Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Природа способности к творчеству



2020-03-19 167 Обсуждений (0)
Природа способности к творчеству 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Вопрос изучения психологической природы креативности является одним из самых дискуссионных. Ученые не достигли согласия по поводу того, самостоятелен ли процесс креативности, или креативность - это сумма других психических процессов?

Так, многие исследователи отказывают процессу креативности в самостоятельности (креативность "лежит в основе всех форм человеческого интеллекта и когнитивных функций") [Дж. Фодор]. Процесс креативности описывают как взаимодействие других процессов (памяти, мышления и др.). Такое решение проблемы соответствует одному из подходов, регламентирующему: творческого процесса как специфической формы психической активности нет, творческие способности приравниваются к общим способностям. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта, опираясь на полученные корреляции между IQ и тестами Гилфорда на дивергентное мышление. Такие исследователи как, Ф. Гальтон, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и др., делают вывод, что высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот.

Однако у креативности как самостоятельного процесса тоже есть защитники (концепция креативности, как универсальной познавательной творческой способности, Дж. Гилфорда). В основе его концепции лежит принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативности, которую объяснял как "тип мышления, идущего в различных направлениях". Дивергентное мышление - "образование множества разнообразных альтернатив, логически связанных с предъявленной информацией; многовариативный поиск решения проблемы" [28]. Гилфорд выделил шесть параметров креативности:

) "способность к обнаружению и постановке проблем,

) способность к генерированию большого числа идей,

) способность отвечать на раздражители нестандартно,

) способность продуцировать разнообразные идеи,

) способность усовершенствовать объект, добавляя детали,

) способность решать проблемы (анализ и синтез)" [28].

Концепцию Дж. Гилфорда развивал Е.П. Торренс. Под креативностью Торренс понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях и др. В творческий акт, по его мнению, включены:

§ процесс появление чувствительности к проблемам;

§ фиксация данных проблем, поиск их решения, выдвижение гипотез;

§ проверка, модификация и перепроверка гипотез;

§ нахождение и сообщение результатов решения задачи.

Креативность рассматривается Торренсом как естественный процесс, который порождается сильной потребностью человека в снятии напряжения, возникающего у него в ситуации дискомфорта, вызванного неопределенностью или незавершенностью деятельности.

Итак, освещение проблемы креативности позволяет сделать следующий вывод: природа феномена творческости не имеет единого объяснения, существуют различные подходы к рассмотрению творческой способности.

Но, несмотря на то, что нет единого определения креативности, большинство психологов согласны, что креативность - это способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такому пониманию креативности соответствует модель образной креативности, предложенная Торренсом для оценивания творческого процесса у людей. В рамках дипломной работы нами будет использоваться данная модель.

Развитие креативности

Попытка выявить наследственные детерминанты креативности была предпринята в работах исследователей, принадлежащих к отечественной школе дифференциальной психофизиологии. Представители этого направления утверждают, что в основе способности к творчеству лежат свойства нервной системы (задатки). Гипотетическим свойством нервной системы человека, которое могло бы в ходе индивидуального развития детерминировать креативность, считается "пластичность". Однако вопрос о связи пластичности с креативностью и о наследуемости индивидуальных различий в креативности остается открытым. Более строгие исследования показали, что "вклад наследственности в детерминации индивидуальных различий по уровню развития дивергентного мышления весьма невелик" [10].

Важную роль в развитии креативности играет среда: общение с людьми, обладающими развитыми креативными способностями, специфика семейных отношений (иногда вовсе не благоприятная). "Развитие креативности не определяется генетически, а зависит от культуры, в которой воспитывался ребенок" [Е. Торренс]. Ю.Б. Гиппенрейтер на основе анализа условий воспитания и наследственности делает вывод о том, что "факторы среды обладают весом, соизмеримым с фактором наследственности, и могут полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действия последнего".

Таким образом, существуют различные подходы, которые сводятся к рассмотрению творческой способности как врожденной, не изменяющейся характеристики и как поддающейся изменениям. Однако очевидно, что факторы, оказывающие влияние на развитие креативности еще недостаточно изучены.

Опираясь на рассмотренные в предыдущем разделе представления о природе креативности, ряд исследователей связывают развитие способности к творчеству с развитием интеллектуальных функций, со становлением операций анализа и синтеза, с развитием теоретического мышления [9, 17, 18].

В нашей работе мы будем обсуждать адекватность и справедливость объяснения креативности посредством теоретического мышления, в частности, посредством рефлексии, как одного из уровней и главной характеристики теоретического мышления.

Главной задачей дипломной работы будет попытка дать ответ на вопрос: можно ли сказать, что творческий человек - это человек с развитой способностью к рефлексии или, наоборот, является ли человек, способный к рефлексии, креативным?

 


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ



2020-03-19 167 Обсуждений (0)
Природа способности к творчеству 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Природа способности к творчеству

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)