Средства формирования умений безопасного поведения учащихся
Введение Формирование и сохранение здоровья детей, и развитие у них культуры безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья на сегодняшний день рассматриваются как одна из основных задач системы образования. Состояние защищенности его жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз для устойчивого развития его личности в обществе, государстве и представляет собой безопасность ребенка. Безопасность является одной из основных потребностей человека, без реализации, которой невозможно полноценное развитие и самореализация личности. Развитая инфраструктура в современном мире, предоставляет человеку массу проблем и рисков и особенно восприимчива незрелая, формирующаяся личность ребенка. У подрастающего поколения экологические проблемы города являются причиной снижения энергичности и жизнестойкости. Распространение и развитие технологий, неустойчивость социально-экономической обстановки, слишком объем информации порождают массовый психологический стресс, а также нарастание явлений отчуждения и одиночества. Дискредитации многих нравственных ориентиров выстроенные на потребительских отношениях, приводят к социальной, эмоциональной инфантилизации детей и подростков, и формированию чувства беспомощности в решении жизненных проблем. Необходимость формирования навыков безопасного поведения становится очевидной и задачей педагогического сообщества. Таким образом, существует проблема формирования умений и навыков безопасного поведения учащихся общеобразовательной школы. В качестве одного из решений данной проблемы можно рассматривать проведение уроков ОБЖ с помощью разных технологий, методов и форм, в том числе и игровых технологий. Применение учебной игры по формированию умений безопасного поведения обучающихся может обеспечить психологическую готовность учащихся и к формированию последовательных действий в условиях чрезвычайной ситуации. Это и определило выбор темы исследования: «Учебная игра по ОБЖ как способ формирования умений безопасного поведения у учащихся 7 класса». Объект: процесс формирования умений безопасного поведения учащихся. Предмет: учебная игра, способствующая формированию уменийбезопасного поведения учащихся. Цель: выявление возможности формирования умений безопасного поведения у учащихся 7 класса МБОУ СОШ №7 через учебную игру по ОБЖ. Задачи: 1. Проанализировать теоретические и методологические аспекты формирования умений безопасного поведения учащихся. 2. Оценить уровень сформированности умений безопасного поведения у учащихся 7 класса МБОУ СОШ №7. 3. Выявить возможность формирования умений безопасного поведения у учащихся через учебную игру по ОБЖ. Методы исследования: общетеоретические; эмпирические. В работе приняли участие учащиеся 7 классов в количестве 56 человек.
Глава 1 Теоретические основы формирования умений безопасного поведения учащихся общеобразовательной школы Содержание понятия «умения и навыки безопасного поведения» Общество и государство зависит от развития современных технологий, в условиях влияния информационных систем на развитие подростков и с ростом угроз ежедневно сопровождающих человека, возникает необходимость в формировании навыков и умений безопасного поведения. В связи с ростом напряженности в мировой политике, ситуации с дорожно-транспортными происшествиям, пожарами и неосторожным поведением в городской среде. Нужно большое внимание уделить оценке угроз связанных с ухудшением криминогенной обстановки и которая может быть обусловлена умышленными, целенаправленными, действиями людей связанными с насилием, а чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера возникают спонтанно от случайного стечения обстоятельств. Для подготовки школьников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом к безопасному поведению, в образовательных учреждениях реализуется учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности». Эффективность формирования, и готовности подростков к безопасному поведению остается недостаточно высокой. При подготовке в педагогической практике подростков к умениям и навыкам безопасного поведения используются в основном традиционные формы и методы обучения, и которые не обеспечивают формирование мотивов безопасного поведения. Рискованное поведение и недостаточное развитие навыка безопасного поведения в обществе ежегодно приводит к подростковой гибели и травматизму. Важность работы учителя на уроках ОБЖ средней школы многократно возрастает и только понимание задач, стоящих перед учителем ОБЖ по развитию навыков и умений безопасного поведения способствует успешному обучению учеников средней школы. Понятие безопасность формулируется, как отсутствие недопустимого нанесения физического повреждения или вреда здоровью людей или вреда имуществу или окружающей среде [1]. Поведение человека, когда он ведет себя безопасно для себя и для окружающих, вне зависимости от места пребывания в транспорте, на улице – это безопасное поведение. Личностные и возрастные особенности учащихся в основном зависят от формирования умений безопасного поведения, и особенно сложным является подростковый возраст. У подростков проявляется высокая потребность в самоутверждении, подражание в поведении, проявлению привычек и ценностей и склонностей к рискованному поведению. Для подростков характерно стремление доказать себе и окружающим свою правоту, неуверенность в себе, повышенная тревожность [4]. Поэтому учитель должен обладать высоким авторитетом, в тоже время быть психологом, остро чувствующим изменения в подростковом коллективе. В развитии умений и навыков безопасного поведения становится мотивация подростка на сознательную безопасность в повседневной жизнедеятельности, другими словами, формирование культуры безопасности человека. Большее значение приобретает практическая подготовленность подготовки учителей ОБЖ, которые обладают профессиональной компетентностью и готовностью использовать современные методики в урочной и внеурочной работе по развитию умений и навыков безопасного поведения обучающихся [2,3]. Изучение ОБЖ направлено на освоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях, на развитие качеств которые необходимы для обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью. Выпускникам предъявляются требования уровня подготовки, которые включают конкретный перечень знаний и умений: - знать/понимать основы ЗОЖ, правила безопасного поведения в ЧС; - уметь вести себя в криминогенных ситуациях; - использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни [6]. Совместные действия учителя и обучающегося приводят к различным изменениям деятельности и личностных особенностей подростков, а также к следующим результатам, как считает Байбародов Л.Н.: «формирование опыта неправильного, виктимного, деструктивного поведения, которое является причиной возникновения опасных ситуаций; формирование опыта неуспешного поведения в опасных ситуациях; формирование опыта успешных действий по профилактике, преодолению опасных ситуаций» [3]. Для обеспечения безопасности школьников является формирование умений и навыков безопасного поведения, являющихся опытом успешных действий. Развитие навыка это автоматизированное выполняемое действие, а умение является готовность к сознательным и точным действиям, основанным на совершенстве отработанных навыков. Мошкин В.Н. определяет в процессе развития умений и навыков примерное содержание функций управления развитием навыков и умений безопасного поведения (таб.1). Таблица 1 Функции управления развитием навыков и умений безопасного поведения
Источниками получения информации школьниками-подростками о процессе обеспечения безопасности является курс ОБЖ, на уроках и внеклассных занятиях обучающиеся овладевают умениями и навыками безопасного поведения. Таким образом, развитие навыков и умений безопасного поведения при изучении курса ОБЖ в образовательных учреждения необходимо осуществлять в ходе практических и внеклассных занятий, что позволит добиться поставленной цели. А именно: воспитание сознательного и ответственного отношения к личной безопасности; формирование у учащихся предвидеть возможные опасные жизненные ситуации дома, на улице, в общественных местах и транспорте; формирование психологического стереотипа например, городская среда – это система, живущая по определенным законам, и чтобы максимально комфортно в ней существовать, надо знать и понимать эти законы и использовать их в своих интересах [1]. Средства формирования умений безопасного поведения учащихся Цель учителя ОБЖ это формирование и развитие личности безопасного поведения. Именно в школе осуществляется подготовка учащихся к самостоятельной жизнедеятельности в рамках общества и государства. Большое внимание в школе уделяется организациям различных видов деятельности, которые направлены на приобретение учащимися определённого навыка поведения, опыта. Формирование у учащихся умений и навыка безопасного поведения нужно рассматривать наравне с другими важнейшими задачами обучения и воспитания детей, так как им нужны не только знания, но и навыки полезной деятельности в предстоящей жизни, умение сохранить свою жизнь и здоровье. Педагогическим условием формирования безопасного поведения является формирование личности, готовой действовать в опасных и экстремальных условиях [18]. Формирование безопасного поведения это процесс формирования готовности к различным видам деятельности к таким как познавательной, физической, коммуникативной к выполнению различных социальных функций как гражданина, потребителя и присвоения учащимся разнообразных видов и фрагментов культуры. Все виды деятельности потенциально опасны и формирование предметной деятельности является составляющей подготовки к безопасности жизнедеятельности [2]. Основные направления работы по формированию умений безопасного поведения: информационное и профилактическое. Информационное направление работы это усвоение необходимых знаний, являющейся основой безопасного поведения. Профилактическое направление включает отработку практических действий – элементов поведения в реальных опасных ситуациях. Формирование безопасного поведения делится на: «формирование предметных действий предстоящей деятельности (как условие подготовки к этой деятельности в условиях риска) и специальная подготовка к безопасности жизнедеятельности» [2]. Учитывая следующие аспекты при формировании безопасного поведения как общая теоретическая подготовка к безопасной жизнедеятельности и формирование предметных умений и навыков. Видов деятельности, которые осуществляются в безопасных условиях, и в условиях риска. Формирование смелости, решительности, готовности к разумному риску, развитие качеств личности, необходимых для безопасной жизнедеятельности: проницательность, дальновидность, гуманность, оптимистичность как основы безопасности человека и общества [12]. С точки зрения видов опасных ситуаций, основными направлениями по формированию умений и навыков безопасного поведения являются: 1) профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; 2) пожарная безопасность; 3) профилактика вредных привычек; 4) безопасность на воде; 5) медиабезопасность. Обучающиеся получают информацию на уроках ОБЖ, которая становится знанием, а знания ребенком правил пожарной безопасности, дорожного движения недостаточно и безопасное поведение обеспечивает только привычки, и они вырабатываются путем многократного повторения действий, имитирующих поведение на улице, во дворе, дома, в школе. Навыки безопасного поведения на основе знаний о нормах поведения закрепляются упражнениями. В основе лежат навыки привычных форм поведения и могут сформироваться путем многократного повторения. По утверждению ученых Е.И. Бойко, С.А. Бородай, С.Ю. Головин, Ф.Н. Гоноболин, В.В. Давыдкина, Р.Г. Добрянская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, М.И. Станкин, В.Н. Чулахов : «навыки как автоматизированные компоненты (составные части) сознательной деятельности, выработанные в процессе ее выполнения, входят почти во все виды деятельности человека и составляют подавляющую часть движений, которые мы совершаем» [12]. Одним из условий формирования навыка безопасного поведения может рассматриваться физическая культура выступают активные навыки безопасности, так как эти навыки в основном двигательные. Поэтому систематические занятия физической культурой, по утверждению Л.К. Сидорова, являются основой для формирования навыков безопасного поведения [43]. Формирование навыков безопасного поведения – основная задача не только для учебного, но и воспитательного процесса в школе. В режиме внеурочной деятельности с учащимися можно реализовывать следующие формы работ: 1) беседы с учащимися - модульный курс по профилактике правил дорожного движения; 2) классные часы с привлечением сотрудников ГИБДД, ГО МЧС; 3) викторины; 4) решение проблемных ситуаций; 5) интеллектуальные игры – соревнования; 6) тестирование; Особое внимание должно уделяться внеурочным мероприятиям, на которых рассматриваются причины возникновения пожара, правила противопожарной безопасности и т.д. На таких занятиях учащиеся учатся, прежде всего, не допускать причин возникновения пожара в быту, в школе и на улице. Вопросы безопасности на воде учащиеся решают на уроках ОБЖ, а также на внеклассных мероприятиях. Особое внимание этой теме необходимо уделять перед весенними каникулами, когда мальчики старших классов отправляются на рыбалку, и перед летними каникулами, в открытие купального сезона. В рамках обучения правилам пожарной безопасности необходимо проводить учебные пожарные эвакуации, на которых учащиеся отрабатывают навык безопасной эвакуации из помещений здания школы в случае возникновения пожара. В этом направлении учащиеся могут принимать участие в различных творческих конкурсах: конкурс рисунков «Я – будущий пожарник», конкурс сочинений «Профессия пожарного» и др. На классных часах учащиеся знакомятся с первичными средствами тушения пожаров, принимают участие в различных конкурсах, викторинах, дидактических играх. Профилактика вредных привычек занимает значительное место в работе школы по формированию навыка безопасного поведения. Чем раньше начинается работа по просвещению учащихся о существующих в жизни опасностях и подготовке к действиям в них, тем раньше они приобретут опыт безопасного поведения. Успех обучения учащихся правилам безопасного поведения возможен только при условии тесного взаимодействия школы и семьи. Ведь именно родители являются для ребенка непосредственным образцом поведения. Работа с родителями может осуществляться в разных видах: 1) родительские собрания; 2) родительские собрания с вовлечением учащихся; 3) разработка памяток, буклетов и рекомендаций основам безопасного поведения для родителей; 4) организация встреч родительского коллектива со специалистами; 5) привлечение родителей – специалистов для бесед на классных часах, организации родительских собраний; 6) привлечение родителей к участию в конкурсных программах по основам безопасного поведения в школе; 7) индивидуальная работа при нарушении ребёнком правил безопасности. Таким образом, правильно выстроенная система деятельности школы, семьи и учащихся способствует эффективному формированию навыка безопасного поведения последних.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5357)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |