Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психоананализ как учение о глубинной психике в бессознательном (З. Фрейд и др.).



2020-03-19 322 Обсуждений (0)
Психоананализ как учение о глубинной психике в бессознательном (З. Фрейд и др.). 0.00 из 5.00 0 оценок




Психоанализ — направление в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом 3. Фрейдом в конце XIX — начале XX вв. Психоанализ первоначально возник как метод изучения и лечения неврозов. Но результаты психотерапевтической практики были интерпретированы 3.Фрейдом в психоаналитической теории бессознательного. Психоанализ (душа, разложение, расчленение) – совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенности переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами; направление созданное З. Фрейдом и его последователями. Становление взглядов 3. Фрейда прошло два основных этапа. На первом этапе была разработана схема психики, которая включала представление о трех ее сферах: сознательном, предсознательном (близко по своим свойствам к сознанию) и бессознательном (отделено от первых двух особой психической инстанцией — цензурой).

На завершающем этапе развития теории Фрейд выдвигает структуру личности. Она состоит из трех компонентов: Оно(Ид) — вместилище инстинктивных влечений, подчиняющихся принципу удовольствия, Я(Эго) — психологическая инстанция, опосредующая связь Оно внешним миром с Сверх-Я(Супер-Эго) Следует принципу реальности вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде. Супер-Эго включает социальные запреты, нормы и идеалы. "Оно" находится в конфликте со "Сверх-Я".

Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного: это сновидения, ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т. п.) и невротические симптомы. Невротические симптомы были главными проявлениями, с которыми начал работать Фрейд.

Важную роль в формировании мотивации фрейдизм отводит детству, которая якобы однозначно определяет характер и установки взрослой личности. Задача психотерапии усматривается в том, чтобы выявить травмирующие переживания и освободить от них личности путем катарсиса, осознания вытесненных влечений понимания причин невротических симптомов. Для этого используется анализ сновидений, метод "свободных ассоциаций", анализ описок оговорок, забываний. В психоанализе был разработан ряд методов выявления бессознательных аффективных комплексов. Главные из них – это метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений.

Недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной борьбы с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения. Поэтому даже его последователи, неофрейдисты, отталкиваясь от основных постулатов Фрейда о бессознательности, пошли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека.

Психоанализ по мере развития обогащался новыми идеями и подходами, возникали следующие психоаналитические концепции:

1. Индивидуальная психология А. Адлера. Адлер рассматривал социальные побуждения, социальные чувства как основу человеческого существования, а индивида - как изначально социальное существо. Он подчеркивал, что индивид не может рассматриваться независимо от общества, поскольку те или иные его качества проявляются в процессе взаимодействия с социальной средой. Из этого Адлер сделал вывод о том, что личность социальна по своему формированию и что она существует только в контексте общественных отношений.

2. Аналитическая психология К. Юнга. Особое внимание Юнг уделяет описанию коллективного бессознательного («архетипов»), выражаемых в мифологии, религиозной символике, искусстве и передаваемых по наследству. Поскольку предполагается, что архетипы вызывают определенные психические формы, необходимо определить, как и где можно получить материальную демонстрацию этих форм. Главным источником являются в таком случае сновидения, у которых есть то преимущество, что они - непроизвольные, спонтанные продукты бессознательной психики. Тем самым они являются «чистыми произведениями природы, которые не фальсифицируются какой бы то ни было сознательной целью».

3. Эго-психология Э. Эриксона. Одним из наиболее последовательных учеников 3. Фрейда был Эрик Эриксон (1902—1994). Эриксон разделил жизнь человека на восемь стадий. Каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом, поворотным пунктом жизни индивида. Эриксон видит свою задачу в том, чтобы привлечь внимание к способности человека преодолевать жизненные трудности психосоциального характера. Его теория ставит во главу угла качество «Я», т. е. его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития. Весь жизненный путь, по Эриксону, включает в себя восемь стадий, каждая из которых имеет свои специфические задачи и может благоприятно или неблагоприятно разрешаться для будущего развития:

1) первая фаза (младенчество, первый год жизни) характеризуется первичным доверием или недоверием ребенка к окружению;

2) вторая фаза (раннее детство: 2-3-й годы жизни) характеризуется автономией или стыдом и сомнением;

3) третья фаза (дошкольный возраст: 4-5-й годы жизни) характеризуется инициативой или чувством вины;

4) четвертая фаза (школьный возраст: с 6 до 11-12 лет, т.е. до половозрелости) характеризуется чувством ценности и трудолюбия или малоценности;

5) пятая фаза (юношество) характеризуется личностной индивидуальностью, идентичностью или диффузией идентичности;

6) шестая фаза (молодость: 20-30 лет) характеризуется близостью, интимностью и солидарностью или изоляцией;

7) седьмая фаза (зрелость: 30-40 лет) характеризуется творческим началом, интегративностью или застоем;

8) восьмая фаза (старший взрослый возраст плюс старость, от 40 лет и старше) характеризуется целостностью личости или раздвоенностью, отчаянием. Ключевым в теории Э.Эриксона является понятие «идентичность», определяемое как «субъективное... ощущение тождества и целостности». Идентичность — это тождественность человека самому себе, включающая в себя усвоенный и субъективно принимаемый образ себя, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным Я, способность личности к конструктивному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития. Идентичность — это субъективное чувство непрерывной самотождественности, это условие, при котором человек ощущает себя неизменным (в своих существенных проявлениях), действуя в самых разных жизненных обстоятельствах. В самоидентичности индивид переживает чувство того, что он остается тем же самым, что у него есть преемственность целей, намерений и представлений.

4. Социокультурная теория К. Хорни, в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений. Хорни доказывала, что решающим фактором в развитии ребенка являются социальные отношения между ребенком и родителями. Для детства характерны две потребности: потребностей и в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т. д. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности — желание быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. В удовлетворении этой потребности ребенок полностью зависит от родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности, и вероятнее всего сформируется здоровая личность. Если многие моменты в поведении родителей травмируют потребность ребенка в безопасности (неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, оказание явного предпочтения братьям я сестрам ребенка), то весьма вероятно патологическое развитие личности. Основным результатом такого дурного обращения родителей с ребенком является развитие у него базальной враждебности. В этом случае ребенок и зависит от родителей, и испытывает к ним чувство обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такой защитный механизм, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой — подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить. Эти подавленные чувства враждебности проявляются невольно во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. Таким образом, у ребенка проявляется базальная тревога, ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира.

26.  Гештальтпсихология как учение о целостных структурах психики (М. Вертгеймер, В. Кёллер, К. Коффка, К. Левин).

Гештальтпсихология явилась наиболее продуктивным вариантом решения проблемы целостности в немецкой и австрийской психологии, а также философии конца XIX- начала XXвека.

Основателями гештальтпсихологии (от нем. Gestalt - образ, структура считаются немецкие психологи М. Вертгеймер В. Келлер, К. Коффка , К. Левин .

Эти учеными были установлены следующие идеи гештальтпсихологии:

1. Предмет изучения психологии - сознание, но его понимание должно строиться на принципе целостности.

2. Сознание есть динамическое целое, то есть поле, каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными.

3. Единицей анализа этого поля (т. е. сознания) выступает гештальт - целостная образная структура.

4. Метод исследования гештальтов - объективное и непосредственное наблюдение и описание содержаний своего восприятия.

5. Восприятие не может происходить от ощущений, так как последнее не существует реально.

6. Зрительное восприятие является ведущим психическим процессом, определяющим уровень развития психики, и имеет свои закономерности.

7. Мышление не может рассматриваться как сформированный путем проб и ошибок набор навыков, а есть процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть через инсайт в настоящем, в ситуации «здесь и теперь». Прошлый опыт не имеет никакого значения для решения поставленной задачи.

К. Левин разработал теорию поля и применяя эту теорию, он изучал личность и ее феномены: потребности, волю. Гештальт-подход проник во все области психологии. К.Гольдштейн применил его к проблемам патопсихологии, Ф.Перлз – к психотерапии, Э.Маслоу – к теории личности. Гештальт-подход был с успехом использован и в таких областях, как психология научения, психология восприятия и социальная психология.

История гештальтпсихологии начинается в Германии в 1912 года. Исследования охватывали восприятие, мышление, потребности, аффекты, волю.

Представители гештальтпсихологии считали, что предметом психологической науки является исследование содержания психики, анализ познавательных процессов, а также структуры и динамики развития личности.

Главная идея этой школы состояла в том, что в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигуры - гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей.

Методологический подход гештальт-психологии базировался на нескольких основаниях – понятии психического поля, изоморфизма и феноменологии.

Принцип изоморфизма рассматривался гештальтпсихологами, как выражение структурного единства мира - физического, физилогического, психического. Психические гештальты изоморфны (подобны) физическим и психофизическим. То есть процессы, которые происходят в коре головного мозга, сходны с теми, которые происходят во внешнем мире и осознаются нами в наших мыслях и переживаниях, как подобные системы в физике и математике (так круг изоморфен овалу, а не квадрату).

Психические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле. При этом сами гештальты могут изменяться, становясь все более адекватными предметам внешнего поля. Может измененяться и поле, в котором прежние структуры располагаются по-новому, благодаря чему субъект приходит к принципиально новому решению задачи (инсайт).

Рубин(1881-1951) открыл феномен фигуры и фона.

Среди достижений гештальтпсихологов следует отметить:

- концепцию «психофизического изоморфизма» (тождества структур психических и нервных процессов);

- представление о «научении через инсайт» (инсайт – внезапное понимание ситуации в целом);

- новую концепцию мышления (новый предмет воспринимается не в своем абсолютном значении, но в его связи и сопоставлении с другими предметами);

- представление о «продуктивном мышлении» (т.е. творческом мышлении как антиподе репродуктивного, шаблонного запоминания);

- выявление феномена «прегнантности» (хорошая форма сама по себе становится мотивирующим фактором).

Гештальттерапия

Гештальт с немецкого – конфигурация частей, образ, целостность. Согласно сторонникам гештальт-подхода для понимания поведения и ситуации важен не только их анализ, но и рассмотрение общего контекста. К примеру крик футбольного болельщика совсем иное, чем крик, раздавшийся на пустынной улице; голый человек под душем вовсе не то же, что голый прогуливающийся по Невскому проспекту.

Главным в гештальте является то что актуально сейчас (включая всплывающие воспоминания и планы на будущее). Целенаправленных поисков причин или объяснений нынешних проблем и трудностей в зависимости от прошлого опыта не проводиться. У клиента отсутствует возможность списать свои сегодняшние невзгоды на ужасное детство. Гештальт требует от клиента затрат, направленных на осознавание и проживание своих ситуаций, с их гневом и страхом, тоской и любовью. Гештальт–терапию иногда называют терапией действием: она строиться не сколько на говорении, сколько на чувствовании и драматизации. Осознанное проигрывание минувших ситуаций «здесь и теперь» позволяет по-новому увидеть привычное.

Положения, сформированные Дж. Зинкером, одним из самых известных среди ныне практикующих гештальтистов. Он полагает, что посредствам гештальт терапии человек:

- продвигается к расширению осознанности себя и своего окружения

- научается овладевать своим опытом, скорее присваивать себе собственные переживания, нежели проецировать их на других

- научается осознавать свои потребности и развивает способы их удовлетворения своими силами, не ущемляя права других

- продвигается к более полному контакту со своими ощущениями; научается видеть, слышать, нюхать, пробовать на вкус…то есть наслаждаться всеми аспектами своего бытия

- присваивает опыт собственной силы, могущества и способности к самоподдержке, уходя от «плача в желетку» или обвинений в адрес других,

которые могли быть привычными способами получения поддержки из окружающей среды

- становиться сенсетивным к своему окружению

- научается принимать на себя ответственность, за свои действия и их последствия

-чувствует себя комфортно при осознавании собтвенных фантазий и их выражений.

Человек меньше рассеивает свою энергию, креативно интегрируя конфликтующие чувства внутри себя, не используя их против собственного организма и не расщепляя свое поведение.

Теоретико-методологическими корнями Гештальта явились психоанализ и гештальт-психология, экзистенциализм и феноменология, восточные духовные практики и гуманистическая психология. В определенном смысле Гештальт находиться на пересечении западных и восточных культур, представляя причудливый синтез их особенностей.

Гештальт-терапия помогает человеку восстановить его границу-контакт с окружающей средой. Иными словами , основное внимание уделяется здесь осознанию собственных потребностей и механизмам самоблокирования процесса их удовлетворения или так называемым срывом цикла контакта. В парадигме Гештальта такие механизмы рассматриваются как дефекты границы-контакта и именуются также сопротивлениями (защитами). К ним разные авторы относят:

конфлуэнцию – человеку трудно опознать и выделить одно из своих переживаний как главное или невозможно обособить себя от других людей

интроекцию – человек впускает внутрь себя некие идеи, установки, убеждения и т.д. от другого человека без «переваривания» этого материала

проекцию – когда нечто, принадлежащее моему внутреннему миру, я приписываю фигурам внешнего мира, другим людям или неживым объектам.

ретрофлексию – то, что адресовано другим, человек поворачивает в свой собственный адрес

профлексию – когда человек делает другому то, что хотел бы получить от него для себя

эготизм (гипретрофия ЭГО) – когда границы человека на замке и полностью раствориться , окунуться в происходящее с головой он не может.

дефлексию – человек избегает прямого контакта и достигает цели обходным путем

девалидизацию

В личной истории циклы контакта(циклы удовлетворения потребностей) часто оказываются незавершенными. Один мучается, глотая обиды, не решаясь постоять за себя и дать отпор; другой страдает, но не показывает виду, что ему страшно или больно, дабы не травмировать окружающих; кто-то терзается, подавляя радость и веселье, так как считает их неуместными в компании людей с постными физиономиями. К счастью, многие из подобных ситуаций не являются особенно значимыми и забываются в водовороте жизни, не давая о себе знать в дальнейшем. Впрочем, нередко подавленные чувства, несказанные слова, невыясненные отношения и несовершенные поступки продолжают жить в человеке спустя годы. Они напоминают о себе неожиданно: среди полного благополучия вдруг появляется напряжение, и человек ведет себя неадекватно ситуации. Неудовлетворенная потребность продолжает будоражить, взываю к утолению; опыт ищет завершения. За многими жалобами можно обнаружить незаконченные ситуации (незакрытые гештальты).

По сути центральным понятием в Гештальте является триада: актуальность-осознанность-ответственность. Гештальт-терапия и гештальт-подход помогают людям осознать механизмы, которые толкают на повторение привычных паттернов поведения; обрести внутренний локус контроля и развить способность принимать ответственность за свои мысли, переживания, слова и дела, за собственный стиль жизни.



2020-03-19 322 Обсуждений (0)
Психоананализ как учение о глубинной психике в бессознательном (З. Фрейд и др.). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психоананализ как учение о глубинной психике в бессознательном (З. Фрейд и др.).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (322)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)