Конкретно-научная методология психологии
Методология – это учение об организации деятельности. Такое определение однозначно детерминирует и предмет методологии – организация деятельности. В структуре методологического знания выделяется четыре уровня (Э.Г. Юдин): 1. Философский. 2. Общенаучный. 3. Конкретно-научный. 4. Технологический. Конкретно-научный уровень применим к ограниченному классу объектов и познавательных ситуаций, специфических для данной области знания. На этом уровне методологических исследований философские и общенаучные принципы конкретизируются и преобразуются применительно к данной науке и той реальности, которую она изучает. Конкретно-научная методология – совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Конкретно-научная методология психологии включает в себя проблемы специфически психологического познания (правила и условия проведения экспериментов, требования к репрезентативности данных и к способам их обработки), и вопросы, выдвигаемые в смежных науках (напр., использование в психологии матметодов), либо на более «высоких» уровнях методологии. привлечение методологических средств с вышележащих уровней не может носить характера механического переноса: чтобы дать действительный, а не мнимый эффект, эти средства должны получить соответствующую предметную интерпретацию и разработку. Развитие конкретно-научной методологии в современной психологии идет по линии отхода от классического идеала научности и классических представлений о научном познании и перехода к неклассическим. Такая тенденция прослеживается в различных отраслях психологии и определяется особенностями постнеклассической науки. Конкретно-научная методология психологии по Л. С. Выготскому – неклассическая по своей сути. Работа ученого или практика направлена на изучение того, что не является врожденным свойством психической реальности и не имеется в ней на момент начала исследования. Психолог изучает психологические особенности человека (свойства памяти, внимания, понятийного мышления) по внешним проявлениям тех психологических образований, которые возникли в экспериментальной ситуации. В этом смысле культурно-историческая психология – психология артефактов. Слово «артефакт» используется в данном случае для обозначения той психологической реальности, что создается в ходе формирующего эксперимента. Такой подход к изучению психологической реальности совершенно нетипичен для классической психологии. Анализ конкретно-научных методологических подходов Л. С. Выготского, К. Левина и Ж. Пиаже показывает, что каждый из них по-своему создавал неклассическую методологию психологической науки. Психологические теории Поведенческие теории Поведенческая психология, также известная как бихевиоризм, — это теория обучения, которая базируется на идее того, что поведение формируется через обусловливание. Разработанные такими знаменитыми психологами, как Джон Уотсон и Б.Ф.Скиннер, бихевиоральные теории доминировали в психологии в первой половине двадцатого века. Сегодня методы поведенческой теории остаются широко распространенными в терапевтических вопросах, чтобы помочь клиентам обучиться новым навыкам и принципам поведения. Когнитивные теории психологии фокусируются на внутренних состояниях, таких как мотивация, решение задач, принятие решений, мышление и внимание. Теории развития создают основу размышления о развитии и обучении человека. Если Вы когда-либо задумывались о том, что является мотивом человеческой мысли и поведения, эти теории могут оказаться полезными в понимании личности и общества. Гуманистические психологические теории начали набирать популярность в 1950-е гг. В то время как ранние теории делали акцент на анормальном поведении и психологических проблемах, гуманистические теории, наоборот, подчеркивали нравственные качества человека. Основные авторы гуманистических теорий — это Карл Роджерс и Абрахам Маслоу. Теории личности- практически ежедневно мы даём описание и оценку людям вокруг нас. Осознаем мы это или нет, эти ежедневные размышления о том, как и почему люди ведут себя, подобны тому, что делают психологи. Психология личности рассматривает мысли, эмоции и поведение — все, что делает личность уникальной. Некоторые из известнейших теорий психологии посвящены личности. Социально-психологические теории Социальная психология помогает нам понять и объяснить социальное поведение. Авторы социальных теорий обычно концентрируются на специфических социальных феноменах, в частности, на поведении групп, просоциальном поведении, социальном влиянии, любви и многом другом. Теории научения Теории обучения рассматривают то, как люди обучаются и приобретают новые знания. Это междисциплинарная тема, которая часто опирается на информацию из психологии, образования, педагогического проектирования и других областей.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1104)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |