Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Источники поэмы У. Шекспира: Шекспир и Тит Ливий



2020-03-19 161 Обсуждений (0)
Источники поэмы У. Шекспира: Шекспир и Тит Ливий 0.00 из 5.00 0 оценок




Шекспир взял античный сюжет и обработал его близко к подлиннику, но он не придерживался цели рассказать историю Лукреции. Шекспир использовал эту легенду для передачи своих идей - здесь звучит мотив признание всесилия зла, которое проявится сильнее в более позднем периоде. Чтобы более точно понять, что Шекспир вкладывал в свою поэму необходимо провести тщательное сравнение текста поэмы с источниками.

Следует начать со сравнения с историей о благочестивой Лукреции, рассказанной Титом Ливием в «Истории Рима от основания Города», как более ранним источником.

Первое, что необходимо отметить, - это отсутствие описаний в изложении Ливия. Он не описывает внешности Лукреции, речь ее, обвиняющая Тарквиния очень скупа. Зато эпизод с Брутом, призывающим отомстить за Лукрецию, является эмоционально окрашенным - сразу становится понятно, что автор на стороне восставших.

Шекспир, в свою очередь, дает нам очень подробное описание внешности Лукреции:

 

Но красота, венчаясь белизною,

Зовет на помощь белых голубей,

А добродетель в споре с красотою

Румянец хочет отобрать у ней…

В век золотой уж был он у людей

И в наши дни, как встарь, порой бывает,

Что белизну румянец защищает.

 

Так на лице геральдика ясна;

Румянец с белизной вступил в сраженье.

Две королевы, каждая сильна,

И обе трона жаждут в исступленье.

В них честолюбье разжигает рвенье,

Но каждой, так могущественна власть,

Что ни одной им не придется пасть.

 

Этим отрывком не заканчивается описание героини. Столь подробное описание показывает читателю, что именно из-за красоты героини в Тарквинии вспыхнула страсть к замужней женщине. Это дает нам возможность предположить, что автору было важно показать причины поступков героев, тем самым мы можем говорить о том, что здесь просматриваются зачатки психологизма, который позднее разовьется и проявится в Великих трагедиях.

Следующим отличием поэмы Шекспира от интерпретации Ливия является само начало повествования. У Ливия происходит спор о женах, в котором Коллатин утверждает, что «выше прочих его Лукреция», после чего спорящие едут в Рим, чтобы посетить каждую из жен. Именно тогда Тарквиний впервые видит Лукрецию и спустя несколько дней возвращается к ней уже один. У Шекспира Тарквиний, услышав рассказ Коллатина, решает один навестить жену своего друга, чтобы убедиться в правдивости его слов.

 

Быть может, хвастовство красой жены

Тарквиния порыв воспламенило…

Порой сердца ушами смущены!

А может быть, ему завидно было,

Иль вот какая колкость уязвила,

Что, скажем, он владеет, Коллатин,

Тем, чем владеть не может властелин… [1:с. 373]

 

В этом отрывке мы видим, что Шекспир переносит вину за происшествие с Тарквиния на мужа Лукреции, ведь если бы не его хвастовство, то ничего бы не произошло.

Кроме этого, в данном фрагменте можно найти мотив куртуазной любви, когда «рыцарь» влюблялся в «прекрасную даму» только понаслышке. И в самом начале Тарквиний ведет себя сообразно рыцарскому кодексу: он влюбился в замужнюю женщину, он решает поведать о своих чувствах, надеясь на взаимность. Но если в куртуазной любви рыцарь любил свою прекрасную даму на расстоянии, то дальнейшие события, разворачивающиеся после встречи Тарквиния с Лукрецией, противоречат данному кодексу.

Важным является то, что в изложении Шекспира большую часть занимают речи Тарквиния, в которых он размышляет о цене поступка, который он хочет совершить:

 

Что получу, когда добьюсь победы?

Мечту, иль вздох, иль счастья краткий взлет?

Кто этот миг берет в обмен на беды?

Кто вечность за мгновенье отдает?

Кто ради грозди всю лозу встряхнет?

Какой бедняк, чтоб тронуть лишь корону,

Согласен рухнуть, скипетром сраженный? [1:с. 378]

 

Кроме этого, Тарквиний задумывается о том, что принесет не только позор своему роду, но и боль своему другу:

 

Какое подберу я оправданье,

Когда меня в бесстыдстве уличат?

Немой, во власти дрожи и терзанья.

С померкшим взором, я рванусь назад,

Но, страхом и смятением объят,

Утрачу дерзость, мужество и силу,

А там - сойду безропотно в могилу.

 

Когда 6 убил он моего отца,

Иль мне готовил смертную засаду,

Иль не был верным другом до конца,

Мне оправданий бы тогда не надо:

Его несчастьям было б сердце радо…

Но он - мой родич, мой любимый друг,

А я - исток его тягчайших мук! [1:c. 378]


Шекспир хотел показать, что Тарквинии переживает за Коллатина. И если у Ливия Тарквиний без всяких сомнений, как самый настоящий тиран, шел в покои Лукреции, то Тарквиний Шекспира человечнее, он сомневается в необходимости своего поступка. Тарквиний пытается найти себе оправдание, говоря, что именно красота Лукреции стала причиной возникновения в нем страсти.

Шекспир дает подробные описания сомнений Секста Тарквиния, которые переходят в решительность:вместо попыток остановиться, он, наоборот, начинает не только оправдывать себя, но и уверять в том, что нет препятствий для совершения преступления.

Получается, что для Шекспира было важно показать терзания Тарквиния, проникнуть глубоко к нему в душу, чтобы он выглядел более реалистично, а не однопланово, как у Ливия.

Дальше в изложении Ливия речь идет о том, что Тарквиний, угрожая Лукреции, обесчестил ее. Шекспир, в свою очередь, сначала дает нам описание спящей Лукреции, и, в последний раз, показывает нам сомнения царя:

 

Как лев играет с жертвою в пустыне

И не спешит терзать добычу он,

Так медлит нерешительный Тарквиний,

Как будто пыл глазами утолен.

Он совершенно, впрочем, не смирен

И вздох желанья подавить не в силах…

И снова кровь неистовствует в жилах. [1: c. 384]

 

Самым важным отличием текста Шекспира от текста Ливия является то, что Лукреция в изображении Шекспира вступает в спор с Тарквинием, пытается пробудить его совесть, воззвать к чести монарха, а Ливий не приводит речи героини, он только говорит, что она была непреклонна.

Кроме спора Лукреции с Тарквинием, Шекспир приводит описание ее душевного состояния: описывает то, что она испытывала, ее мольбы и уговоры. Она напоминает царю о чести, о том, что муж ее его друг:

 

Мой муж - твой друг! Меня ты пощади!

Ты так могуч - уйди, себя спасая.

И птицу из сетей освободи!

Ведь ты не лжец, зачем же ложь такая? [1: c. 388]

 

Лукреция говорит о том, что после совершенного злодеяния его будут помнить как царя-деспота, а это перекликается с тем, что думал сам Тарквиний до того, как вошел к ней в спальню.

 

Какими в старости блеснешь делами,

Когда полна злодействами весна?

И, возмущаясь царскими сынами,

Что ж может от монарха ждать страна?

Запомни - даже подданных вина

Хранится долго в памяти народа,

А деспот царь - неизгладим на годы! [1: c. 389]

 

Становится ясно, что данная тема волновала автора, ведь она встречается в тексте поэмы несколько раз. Вопрос о том, как преступления правителя скажутся на его будущем, будущем его родственников. Позднее эта тема будет более полно разрабатываться Шекспиром в трагедиях.

Если исходить из мысли, что Лукреция является рупором идей автора, то следующие строки являются описанием того, как должен выглядеть идеальный правитель, по мнению Шекспира:


И лишь насильно будешь ты любим,

Владык же добрых любят и страшатся…

Ты все простишь преступникам любым,

Раз мог в злодействах с ними поравняться!

Не лучше ль будет с ними не сближаться?

Цари - зерцало и наука нам,

А мы стремимся подражать царям! [1: c. 389]

 

Здесь мы встречаем характерное для всего творчества Шекспира слияние тираноборческой темы с мечтой о положительном монархе как воплощении высшей справедливости и моральной чистоты.

Общим, как для Ливия, так и для Шекспира является то, что последним аргументом, которым одолел непреклонное целомудрие, была угроза убить Лукрецию и подкинуть ей в покои убитого раба, чтобы опорочить ее.

Далее Шекспир описывает состояние Лукреции, ее размышления о том, что ей делать, как жить дальше. Этому автор уделяет большое внимание, ведь именно внутреннее состояние волновало Шекспира больше, чем историческая достоверность.

И если у Шекспира уделяется значительная часть поэмы внутренним переживаниям героев, то у Ливия опять дано всего одно предложение: «Лукреция, сокрушенная горем, посылает вестников в Рим к отцу и в Ардею к мужу, чтобы прибыли с немногими верными друзьями: есть нужда в них, пусть поторопятся, случилось страшное дело».

В интерпретации Шекспира, Лукреция посылает только за мужем, а уже он приводит с собой свиту:

 

И вот уж снова здесь гонец проворный,

Со свитой мужа он привел домой. [1: c. 417]


Получается, что и у Шекспира Лукреция совершает самоубийство не только перед отцом и мужем, но и перед другими людьми, которые позже примкнут к восстанию.

У Ливия Лукреция сразу рассказывает мужу о том, что Тарквиний обесчестил ее, а у Шекспира Лукреция никак не может заговорить об этом:

 

Вздохнула трижды в горести она -

В несчастье трудно вымолвить и слово…

Но наконец она начать должна,

И вот поведать им она готова. [1: c. 418]

 

В очередной раз становится очевидно, что Шекспиру было необходимо показать именно состояние и переживания героини. Можно предположить, что уже в достаточно ранних произведениях, которым является поэма «Обесчещенная Лукреция», выявляется стремление Шекспира к анализу причин поступков, стремление к реалистичному изображению, которое в дальнейшем будет развиваться. Этому свидетельствует и описание реакции Коллатина (которого нет у Ливия):

 

А муж, как разорившийся купец,

Стоял, поникнув в горе и молчанье…

Но вот, ломая руки, наконец

Он речь повел… И с бледных уст дыханье

Струится так, что речь как бы в тумане:

Пытается несчастный дать ответ,

Но только дышит он, а слов-то нет. [1: c. 419]

 

После самоубийства Лукреции важное место в изложении Ливия занимает речь и поведение Брута, который, взяв нож, призывает к мести. Он передает нож каждому из присутствующих, заставляя их повторить клятву. Тело Лукреции выносят из дома, собирается народ, который отправляется в Рим.

Шекспира же, как и на протяжении всей поэмы, в данном эпизоде интересует внутреннее состояние близких Лукреции: ее отца и мужа. Именно у Шекспира появляется речь отца над телом погибшей дочери:

 

О дочь! - Лукреций старый восклицает. -

Ведь эта жизнь принадлежала мне!

Портрет отца младенец воскрешает…

В ком буду жить, раз ты в могильном сне?

Зачем ты смолкла в смертной тишине?

Увы, смешалось все на этом свете:

Живут родители, в могиле - дети! [1: c. 422]

 

И только после того, как произнес речь отец и муж, свою речь произносит Брут, который призывает отомстить за честь и жизнь Лукреции.

Сравнив поэму Шекспира с первой интерпретацией легенды о Лукреции, мы можем сделать вывод о том, что хоть Шекспир и использовал тот же сюжет, что и Ливий, но задачи и их решения были совершенно разными. Ливию важно было показать всю несостоятельность монархического строя в Римской империи (и эпизод с Лукрецией подходил для этого). В «Истории Рима» преступление царского сына против нравственности является источником падения монархии, подтверждая значение морали в общественной жизни. Именно поэтому самым ярким образом у Ливия является образ Брута, который призывает к свержению царей. Шекспира тоже интересовал вопрос о роли правителя в жизни государства, но его Шекспир решает совершенно по-другому. Обвинителем Тарквиния, в первую очередь, является не Брут, а Лукреция, призывающая к его чести. В отличие от Ливия, Шекспира интересовали внутренние переживания героев. Отсюда обилие монологов, возвышенных речей и описаний, которые создают образы героев поэмы.

 



2020-03-19 161 Обсуждений (0)
Источники поэмы У. Шекспира: Шекспир и Тит Ливий 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Источники поэмы У. Шекспира: Шекспир и Тит Ливий

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (161)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)