Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности игровой технологии как способ формирования умений безопасного поведения учащихся



2020-03-19 303 Обсуждений (0)
Особенности игровой технологии как способ формирования умений безопасного поведения учащихся 0.00 из 5.00 0 оценок




    Согласно мнению В.Н. Наумчика: «понятие «технология педагогическая» пришло в педагогику из сферы промышленности, где технологией называют процесс переработки исходного материала с целью получения «на выходе» продукта с заранее заданными свойствами» [30]. Применение данного понятия в педагогике приводит к тому, что педагогическое взаимодействие приобретает качества технологического процесса [14].

Технология - от греческих слов techn (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология - совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов (металлов, химических…)» [25].

Понятие «технология обучения» - «это совокупность способов организации учебного труда, обеспечивающих достижение поставленной цели обучения и это система способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач обучения» [19].

    В образовании современные технологии рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована образовательная парадигма. Развитие образовательных технологий связаны с гуманизацией образования, которые способствуют самореализации личности. Термин образовательные технологии очень развернутый, чем технологии обучения, и подразумевает воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств школьника [21].

    Общие принципы и правила технологии преподавания заключаются в следующем:

1) Конкретика в развивающих и учебно-воспитательных целей в содержании, методах, средствах обучения, в способах деятельности обучающегося.

2) Тематическое планирование, которое включает результаты и построение отдельных занятий.

3) На каждом этапе организация контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.

4) Стимулирование творческой деятельности учащихся.

5) Использование разнообразных форм и методов обучения.

    Таким образом, с помощью технологий обеспечивается возможность достижения эффективного результата в развитии личностных свойств в процессе усвоения знаний, умений, навыков.

Рассмотрим более подробно игровую технологию, так как игра является органической составляющей жизнедеятельности детей любого возраста.

По мнению П.И. Пидкасистого: «все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний – общественно-полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс» [32].

    У подростка наблюдается потребность в создании своего мира, и стремлении к взрослости, развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. В подростковом возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность [31].

    Игра по Селевко – «это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением; вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе» [8].

    Мотивом является сам процесс или действия с воображаемыми предметами в воображаемой или реальной ситуации, освоение и преобразование действительности и используемая в педагогическом процессе в качестве средства воспитания – это педагогическая игра [9].

    Игра дидактическая – вид игры, которая организуется взрослыми и специально предназначена для реализации целей обучения [54].

Большая группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр включает понятие «игровые педагогические технологии».

    Педагогическая игра в отличие от игр имеет четко поставленную цель обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Селевко выделил четыре важных черты, которые присуще игре: «свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие); творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер деятельности («поле творчества»); эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и др. (чувственная природа игры - «эмоциональное напряжение»); наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития» [53].

    От элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр [16].

    Их можно разделить игры по виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.

Селевко выделяет следующие группы игр по характеру: «обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические».

    Учебная игра по характеру обширна это предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации и выделяются по форме в самостоятельные типовые группы, игры-празднества, игровые праздники, игровой фольклор, театральные игровые действия, игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты, тесты, соревнования, состязания, соперничества [54].

    Специфику учебной игры определяет игровая среда, бывают игры с предметами и без предметов, комнатные, уличные, компьютерные, на местности,  а также с различными средствами передвижения [14].

Игра в каждом возрасте имеет свои особенности и основным содержанием в детских играх является предметная деятельность.

Основными понятиями, которые пользуются при разработке новых игровых технологий, разбиты на две группы это описательные и процессуальные.

Описательная группа разбивается на несколько этапов: документ, который обосновывает целесообразность ее проведения это проспект игры. Характеристика игры и ее использования это основное содержание проспекта где указывается цель, задачи и назначение игры, для кого и как она проводится, количество участников, число групп. Тут же указывается расписание игры, характер времени проведения игры, а также важен и подраздел для тех игр, которые разрабатываются для проведения в учебное время, так как урок ограничен по длительности.

        Характеристика объекта игры дается в сценарии, устанавливаются и обосновываются игровые роли, характеризуются правила игры. Сценарий по своему содержанию ориентирован и на разработчиков, и на координатора, и на игроков. Основой для разработчиков является сценарий при проектировании нового варианта игры. Сценарий для организатора служит основанием оценки и принятия решения о проведении и плана для дальнейшей подготовки. Основным источником сведений об условиях игры, игровых ролях является для участников сценария. Обращается особое внимание на взаимодействие игроков и наличие цели у игрового коллектива.

Какими положениями должны пользоваться игроки во время взаимодействия излагаются в разделе "правила игры". Обязательными правилами, которые неукоснительно обязан соблюдать игрок, и когда игровое взаимодействие участников ограничивается определенными рамками, т.е. игроки имеют определенную свободу выбора решений в заданных пределах.

Принимаемые участниками игры решения и представление решений к заданному сроку являются критерием оценки деятельности игроков, которые предусматриваются правилами игры. Группа, участвующая в игре получает поощрительные баллы, жетоны за наличие в принятых решениях элементов новизны, оригинальности [54].

При оценивании игры и деятельности участников, нужно включать систему поощрений и систему штрафов наказаний участников. Большое значение имеет процедура оценивания решений и итог игры. Последнее слово должно оставаться за координатором игры, и при этом процесс обсуждения решений должен быть организован так, чтобы его мнение не влияло на активность и инициативность участников [54].

Сборник инструкций по выполнению работ это руководство для координатора игры, которые связаны с организацией и проведением игры. В инструкциях указываются основные мероприятия, необходимая для качественной подготовки, условий проведения игры, ее участников, необходимая документация [32].

Для проведения и организации игры входит график подготовки и предусматривает конкретные периоды, которые необходимо выделить на каждом этапе.

В оснащение игры входят инструкции, программы, алгоритмы обработки данных, различные бланки, т.е. перечень необходимого игрового материала [26].

Игроков определенными сведениями и дает общие установки, разъясняет правила, и игровые роли все это обеспечивает координатор на вводном этапе.

Эскизы игровых материалов, образцы игровых документов, расчетные и справочные материалы помещаются в приложениях.

Процессуальные понятия находятся во второй группе и в него входят:

«вводный этап, который обеспечивается определенными данными и сведениями. Самое главное это педагогический вход в игру, от качества и исполнения которого во многом зависит ее ход и результат; игра связана с функционированием игроков как представителей тех или иных организаций»

Реализация основного замысла игры на данном этапе, используется база данных, включаются ролевые установки игроков и игровых команд — идет активное игровое взаимодействие по разработанным правилам [47].

Область возможных решений определяется последовательностью действий игроков. Не фиксируются конкретные решения в правилах игры. Правила должны задаваться так, чтобы у игрока была возможность перестроиться в зависимости от ситуации в игре [25].

Часть игры, которая отражает отрезок, относительно завершенный времени это игровой цикл.

Выход из игры это результаты, достижение которых преследовались игрой, получение новых знаний или повторение, а также закрепление навыков, совершенствование способностей.

Способ обсуждения подготовки, хода и итогов игры - это заключительная дискуссия [26].

На уроках ОБЖ можно применять учебные игры на всех ступенях школьного образования начиная от изучения нового материала до уроков обобщения и систематизации знаний и позволяет использование правильного отбора игр на различных типах уроков.

При урочной форме занятий реализация учебных игр и ситуаций происходит по таким направлениям, когда дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи и подчиняется правилам игры. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит задачу в игровую и успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

На уроках ОБЖ учебные игры используются в качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, темы и раздела учебного предмета, (например, для закрепления и обобщения полученных знаний по разделам курса ОБЖ: урок-игра Дорожные знаки для учащихся 5-6 классов; интеллектуальные игры типа Счастливый случай, Брейн-ринг).

На проблемном уроке ОБЖ применяются ролевые игры, где учащиеся получают роли, например эксперта и т.д.

При изучении темы «Здоровый образ жизни» введения учащимся предлагают вспомнить русские пословицы и поговорки о здоровье.  В педагогической практике на разных этапах урока используются следующие дидактические игры: игра «Хлопаем в ладоши» (5 класс), игра «Выбери действие» (7 класс), дидактические игры по правилам дорожного движения (5-6 классы). Все эти игры, возможно, использовать на разных этапах урока: повторения и контроля, закрепления знаний, чтобы активизировать мыслительные процессы и пробудить интерес к учению учащимся предлагается разгадывание кроссвордов, ребусов и загадок.

На уроках ОБЖ использование учебных игр соответствует познавательным потребностям учащихся разных возрастных групп и в ходе игры активизируются мыслительные процессы, а также возрастает мотивация обучающихся к изучению предмета ОБЖ.

Учебная игра оказывает эмоциональное воздействие на учащихся, и формируют умения и навыки, такие как коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя, также развивают организаторские способности и воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных ситуаций.

Таким образом, использование игровых методов в учебном процессе позволяет решать целый ряд педагогических задач. Применение на уроках ОБЖ игровых технологий повышают эффективность образования учащихся.



2020-03-19 303 Обсуждений (0)
Особенности игровой технологии как способ формирования умений безопасного поведения учащихся 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности игровой технологии как способ формирования умений безопасного поведения учащихся

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (303)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)