Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


РЕФЛЕКСИЯ В ПСИХОЛОГИИ



2020-03-19 165 Обсуждений (0)
РЕФЛЕКСИЯ В ПСИХОЛОГИИ 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Рефлексия в психологии

1.1 Проблема изучения рефлексии в работах С.Ю. Степанова, И.Н. Семенова, Н.Г. Алексеева

1.2 Сознание и рефлексия (Слободчиков, Голицын)

    Рефлексия в трудах Г.П. Щедровицкого

    Рефлексия в социальной психологии

    Рефлексия как механизм процесса саморегуляции

    Способность к рефлексии

. Понятие креативности

2.1 Проблема определения творчества

2.2 Подходы к определению креативности

    Природа способности к творчеству

    Развитие креативности

Практическая часть

. Цели и задачи

. Методы исследования

. Основные результаты и их интерпретация

Заключение

Литература

 


ВВЕДЕНИЕ

Современная жизнь очень динамична, глобальные изменения происходят везде: в социальной, экономической, научной, технической, коммуникативной сферах общества. Для того чтобы успешно функционировать в таком стремительно меняющемся мире, человеку необходимо самому меняться, находить что-то новое, творить. Творчество теперь уже не является свойственным только людям искусства, быть творцом жизненно необходимо каждому человеку.

Практически везде требуются личности с творческим отношением к действительности, открытые новому опыту, умеющие находить оригинальное решение в нестандартной ситуации. Креативность стала залогом успешной деятельности. В связи с этим, особую актуальность приобретает проблема развития и совершенствования человека, интенсификации его творческих возможностей, проблема поиска средств развития креативности ("способности к творчеству") в процессе обучения.

Ряд исследователей в основе креативности выделяют высокую степень развития интеллектуальных способностей. В акте творчества предполагается работа теоретического мышления, и главным образом, рефлексии, как одного из уровней мышления [18]. Такая точка зрения получила широкое распространение и была положена в основу многих учебных программ, развивающих "творческое теоретическое" мышление (развивающее обучение, например). Развитие творческих способностей в таком подходе редуцируется к развитию мышления, уровней его организации, и о креативности человека судят, в частности, по развитой способности к рефлексии [там же].

Однако у нас возникает вопрос, насколько по рефлексивной способности можно судить о креативности человека, можно ли сказать, что креативный человек - это человек с развитой способностью к рефлексии или, наоборот, является ли человек, способный к рефлексии, креативным?

Для начала уточним понятия "креативный человек", "человек с развитой способностью к рефлексии", "рефлексия", "креативность".

Рефлексию, вслед за С.Ю. Степановым, мы определяем как "…форму активного личностного переосмысления человеком тех или иных содержаний (интеллектуальных содержаний - образов предметной ситуации задачи, и личностных содержаний - образов личности, с которыми отождествляет себя "я" во время переживания конфликта) своего индивидуального сознания, необходимых для успешного осуществления деятельности" [26].

Способным к рефлексии мы называем человека, могущего в поисках выхода из проблемной ситуации, успешного решения задачи, переосмыслить "интеллектуальные и личностные содержания своего индивидуального сознания".

Способности к рефлексии будут выявляться в ситуации решения субъектом творческой задачи. Творческой мы определяем задачу, содержащую проблему, для решения которой обычные способы действия не всегда адекватны. В таких заданиях необходимо отвлечься от нормативов решения задачи, переосмыслить содержание и способы ее решения.

Креативность мы понимаем, по Е. Торренсу, как способность к творчеству, "обостренное восприятие недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии". Креативный человек способен находить неожиданные решения в затруднительной ситуации, способен к нестандартному, оригинальному мышлению и поведению.

Гипотеза дипломной работы:способность к рефлексии предполагает креативность и влияет на ее проявление.

Цель дипломной работы: выявить и проанализировать зависимость уровня развития креативности от способности к рефлексии.

Объектом исследования выступит способность к рефлексии. Предметом исследования выступит зависимость между характером переосмысления субъектом интеллектуальных и личностных содержаний в процессе решения творческой задачи и креативностью.

РЕФЛЕКСИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Выделение понятия рефлексии (от латинского reflexio - обращение назад) и ее изучение началось в философии. Первые исследования рефлексии осуществлялись в рамках проблемы активности мышления, в связи с необходимостью понять и объяснить механизмы, лежащие в основе его преобразующей, творческой силы. Рене Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного. По Дж. Локку, рефлексия - "наблюдение за деятельностью своего ума, собственной души" [7]. При этом Локк замечает, что рефлексия предполагает достаточную зрелость субъекта.

Что касается психологии, то, продолжая философские рассуждения, первые обращения к рефлексии встречаются в исследованиях мышления, и, в частности, в теоретических и экспериментальных работах представителей психологии сознания. Однако их отношение к рефлексии было неоднозначно и весьма противоречиво. Рассматривая вслед за философами рефлексию как интеллектуальную деятельность теоретизирования или обобщения, рефлексия понималась ими еще и как процедура самонаблюдения. Уже тогда, хотя и не осознано, выделялись как минимум два вида рефлексии: интеллектуальная и личностная.

Сейчас исследователи специально выделяют различные типы рефлексии, в зависимости от практических задач, решаемых ими. "В современной психологии выделяется такие типы рефлексии как: интеллектуальный, личностный, коммуникативный, кооперативный" [24]. Каждый из выделенных типов изучается в разных аспектах:

1. при решении различного рода мыслительных задач (выявление условий осознания системы собственных действий и их оснований). Рефлексия рассматривается здесь как направленность мышления на самое себя, собственные процессы и собственные продукты (интеллектуальный тип рефлексии),

2. при коммуникациях и в совместной деятельности (выявление условий рефлексивного выхода в позицию "над" и "вне") (коммуникативный и кооперативный типы рефлексии),

.   при самоопределении субъекта внутри собственного представления о себе (установление внутренних ориентиров и способов разграничения "я" и "не-я") (личностный тип рефлексии).

Рассмотрим основные концепции, представленные в каждом из выделенных направлений изучения рефлексии.

 



2020-03-19 165 Обсуждений (0)
РЕФЛЕКСИЯ В ПСИХОЛОГИИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: РЕФЛЕКСИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)