Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Управленческие решения, подходы к их принятию



2020-03-19 176 Обсуждений (0)
Управленческие решения, подходы к их принятию 0.00 из 5.00 0 оценок




Эффективная работа предпринимательских структур в рыночной среде напрямую связана с процессом разработки, принятия и реализации руководством и менеджерами управленческих решений. Роль управленческих решений возрастает в условиях НТП, расширяющего возможности предпринимателя, увеличивающего скорость принятия управленческих решений, в достижении своих целей, в научном обосновании принимаемого решения, его оптимизации и эффективности.

Управленческое решение является результатом ситуационного анализа, прогнозирования и выбора оптимального варианта, разработки конкретного плана мероприятий, направленных на достижение поставленной предпринимателем цели, то основное содержание управленческого решения непосредственно связано с генеральной целью компании и направлено на повышение ее производственно-сбытовой деятельности.

Текущая позиция предпринимательской структуры на рынке определяются решением следующих основных задач:

– повышение производительности труда и конкурентоспособности продукции;

– достижение качественного роста и развития предпринимательской структуры.

Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления.

Процесс управления можно представить в виде последовательности следующих действий:

– постановка целей и выявления проблем;

– разработка и принятие решений;

– организация и контроль выполнения решения.

Оценка степени достижения поставленной цели служит источником выявления новых проблем и принятия новых решений. То есть  постоянно возобновляется управленческий цикл в принятии решений.

Содержание управления заключается в выработке определенных мер, направленных на реализацию целей, что  достигается только в форме принятия и осуществления решений.

Синтезируя различные компоненты управленческое решение выступает способом постоянного воздействия управляющей подсистемы (субъекта) на управляемую (объект). Принятие решений – это осмысленный выбор из множества альтернатив наиболее предпочтительной.

Решения являются универсальной формой поведения как отдельной личности, так и отдельных социальных групп, поскольку любому поступку предшествует предварительно принятое решение.

Для управленческих решений характерны следующие особенности:

1. Цели решения.

2. Масштаб последствий.

3. Разделение труда.

4. Профессионализм.

Управленческое решение – это осознанный выбор альтернативы, направленный на достижение целей организации, осуществляемый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции на основе объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии.

Управленческое решение – комплексное явление. Его  основные аспекты: организационный, психологический, правовой, информационный, экономический и социальный.

В зависимости от того, какое влияние данный акт оказывает на будущее предприятия, выделяют стратегические и тактические виды управленческих решений. Первые предполагают общие направления развития бизнеса с учетом целей в долгосрочной перспективе, вторые – конкретные методы, посредством которых можно реализовать первые.

По масштабам основные виды управленческих решений могут быть глобальными или локальными. Локальные касаются только отдельных сторон работы организации, а глобальные охватывают все процессы на предприятии в целом.

По продолжительности периода внедрения на практике виды и типы управленческих решений могут быть до 1 года (краткосрочные), от 1 года до 5 лет (среднесрочные), более 5 лет (долгосрочные).

По степени обязательности выполнения виды управленческих решений делятся на ориентирующие (определение единого для всех направления), рекомендательные (не носят обязательного характера), директивные (обязательны для всех, принимаются высшим руководством).

По своему функциональному предназначению можно выделить такие виды и типы управленческих решений, как контролирующие, т.е. оценивающие результат, регулирующие, т.е. определяющие методику исполнения, координирующие – помогают концентрировать усилия на конкретной проблеме.

Некоторые  решения принимаются в стандартных ситуациях, а другие - в обстоятельствах форс-мажора.

Управленческие решения могут быть интуитивными, адаптивными или рациональными. Адаптивными решениями называются те волевые акты, которые принимаются согласно имеющимся у менеджера профессиональным знаниям, личным умениям и на основе жизненного опыта. Рациональные решения – акты, основанные на анализе проблематики с научной точки зрения. Интуитивные решения управленец принимает на основе собственных способностей предвидеть развитие ситуации и предполагать возможность достижения и качество результата.

Решение  должно быть обоснованным, продуманным, обеспеченным ресурсами, своевременным, профессиональным, четким и понятным для всех звеньев бизнес-структуры.

Научная обоснованность управленческого решения требует комплексного учета действительности, знаний о человеке, принимающем и выполняющем решения.

Методы принятия управленческих решений многочисленны и разнообразны.

 Так Эддоус и Стенсфилд подразделяют методы принятия решений на 3 блока:

– анализ данных (выборка и выборочные распределения, оценивание – доверительные интервалы, испытание гипотез, статистический контроль, линейная регрессия, временные ряды и прогнозирование);

– планирование – сетевой анализ и календарное планирование проектов, планирование и управление запасами;

– моделирование – линейное программирование, транспортные задачи, имитационное моделирование.

Смирнов выделяет следующие методы: аналитические, статистические, матричные, эвристические, активизирующие, экспертные, методы сценариев и метод «дерева решений». В его классификации аналитические методы подготовки управленческих решений основаны на моделях, представляющих набор аналитических зависимостей, эвристические – используют модель Саймона и Ньюэла, «дерево решений» – сетевую модель.

Можно выделить:

а) методы анализа управленческих решений (метод цепных подстановок, факторный анализ с применением ЭВМ, функционально-стоимостной анализ, анализ эффективности использования ресурсов, анализ финансового состояния фирмы с позиций конкурентоспособности),

б) методы прогнозирования управленческих решений (методы экстраполяции, параметрические методы, экспертные методы, методы нормативного, экспериментального, индексного прогнозирования);

в) методы экономического обоснования управленческих решений

Классификация методов принятия управленческих решений представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Классификация методов принятия управленческих решений

Методы экспертных оценок метод Дельфи, мозговой штурм, метод сценариев
Простые методы принятия управленческих решений анализ разрывов, анализ шансов и рисков, анализ портфеля, метод проверочного списка, метод оценки по системе баллов.
Линейное программирование симплекс-метод, целочисленное программирование, метод приближения непрерывными задачами, методы направленного перебора, теория графов.
Статистические методы планирование выборки, расчет различных выборочных характеристик, функций распределения, непараметрических оценок плотности, применение многомерного статистического анализа, статистика нечисловых и интервальных данных, анализ временных рядов.
Моделирование функциональные модели, модели, выраженные с помощью системы уравнений, модели оптимизационного типа, имитационные модели.
Экономико- математические методы методы оптимизации, методы, учитывающие неопределенность, методы построения и анализа имитационных моделей, методы анализа конфликтных ситуаций.

Ларичев классифицирует методы принятия управленческих решений на многокритериальные решения при объективных моделях, методы оценки и сравнения многокритериальных альтернатив, построение баз экспертных знаний, коллективные решения, вербальный анализ решений.

Москвин выделяет следующие группы методов:

а) методы принятия решений на основе статистических моделей (линейное, нелинейное, дискретное, математическое программирование);

б) принятие решений на основе динамических моделей (постановка и анализ проблемы оптимального управления динамическими системами, алгоритмы выбора оптимального программного управления динамическими системами, алгоритмы выбора оптимального решения в форме синтеза управления, решение задач оптимального управления);

в) принятие решений в сложных системах (постановка задач подготовки и принятия решений в сложных системах, принятие решений в условиях неопределенного воздействия внешней среды, принятие решений в условиях критериальной неопределенности, принятие решений в иерархических системах).

Исследования показывают, что подавляющее большинство управленческих решений, приводящих компании к катастрофе, принимаются именно в условиях неопределенности. Эти решения можно отнести к одной из четырех категорий:

– на этапе организации нового проекта;

– когда компания столкнулась с необходимостью реагировать на изменение и обновление бизнес-среды;

– в процессе управления слияниями и поглощениями;

– в результате усиления конкурентного давления.

В такие периоды перед фирмами встает множество непростых и многоаспектных задач, решение которых требует определенной гибкости и готовности к переменам.

Содержание проблемы представляет собой определение и выделение основных характеристик проблемы; характеристик процесса разработки и принятия управленческих решений (особенности и принципы принятия управленческих решений); технологии принятия управленческих решений: этапы, стадии процесса принятия управленческих решений. В процессе управления решение представляет собой развернутый во времени логико-мыслительный, эмоционально-психологический, организационно-правовой акт, выполняемый предпринимателем единолично или с привлечением других лиц (коллегиальные решения). Решение выступает в качестве своеобразной формулы управляющего воздействия на управляемый объект и определяет все дальнейшие процедуры в организации исполнения принятых решений. Решение является результатом выбора из множества вариантов, альтернатив и представляет собой руководство к действию на основе разработанного проекта или плана работы по достижению поставленной цели и решению исходной проблемы.

Конечный результат и эффективность предпринимательской деятельности определяются, качеством принимаемых решений, так как именно в процессе разработки управленческого решения вырабатывается стратегия и тактика хозяйственной деятельности предпринимательской структуры, разрабатываются конкретные способы и методы достижения поставленных целей. Лучшим можно считать решение, которое позволит достичь поставленной цели с наименьшими затратами и при этом в процессе выполнения будет корректироваться наименьшее число раз. Потребность в коррекции решения будет меньше, если оно тщательно подготовлено, спрогнозировано наибольшее число возможных ситуаций, которые будут учтены при разработке вариантов решения.

Сбалансированность обязанностей и прав лиц, принимающих и реализующих управленческие решения, является необходимой предпосылкой качества управленческих решений.

Каждый руководитель, которому передается ответственность, должен четко знать, перед кем и за что он несет ответственность. Единство распорядительства – один из важнейших принципов научного управления. Необходимо, чтобы решение, распоряжение исполнителю исходило от непосредственного руководителя. На практике может наблюдаться нарушение этого принципа, и вышестоящий руководитель отдает распоряжения «через голову» нижестоящих руководителей.

Непротиворечивость, строгая согласованность – еще одно важное требование к управленческому решению. Оно должно исходить от непосредственного руководителя, быть точным, согласованным с ранее принятыми решениями, не допускающим разночтений. В противном случае исполнители будут по собственному усмотрению выполнять любое из противоречивых решений, уходить от исполнения таких указаний или выполнять их недобросовестно.

Решение будет обоснованным и позволит более успешно выполнить задачу, если оно принято на основе достоверной информации о внутреннем состоянии объекта, а также внешней среды.

Конкретность – еще одно важное требование к качеству решения.

Решение должно быть своевременным, приниматься с учетом требований времени и конкретных условий. Задержка решения резко снижает эффективность управления.

Первый этап – диагностика проблемы.

Этот этап включает в себя следующую последовательность управленческих действий:

1. Осознание и установление симптомов (показателей, маркеров) затруднений или проблем.

2. Определение проблемы в общем виде – сокращение числа влияющих на проблему фaкторов и одновременно избегание немедленного (импульсивного) действия по устранению симптомов и их причин.

3. Выявление причин возникновения проблемы.

4. «Фильтрование» информации – проведение различий между неуместной и релевантной (относящейся к делу) информацией – по конкретной проблеме, людям, целям, временным рамкам.

5. Исключение информационных искажений психологического характера (скрытые мотивы и ошибки восприятия  сотрудников, руководителя).

Второй этап – формулировка ограничений и критериев принятия решения.

Факторами  (ограничениями)  могут быть нормативные акты, острая конкуренция, важные отношенческие особенности (невозможность уволить «священную корову») и т.д.

Необходимо  также определить стандарты, пригодные для оценки альтернативных вариантов выбора-то есть критерии принятия решения.

Важной психологической особенностью является то, что выбор обычно осуществляется не на основе исходного множества альтернатив. Предварительно происходит своеобразный «отсев» наименее привлекательных и значимых, по мнению субъекта, альтернативных вариантов (элиминация  альтернатив).

Третий этап – определение альтернатив.

Выявление всех возможных действий, способных устранить причины проблемы и дать возможность организации достичь своих целей. Это альтернативные  пути  решения проблемы.

Умение классифицировать организационно – управленческие и бизнес – проблемы, выстраивать приоритеты в их решении, выявлять задачи, которые не оказывают существенного влияния на эффективность деятельности предприятия (структурного подразделения) и отказываться от их решения характеризует руководителя как действительно грамотного управленца.

Также грамотный управленец может делегировать определение вариантов решения тех или иных задач своим сотрудникам, оставляя за собой работу на четвертом и пятом этапах.

Четвертый этап – оценка выявленных альтернатив.

На этом этапе проводится анализ каждой из выдвинутых идей, их сравнение, определение «плюсов» и «минусов», сильных и слабых сторон. Для этого может быть использован метод экспертной оценки. Целью экспертизы альтернативных вариантов является определение перспективности каждого из них, а также риски, с которыми сопряжена реализация каждого из выдвинутых вариантов управленческого решения, и в конечном итоге представление руководителю выверенного, обоснованного и просчитанного варианта.

Если альтернатива не удовлетворяет одному или нескольким критериям, ее нельзя рассматривать далее как реалистичную.

Пятый этап – выбор альтернативы.

Этот этап  является принятием управленческого решения.  (технологические приемы, искусство управленца).

Завершающие этапы – исполнение и обратная  связь.

Задача руководителя на этом этапе заключается в оценке изменений, которые наступают в проблемной ситуации связи с реализуемым решением.

Оценка результатов реализации управленческого решения связана с определением того, достигнута ли цель решения, устранена (изменена) проблемная ситуация на основе выбранной альтернативы или нет. Если результат позитивный, устраивающий руководителя, цикл управленческого решения завершается. Если он негативный, руководитель возобновляет цикл управленческого решения, возвращаясь на предыдущие его этапы.

 

Аналитическая часть

вариант 8

1. Ситуация «критерии управленческого решения»

Определите основные этапы и критерии принятия управленческого решения по выбору печатного издания для размещения рекламы о новом вузовском учебнике.

Решение:

Основные этапы принятия управленческих решений:

1.Диагностика проблемы.

2. Формулировка ограничений и критериев принятия решения.

3. Определение альтернатив.

4. Оценка выявленных альтернатив.

5. Выбор альтернативы.

6. Исполнение и обратная связь.

Данное решение непрограммируемое, т.к.  выбор рекламы нового учебника имеет особенности.

В качестве средств рекламы могут быть: сайт, каталоги, пресса, метод прямого сбыта и другие.

Преимущества  печатных изданий: размещение в СМИ  возможно для любого товара, в условиях любого бюджета, широкий спектр возможностей, можно разместить даже в маленьких регионах, не зависит от природных условий, возможно неограниченное время ознакомления с рекламным объявлением.

Недостатки:  низкая  оперативность, кратковременность существования газет, журналов,  высокая конкуренция рекламных объявлений, качество газет низкое, у современного читателя мало времени на чтение газет  и другие.

Для принятия решения необходимо провести анализ периодических изданий: содержание рубрик; читательскую аудиторию; тираж издания (оплаченный и расщепленный),  динамику тиража; технология выпуска издания; размер рекламы в издании; качество работы рекламного отдела; периодичность выхода; возможность использования цвета в рекламе если это необходимо для достижения цели.

При выборе вида прессы необходимо учитывать:

-охват читательской аудитории, т.е. количество потребителей;

-периодичность издания - важный параметр;

-специфику рекламируемой продукции;

-льготы и скидки по рекламе.

Так как  учебник не периодическое издание, то рекламу можно сделать постоянной в справочном издании.

Цель рекламы -  убеждение потребителей в правильности выбора товара. Потребителями учебниками являются: студенты вузов, преподаватели, специалисты, предприниматели, авторы учебника и другие.

Задачи - определение «мишени» рекламного воздействия, выбор средства распространения рекламы, определение бюджета рекламы, составление плана рекламы, составление сметы расходов на рекламу.

Каналы продвижения – специализированные, профессиональные и справочные печатные издания,  интернет, сайты, библиотеки,  ЭБС и др.региональные, ведомственные  оптовые издания.

Рекламный модуль 200-300 см2,  тип публикаций – рациональный.

Критерии  при выборе печатного издания – медиапоказатели:

-Рейтинг - количество читателей,  просматривающих  данное издание;

-Общее количество потенциальных читателей (число студентов  вузов, специалисты и другие);

-Число зрителей, видевших рекламное объявление;

-Количество выходов издания в год;

-Цена за 1000 контактов в интернете;

-Стоимость за единицу;

-Охват аудитории;

-Средняя частота восприятия;

-Товарный справочник.

В конечном счете, важными критериями и ограничениями выбора печатного издания будет: актуальность,  новизна, назначение, полезность учебника, рейтинг печатного издания с точки зрения рекламы и стоимость издания.

 

2. Стиль лидерства

Работники отдела маркетинга характеризуются высоким уровнем квалификации и опыта работы, но уровень их мотивации низкий. Какой стиль лидерства руководства предпочтителен для управления коллективом?

Решение: согласнотеории  Херси-Бланшара, выбор стиля лидерства зависит от готовности сотрудника выполнять задачи. В теории существуют 4 стиля лидерства и 4 степени развития подчиненного. Для описанной ситуации подходит соответствие: Р3 – С3: сотрудник профессионален, но не мотивирован – нужна поддержка.

Сотрудник уровня  Р3 способен к решению задачи, но не настроен. У него все в порядке и со знаниями, и с навыками, проблема только с мотивацией и уверенностью в себе. Поэтому, лидер выбирает поддерживающий стиль (С3), чтобы сотрудник осознал, что ему позволяют быть самостоятельным – его идеи находят отклик и конвертируются в рабочие успехи.

Поддерживающий стиль, или Лидерство путём участия в организации процесса работы — высокая ориентация на людей и низкая — на задачу.

Поддерживающий стиль (S3) применяется в отношении компетентных работников, которым не достает уверенности в себе или мотивации (P3). Все необходимые компетенции и навыки у таких сотрудников есть, поэтому указания им не очень нужны, а вот для укрепления их уверенности в себе и мотивации им необходима поддержка.

Практическая часть



2020-03-19 176 Обсуждений (0)
Управленческие решения, подходы к их принятию 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Управленческие решения, подходы к их принятию

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (176)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)