РЕФЛЕКСИЯ В ПСИХОЛОГИИ
СОДЕРЖАНИЕ Введение . Рефлексия в психологии 1.1 Проблема изучения рефлексии в работах С.Ю. Степанова, И.Н. Семенова, Н.Г. Алексеева 1.2 Сознание и рефлексия (Слободчиков, Голицын) Рефлексия в трудах Г.П. Щедровицкого Рефлексия в социальной психологии Рефлексия как механизм процесса саморегуляции Способность к рефлексии . Понятие креативности 2.1 Проблема определения творчества 2.2 Подходы к определению креативности Природа способности к творчеству Развитие креативности Практическая часть . Цели и задачи . Методы исследования . Основные результаты и их интерпретация Заключение Литература
ВВЕДЕНИЕ Современная жизнь очень динамична, глобальные изменения происходят везде: в социальной, экономической, научной, технической, коммуникативной сферах общества. Для того чтобы успешно функционировать в таком стремительно меняющемся мире, человеку необходимо самому меняться, находить что-то новое, творить. Творчество теперь уже не является свойственным только людям искусства, быть творцом жизненно необходимо каждому человеку. Практически везде требуются личности с творческим отношением к действительности, открытые новому опыту, умеющие находить оригинальное решение в нестандартной ситуации. Креативность стала залогом успешной деятельности. В связи с этим, особую актуальность приобретает проблема развития и совершенствования человека, интенсификации его творческих возможностей, проблема поиска средств развития креативности ("способности к творчеству") в процессе обучения. Ряд исследователей в основе креативности выделяют высокую степень развития интеллектуальных способностей. В акте творчества предполагается работа теоретического мышления, и главным образом, рефлексии, как одного из уровней мышления [18]. Такая точка зрения получила широкое распространение и была положена в основу многих учебных программ, развивающих "творческое теоретическое" мышление (развивающее обучение, например). Развитие творческих способностей в таком подходе редуцируется к развитию мышления, уровней его организации, и о креативности человека судят, в частности, по развитой способности к рефлексии [там же]. Однако у нас возникает вопрос, насколько по рефлексивной способности можно судить о креативности человека, можно ли сказать, что креативный человек - это человек с развитой способностью к рефлексии или, наоборот, является ли человек, способный к рефлексии, креативным? Для начала уточним понятия "креативный человек", "человек с развитой способностью к рефлексии", "рефлексия", "креативность". Рефлексию, вслед за С.Ю. Степановым, мы определяем как "…форму активного личностного переосмысления человеком тех или иных содержаний (интеллектуальных содержаний - образов предметной ситуации задачи, и личностных содержаний - образов личности, с которыми отождествляет себя "я" во время переживания конфликта) своего индивидуального сознания, необходимых для успешного осуществления деятельности" [26]. Способным к рефлексии мы называем человека, могущего в поисках выхода из проблемной ситуации, успешного решения задачи, переосмыслить "интеллектуальные и личностные содержания своего индивидуального сознания". Способности к рефлексии будут выявляться в ситуации решения субъектом творческой задачи. Творческой мы определяем задачу, содержащую проблему, для решения которой обычные способы действия не всегда адекватны. В таких заданиях необходимо отвлечься от нормативов решения задачи, переосмыслить содержание и способы ее решения. Креативность мы понимаем, по Е. Торренсу, как способность к творчеству, "обостренное восприятие недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии". Креативный человек способен находить неожиданные решения в затруднительной ситуации, способен к нестандартному, оригинальному мышлению и поведению. Гипотеза дипломной работы:способность к рефлексии предполагает креативность и влияет на ее проявление. Цель дипломной работы: выявить и проанализировать зависимость уровня развития креативности от способности к рефлексии. Объектом исследования выступит способность к рефлексии. Предметом исследования выступит зависимость между характером переосмысления субъектом интеллектуальных и личностных содержаний в процессе решения творческой задачи и креативностью. РЕФЛЕКСИЯ В ПСИХОЛОГИИ Выделение понятия рефлексии (от латинского reflexio - обращение назад) и ее изучение началось в философии. Первые исследования рефлексии осуществлялись в рамках проблемы активности мышления, в связи с необходимостью понять и объяснить механизмы, лежащие в основе его преобразующей, творческой силы. Рене Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного. По Дж. Локку, рефлексия - "наблюдение за деятельностью своего ума, собственной души" [7]. При этом Локк замечает, что рефлексия предполагает достаточную зрелость субъекта. Что касается психологии, то, продолжая философские рассуждения, первые обращения к рефлексии встречаются в исследованиях мышления, и, в частности, в теоретических и экспериментальных работах представителей психологии сознания. Однако их отношение к рефлексии было неоднозначно и весьма противоречиво. Рассматривая вслед за философами рефлексию как интеллектуальную деятельность теоретизирования или обобщения, рефлексия понималась ими еще и как процедура самонаблюдения. Уже тогда, хотя и не осознано, выделялись как минимум два вида рефлексии: интеллектуальная и личностная. Сейчас исследователи специально выделяют различные типы рефлексии, в зависимости от практических задач, решаемых ими. "В современной психологии выделяется такие типы рефлексии как: интеллектуальный, личностный, коммуникативный, кооперативный" [24]. Каждый из выделенных типов изучается в разных аспектах: 1. при решении различного рода мыслительных задач (выявление условий осознания системы собственных действий и их оснований). Рефлексия рассматривается здесь как направленность мышления на самое себя, собственные процессы и собственные продукты (интеллектуальный тип рефлексии), 2. при коммуникациях и в совместной деятельности (выявление условий рефлексивного выхода в позицию "над" и "вне") (коммуникативный и кооперативный типы рефлексии), . при самоопределении субъекта внутри собственного представления о себе (установление внутренних ориентиров и способов разграничения "я" и "не-я") (личностный тип рефлексии). Рассмотрим основные концепции, представленные в каждом из выделенных направлений изучения рефлексии.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |