Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тит Ливий и первая письменная фиксация легенды о Лукреции



2020-03-19 214 Обсуждений (0)
Тит Ливий и первая письменная фиксация легенды о Лукреции 0.00 из 5.00 0 оценок




История и художественный вымысел в поэме У. Шекспира «Лукреция»

 


Введение

В обширном творчестве Шекспира поэмы занимают особое место. Если пьесы Шекспир писал для широкой публики, то его поэмы были предназначены для истинных ценителей. Он считал, что доказательством того, что он является поэтом, могут послужить только поэтические произведения, принадлежавшие к признанным жанрам литературы.

Вот почему издавая свои поэмы, Шекспир говорил о том, что именно поэмы являются его первенцами фантазии.

Известно, что при создании своей поэмы «Лукреция» Шекспир пользовался историческими источниками. Существует несколько вариантов изложения легенды о Лукреции. Первой письменной интерпретацией является текст Тита Ливия, который входит в его монументальный труд «История Рима от основания города». Вторым изложением легенды о Лукреции является поэтическая интерпретация Овидия в «Фастах».

Большинство исследователей творчества Шекспира, таких как А.А. Аникст, Ю.Ф. Шведов, Г Брандес, в своих работах только упоминают о том, что источником поэмы «Лукреция» является предание, описанное Овидием в «Фастах».

Данная работа посвящена анализу исторических источников поэмы Шекспира «Обесчещенная Лукреция».

Объектом данной работы является анализ изложения легенды о Лукреции Тита Ливия, поэтической интерпретации этой легенды Овидия и поэмы Шекспира. Предметом - выявление общих черт и различий в изложении этими авторами данного предания. Цель - на основе сравнения текстов выявить новаторство Шекспира в изложении легенды о Лукреции

Поставленная цель определяет следующие задачи:

1) выявить важнейшие исторические источники и сопоставить с текстом поэмы

2) выявить общие черты и различия между текстами Ливия и Овидия

)   выполнить сопоставительный анализ изложения легенды Тита Ливия и Овидия с поэмой Шекспира

)   проанализировать различия между источниками и поэмой

)   определить новаторские черты, привнесенные Шекспиром в изложение предания о Лукреции.

ливий лукреция шекспир овидий

 


Источники поэмы Шекспира «Обесчещенная Лукреция»

Тит Ливий и первая письменная фиксация легенды о Лукреции

Известно, что при создании своей поэмы «Лукреция» Шекспир пользовался историческими источниками. С полной уверенностью говорить нельзя, но, вероятнее всего, основой для «Лукреции» послужило предание, описанное Овидием в «Фастах». Этот сюжет был очень популярен в английской литературе и до Шекспира. Различные варианты трагической истории Лукреции содержатся в поэмах «Легенды о славных женщинах» Чосера (XIV век) и «Падение монархов» Лидгейта (XV век).

Данный сюжет пережил трансформацию в процессе длительной обработки, пройдя через руки нескольких авторов. Его источником послужила легенда о Лукреции, жене Коллатина, которая совершила самоубийство на глазах у мужа, отца и Брута, после того как ее обесчестил сын римского царя Тарквиний, что послужило восстанию и установлению в Риме Республики. Первым, кто письменно упомянул об этой легенде, был римский историк Тит Ливий.

Тит Ливий (59 г. до н.э. - 17 г. н.э.) принадлежит к блестящей плеяде писателей и поэтов, мыслителей и историков, которых принято относить к так называемому золотому веку древнеримской литературы. Ливий был младшим современником Цицерона, Вергилия, старшим - Овидия и Проперция, почти ровесником Горация и Тибулла.

Доподлинно известно, что Ливий писал диалоги общественно-философского содержания, трактаты по риторике, но все они безвозвратно пропали, и его известность основана на единственном сочинении, которое сохранилось далеко не полностью и которое по традиции принято именовать «История Рима от основания Города». В своем изначальном виде этот труд должен был охватывать события римской истории от легендарных ее истоков до гражданских войн и установления империи, то есть эпохи, современником которой был сам автор. Но из 142 книг, составлявших грандиозную эпопею, до нашего времени дошло 35 книг - с первой по десятую и с двадцать первой по сорок пятую, освещающие события до 293 и с 219 до 167 г. до н.э. О содержании других книг известное представление дают созданные еще в древности краткие их изложения - «периохи», или «эпитомы»

«История Рима от основания Города» делилась на тематические разделы по десять или иногда по пять книг в каждом. Такие группы книг (их принято называть соответственно декадами или пентадами) публиковались автором по мере их написания.

Труд Ливия был оценен как одно из высших проявлений римской духовной культуры уже современниками - восторженные отзывы о нем тянутся через всю эпоху ранней Римской империи. Одного из величайших историков древности видело в нем и Новое время - от Данте и Макиавелли до русских декабристов.

Ливию нередко приписывают такие недостатки, как отсутствие анализа социально-экономических процессов, некритическое отношение к данным предшествующих историков, почти полное невнимание к подлинным документам, некомпетентность в описании военных действий, но он, тем не менее, остается главным нашим источником по истории республиканского Рима. Большинство фактов, сообщаемых Ливием, находят прямое или косвенное подтверждение в других источниках и могут считаться вполне надежными.

Ливий является создателем хрестоматийного величественного и идеального образа древнего республиканского Рима, родины гражданского и воинского героизма, воплощения совершенного общественного устройства, цитадели законности и права. Образ этот находится в кричащем противоречии с непосредственной исторической реальностью: республиканский Рим жил войной и для войны, ненасытно захватывая все новые богатства, все новые города и страны. И тем не менее образ, созданный Титом Ливием, не был ни выдумкой, ни наивным заблуждением. Народ Рима действительно выстоял в страшных испытаниях голодом, в истребительных внешних войнах и разрухе, порожденной войнами гражданскими.

В «Истории Рима от основания Города» существуют два регистра повествования - хроникальный и образный - чаще всего автор ориентируется именно на второй. Книга изобилует страницами, которые навсегда вошли в культуру Европы и которые и сегодня берут за душу: исполненные глубокого драматизма сцены - самоубийство Лукреции, разгром и позор римлян в Кавдинском ущелье, казнь консулом Манлием своего сына; надолго запоминающиеся речи - такие, как речь трибуна Канулея к народу.

Первая книга эпопеи посвящена эпохе царей, со второй начинается, рассказ о «свободном Риме». В центре эпизода, открывающего историю Республики, - образ первого римского консула Брута. И то, что говорится здесь о свободе как основе римского государства, - своего рода камертон для всего последующего повествования. У Ливия книга начинается не с рассказа о поступках и событиях, а с теоретического рассуждения о благах свободы, о принципиальной грани, которую она кладет между царским и республиканским Римом, об опасностях, угрожающих свободе, и действия консула Брута упоминаются лишь в этой связи.

В «Истории Рима» рассказ о благочестивой Лукреции появляется в конце Первой книги и является ее кульминацией. Симпатии и идеалы Ливия связаны с Республикой, и именно история Лукреции, описывающая бесчинства римского царя, логически завершает повествование об эпохе царей в Риме. Следует отметить, что исторических документов, описывающих этот период римской монархии нет, следовательно, эту часть истории Ливий писал, опираясь на народные предания и легенды. Из-за этого эпизод о Лукреции нельзя однозначно воспринимать как достоверно произошедшее историческое событие.

Ливий начинает повествование с упоминания о том, как в лагере римлян, осаждающих Ардею, однажды заходит спор о том, чья жена лучше. Таким образом, завязкой служит распространенный в фольклоре разных народов мира мотив похвальбы мужа достоинствами жены. Коллатин предлагает неожиданно приехать к каждой из жен, что должно подтвердить превосходство Лукреции над другими римскими женами. Сначала спорившие прискакали в Рим и нашли жен, которые в отсутствие мужей проводили время на пышном пиру среди сверстниц. Когда же они приехали в дом Коллатина, то нашли его жену мирно прядущей (что доказывает ее благонравие и добродетель). Лукреция оказывает радушный прием гостям. Тогда-то и вспыхивает страсть Секста Тарквиния к жене друга. Но он не сразу решается предпринять решительные действия. Лишь несколько дней спустя он возвращается в дом Лукреции и, пробравшись ночью в спальню жены Коллатина и угрожая женщине, совершает над ней насилие. Утром Лукреция посылает за мужем, отцом и их друзьями. Когда прибывает муж, она рассказывает о том, что произошло ночью. Все ее утешают, но она вытаскивает спрятанный в одежде нож и убивает себя. После смерти Лукреции, Брут, держа в руках нож, которым убила себя Лукреция, призывает соотечественников к бунту против Тарквиния. Воодушевленные праведной местью, римляне поднимают восстание против власти Тарквиниев, и это приводит к установлению республики в Риме.

Главное, на чем сосредоточен Ливий, рассказывая историю Лукреции, - это взаимодействие поступков в моральном и политическом аспекте. Могут ли простить царю поступок, который ужасен с моральной точки зрения, или же у всего есть свой предел. Все в «Истории Рима» подчинено этой идее, и все созданные историком образы (включая образ деспотичного Секста Тарквиния, целомудренной Лукреции, ее мужа и даже Брута) служат доказательством наказуемости аморальных поступков монархов. В этом начальном аккорде гимна римской свободе ясно различимы две ноты, его составляющие, - преодоление частных интересов отдельных людей и групп ради общего интереса единого народа и подчинение дисциплине.

Говоря о трактовке легенды римским историком, необходимо обратить внимание на то, как Ливий балансирует между темой добродетели Лукреции и политическим значением ее гибели в эпизоде, когда Брут превращает семейную трагедию Коллатина в событие, наделенное политическим содержанием и значимое для всех римлян. Для Ливия правда Лукреции и ее выбор становятся частью рождения Римской республики.

 



2020-03-19 214 Обсуждений (0)
Тит Ливий и первая письменная фиксация легенды о Лукреции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тит Ливий и первая письменная фиксация легенды о Лукреции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)