Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Советская публицистика в годы Великой Отечественной войны



2020-03-19 164 Обсуждений (0)
Советская публицистика в годы Великой Отечественной войны 0.00 из 5.00 0 оценок




Первые очерки и рассказы Гроссан написал в Донбассе, когда стал работать инженером-химиком. Переехав в Москву, он серьёзно занялся литературным творчеством. В 1934 году <http://ru.wikipedia.org/wiki/1934_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> опубликовал повесть из жизни шахтёров и заводской интеллигенции «Глюкауф», и рассказ о Гражданской войне <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0_%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8> «В городе Бердичеве». Успех этих произведений укрепил Гроссмана в желании стать профессиональным писателем.

В 1935 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1935>, 1936 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1936>, 1937 годах <http://ru.wikipedia.org/wiki/1937_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> издавались сборники его рассказов, в 1937-1940 <http://ru.wikipedia.org/wiki/1940> - две части эпической трилогии «Степан Кольчугин» - о революционном движении от 1905 года <http://ru.wikipedia.org/wiki/1905_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> до Первой мировой войны <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0>.

С первых дней Великой Отечественной войны <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%9E%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0> и до Дня Победы <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D0%9F%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D1%8B> Василий Гроссман был специальным корреспондентом газеты «Красная звезда <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%B0_(%D0%B3%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D1%82%D0%B0)>». В 1942 году <http://ru.wikipedia.org/wiki/1942_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> написал повесть «Народ бессмертен», ставшую первым крупным произведением о войне. Тогда же в военные годы Гроссман определил основное направление своей прозы - он стал летописцем войны. Повести «Народ бессмертен», «Сталинградские очерки», книга «Треблинский <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0> ад», открывшая тему Холокоста <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82>, стали классикой военной публицистики.

С 1946 по 1959 год <http://ru.wikipedia.org/wiki/1959_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> работал над дилогией <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F> «За правое дело» и «Жизнь и судьба <http://en.wikipedia.org/wiki/Life_and_Fate>». Эпический роман «За правое дело» (1952), написанный в традициях Льва Толстого <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9,_%D0%9B%D0%B5%D0%B2_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87> и повествующий о Сталинградской битве, после разгромной критики в партийной печати Гроссман вынужден был переработать.

Рукопись продолжения романа «За правое дело» - романа Жизнь и судьба <http://en.wikipedia.org/wiki/Life_and_Fate>, носящего резко антисталинский характер, над которым писатель работал с 1950 года <http://ru.wikipedia.org/wiki/1950_%D0%B3%D0%BE%D0%B4>, в 1961 была конфискована.

Посмертно издан сборник рассказов и очерков «Добро вам!». Очерки и записные книжки военных лет вошли в сборник «Годы войны».

«Волга - Сталинград».

Тема данного публицистического произведения - оборона Сталинграда. Идея же заключается в том, что воля русского народа (борющегося на фронтах и живущего в тылу) несгибаема, потому что все, от мала до велика, озабочены исключительно судьбой своего отечества. Они ставят будущее Родины выше своей жизни.

В произведении нельзя выделить какие-либо композиционные центры, поскольку оно не является сюжетным. Автор просто последовательно описывает увиденное, свои впечатления. Тем не менее, материал отличается цельностью, она достигается единством замысла, все эпизоды подчинены раскрытию одной идеи - высочайшей степени патриотического духа и самопожертвования народа.

Система аргументации включает в себя два основных элемента: личные впечатления писателя об отношении народа к предстоящей битве («И мысль о Волге и Сталинграде, о главной и решающей битве владеет всеми: стариками, женщинами, бойцами рабочих батальонов, танкистами, летчиками, артиллеристами», «…мы оскорбленные, но не униженные. Униженными мы никогда не будем»); информация, полученная им из других источников: описания отдельных сражений, например, зенитной батареи лейтенанта Скакуна («за время боя девушки ни разу не ушли в укрытия, а бывали минуты, когда нельзя было не уйти;»).

Главный герой данного произведения - весь народ в целом. Его образ раскрывается на примерах отдельных представителей (военных и мирных жителях). Обобщая характеристики отдельных людей, изображённых Гроссманом можно сделать вывод о том, что русский народ морально не сломлен, готов отдать себя без остатка ради спасения своего отечества.

Поскольку данный текст можно отнести к жанру путевого очерка, то в качестве основного стиля можно выделить публицистический. Но специфика жанра вносит в материал элементы других стилей, прежде всего, разговорного (слова, конструкции). Тем самым автор стремится максимально приблизить содержание очерка к читателю, достигает эффекта доверительной беседы. Ещё одной особенностью стиля является ярко выражено личностное начало, что позволяет оказать более сильное эмоциональное воздействие на читателя и поднять его патриотический дух.

«Душа красноармейца».

Тема произведения - поведение обычного, рядового солдата на войне. Из поведения такого солдата, изображённого Гроссманом, вытекает следующая идея: именно солдаты, подобные Громову, в первую очередь, коренным образом изменяют ситуацию на фронтах, приближают победу; они должны быть образцом и примером в поведении и отношении к войне для прочих солдат.

Этот материал также не поддаётся разбивке на определённые композиционные части. Он строится на описании военных будней Громова, практически равнозначных для раскрытия его образа. Целостность произведения достигается за счёт подчинённости всей информации одной задаче - показать образцовое поведение солдата на войне.

Свою позицию относительно образцового характера Громова Гроссман аргументирует путём констатирования конкретных поступков солдата на войне и мнений о нём других солдат. Тем более, что они совпадают с идеальными представлениями поведения солдата на войне у большинства людей. Так, Громов преодолевал физические боли в животе в военных походах и никогда на них не жаловался («Одно лечение - вперед итти»); Валькин был уверен, что «Этот уж вытащит меня, хоть без обеих ног останусь, не бросит, зубами утащит от немца»; двигало героем ни требование закона, ни начальство, а ощущение внутреннего долга перед Родиной - это решающий фактор его героического поведения на фронтах ВОВ. Таким образом, Громов ставит интересы страны выше своих собственных. На данном этапе жизни даже маленькие военные победы, например, подрыв нескольких вражеских танков, являются для него первостепенными. Это то единственное, что придаёт ему силы и поддерживает в нём желание жить дальше.

Основным, но не единственным стилем данного произведения является публицистический. Помимо него автор прибегает к разговорному. В первую очередь потому, что сам герой - работник сельского хозяйства. Во-вторых, разговорный стиль будет хорошо понятен той аудитории, на которую он рассчитан, и она воспримет послание автора. Также в тексте встречаются фрагменты, написанные в художественном стиле («Его тяжелое сердце медленно раскалялось в огне войны, оно, точно каменный уголь, разогретый в горне, рдело темно-красным огнем. И уже нельзя было потушить этот огонь»).

Жанр этого текста - портретный очерк, причём обладающий высокой степенью эффективности. Автор не просто описывает личность Громова, а раскрывает её через поведение героя в переломных, кризисных моментах жизни - в сражениях, боевых походах.




2020-03-19 164 Обсуждений (0)
Советская публицистика в годы Великой Отечественной войны 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Советская публицистика в годы Великой Отечественной войны

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (164)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)