Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Разработка основных путей совершенствования деятельности ФОМС



2020-03-19 162 Обсуждений (0)
Разработка основных путей совершенствования деятельности ФОМС 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Десятилетний опыт обязательного медицинского страхования в России позволяет вскрыть некоторые тенденции в финансового менеджмента на примере функционирования территориальной системы обязательного медицинского страхования.

Финансовая стабильность является характерным показателем, своеобразным индикатором устойчивого функционирования системы ОМС территориального уровня. Наличие подобной информации позволяет обеспечить прогнозирование поступления средств в территориальную систему ОМС с целью выработки управленческих решений в рамках финансового менеджмента.

На частном примере было установлено, что на стадии становления системы ОМС (1997-2003 гг.) финансовое наполнение бюджета фонда ОМС приобрело относительно устойчивый характер, и число помесячных флюктуаций поступающих финансовых средств находилось в пределах двух миллионов рублей при среднемесячном поступлении в бюджет фонда 15,8 млн. руб. В процентном отношении средний уровень колебаний помесячного поступления средств в территориальный фонд ОМС в 2003 году составил 12,6%.

Начиная с 2004 года при прогрессивном увеличении объемов финансирования системы ОМС отмечается тенденция к нарастанию неустойчивости помесячного поступления средств в систему.

К 2007 году диапазон колебаний (флюктуаций) в помесячном поступлении средств на ОМС находился в пределах 50 млн. рублей. Среднемесячное поступление средств на ОМС жителей в 2007 году составило более 80 млн. руб. Наименьший уровень поступлений отмечен в феврале 2007 г. – 52,7 млн. руб., наивысший – в декабре того же года – 113,0 млн. руб.

Средний уровень колебаний помесячного поступления средств в территориальный фонд ОМС в 2007 году составил 62,2% и увеличился по сравнению с 2003 годом почти в пять раз.

Таким образом, на основе представленного анализа можно сделать вывод, что устойчивость и стабильность помесячного наполнения бюджета фонда ОМС в 2007 году по сравнению с 2003 годом снизилась в пять раз.

В исследовании предпринята попытка вскрыть некоторые факторы в управлении системой ОМС.

На рубеже 2004-2005 годов в территориальной системе ОМС и управлении системой произошли определенные коренные изменения.

1. Функция сбора средств на ОМС работающего населения была передана от исполнительной дирекции фонда ОМС местным органам налоговой инспекции.

2. Депутатами Законодательного Собрания стал рассматриваться и утверждаться бюджет фонда ОМС в постатейном разрезе с последующим ежеквартальным контролем за расходованием средств бюджета фонда в жестком соответствии с утвержденными статьями. До 2004 года бюджет фонда ОМС утверждался «одной строкой», а постатейное распределение средств и их расходование оставалось исключительно в ведении исполнительной дирекции фонда.

Вполне понятно, что установить прямую корреляционную связь между приведенными изменениями в управленческой структуре фонда ОМС и ослаблением финансовой устойчивости помесячного поступления средств в систему не представляется возможным.

Предполагалось, что передача функции сбора взносов на ОМС работающих граждан местным органам налоговых инспекций позволит обеспечить наполняемость и стабильность поступления финансовых средств в бюджет фонда ОМС.

Как показывает анализ, наблюдается некоторое нарушение стабильности в поступлении по этому источнику средств ОМС в 2006-2007 годах по сравнению с периодом 2002-2005 годов.

Передача функции сбора средств на ОМС работающего населения, вовсе не исключала у фонда ОМС деятельности по сбору платежей на ОМС неработающего населения. Как показывают исследования, уровень перечисления органами местного самоуправления страховых взносов на ОМС неработающего населения являлся одной из основных проблем системы ОМС. Начиная с 2000 года процент уплаты в фонд ОМС текущих страховых взносов на ОМС неработающих по отношению к утвержденной в бюджете фонда сумме не превысил 46,6%.

В подобной ситуации крайне высока принципиальная позиция исполнительной дирекции фонда в вопросах как финансового менеджмента, так и иных технологиях менеджмента с приоритетом коллективной мотивации.

Относительная стабильность помесячного поступления средств в систему ОМС по этому источнику была достигнута к 2005 году.

Начиная с 2006 года помесячная динамика поступления взносов на ОМС неработающего населения стала носить крайне неустойчивый характер. А с 2007 года, при установлении механизма прохождения этого финансового потока через органы областного казначейства, порядок перечисления средств и вовсе претерпел качественные изменения – деньги стали перечисляться на счета фонда ОМС не ежемесячно, а раз в два-три месяца (рис.2).

Настоящее частное исследование показывает, что за период 2005-2007 гг. территориальным фондом ОМС и его исполнительной дирекцией полностью утеряны функции и возможности активного влияния на формирование доходной части бюджета фонда. Иначе говоря, рычаги финансового менеджмента системы ОМС находятся за пределами самой системы обязательного медицинского страхования.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.03.03 № 158 «О дополнительном финансировании в 2007 году расходов, связанных с оказанием адресной медицинской помощи неработающим пенсионерам» по предложению Пенсионного фонда России с 2007 года в субъектах Российской Федерации осуществляется эксперимент по финансированию дополнительных платежей на обязательное медицинское страхование неработающих (малоимущих) пенсионеров.

С марта 2004 года в условиях данного эксперимента работает и Владимирская область. По сути дела в системе ОМС территориального уровня появляется новый субъект в лице местного отделения Пенсионного фонда Российской Федерации. Система ОМС дополнилась новым источником поступления финансовых ресурсов - источником впрямую не зависящим от деятельности самого фонда. В условиях многоканальности наполнения бюджета фонда ОМС финансовыми средствами крайне непросто будет обеспечивать финансовую устойчивость системы обязательного медицинского страхования, тем более что рычаги финансового менеджмента у исполнительной дирекции фонда ОМС попросту отсутствуют.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) выступил с предложением изменить периодичность проведения конкурсов среди фармдистрибуторов — участников госпрограммы дополнительного лекарственного обеспечения льготников (ДЛО). В ФФОМС предлагают организовывать такие конкурсы не ежегодно, как это делается сейчас, а каждые три года. Это предложение уже направлено в Минэкономразвития. Эксперты отмечают, что изменение условий конкурса выгодно прежде всего действующим участникам программы ДЛО.

Фонд направил в Минэкономразвития предложение изменить периодичность проведения конкурсов среди дистрибуторов по программе ДЛО с года до трех лет. По его словам, после подведения итогов конкурса за право поставлять лекарства льготникам в 2006 году стало очевидно, что ежегодное перераспределение уполномоченных поставщиков мешает полноценному функционированию госпрограммы — бесперебойной поставке лекарств для льготников, поэтому и было выдвинуто предложение проводить конкурсы среди дистрибуторов раз в три года. При этом, как отмечают в ФФОМС, если в течение трех лет один из дистрибуторов по тем или иным причинам выйдет из программы, в его регионах будет проведен локальный тендер среди других участников рынка.

Теперь, если предложение ФФОМС будет принято, расстановка сил на рынке ДЛО, сложившаяся после подведения итогов тендера на 2006 год, сохранится в течение ближайших трех лет, а шансы новых игроков войти в программу станут минимальными.

Как показали итоги 2005 года, существенно усилить свои позиции на рынке смогли только те компании, которые участвовали в программе ДЛО с самого начала и смогли занять большую часть регионов. Так, к примеру, компания «Биотек», поставлявшая лекарства льготникам Приволжского федерального округа, за год смогла увеличить свои обороты с $200 млн до $480 млн. В то же время оборот компании «Шрея», не попавшей в госпрограмму в 2005 году, остался на уровне $300 млн, как и годом ранее.

Таким образом, по результатам данного исследования можно сделать вывод о несовершенстве и неэффективности финансового менеджмента в системе обязательного медицинского страхования.

 

 

Заключение

 

Введение ОМС развившегося на этом фоне экономического кризиса был не только своевременным, но и единственно правильным политическим и экономическим решением, позволившим уменьшить негативные последствием бюджетного дефицита и сохранить здравоохранение как отрасль.

С введением ОМС были созданы все предпосылки для формирования принципиально новых отношений в здравоохранения с учетом современных социально – экономических особенностей. Были изменены принципы финансирования медицинской помощи. Впервые был создан и динамично развивается такой социальный институт, как защита прав застрахованных граждан.

Основными направлениями совместной работы ФОМС и Минздрава России на 2008-2009 годы являются:

1. Обеспечение сбалансированности объемов государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи с финансовыми возможностями государства, для чего необходимо:

- законодательно установить размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающих граждан и обозначить механизмы его уплаты

- разработать систему государственных и муниципальных заказов на оказание медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью;

2. Реформирование системы финансирования здравоохранения, для чего необходимо:

- реализовать принцип подушевного финансирования здравоохранения субъекта РФ, охватывающий все стадии движения финансовых средств отрасли (формирование, распределение и использование);

- создать единую, одноканальную, страховую систему финансирования медицинских учреждений, участвующих в реализации Программы государственных гарантий;

- перейти к эффективным и единым методам оплаты медицинской помощи, оказанной в амбулаторно-поликлинической и больничной сети учреждений здравоохранения.

3. Развитие механизмов координации деятельности всех звеньев системы здравоохранения и обязательного медицинского страхования, для чего:

- продолжить работы по развитию системы стандартизации в здравоохранении;

- совершенствовать взаимодействие Минздрава России, ФОМС и органов исполнительной власти субъектов РФ и РТ реализации трехсторонних Соглашений по вопросам организации оказания медицинской помощи населению.

4. Укрепление институтов защиты прав застрахованных и медицинских работников, для чего:

- создать нормативное и правовое обеспечение деятельности, связанной с защитой прав застрахованных и медицинских работников;

- обеспечить единство методических подходов в экспертизе качества оказания медицинской помощи.

5. С целью внесения изменений и дополнений в Концепцию развития здравоохранения и медицинской науки в РФ и РТ необходима разработка Концепции развития обязательного медико-социального страхования в РФ и РТ.

Вышеуказанные проблемы являются ключевыми и требуют, прежде всего, законодательного регулирования не только систем ОМС, но и в целом системы охраны здоровья. Результатом этого должно стать улучшение здоровья нации и демографической ситуации в стране.

Предстоит создать не только медико-организационные, но и, прежде всего, макроэкономические и политические предпосылки для востребованности здорового человека, здорового коллектива, общества. Здоровье населения должно стать целью и важнейшим критерием социально-экономических преобразований в регионах.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Закон РФ «О страховании». Главврач, № 2 -2003, - С. 24-25.

2. Академия менеджмента и рынка. Морозовский проспект. – М.: Логос, 2006. – С.45.

3. Алякринский А.Л. Правовое регулирование страховой деятельности в России. – М.:. Гуманитарное знание, 2004. - С . 67-80.

4. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 272с.

5. Банки и страхование плюс ценные бумаги для всех. – М.: Экология, 2005. – С. 99 -112.

6. Гвозденко А.А. Основы страхования: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 304 с.

7. Гвозденко А.А. Финансово-экономические методы страхования: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 184 с.

8. Ефимов С.Л. Организация управления страховой компанией: теория, практика, зарубежный опыт. – М.: РЮИД, 2005. – С. 23-58.

9. Журавлёв Ю.М. Словарь-справочник терминов по страхованию и перестрахованию. – М.: АНКИЛ, 2006. –  456 с.

10. Камынкина МГ., Солнцева Е.Е. Перестрахование: Практическое руководство для страховых компаний. – М.: АО «ДИС», 2004. –172 с.

11. Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения. Антология экономической классики. - М.: «ЭКОНОВ», «Ключ», 2003. –  134 с.

12. Неклесса А.И. Постсовеременный мир в новой системе координат. В сб. «Глобальное сообщество: новая система координат (подходы к проблеме)». - Спб.: Алетейя, 2007. – С.40-47.

13. Решетников А.В. Система ОМС в регионе (Социально-экономическая характеристика). – Новосибирск, 2007. – 176 с.

14. Решетников А.В. Социальный маркетинг и обязательное медицинское страхование. М., Финансы и статистика, 2008. – 336 с.

15. Практическое пособие по страхованию деятельности. Документы, комментарии, разъяснения. – М.: Дизайн РУС – ИНВЕСТ, 2003. – С. 95-121.

16. Пылов К.И. Страховое дело в России. – М.: ЭДМА, 2003. – С.37-39.

17. Российский статистический ежегодник: Стат. сб./ Госкомстат России – М., 2008. – 64 с.

18. Саркизов С.Э. Личное страхование. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 96 с.

19. Словарь страховых терминов. / Под ред. Е.В. Коломина, В.В. Шахова. – М.: Финансы и статистика, 2006. – С. 64-65.

20. Страховое дело: Учебник. / Под ред. профессора Л.И. Рейтмана. – М.: Финансы и статистика, 2005. – С. 73-78.

21. Страховой портфель. – М.:. АНКИЛ, 2004. – С. 22-59.

22. Шахов В.В. Введение в страхование: экономический аспект – М.: Финансы и статистика, 2003. – С. 32-64.

23. 23.Беляева Н.В. Источники финансирования в Системе счетов здравоохранения России // Экономика здравоохранения. Тематический выпуск. Счета здравоохранения России, 2003. -№7. – С.5-9.

24. Докторович А.Б.О модели Системы счетов здравоохранения России. // Экономика здравоохранения. Тематический выпуск. Счета здравоохранения России, 2004. -№7. – С.22.

25. Колесник А.П. О некоторых аспектах взаимосвязи государственного пенсионного обеспечения с экономической средой. // Вестник государственного социального страхования Социальное страхование,2005.- № 1 (2).- С. 12.

26. Некоторые итоги деятельности системы ОМС в Российской Федерации в 2000 году и задачи на 2001-2002 года. // Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохранения, 2006. - № 3 (21). – С. 23-25.

27. Решетников А.В. Социально-экономическое прогнозирование и планирование в системе обязательного медицинского страхования. // Экономика здравоохранения, 2007. -№ 11 (49). – С.5-9.

28. Решетников А.В. Социальный портрет потребителя медицинских услуг // Экономика здравоохранения, 2008. -№ 12 (50). – С.34-40.

29. Роик В.Д. Исторический и международный опыт организации социального страхования. // Вестник государственного социального страхования. Социальное страхование,2008.- № 6.- С. 62-66.

30. Шувалёва Т.К. Обязательное медицинское страхование ставит новые задачи перед XXI веком. // Экономика здравоохранения, 2007. -№ 5,6 (45). – С.32-33.

 

Приложение 1

Совокупные ставки страховых тарифов по ОМС в различных странах, % к размеру оплаты труда

 

Страны

Работодатели

Работники

Всего

2001 г. 2005 г. 2001 г. 2005 г. 2001 г. 2005 г.
Австрия 16,2 24,7 14,8 18,2 31,0 42,9
Бельгия 34,4 42,6 12,6 13,6 47,0 56,2
Швейцария 4,5 5,1 4,5 5,1 9,0 10,2
Германия 18,6 20,0 18,6 20,0 37,2 40,0
Испания 35,0 32,0 6,0 6,4 41,0 38,4
Финляндия 24,3 29,2 3,5 8,3 27,8 37,5
Франция 40,3 36,8 18,5 18,7 58,8 55,5
Великобритания 5,0 3,6 2,0 2,0 7,0 5,6
Греция 22,9 29,0 14,5 17,5 37,4 46,5
Италия 50,0 50,0 8,6 8,6 58,6 58,6
Среднее по За-падной Европе 21,6 22,2 9,0 10,8 30,6 33,0
Россия   41,0   1,0   42,0

 

 

Приложение 2

Удельный вес отдельных источников в финансировании социальной защиты в отдельных странах в 2005  году к размеру оплаты труда

Страна

Социальное страхование

Налоговые средства (госбюджета) на социальную защиту

Доходы от капитала и другие поступления

Взносы работников Взносы работада телей всего
Австрия 27,7 42,3 70,0 27,5 2,5
Бельгия 25,7 47,1 72,8 25,5 1,7
Канада 10,1 15,8 25,9 63,3 10,8
Швейцария 41,3 28,1 69,4 11,2 19,4
Германия 27,5 36,7 64,2 33,7 1,9
Испания 51,7 23,1 74,8 24,4 0,5
Финляндия 8,0 43,1 51,1 43,2 5,7
Франция 26,6 52,6 79,2 18,1 2,7
Великобритания 17,3 29,2 46,5 41,3 12,3
Греция 30,8 32,7 63,5 30,5 6,0
Италия 16,7 13,0 29,7 58,0 12,3
Япония 26,4 30,0 56,4 28,4 15,3
Индия 25,4 56,4 81,8 1,2 16,8
Швеция 0 72,6 72,6 18,1 9,3
США 30,6 35,5 66,1 31,0 2,9

 

 

Приложение 3

Какую систему медицинского обслуживания Вы предпочитаете (%)

Предпочтение систем медицинского обслуживания

Возраст

  до 30 лет   31-40 лет   41-50 лет   51-60 лет   Старше 60 лет
Ту, что была раньше - 15 51 28 6
ОМС - 27 48 18 7
Частную 12 29 35 24 -
Затрудняюсь ответить - - 67 33 -

 



2020-03-19 162 Обсуждений (0)
Разработка основных путей совершенствования деятельности ФОМС 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Разработка основных путей совершенствования деятельности ФОМС

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему наличие хронического атрофического гастрита способствует возникновению и развитию опухоли желудка?
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (162)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)