Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тест креативности Е. Торренса



2020-03-19 171 Обсуждений (0)
Тест креативности Е. Торренса 0.00 из 5.00 0 оценок




Для оценивания уровня креативности используется методика Е.Торренса. В классическом варианте методика оценивает уровень вербальной и образной креативности. В данном исследовании проводилась оценка только образной креативности (образная часть коррелирует с вербальной частью; по процедуре проведения и по методам обработки данных намного проще, нежели вербальная часть).

Образная часть теста состоит из трех заданий. Первое задание состоит в том, что испытуемый на белом листе бумаги должен нарисовать картинку, используя предложенную экспериментатором фигуру (учащиеся должны были выбрать фигуру понравившегося цвета (желтый, зеленый, красный) и придумать изображение, частью которого могла бы стать эта фигура). Во втором заданииучащимся предъявляется 10 незаконченных фигур, которые им предлагается дорисовать так, чтобы получилось осмысленное изображение. В третьем задании испытуемогопросят составить какможно больше изображений с помощью пары параллельных линий.

Во всех заданиях учащимся предлагается придумать необычное, оригинальное изображение и название к нему.

Тест образной креативности оценивает творческий потенциал личности по следующим параметрам:

1.  Образная беглость. Данный показатель отражает "способность человека создавать большое количество осмысленных идей (рисунков)" [Гилфорд]. Показатель "Беглость" оценивается во №2 и №3 заданиях.

2. Образная оригинальность. Отражает "способность давать необычные, уникальные ответы, требующие "творческой силы"" [Гилфорд]. Показатель "Оригинальность" подсчитывается во всех заданиях.

.   Разработанность. Отражает "способность детально разрабатывать придуманные идеи" [там же]. Оценивается во всех заданиях.

.   Абстрактность названий. Отражает "способность выделять главное, способность понимать суть проблемы" [Е. Торренс]. Подсчитывается в №1 и №2 заданиях.

.   Сопротивление замыканию. Отражает "способность длительное время оставаться открытым новизне и разнообразию идей, достаточно долго откладывая принятие окончательного решения для того, чтобы совершить мыслительный скачок и создать оригинальные идеи" [там же].

Для того чтобы выделить креативных детей мы использовали один из методов факторного анализа, метод главных компонент. Как и Е. Торренс, мы предполагаем, что более стабильно и надежно творческий потенциал личности отражается в обобщенном показателе "Образная креативность". Мы понимаем это так, что все шкалы теста можно описать одним фактором, за всеми заданиями стоит фактор образной творческой способности. Поэтому, перед нами стояла задача представления всех данных в терминах одной размерности, что и позволяет модель главных компонент, преобразующая информацию, содержащуюся в исходных данных, и представляющая их в единицах измерения одной оси по совокупности всех показателей. Главная компонента определяется как "направление, в котором наблюдается наибольший разброс объектов". На одной оси выстраиваются значения от низких к высоким. Детей, занимающих на этой оси более высокое место, мы относим к креативным (со стандартным отклонением в 0,5 сигмы).

Методика "Достижение цели - преодоление препятствия" (Н.Г. Алексеев)

Методика направлена на изучение рефлексивных характеристик в процессе решения творческой задачи. Важный акцент делается именно на процессе разворачивания рефлексии в деятельности по решению задачи.

Учащимся предъявляется лист бумаги, на котором на середине листа изображена горизонтальная линия, не достигающая краев листа по 1,5 см с каждой стороны. В верхней и нижней частях листа, по вертикальной оси, на расстоянии по 2,5 см от нижнего и верхнего краев - точки. Листы раздаются обследуемым "картинкой" вниз. Задание состоит в том, что по сигналу экспериментатора учащиеся переворачивают листы, ставят ручку в верхнюю точку, закрывают глаза и с закрытыми глазами соединяют верхнюю точку с нижней, соблюдая два условия. Первое - нельзя выходить за край листа. Второе - нельзя пересекать горизонтальную линию. После выполнения задания листы переворачиваются, и испытуемые отвечают на вопросы:

1) О чем думали, что чувствовали во время выполнения задания?

2) В чем испытывали наибольшие затруднения?

3) Что вас беспокоило во время выполнения задания?

4) Был ли план действий, если "да", то в чем он состоял?

5) Пользовались ли какими-то опорами?

6) Как бы вы оценили свою работу?

После этого учащимся позволялось перевернуть листы и посмотреть на свои работы, необходимо было поставить себе оценку.

Задание выполнялось три раза. После каждого раза учащиеся отвечали на вопросы и проставляли себе оценку.

Предложенное в данной методике задание, считается нами творческим. Во-первых, оно простое по способу своего выполнения, и не требует от человека каких-либо специальных навыков или умений, но в то же время оно проблематично, так как выполнить его необходимо с закрытыми глазами.

Цель троекратного выполнения задания состоит в следующем: предполагается, что, выполняя задание в первый раз, человек будет действовать "методом проб и ошибок", неуспешно, переоценивая свои возможности в действиях с закрытыми глазами. Но вопросы, следующие после совершенного действия (проведение линии) должны помочь испытуемым в понимании смысла задания, в осознании возможных способов действия. Именно по тому, насколько человек улавливает смысл вопросов и использует их как ресурс для изменения своего действия, можно судить о способности к рефлексии.

Здесь особую роль приобретает активность самого испытуемого, который, соотнося свои действия в первых пробах с их успешностью, с задаваемыми вопросами, становится в рефлексивную позицию (в центре внимания которой оказываются средства действия, необходимые для решаемой задачи) и переосмысляет, изменяет свой подход к решению задачи.

Исключение составляют ситуации, когда при успешном выполнении задания при первом предъявлении, человек в последующих пробах не проявлял активности (ответы не относятся к содержанию задачи, либо не изменяются). Здесь мы не можем однозначно сказать о способности или неспособности человека к рефлексии вообще, так же как и в случае, когда человек вовсе не пытается соответствовать требованиям задания. Мы можем говорить только о том, что при выполнении данного задания эти дети не проявляли способности к рефлексии, возможно, в результате отсутствия мотивации.

Критерии, по которым мы оцениваем способность к рефлексии:

. Изменение ответов от первой ко второй пробе и от второй к третьей пробе.

. Успешность второго и/или третьего выполнения задания.

В соответствии с выбранной нами моделью рефлексии (определение С.Ю. Степанова), и разделением интеллектуальной и личностной рефлексии, мы использовали следующую схему анализа данных. Подсчитывались изменения ответов, связанных с образами предметной ситуации задачи, и изменения ответов, связанных с образами личности, "с которыми отождествляет себя "я" во время переживания конфликта".

К образам предметной ситуации относятся: план действий, используемые опоры, фиксации затруднений, установки к действию, предположения и утверждения.

К образам личности относится самооценка и мотивировка (в этом случае учитывалось не только изменение характера самооценки, но и появление личностных ответов там, где ранее были ответы, касающиеся предметного содержания задачи).

Способными к рефлексии мы считаем тех детей, которые успешно используют переосмысление предметного содержания задачи/личностных образов.

Детей, не использующих в процессе решения задачи переосмысление предметного или личностного содержания, в последующем анализе мы называем как "не проявляющие способности к рефлексии".

Тех, кто использует переосмысление, но оно не влияет на успешность выполняемых впоследствии действий, мы будем называть, как "переосмысляющие предметные или личностные содержания, без изменения продуктивности".

 



2020-03-19 171 Обсуждений (0)
Тест креативности Е. Торренса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тест креативности Е. Торренса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)