкосердечность, нежность), 13.Подозрительность; 14.Мечтательность; 15.Проницательность; 16.Тревожность; 17.Радикализм; 18.Нонконформизм (самодостаточность); 19.Самоконтроль (контроль желаний); 20.Напряженность (фрустрированность) На основании этих параметров личности строится график- профиль личности. Тест М. Рокича позволяет определить систему ценностных ориентаций личности, которая в свою очередь определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни». Наиболее распространенной в настоящее время является методика изменения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей: ü терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться: ü инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства. Респонденту предъявляется два списка ценностей (по 18 в каждом) либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей. Методики для определения агрессивности. А. Басс и А. Дарки предложили опросник для выявления важных, по их мнению, показателей и форм агрессии: .Использование физической силы против другого лица - физическая агрессия. Выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угроза, проклятия, ругань) - вербальная агрессия. Использование окольным путем направленных против других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправленных, неупорядоченных, взрывов ярости (в крике, топаний ногами и т. п.) - косвенная агрессия. Оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов, -негативизм. Склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости -раздражение. Склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающим из убеждения, что окружающие намерены причинить вред, -подозрительность. Проявления зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания, -обида. Отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения самого исследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо. Среднеарифметическое первого, второго и третьего признака дают индекс агрессивности. Среднеарифметическое шестого и седьмого признака дают индекс враждебности. Тест Ассингеера позволяет определить, достаточно ли корректен человек в отношениях со своими коллегами и легко ли им общаться с ним. Испытуемому предлагается 20 вопросов из которых он выбирает один из трех ответов. Уровень агрессивности в отношениях оценивается в баллах.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (154)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |