Уильям Джемс (1842-1910)Главный труд – «Основы психологии» (1890).
В «Основах психологии» Джемса заложен главный принцип американского функционализма: цель психологии - не выявление элементов опыта, а изучение функции приспособления сознания. Джемс рассматривал психические процессы как полезную, функциональную деятельность живых организмов в их попытках выжить и приспособиться к окружающему миру. Он полагал, что сознание обладает биологической полезностью, в противном случае оно не выжило бы. Цель, или функция сознания – дать человеку способность - в виде умения выбирать - приспособиться к окружающей среде. Джемс подчеркивал ценность прагматизма для психологии. Егo главный принцип заключается в том, что обоснованность идеи или понятия должна быть рассмотрена в терминах их практических последствий. В популярной форме прагматический взгляд можно выразить словами «истинно то, что дает результат». Согласно Джемсу, психическая жизнь есть постоянная смена качественностей – поток сознания. Чистый опыт представляет собой непрерывный поток жизни, который «поставляет материал для нашего последующего отражения». Но тогда и наше отражение, сознание представляет собой не статичный предмет, а непрерывное движение, поток мысли. При этом истинность или ложность мысли проверяется не сама по себе, а в соотношении с другими частями нашего опыта, с реальной практической пользой этой мысли. Непрерывность мысли объясняет возможность самоидентификации, несмотря на постоянные разрывы в сознании. В непрерывном потоке выделяются некоторые переходные состояния. В отдельных частях потока сознания быстрота течения разная. Существуют устойчивые (чувственные впечатления) и изменчивые состояния сознания (мысли об отношениях). Свойства сознания: 1)каждое состояние сознания стремится быть частью личного сознания 2)состояния изменчивы в границах личного сознания 3)всякое личное сознание – непрерывная последовательность ощущений 4)селективность сознания. Эти состояния, т. е. сознавание отношений между явлениями сознания — пространственных, временных, сходства, различия невозможно схватить самонаблюдением. С точки зрения Джемса, исследование законов, по которым работает сознание, протекает выбор или отвержение, и составляет главную задачу психологии. При этом Джемс подчеркивал приоритетность изучения именно работы сознания, а не его структуры. Изучая работу сознания, он пришел к открытию двух основных его детерминант - внимания и привычки.
24. Бихевиоризм как учение о поведении (Дж. Уотсон, Э Толмен, К. Халл, Б. Скиннер) Бихевиоризм возник в США основоположником был Дж. Уотсон (1878—1958). В классическом бихевиоризме схема «стимул — реакция» (S — R) рассматривается как механизм образования новых форм поведения и считается достаточной для описания процесса образования поведенческого акта любой сложности. Центральный вывод классического бихевиоризма состоит в следующем: развитие психики происходит при жизни ребенка и зависит в основном от социального окружения. Внешние, средовые воздействия (наборы стимулов), таким образом, определяют содержание поведения ребенка и характер его развития. Классическое обусловливание приводит к формированию респондентного поведения, т.е. к образованию характерных ответных реакций на известный стимул, всегда предшествующий во времени. Профессор университета Беркли (Калифорния), американец Эдвард Толмен (1886-1959), согласно которому формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов, и поэтому выглядеть следующим образом: стимул (независимая переменная) - промежуточные переменные - зависимая переменная (реакция). Среднее звено (промежуточные переменные) - не что иное, как недоступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания. Он предположил, что причины поведения включают пять основных независимых переменных: стимулы окружающей среды, психологические побуждения, наследственность, предшествующее обучение и возраст. Поведение является функцией всех этих переменных, что может быть выражено математическим уравнением. Таким образом, формула «S-R» должна читаться как «S-O-R». Промежуточными переменными является все, что связано с «О», то есть с организмом, и формирует данную поведенческую реакцию на данное раздражение. Толмен предложил собственную когнитивную теорию научения, полагая, что повторяющееся выполнение одного и того же задания усиливает возникающие связи между факторами окружающей среды и ожиданиями организма. Беррес Фредерик Скиннер (1904-1990) выдвинул теорию оперантного бихевиоризма. Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, он сформулировал положение о трех видах поведения: безусловно-рефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном. Последнее и составляет специфику учения Б. Скиннера. Оперантное поведение предполагает, что организм активно воздействует на окружение и в зависимости от результатов этих активных действий они закрепляются или отвергаются. Проанализировав поведение, Скиннер сформулировал свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название «последовательного наведения на нужную реакцию». Скиннер выделяет четыре режима подкрепления: Режим подкрепления с постоянным соотношением, когда уровень положительного подкрепления зависит от количества правильно выполненных действий. Режим подкрепления с постоянным интервалом, когда организм получает подкрепление после того, как пройдет строго фиксированное время с момента предыдущего подкрепления. Режим подкрепления с вариативным соотношением. Режим подкрепления с вариативным интервалом. Скиннер выделял позитивные и негативные подкрепления, а также позитивные и негативные наказания. Еще одним представителем необихевиоризма являлся профессор Йельского университета Кларк Халл (1886--1952). Делая упор в основном на учение И. П. Павлова об условных рефлексах, он полагал, что центральную роль при использовании данного понятия принадлежит силе навыка, для проявления которой, необходимы определенные физиологические потребности. Халл ввел в формулу «стимул - реакция» другое среднее звено, а именно - потребность организма (пищевую, сексуальную, потребность во сне и др.). Именно определенная потребность может придавать поведению энергию, создает незримый потенциал реакции, который разряжается при подкреплении, тогда и происходит фиксация реакции и организм чему-то научается. Поэтому формула Халла приобрела следующий вид: стимул - организм - реакция. Организм означает отдельные внутренние, а значит невидимые процессы. Халл описал четыре метода, которые он считал полезными для науки. Три из них уже были в употреблении: простое наблюдение, систематически контролируемое наблюдение и экспериментальная проверка гипотез. Халл предложил четвертый метод - гипотетико-дедуктивный, который использует дедукцию на основании набора постулатов, определяемых априори. Дедуктивно выводимое заключение должно подвергаться экспериментальной проверке.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (292)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |