Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Гуманистическая психология как учение об уникальной самоактуализирующейся личности (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, Г. А. Мюррей, Г. Мерфи, Р. Мей, В. Франкл).



2020-03-19 474 Обсуждений (0)
Гуманистическая психология как учение об уникальной самоактуализирующейся личности (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, Г. А. Мюррей, Г. Мерфи, Р. Мей, В. Франкл). 0.00 из 5.00 0 оценок




Причины возникновения: появилась как на правление, альтернативное психологическим школам середины века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную концепцию личности и ее развития. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности , творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение . К гуманистической психологии традиционно относят такие концепции, как:

- теория личностных черт Г. Олпорта,

- теория самоактуализации А. Маслоу,

- теория и индирективная психотерапия К. Роджерса,

- представления Ш. Бюлер о жизненном пути личности,

- идеи Р. Мэйя.

Теория личностных черт Г. Олпорта рассматривает человека как сложную "открытую" систему, в которой он выделяет интегративные уровни взаимодействия индивида с миром - условные рефлексы, навыки, черты личности, системы черт, варьирующие в разных случаях и образующие множественные Я-личности. Особое место в этой системе занимает мотивационно-потребностная сфера. В ней выделяются два уровня функционирования: уровень мотивов нужды и уровень высших мотивов, или мотивов развития . Развитие мотивационной сферы в единстве с формированием обобщенных навыков поведения ведет, согласно Олпорту, к формированию основных свойств личности, называемых им чертами. Черта - предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. В процессе развития одни черты становятся второстепенными, подчиняющимися, другие приобретают характер кардинальных и центральных черт. Кардинальные - черты, которые преобладают в поведении человека практически во всех ситуациях, центральные являются типичными для человека, но проявляются не во всех ситуациях.

Одно из центральных мест в теории самоактуализации Маслоу занимает проблема мотивации. По Маслоу, социальность заключена в самой природе человека и выступает как его биологически обусловленное свойство. Наблюдаемые в обществе агрессивные действия и поступки людей, черты жестокости вызваны не природой, а антигуманными условиями воспитания и жизни личности, некоторыми традициями, присущими социуму . Мотивация как движущая сила развития личности рассматривалась им в качестве тенденции, нарушающей психическое равновесие индивида. Именно такое нарушение гомеостазиса ведет к росту, развитию, самоактуализации личности, т.е. к желанию, которое определялось Маслоу как стремление человека быть тем, кем он может быть. Понятие самоактуализации занимает ведущее место в его концепции.

Одним из важных положений теории К. Роджерса является суждение о том, что индивид существует в постоянно изменяющемся мире, центром которого является он сам. Это индивидуальное пространство было названо феноменальным миром и включает в себя все, что чувствует человек (организм) не зависимо от того, осознанно или не осознанно это чувство. Осознание того или иного чувства было им названо символизацией объекта. Человек реагирует не на какую-то абсолютную реальность, а на свое восприятие этой реальности. Это положение является одним из оснований феноменологического направления, представителем которого был Роджерс. Личность имеет одну основную тенденцию и стремление - актуализировать, сохранять и укреплять организм как средоточие опыта, развиваться в направлении зрелости. Организм движется в сторону большей независимости и ответственности, в сторону самоуправления, саморегуляции и автономии. Эта потребность в самоактуализации заложена в каждом человеке от рождения, однако воспитание и нормы, установленные обществом, принуждают его забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности, навязанные другими. В этом отклонении и кроется источник аномалий поведения.

В процессе работы терапевт стремится к тому, чтобы помочь человеку максимально раскрыться, реализоваться. Основными условиями личностно-центрированного подхода являются - эмпатия, конгруэнтность и безусловное положительное принятие клиента. Конгруэнтность - это соответствие между Я-концепцией и опытом, или Я-концепцией и организмическим Эго. Безусловное положительное отношение (бескорыстная теплота, забота, высокая оценка, принятие, уважение) включает в себя готовность консультанта отражать разнообразные чувства клиента - любовь, радость, гнев, негодование и др. Эмпатия - ощущение внутреннего мира клиента как своего собственного, но при сохранении качества "как будто". Эмпатия - способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей.

Франкл В. Разработал собственной психологическое учение, в которой было постулировано, что основной движущей силой развития личности выступают поиски смысла. При отсутствии смысла возникает „экзистенциальный вакуум", проявляющийся как невроз. Помочь пациенту можно лишь инициировав его собственную активность. На основе этих идей разработал комплекс психотерапевтических мероприятий, названный им логотерапией .

Принципы гуманистической психологии:

Принцип развития , который означает, что человек постоянно стремится к новым целям, самосовершенствованию благодаря наличию у него врожденных потребностей - стремления к самореализации, потребности в самоактуализации, желания осуществлять непрерывное поступательное развитие.

Принцип целостности , позволяющий рассматривать личность как сложную открытую систему, направленную на реализацию всех своих потенциалов.

Принцип гуманности , означающий, что человек по своей природе является добрым и свободным, и только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной сущности, делают его агрессивным и отчужденным.

Принцип активности , позволяющий принять субъекта как самостоятельно мыслящее и действующее существо, в жизни которого другой человек (например, психотерапевт) может играть роль поддерживающего, безусловно принимающего, создающего благоприятные условия для его развития партнера. Психотерапевт изменяет установки клиента, помогает взять ответственность на себя, но при этом не учит и не наставляет.

Принцип неэкспериментального исследования личности , который основан на идее целостности, и соответственно невозможности адекватного изучения личности по отдельным фрагментам, поскольку система (а таковой и является личность) чаще всего обладает такими свойствами, которые не присущи ее отдельным частям.

Принцип репрезентативности , означающий, что цель и объект исследования в гуманистической психологии совпадают, т.к. задача изучения нормально и полноценно функционирующего человека реализуется на выборе здоровых, самореализующихся личностей



2020-03-19 474 Обсуждений (0)
Гуманистическая психология как учение об уникальной самоактуализирующейся личности (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, Г. А. Мюррей, Г. Мерфи, Р. Мей, В. Франкл). 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Гуманистическая психология как учение об уникальной самоактуализирующейся личности (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, Г. А. Мюррей, Г. Мерфи, Р. Мей, В. Франкл).

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (474)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)