Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема «Ионизация. Водородный и гидроксильный показатели»



2020-03-19 354 Обсуждений (0)
Тема «Ионизация. Водородный и гидроксильный показатели» 0.00 из 5.00 0 оценок




Тема «Произведение растворимости»

В процессе аналитических определений часто используют гетерогенные системы, т.е. системы, разграниченные поверхностями раздела. Осадок и насыщенный раствор представляют собой различные фазы гетерогенной системы.

Растворение малорастворимых электролитов в воде является обратимым процессом и подчиняется закону действия масс. Так, при соприкосновении кристаллов с водой, одновременно протекают два процесса: переход ионов соли в раствор и соединение ионов, находящихся в растворе, с кристаллами нерастворившегося соединения.

Так как данная система находится в состоянии равновесия, поэтому произведение концентраций ионов в насыщенном растворе труднорастворимого соединения является величиной постоянной при данной температуре и называется произведением растворимости и обозначается ПР с индексом электролита.

 Например:

AgCl ↔ Ag+ +Cl-;

ПР(AgCl) = [Ag+]*[Cl-].

В общем случае: MemAnn↔ mMen+ +nAnm-

ПРMemAnn = [Men+]m*[Anm-]n.

Если произведение концентрации ионов труднорастворимого электролита меньше его произведения растворимости, раствор является ненасыщенным. В тот момент, когда ионное произведение достигает величины ПР данного электролита, раствор станет насыщенным относительно этого электролита. Если ионное произведение превышает величину ПР, раствор станет пересыщенным и начнется выпадения осадка. Для AgCl:

[Ag+] * [Cl-] < ПРAgCl (справочного значения)- ненасыщенный раствор;

[Ag+] * [Cl-] = ПРAgCl - насыщенный раствор;

[Ag+] * [Cl-] > ПРAgCl - пересыщенный раствор, выпадает осадок¯

 

 

Решение задач на произведение растворимости

Растворимость выражается:

 
 г/л (S`)       моль/л (S);          (M(x) –молярная масса вещества     [г/моль])                                                            

 

 


S= S/M(x)=  → моль/л;          S` = S*M(x) = моль/л * г/моль → г/л.

 

Алгоритм (схема) решения задач

I тип По величине растворимости определить значение ПР р-ть +           ПР = ?   II тип По величине ПР определить значение растворимости                      ПР +           р-ть= ?
1. Уравнение диссоциации вещества 1. Уравнение диссоциации вещества
2. Уравнение ПР 2. Уравнение ПР
3. Если растворимость дана в г/л, то делаем пересчет растворимости в моль/л через М(x). 3. Растворимость s =>x (моль/л): [ион] = s*n = x*n = nx [ион/] = s*n = x*n = nx.
4. Определяем концентрацию каждого иона по формуле: [ион] = s*n, [ион/] = s*n, где s – растворимость в моль/л; n–число ионов в уравнении диссоциации 4. Подставляем найденные концентрации в уравнение ПР и определяем x =>S[моль/л], т.е. решаем уравнение с одним неизвестным.  
5. Решаем уравнение ПР. 5. Если надо по условию задачи, то делаем пересчет растворимости из моль/л в г/л через М (x).  

 

Пример 1.

 Определить, выпадет ли осадок, если смешали две соли с концентрациями ионов, равными: [Pb2+]=0,0008 моль/л =8*10-4  и [CO3 2-]=0,04 моль/л=4*10-2

Решение.

Определяем произведение ионов (ИП)= [Pb2+]*[CO3 2-]=8*10-4  *4*10-2 =32*10-6 =3,2*10-5 .

По справочнику определяем значение ПР для соли PbCO3 =7,5*10-14 .

Сравниваем значения ИП и ПР: ИП ? ПР     ® 3,2*10-5 >7,5*10-14 .

Вывод: так как значение ИП > значения ПР, то раствор является пересыщенным, осадок выпадает.

 

Пример 2.

Вычисление произведения растворимости малорастворимого электролита по его растворимости.

 

Задача: в 200мл раствора содержится 0,008 г Fe(OH)3. Найти ПР.

Задача I типа.

Решение:

1).Fe(OH)3↓ ↔ Fe3++3OH-

2).ПРFe(OH)3 = [Fe3+]·[OH-]3=?

3).

200мл – 0,008г.

1000 мл – x г

или

0,2л – 0,008г.

1л – х г.

х=0,04 г/л

M(Fe(OH)3) = 56+17·3=107 г/моль

S(моль/л) = (0,04г/л)/(107г/моль) = 0,000373=3,73·10-4 моль/л

4).[Fe3+]=S·n= S·1=3,73·10-4·1=3,73·10-4

[OH-]=S·n= S·3=3,73·10-4 ·3=11,19·10-4=1,119·10-3моль/л

5).ПР=3,73·10-4·(1,119·10-3)3=5,22·10-13

Ответ: ПР(Fe(OH)3) = 5,22·10-13

Пример 2

Вычисление растворимости электролита в воде по известному произведению растворимости.

Задача II типа: ПР(Fe(OH)2) = 8·10-31. Найти растворимость Fe(OH)2 в г/л и в моль/л.

1).Fe(OH)2↓ ↔ Fe2++2OH-

2).ПР(Fe(OH)2) = [Fe2+]·[OH-]2 = 8·10-31

3).S→x

[Fe2+]=S·n=x·1=x

[OH-]=S·n=x·2=2x

4).

x·(2x)2 = 8·10-31

4x3=8·10-31

x3=2·10-31

x=3√(2·10-31)=3√(200·10-33)=5·10-11 моль/л

S=5·10-11 моль/л

5).M(Fe(OH)2) = 56+34= 90 г/моль

S` = S *М=5·10-11(моль/л)* · 90(г/моль) = 4,5·10-9 г/л

Ответ: Растворимость (Fe(OH)2) = 4,5·10-9 г/л и 5·10-11 моль/л

 

Тема «Ионизация. Водородный и гидроксильный показатели»

 

Реакции, применяемые в аналитической химии, протекают, как правило, в водных растворах. Вода относится к слабым электролитам и, хоть в незначительной степени, но подвергается ионизации: H2О↔H+ + OH-

При комнатной температуре в каждом литре воды лишь 1 * 10-7 моль молекул диссоциировано на ионы.

[H+]= [OH-]= 1 * 10-7моль/л

Произведение концентрацииионов H+ и OH- в воде и водных растворах является постоянной величиной при постоянной температуре. Эта величина называется ионным произведением воды Kw:

K (H2О) = const = Kw = [H+] * [OH-] = 1 * 10-14.

Вывод: как бы ни менялась концентрация ионов H+ и OH-, их произведение при температуре 22 С всегда равно 1 * 10-14.

Чистая вода имеет нейтральную среду, следовательно, если:

[H+] = 1 * 10-7 моль/л – среда нейтральная;

[H+] > 1 * 10-7 моль/л – среда кислая;

[H+] < 1 * 10-7 моль/л – среда щелочная.

Применение чисел с отрицательными показателями степени затруднительно, поэтому были введены отрицательные десятичные логарифмы концентрации ионов водорода H+  и  гидроксид-ионов OH-– ионов водорода и гидроксила, назвав их соответственно водородным (pH) и гидроксильным (pOH) показателями.

Водородный показатель рассчитывается по формуле: pH = -lg [H+]; [H+] = 10-рН

Гидроксильный показатель:  pOH = -lg [OH-].

Из ионного произведения воды следует: pH + pOH = 14.

 

Кислотность растворов теперь тоже можно охарактеризовать количественно через величину pH:

- нейтральный раствор pH = 7

-кислый раствор           pH< 7

- щелочной раствор      pH> 7.

 

 

Из математики

Lg 0 - не существует; lg 1 = 0; lg 10 = 1 Þ

десятичный логарифм определяют по четырёхзначной математической таблице В.М.Брадиса для значений чисел >1,  но <10, например:

lg 2,0 = 0,3010

lg 2,3 = 0,3617

lg 2,35 = 0,3711

lg 2,358 = 0,3726

lg 10+n = +n ; lg 10-n = -n ; - lg 10-n = +n

lg a · b = lg a + lg b

-lg a · b = -lg a – lg b

lg  = lg a – lg b

-lg  = -lg a + lg b

 

Примеры решения задач:

 

Пример 1.

Решение:

В растворе содержится [H+] = 0,0048 моль/л. Определить pH, pOH, [OH-].

Охарактеризовать среду раствора.

Переводим 0,0048 = 4,8*10-3.  pH= -lg [H+] =-lg4,8*10-3 = -0,68 + 3 = 2,32 <7, значит  среда раствора кислая (здесь при решении  используется таблица логарифмов).

pH + pOH = 14;    pOH = 14 – pH = 14 – 2,32 = 11,68.

Так как  [H+] * [OH-] = 1 * 10-14, то

[OH-] = 1*10-14 / 4,8*10-3 = 0,2*10-11 = 2*10-12моль/л.

 

 

Пример 2.

В растворе  содержится [OH-]. = 0,003542 моль/л =3,542 * 10-3

Определить pH, pOH, [H+], характер среды

Решение:

[OH-]  = -lg [OH-] = -lg3,542 * 10-3 = -lg 3,542 – lg10-3 =  -0,5492 + 3 = 2,4508;

pH = 14 – 2,4508 = 11,5492 > 7, значит  среда раствора кислая.

[H+] = 1*10-14/3,542*10-3= 0,282 *10-11 = 2,82 * 10-12 моль/л.

 

 

Пример 3.

В 250 мл раствора содержится 0,2 г NaOH.

Определить pH, pOH, [H+], [OH-].

Решение:

Сначала надо определить, сколько г NaOH растворилось бы в 1л (дм3) воды:

В 250 мл раствора содержится 0,2г NaOH

В 1000 мл раствора  – x г NaOH.           x = 0,8 г/л NaOH.

Следовательно, S΄ – растворимость в г/л – равна 0,8 г/л NaOH.

Далее задача решается по схеме решения задачи на определение ПР.

NaOH ↔ Na++OH-

Только здесь нас будет интересовать лишь концентрация ионов OH-(а в случае с кислотой – концентрация ионов H+):

[OH-]= S *n= S *1

 

Делаем пересчет:

M(NaOH)=23+16+1=40 г/моль.

1 моль – 40 г

x моль/л – 0,8 г/л

x=1*0,8/40=0,02=2*10-2 моль/л = S

Отсюда  [OH-]= S *1 =2*10-2 моль/л*1=2*10-2 моль/л

pOH = -lg[OH-] = -lg2*10-2 = -lg2*10-2  = -lg2 – lg10-2 =  -0,3+2 = 1,7

pH+pOH = 14

pH = 14-pOH= 14-1,7 = 12,3 (среда щелочная) т.к. pH>7

[H+]x[OH-]=1*10-14

[H+]=1*10-14/2 *10-2=0,5*10-12=5*10-13 моль/л (моль/дм3)

 

 

Пример 4.

 Решение:

В 3л раствора содержится 0,009 г H3PO4. Определить: pH, pOH, [H+], [OH-].

H3PO4→3H++PO43-

[H+]=S*n, где S – растворимость в моль/л, n – число ионов в уравнении диссоциации.

[H+]=S*3=…

Определяем растворимость в г/л:

3л – 0,009г кислоты

в 1л - xг кислоты

x=0,003 г/л кислоты.

M(H3PO4)=1*3+31+16*4=98 г/моль

S=0,003/98=0,0000306=3,06*10-5моль/л (моль/дм3)

[H+]=3,06*10-5*3=9,18*10-5моль/л (моль/дм3)

pH = -lg9,18*10-5 = -lg9,18- lg10-5 = -0,9628+5 = 4,0372 < 7,  среда раствора кислая

pOH = 14-4,0372 = 9,9628

[OH-]=1*10-14/9,18*10-5=0,108*10-9=1,08*10-10моль/л (моль/дм3)

 

Пример 5.

В растворе pH=3,58.Определить: [H+], [OH-], pOH.

 Решение:

Т.к. pH , то среда раствора кислая.

Из формулы: pH = -lg[H+] = 3,58

Определяем [H+] = 10-ph= 10-3.58=10-4*10+0.42=2,63*10-4 моль/л

(10+0.42=2,630 - определяем по таблице Брадиса по антилогарифмам),

pOH = 14-3,58 = 10,42

 [OH-]=1*10-14/2,63*10-4 = 0,38*10-10  = 3,8*10-11 моль/л

 



2020-03-19 354 Обсуждений (0)
Тема «Ионизация. Водородный и гидроксильный показатели» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема «Ионизация. Водородный и гидроксильный показатели»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (354)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)