Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Менеджмент на малом предприятии



2020-03-19 195 Обсуждений (0)
Менеджмент на малом предприятии 0.00 из 5.00 0 оценок




некоммерческий менеджмент персонал управление

Слово «менеджмент» (от англ, management - буквально «управление», «руководство») сегодня широко применяемое, в русском языке большее распространение получил термин «управление». Для полного взаимопонимания данные понятия принято рассматривать как синонимы.

Определим, что менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента .

Специфическая характеристика менеджмента в малом бизнесе, выступающая в качестве барьера для развития, - невысокий уровень специализации управленческих функций. Он приводит к необходимости «всем заниматься всем». Поэтому наличие квалифицированного персонала имеет особое значение для малых предприятий.

В зависимости от численности работающих на предприятии, имеет свою специфику и менеджмент. Таким образом, выделяют три уровня управления:

.   Неорганизованное управление - соответствует малым предприятиям с численностью работающих до 20 человек. В них отсутствует специальное управленческое подразделение, само управление ведется на элементарном уровне.

.   Организованное управление - характерно для предприятий с численностью работающих от 21 до 100 человек. В них имеется специальное управленческое подразделение, способное организованно управлять хозяйством.

.   Научно обоснованное организованное управление - соответствует предприятиям с численностью работающих более 100 человек. На таких предприятиях имеются хорошо организованные управленческие подразделения, каждое из которых обладает более высокой технологией управления в своей области.

Рассмотрим виды менеджмента, под которыми понимаются специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента. В научной литературе упоминается, что сложность и разнообразие управленческой деятельности позволяет выделить до 80 разновидностей управления. В таблице 1.2 (приложение И) дана характеристика и особенности наиболее важных и значимых видов менеджмента для малого бизнеса.

Все перечисленные виды управления в практике тесно переплетены и взаимообусловлены, что существенно усложняет управленческую деятельность, но использование возможностей видового разнообразия систем управления ведет к повышению их потенциала и эффективности.

В целом же, можно констатировать факт, что разнообразие видов менеджмента связано, прежде всего, с разнообразием направлений использования и особенностей реализации процесса управления и что дифференциация менеджмента имеет объективный характер.

Рассмотрим далее понятие системы менеджмента в малом бизнесе и ее элементы. В литературе дается несколько определений данному понятию, остановимся на этом.

Система управления (менеджмента) малого предприятия представляет собой множество взаимосвязанных элементов (звеньев), составляющих единое целое, реализующих процесс управления для достижения поставленных целей управления [14, 36].

Основные элементы системы управления предприятия, показаны на рис 1.1. (приложение К) Управление малым предприятием, чтобы оно было эффективным, должно включать в себя также все представленные элементы [8, 15].

Особое место отводится в управлении определению цели. Цель в общем понимании - это идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности человека, непосредственный мотив, направляющий и регулирующий человеческую деятельность.

Содержание цели управления малым бизнесом зависит от объективных законов рыночной действительности, разных возможностей руководителя фирмы и применяемых средств для достижения цели.

Различают стратегические (глобальные) и тактические (локальные) цели.

Критерий достижения цели - количественный показатель, определяющий меру или степень оценки достижения цели по сравнению с другими возможными вариантами (альтернативами). Критерий всегда имеет количественную оценку и направлен в зависимости от показателя, на минимизацию или максимизацию состояния системы [8, 28].

В качестве глобальной цели малого предприятия можно принять определение цели, распространяемой на всех членов трудового коллектива. То есть глобальная цель разделяется на шесть основных стратегических целей в зависимости от сфер деятельности организации: учебную, научную, хозяйственную, управленческую, экономическую, маркетинговую.

Важной характеристикой структуры управления являются функциональные, информационные, материальные и иные связи. Взаимосвязи между элементами структуры (работниками, органами, структурными подразделениями) могут быть двух типов: вертикальные и горизонтальные [14, 203]:

Вертикальные - это связи подчинения и руководства, горизонтальные - связи кооперации, взаимодействия равноправных элементов.

Горизонтальные связи - это связи между различными подразделениями организации, прямо не подчиненными друг другу. Их необходимость видится в совместной, согласованной работе специализированных элементов структуры внутри организации.

На малом предприятии, когда, как правило, высшим звеном является один руководитель, а все остальные сотрудники ему подчиняются, важно организовать горизонтальные связи между работниками и подразделениями для быстрого и эффективного решения текущих и стратегических задач.

Одной из главных задач построения системы управления организацией является формирование миссии (от английского mission - видение) - четко выраженной глобальной цели существования организации. В ней обычно декларируется цель и принципы работы организации, определение самых важных отличительных особенностей продукта, отношение к потребителю и конкурентное положение на рынке [8, 38].

Центральным моментом, при формировании миссии, должно быть определение глобальной цели организации, интересов и ценностей потребителей продукции. Обозначим главные компоненты миссии:

- глобальная цель предприятия;

отличительные особенности оказываемых услуг;

интересы, ожидания и ценности потребителей (покупателей) услуг;

область и отрасль деятельности организации;

отношение к окружающей среде и обществу;

будущие намерения организации (перспективы развития);

качество услуг по отношению к конкурентам (другим учреждениям);

цена (стоимость) услуг и их потребительная ценность.

Отметим, что практика функционирования малых предприятий в России, показывает, что функции управления в небольших организациях берет на себя ее владелец, т.е. происходит совмещение должностей. Однако это не всегда оправдано, поскольку отказ от делегирования полномочий влечет за собой дефицит времени на управленческую деятельность и в конечном итоге отрицательно сказывается на результатах работы. Руководитель фирмы должен не только заниматься текущими делами, но и смотреть вперед, видеть перспективы развития своего предприятия.

Анализ внешней среды - одна из наиболее сложных сфер управленческой деятельности, требующая переработки больших массивов разнородной информации и учета факторов прямого (характер и состояние рыночных отношений, хозяйственные связи фирмы, регулирование предпринимательской деятельности) и косвенного воздействия (общеэкономические и общеполитические).

Анализ внешней среды необходимо для обеспечения эффективности и конкурентоспособности работы предприятия. Так как конкурентоспособность является главным критерием современной системы управления. Это особенно важно для предприятий малого бизнеса, где без соблюдения этих условий трудно рассчитывать на успех.

Для малого бизнеса наиболее простой является структура фирмы, находящейся в единоличном владении. По мере роста предприятия и объема продаж возникает необходимость создания управленческой группы. Она может включать управляющего (собственника фирмы), менеджера по снабжению, по сбыту, бухгалтера и т.п. в зависимости от вида деятельности фирмы. Но даже при такой простой организационной структуре многие малые фирмы сталкиваются со сложными проблемами. Как показывает опыт, один из основных факторов, способствующих разорению малых фирм - нехватка управленческих знаний у владельцев и управляющих этих предприятий. Поэтому они для выживания и эффективного функционирования в условиях жесткой конкуренции рано или поздно вынуждены прибегать к услугам консультационных фирм или привлекать на работу профессиональных менеджеров [16, 124].

Существуют различные типы управления малым предприятием, рассмотрим некоторые из них в таблице 1.2 (приложение Л)

Таким образом, тип управления - это характеристика того, как принимаются (управленческая форма) и каким способом реализуются (рычаг управления) управленческие решения. Типы управления, конечно, должны соответствовать культуре организации, и, следовательно, особенностям персонала, который в ней работает. Одна из существенных причин неэффективности управления - рассогласование между этими параметрами организации.

Рассмотрим положение предприятий малого бизнеса в современной России. На сегодняшний день в России малый бизнес пока не стал основой экономики: в наших условиях он может быть во многих случаях лишь связующим звеном, которое обеспечит бесперебойную работу крупных промышленных предприятий.

Выделим основные особенности и трудности малого бизнеса в России в таблице 1.3 (приложение М)

Отметим, что как показывает зарубежный опыт, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

Сегодня в России весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Неоправданно высокое налогообложение «убивало» в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляли предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). В данное время стали заметны подвижки в реформировании налогового законодательства. Это дает определенные шансы, как начинающим предпринимателям, так и уже действующим.

Необходимо рассмотреть такое понятие, как качество управления (менеджмента) на малом предприятии. Эффективность управления определяется степенью взаимодействия сознательной управленческой деятельности с законами рыночной экономики экономически рассчитывается соизмерением полученного эффекта и использованных ресурсов и затрат на управление [18, с. 92].

Соответственно, каждое предприятие имеет целью повышение качества управления - что выражается в обеспечение прибыльности, или доходности в деятельности предприятия путем рациональной организации производственного процесса.

Критерием оценки качества управления выступает прибыль предприятия, которая должна с течением времени возрастать.

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития бизнеса..

Возможные сочетания прибыли с влияющими на нее факторами дают в итоге множество показателей рентабельности, различных не только по решаемым задачам и содержанию, но и по использованным при ее расчете показателям прибыли.

Экономическая эффективность работы предприятия - это соотношение полезного результата и на производственный процесс. Экономическая эффективность измеряется системой ключевых показателей и определяется на основании стратегии предприятия по достижению им поставленной собственником цели. И в итоге, характеризует результативность деятельности предприятия с точки зрения его собственника, как текущую, так и в ближней и дальней перспективах.

Рентабельность - это относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим.

Анализ показателей рентабельности предприятия проводится по следующим формулам, представленных в таблице 1.4 на основании форм бухгалтерской отчетности №1 и 2 (бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) .

 

Таблица 1.4. Анализ рентабельности хозяйственной деятельности предприятия

Показатель рентабельности Алгоритм расчета Используемые величины
Рентабельность продаж Ппр - прибыль от продаж  
Рентабельность необоротных активов ЧП - чистая прибыль ВА - внеоборотные активы  
Рентабельность оборотных активов ЧП - чистая прибыль ОА - оборотные активы  
Рентабельность собственного капитала ЧП - чистая прибыль СК - собственный капитал  
Рентабельность заемных средств ЧП - чистая прибыль ЗК - заемный капитал  
Рентабельность текущих затрат ЧП - чистая прибыль З - затраты, себестоимость работ, услуг  

 

В качестве обобщающей оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятия могут быть использована следующая методика на основании анализа комплексных показателей (табл. 1.5.)

 

Таблица 1.5. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия

Показатель рентабельности Алгоритм расчета Показатели расчета

Показатель эффективности использования экономического потенциала предприятия        - показатель эффективности использования экономического потенциала предприятия;

ВП - среднегодовая выручка от продаж услуг;

ФЗП - средства на оплату труда;

ОС - среднегодовая стоимость оборотных средств;

ОФ - среднегодовая стоимость основных средств;

 - нормативный коэффициент, равный 0,12.  

Показатель эффективности финансовой деятельности     - показатель эффективности финансовой деятельности;

ВП - сумма валовой прибыли.  

Показатель эффективности трудовой деятельности          или  - показатель эффективности трудовой деятельности;

Ч - среднесписочная численность работников;

СЗ - средняя заработная плата одного работника. ФЗП - фонд заработной платы  

 

На основании трех рассчитанных показателей исчисляется интегральный показатель экономической эффективности хозяйственной деятельности:

 

 

где  - интегральный показатель экономической эффективности хозяйственной деятельности.

С помощью данных расчетов можно оценить эффективность использования экономического потенциала предприятия и сравнить имеющиеся у него ресурсы с основным конечным результатом деятельности - выручкой полученной от реализации товаров, услуг. Оценить. при каких ресурсах достигнут основной финансовый результат деятельности предприятия и насколько эффективно используются эти ресурсы. А также рассчитать прирост производительности труда на 1 руб. увеличения средней заработной платы.

Эффективность управления заемным капиталом определяется эффектом финансового рычага.

Эффект финансового рычага - это приращение к рентабельности собственного капитала за счет использования кредита несмотря на его платность [17, с. 114]. Расчет эффекта финансового рычага (ЭФР) поводится по данным бухгалтерской отчетности по алгоритму, представленному в таб. 1.6.

 


Таблица 1.6. Алгоритм расчета эффекта финансового рычага

Формула расчета Показатели
L - ставка налогообложения прибыли=0,24; RЭ - экономическая рентабельность, %; СРСП - средняя расчетная ставка процента ЗК - заемный капитал СК - собственный капитал  
Rэ - экономическая рентабельность Прибыль эксплуатационная (ПЭ) - это сумма прибыли до налогообложения (Пдн) и финансовых издержек. Активы - сумма актива баланса  
ФИ - финансовые издержки ЗК - заемный капитал  

 

Также в экономической литературе эффективность управления организацией рассчитывается как отношение экономии (прибыли) от внедрения конкретного результата к затратам на её создание по формуле:

 

Е = Э/З,

 

Где Е - экономическая эффективность, доли;

Э - экономия или прибыль, руб.;

З - затраты на создание экономии, руб.

Срок окупаемости затрат показывает за сколько лет окупаются капитальные затраты и рассчитывается как отношение капитальных затрат к получаемой экономии (прибыли) по формуле [8, с. 272].:

 

 

где Т - срок окупаемости капитальных затрат, годы.

Э - экономия или прибыль, руб.;

З - затраты на создание экономии, руб.

Также каждый руководитель должен знать о законе циклического развития организации и принимать решения, в соответствии с особенностями того этапа, на котором находится организация. Любая компания, фирма в процессе своего развития постоянно изменяется, но это предсказуемые изменения. Выигрывают те, кто может предвидеть системное поведение организации.

Жизненный цикл имеет следующий вид: зарождение и становление, рост, когда фирма активно заполняет выбранный ею сегмент рынка, зрелость, когда фирма пытается сохранить имеющуюся долю рынка под своим контролем и старость, когда фирма быстро теряет свою долю рынка и вытесняется конкурентами. В дальнейшем организация либо ликвидируется, либо вливается в более крупную, либо разбивается на более мелкие организации, которые в зависимости от ситуации могут оказаться на стадии роста или зрелости (реже - других стадиях).

Таким образом, главным требованием к управлению малым предприятием в условиях рынка является обеспечение его приспособляемости к меняющимся условиям хозяйствования.



2020-03-19 195 Обсуждений (0)
Менеджмент на малом предприятии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Менеджмент на малом предприятии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (195)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)